Автор: Наумова Ирина Александровна
Должность: преподаватель хоровых и теоретических дисциплин
Учебное заведение: МКУ ДО "Зерносовхозская ДШИ"
Населённый пункт: п. Новоселки Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Вопросы музыкального обучения учащихся младшего возраста в классе сольфеджио ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Зерносовхозская детская школа искусств»
Ульяновская область, Мелекесский район, п. Новосёлки
Методическая разработка:
«Вопросы музыкального обучения учащихся младшего
возраста в классе сольфеджио ДШИ»
Автор: преподаватель высшей квалификационной
категории Наумова Ирина Александровна
п. Новосёлки 2022 г.
Структура работы:
1.
Пояснительная записка.
2.
Отбор учащихся. Диагностика музыкальных способностей.
3.
Некоторые принципы обучения детей на уроках сольфеджио и
музыкальной грамоты.
-Приёмы «нотописания».
-Слуховые упражнения.
-Интонационная работа. Развитие ладового чувства.
-Развитие метроритмического чувства.
4.
Заключение.
5.
Список литературы.
Пояснительная записка.
Современное дополнительное образование, нацеленное на
воспитательную составляющую единого процесса обучения и развития,
может обеспечить гармонию ребёнка с самим собой, с обществом, с
природой,
с
человеческой
деятельностью.
И
как
результат
–
это
формирование устойчивых и позитивных отношений ко всему окружающему
миру: к людям, к природе, к себе.
«Образование в детской школе искусств - «творческое», так как оно,
обучает не столько информационным, сколько душевным «предметам»:
творческому мышлению, способам раскрытия одарённости, представлению,
фантазии, воображению, изменяющимся умениям и навыкам, интуиции и
смекалке, эмоциональной культуре». (В.Ражников Москва, 2004 г.)
Нет необходимости доказывать, что дети, обучающиеся в ДШИ, по
сравнению с обычными учениками общеобразовательной школы, более
развиты во всех отношениях. Основой всестороннего развития личности
является сама жизнь, в которой, большую роль играет целеустремлённый
творческий труд, но жизнь без искусства не формирует и не воспитывает
человека целостного, всесторонне и гармонично развитого.
Работа с учащимися дошкольного и младшего школьного возраста очень
ответственна и трудна, так как первый преподаватель по специальности,
сольфеджио, хору закладывает фундамент будущего отношения к музыке.
Важно,
чтобы
музыкальное
образование
и
воспитание
детей
было
направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки,
способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых
способностей и потребности слушать музыку. Также необходимо создавать
приятную,
радостную
атмосферу,
обеспечивающую
юному
ученику
психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях.
Предмет сольфеджио является практической дисциплиной и направлен на
развитие
музыкальных
способностей.
Он
вырабатывает
у
учеников
определённую систему знаний и навыков, необходимых для их последующей
музыкальной деятельности.
С чего же начать? С какими трудностями придётся столкнуться
преподавателю в организации образовательного и воспитательного процесса?
Важно помнить, что предназначение современного преподавателя - особое,
детям нужно дать не только разнообразную информацию, воспитать в них
исполнительские и художественно-выразительные умения и навыки, но и
включить их в творческую деятельность, и этот процесс должен быть
интересным и занимательным.
Актуальность представленной работы заключается в том, что она
затрагивает некоторые вопросы применения новейших педагогических
технологий и методов в учебно-образовательной деятельности юных
музыкантов. Как утверждает В.М. Монахов, «педагогическая технология –
это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической
деятельности по проектированию, организации и проведению учебного
процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и
учителя».
Игровые технологии - прекрасно подходят для использования в работе с
малышами. Дети младшего возраста по своим психологическим возрастным
особенностям не могут трудиться как взрослые люди. Наиболее полно они
раскрывают свои возможности в игре. Она мобилизует эмоции детей, они
меньше отвлекаются, ведь игра полностью поглощает их. Безусловно,
начальный
этап
обучения
должен
быть
увлекательным,
изобиловать
разнообразием
впечатлений.
К
тому-же,
игра
создаёт
ту
особую
соревновательную атмосферу, в которой весь учебный материал усваивается
быстрее и прочнее.
Важно, чтобы начальный этап обучения основывался на
общепедагогических
принципах:
систематичность,
последовательность,
доступность,
вариативность,
и
планирование
образовательного
и
воспитательного процесса.
Цель уроков:
-эстетическое развитие личности ребёнка, расширение музыкального
кругозора;
- развитие музыкальных способностей детей;
- воспитание интереса к творческому труду и умения работать;
- развитие устойчивого познавательного интереса у детей через
разнообразные игровые формы обучения.
Из целей вытекают определённые задачи:
Образовательные:
-способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.
Развивающие:
-развивать у учащихся творческое мышление, способствовать
практическому применению умений и навыков, полученных на уроке;
-развивать их музыкальные способности
через эмоционально-
увлекательную и в то же время творчески-познавательную деятельность.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
-воспитывать дисциплину;
-воспитывать внимание, выдержку, стремление к творческому
результату;
-воспитывать любовь к музыке.
Отбор учащихся. Диагностика музыкальных способностей.
Первым вопросом, который ставится перед преподавателями ДШИ,
является отбор детей, способных к обучению музыке. Как оценить
перспективу, темпы роста, как измерить степень музыкальной одарённости?
Можно
ли
объективно
оценить
такие
качества
как
музыкальная
восприимчивость, эмоциональная отзывчивость?
Нужны ли приемные испытания ведь в музыкальных школах недобор и
отсутствие конкурса? Конечно нужны. Проверенная система испытаний
поможет избежать ошибок в выборе инструмента и даст своевременные
рекомендации по дальнейшему обучению. К тому-же, поведение малыша на
экзамене, его реакция на вопросы преподавателя должны выявить наличие
необходимых качеств для обучения: внимание, усидчивость, общий уровень
развитие интеллекта. И конечно же необходима оценка музыкальных
данных: слух, память, чувство ритма, лада.
Поступающие в ДШИ дети всегда очень разные по своему музыкальному
опыту: поющие и не поющие, понимающие и не понимающие тембр
фортепиано.
На приемных экзаменах в 1 класс можно использовать следующие формы
проверки:
-исполнение знакомой песни и пение ее от разных звуков в примарной зоне;
-повторение голосом незнакомой мелодии;
-узнать по мелодии известную песню;
-простукивание ритма мелодии данной преподавателем;
-воспроизвести ритмический рисунок песни шагами, ходьба под музыку;
-беседа, просьба рассказать о себе, рассказать стихотворение
-повторить за преподавателем сыгранные на фортепиано звуки;
-проверка физических данных для правильного выбора инструмента.
Вступительное испытание должно проходить творчески в игровой форме.
Поступающим следует задавать неожиданные вопросы, менять формы
опроса.
Некоторые принципы обучения детей на уроках сольфеджио и
музыкальной грамоты.
Предмет сольфеджио является практической дисциплиной и направлен на
развитие музыкальных способностей учащихся. Комплексный подход к
обучению на современном уровне предусматривает работу над развитием
музыкальности: музыкального слуха, чувства метроритма, музыкальной
памяти,
воображения,
эмоциональной
отзывчивости
на
музыку
и
эстетического вкуса.
Постепенность, целенаправленность развития, выверенность упражнений,
которые под силу ребёнку на данном этапе развития, запланированное,
последовательное
наращивание
трудностей
-
это
и
есть
залог
педагогического успеха в работе с юными музыкантами.
Также необходимо придерживаться следующим методическим
принципам:
-слуховые впечатления должны предшествовать теоретическим данным;
-доступность
заданий
и
возможность
самостоятельного
выполнения
требований преподавателя;
-увлекательность занятий;
-поступенная последовательность в усвоении трудностей;
-учёт индивидуальных возможностей каждого учащегося в группе;
-прививание навыков сочинения и простейшей импровизации;
-не механическая тренировка, а развитие.
Сложность работы преподавателя на занятиях с маленькими детьми
заключается в необходимости сочетать некоторые компоненты слухового и
интеллектуального развития учащихся:
-развитие музыкальной памяти;
-развитие творческого воображения;
-прививание навыков правильного звукоизвлечения;
-работа над расширением диапазона голоса;
-выработка слухового ощущения звуковысотных соотношений;
-формирование маторных ассоциаций при восприятии метроритмических
связей;
-работа над записью звуковысотных и ритмических отношений.
Приемы «нотописания».
Надо отметить, что особые трудности в процессе обучения на начальном
этапе
отмечаются
при
нотописании.
Умение
производить
уверенные
движения кистью и пальцами детьми 5-6 лет часто находится на очень
низком уровне и это замедляет общий темп работы группы. Поэтому на
начальном этапе обучения следует уделять этой работе много времени и
внимания. В помощь преподавателям ДШИ в последние годы ведущими
педагогами были разработаны и напечатаны прописи, в которых дети учатся
нотному письму, одновременно осваивая азы теории музыки. («Рабочие
тетради»
Калининой;
тестирующая
тетрадь
«Музыкальная
грамота»
Л.Алексеевой и.т.д.)
С первых занятий дети учатся писать вертикальные чёрточки одним
движением руки сверху вниз. Это подготовка к правописанию штилей и
тактовых чёрточек.
Далее две короткие вертикальные черты сверху
соединяются горизонтальной линией (обозначение восьмых), или четыре-
двумя горизонтальными линиями (обозначение шестнадцатых).
Перед написанием скрипичного ключа, предложить детям нарисовать
«компанию веселых улиток» (упражнение выполняется из одной точки по
кругу). Далее учимся писать скрипичный и басовый ключи в определенном
порядке, по элементам. Это самая трудоёмкая работа начального этапа
правописания музыкальных знаков. Поэтому необходимо строго следить за
тем, чтобы рука ребёнка при письме была свободной и пальцы судорожно не
сжимали карандаш.
Освоение нотного стана надо начинать с написания целых нот в виде
овалов на линейках, а затем- между линейками, причем ноты выстраиваются
двумя полукругами-нижним и верхним. В таком же порядке осуществляется
написание половинных нот.
В правописании закрашенных нот - «чёрных» (восьмые, четвертные…)
необходимо
исключить
написание
«белого»
овала
и
последующего
штрихования. Рекомендовать детям писать «ноты-чёрточки» на линейках и
между линейками.
Оформление нотных штилей требует особого внимания. Делаем упор на
правило: если нота на нотоносце находится ниже 3 линейки штиль пишется
вверх с правой стороны, а если нота выше 3 линейки- штиль вниз с левой
стороны. Необходимо заметить, штиль у ноты си может записываться как
вверх, так и вниз. В тех случаях, когда ноты соединены ребром, направление
штилей определяется тем, каких нот больше, требующих штилей вверх или
требующих штилей вниз.
Следующий сложный этап – это работа по овладению правописания пауз и
знаков альтерации. Чтобы этот вид работы не стал скучной обязанностью для
детей, необходимо на занятии использовать игровые ситуации, яркие
образно-цветовые ассоциации, которые помогут сосредоточиться и не
допускать
небрежности
в
работе.
Сами
ученики,
направляемые
преподавателем,
с
большим
удовольствием
участвуют
в
создании
музыкальных образов, связанных с явлениями окружающей жизни. Вот
некоторые фантазии: целые и половинные паузы – «кирпичики»; четвертная
пауза - «молния»; восьмая пауза - «единица с бородавкой на носу»; диез -
«перекосившаяся лесенка»; бемоль - «мягкий знак» с заострением в нижней
части; бекар - «цифра 4 с перекладинкой».
После того, как ученики усвоят «нотописание», необходимо формировать
навык скорописи, ведь быстрая, качественная, опрятная запись музыкальных
знаков – большая часть успеха в других видах работы по сольфеджио, в
частности в написании диктантов. Этот навык необходимо вырабатывать с
помощью следующих упражнений: переписывание мелодии с доски или с
учебника на время; запись по памяти дома музыкального диктанта; запись в
классе ранее выученной мелодии и т.д.
Слуховые упражнения.
Важнейшая сторона музыкальной образовательной системы – слуховое
воспитание маленького музыканта. Анализом на слух занимаются на всех
этапах музыкального обучения, и появиться эта форма работы на уроках
сольфеджио должна как можно раньше. В данном разделе работы основным,
конечно-же, является звучание всех изучаемых элементов, слушание их,
осознание и запоминание, причем, теоретические объяснения преподавателя
должны быть максимально насыщены музыкальными иллюстрациями.
Следующие слуховые упражнения помогут в игровой форме развивать
слух и музыкальную память малышей. После того, как ученики освоили
гамму До мажор, можно предложить игру на развитие внутреннего слуха
«Испорченное радио». Сначала играем звукоряд гаммы полностью - вверх и
вниз, затем с пропуском одной ноты или двух.
После знакомства с короткими и более длинными звуками (восьмые и
четвертные)
необходимо
вводить
«Ритмическую
угадайку».
По
предложенному стишку дети условными обозначениями (П-восьмые,
I-
четвертные) должны записать ритм, с обязательным выделением сильного
слога знаком – акцент. В дальнейшей работе осознанное ощущение сильной
доли поможет определять размер мелодий или отрывков.
Как можно раньше нужно вводить мелодический слуховой анализ с
использованием интонационной игры «Эхо» с пропеванием, например, на
слог «ля»:
-определение на слух количество звуков;
-поступенное движение мелодии вверх или вниз, строение мелодии на одном
звуке.
Затем задания усложняются, и аналогичная форма работы проводится уже
пропеванием «сольфеджио»:
-определение на слух устойчивых звуков тональности;
-определение вводных звуков;
-нисходящие и восходящие опевания - I, III и V ступеней.
Эти упражнения - прекрасная подготовка к записи диктанта «Лента»
(мелодия без длительностей), а затем и музыкального диктанта.
Следующий более сложный этап – определение на слух интервалов и
трезвучий
(мажорное,
минорное).
В
этом
направлении
интересны
наработанные многолетним педагогическим опытом приемы использования
связи некоторых элементов музыки и образно-цветовых ассоциаций. Этот
метод вносит разнообразие в учебный процесс и развивает воображение и
фантазию детей.
Безусловно, слуховые упражнения очень полезны и необходимы. Они
обостряют музыкальный слух, способствуют развитию музыкальной памяти
и интонации.
Интонационная работа. Развитие ладового чувства.
Интонационная работа – неотъемлемый этап любого урока сольфеджио.
Весь процесс основан на принципе «от простого – к сложному» (по тематике
и мелодическому материалу). Упражнения, которые используются в работе
на уроках сольфеджио, должны иметь определённые характеристики и также
подчиняются принципу «от простого к сложному»: системность, логичность,
повторяемость, доступность (по вокальным способностям детей, текстуре,
метро – ритме, интонационному строению), обоснованность (дети должны
понимать для чего даётся то или иное упражнение, чего позволяет добиться).
Чистота интонирования зависит в целом от нескольких факторов:
-природный слух;
-координация слуха и голоса;
-комплексное применение певческих навыков.
Чтобы улучшить качество интонирования, потребуется длительное
время, а в случае с «гудошниками» потребует ещё большего количества
регулярных занятий.
Наличие неверно интонирующих детей вносит
довольно большие сложности в работе группы на уроках сольфеджио. Таким
детям
требуется
время
для
осмысленного
исправления
неточностей
собственного пения. У каждого из них есть своя «чистая зона» - несколько
звуков, которые ребёнок может пропеть чисто. Следует работать в этой
звуковой зоне (иногда требуется индивидуальный подход), постепенно
расширяя границы чистого звучания. Пение коротких попевок, ступеней в
простых комбинациях, отрывков из русских народных песен. Напевность,
простота мелодики, ясная структура, чёткая ритмическая структура, удобный
диапазон, позволяют использовать их для сольфеджирования, чтения с листа,
работы с ритмом, для слухового диктанта и т.д.
Основная сложность работы в группе, в которой присутствуют неверно
интонирующие дети то, что «чистые» зоны у каждого «гудошника»
индивидуальны. Один поёт чисто низкие звуки, у другого чисто звучат два –
три звука в середине первой октавы, а третий чисто интонирует наверху. Это
проблема столкновения двух интересов: необходимость индивидуального
подхода и нехватка времени урока. Постоянное внимание к проблеме
фальшивого пения из урока в урок, конечно-же, даёт со временем свой
положительный результат.
Развитие ощущений внутриладовых взаимосвязей – это, в определённом
смысле, итог слухового воспитания, т.к. раскрытие системы функциональных
отношений требует выявление связей между действиями практически всех
элементов музыкального языка – особенности тематического развития,
метроритма, фактуры артикуляции (фразировки). Чистота интонирования
обусловлена слиянием воедино нескольких необходимых условий:
-владение теоретическими знаниями:
-ощущение взаимосвязей между звуками в ладу (ладовое чувство,
умение мыслить нотами);
-определенный слуховой опыт, «слуховая память»;
-вокально – интонационные навыки.
Чистота интонирования, навык предслышания, координация слуха и
голоса, гармонический слух – без этих навыков достаточно грамотного,
высокого уровня пения достичь невозможно. Навыки мелодического
(звуковысотного) предслышания, ощущения связей между звуками, умение
ориентироваться в ладу приходят с накоплением теоретических знаний,
слухового опыта и исполнительской практики.
Ладовое чувство – это (формулировка Б.Н.Теплова) есть эмоциональное
переживание определённых отношений между звуками, т.е. мы наделяем
звуки мелодии определёнными характеристиками, в основе которых лежат
эмоциональные переживания устойчивости или неустойчивости звука,
законченности или незаконченности оборота мелодии, окраски мажора или
минора, тяготение при разрешении аккордов и т.д. Все эти ощущения не
связаны с конкретной высотой звуков, а лишь с их взаимоотношением. Они
не могут возникнуть при восприятии случайных, отдельных звуков, только
звуки мелодии, организованные в ладу, могут создать эти ощущения. Все
звуки согласуются между собой, ладят.
Последовательно начинается знакомство с понятиями - звукоряд, гамма,
лад (мажорный, минорный), тональность, ступени и их устойчивость и
неустойчивость и т.д. Первоначальные упражнения по усвоению ступеней
лада представляют собой поступенное движение вверх и вниз к тонике.
Далее эти упражнения усложняются. В них добавляются ходы построенные
на движении мелодии по устойчивым ступеням лада, на разрешении вводных
звуков в тонику. По мере усвоения,
далее должны отрабатываться
упражнения, которые закрепляют новые интонации, например, опевания
устоев,
скачки
в
мелодии.
Все
эти
упражнения-разминки
являются
прекрасной подготовкой к записи музыкальных диктантов, к чтению с листа.
Развитие метроритмического чувства.
Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и
эмоциональную природу. В основе его лежит восприятие выразительности
музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни
пробудиться, ни развиться.
Природа чувства метра требует его закрепления в тех или других
двигательных процессах. Именно в движении под музыку дети интуитивно
постигают
закономерности
метроритмического
строения
мелодии
(ритмические рисунки, чередование сильных и слабых долей). Через
включение
элементов
ритмики
на
уроках
сольфеджио
значительно
активизируется музыкальное восприятие.
Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразны.
Начиная с первых уроков, необходимо использовать прием «ритмического
эхо». Преподаватель должен прохлопать ритм или сыграть небольшую
мелодию и предложить малышам воспроизвести ритмический рисунок. Затем
детям можно предложить прохлопать или пройти шагами ритмический
рисунок знакомой песенки. Такого рода задания отлично тренируют не
только чувство ритма, но и внимание, память, координацию движений детей.
Для облегчения изучения длительностей и ритмоформул необходимо
использовать упражнения, основанные на параллелях между словесной
речью
и
музыкальной.
Это
ритмизация
имен
детей,
затем
слов,
словосочетаний. Метризация небольших стишков должна сопровождаться
выявлением
и
показом
акцентированных
слогов,
так
как
основой
ритмического чувства является чередование сильной и слабой доли.
Осознание ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование
ритмослогов. Каждая длительность - определённое слоговое название.
Использование этого приёма помогают детям в освоении длительности с
точкой или синкопу. Интересна малышам игра «часы» в ритмизованном
двухголосии (половинные длительности: «до-он», четвертные - «дон»,
восьмые - «ди-ли»).
Предложенные формы работы можно дополнить следующими
упражнениями:
-чтение номеров ритмослогами;
-досочинить ритмического рисунка, начатого преподавателем;
-ритмический канон;
-ритмическая импровизация;
- игра в оркестре ударных инструментов с использованием ритмической
партитуры.
Безусловно, существует большое разнообразие форм работы по развитию
метроритмических навыков, и без сомненья, у каждого преподавателя
теоретических дисциплин имеются свои находки в системе подачи знаний в
этой области.
Заключение.
Только шаг за шагом, ведя своих учеников от первых ещё поверхностных
музыкальных впечатлений к глубокому и серьезному постижению музыки,
когда музыкальное творчество из приятного препровождения
времени
превращается в жизненную потребность ребенка, преподаватель должен
суметь приобщить своих воспитанников к миру музыкального искусства.
При методическом планировании уроков сольфеджио ему необходимо
сочетать различные формы работы, направленные на развитие способностей
учащихся в целом.
Безусловно, преподаватель должен быть увлечен своим делом и постоянно
искать экспериментальные варианты решения учебно-творческих задач в
музыкальном обучении в ДШИ. И конечно-же, работая над развитием
музыкально значимых умений и навыков, он должен хранить верность
традициям классического музыкального образования.
Список литературы:
1.Костырёва Г.П. «Творческий процесс как метод активизации развития
музыкальных способностей младших школьников». Изд. Академия-2008г.;
2.КартавцеваМ.Т. «Развитие памяти и воображения на уроках сольфеджио»,
М-1970г.;
3.Сугоняева Е.Э. «Музыкальные занятия с малышами». Р-Д «Феникс»-2002г;
4.Давыдова Е.В. «Методика преподавания сольфеджио», М.-1986г.;
5.Домогацкая И.Е. «Развитие музыкальных способгостей детей 3-5 лет», М.
«Классика-21»-2005г.