Автор: Валентина Анатольевна Мальцева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Бобровская СШ" филиал "Лявленская начальная школа-детский сад"
Населённый пункт: д.Новинки Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Робототехника в начальной школе (обобщение опыта)
Дата публикации: 11.08.2022
Раздел: начальное образование
РОБОТОТЕХНИКА в начальной школе (обобщение опыта)
Мальцева Валентина Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Бобровская СШ» филиал
«Лявленская начальная школа – детский сад»
Согласно федерального государственного образовательного стандарта
основная цель дополнительного образования по направлению робототехники
является
воспитание творческой, технически грамотной, гармонично
развитой
личности,
обладающей
логическим
мышлением,
способной
анализировать. Робототехника – это дисциплина, которая в младшем
школьном
возрасте
способствует
формированию
глубоких
дисциплинированных связей и целостному восприятию картины мира.
Робототехника, как показала практика, это новое и востребованное
направление
в
образовании.
Роботы
сопровождают
нас
по
жизни,
встречаются в различных сферах деятельности.
Четыре года назад в подготовительной группе детского сада я провела
пробный урок по робототехнике, на котором дети сами собрали и
запрограммировали своего робота. Идея проведения такого урока была
связана с тем, что современные дошкольники имеют слабое развитое
воображение, логическое и творческое мышление, Детям не предоставляется
возможность что-то творить, создавать, достигать каких-либо своих целей
опытническим путём, методом проб и ошибок.
Я была озадачена. Нет,
конечно, я знала, что роботы потихоньку проникают в нашу жизнь, но когда
дети программируют их в шестилетнем возрасте — это уже из области
фантастики.
Закупили
несколько
разных
наборов
конструкторов,
протестировали
их,
выбрали
два
наиболее
подходящих.
Это
электротехнический конструктор «Знаток» и тайваньский «GIGO». С той
поры я веду занятия для учащихся 1 - 4 классов по основам конструирования
и робототехники. В нашей школе имеются комплекты LEGO
Education
WeDO 9580 и ресурсный набор WeDO 9585. В группах занимается не более
10
человек.
Свою
работу
организую
в
парах.
Каждый
комплект
пронумерован, поэтому учащиеся могут продолжить работу на следующем
занятии. После создания конструкции, дети имеют возможность поиграть
ими, так как в начальной школе они относятся к роботам, как к игрушкам.
Средствами
этой
дисциплины
имею
возможность
развивать
у
обучающихся навыки проектной деятельности, умение работать в команде,
системное мышление.
На начальном этапе обучения, необходимо не только строить роботов
по инструкции, но и особое внимание уделять изучению названий элементов
конструктора. В ходе занятий я провожу малоподвижные, настольные,
дидактические
игры,
пальчиковые
разминки,
физкультминутки,
выполняются игровые упражнения.
Конструирование – процесс создания модели, машины, сооружения,
технологии
с
выполнением
проектов
и
расчетов.
Занимаясь
конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся при этом
работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление,
фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Постепенно подвожу учащихся к построению моделей без инструкций.
И самый сложный этап – это самостоятельно создавать новые модели
роботов.
Актуальность внеурочной деятельности по робототехнике состоит в
том, что в настоящий момент интенсивно развиваются нанотехнологии,
электроника, механика и программирование, то есть созревает благодатная
почва для развития компьютерных технологий. Кружковая деятельность
помогает пробудить у ребёнка интерес к техническому образованию в
будущем, формировать навыки практической деятельности необходимой для
ведения исследовательских и конструкторских работ, а так же обеспечению
работы в рамках ФГОС.
В работе с родителями по робототехнике включены открытые занятия,
на которых родители могут быть не только наблюдателями, но и
непосредственными участниками занятий. Родители вовлекаются в процесс
конструирования,
тем
самым
создают
эмоционально
положительную
обстановку.
Учащиеся участвовали в конкурсах различного уровня: конкурс
детского технического творчества «Мой робот», в районном фестивале
робототехники по номинациям «Сборка робота на время по схеме LEGO
WEDO 2» и «Презентация проекта своего робота».
Конечно же, внеурочные занятия робототехникой не приведут к тому,
что все школьники захотят стать программистами и роботостроителями,
инженерами и исследователями, но у каждого ребёнка должен быть шанс
попробовать и получить общенаучную подготовку.