Автор: Александра Владимировна Завальнюк
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ Большевистская СОШ
Населённый пункт: НСО Мошковский район с.Сарапулка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика преподавания изобразительного искусства"
Раздел: среднее образование
Методика обучения. Классификация методов и
приёмов обучения.
Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы
педагога с учениками. Здесь большое значение имеют содержание
образования, его цели и задачи, отраженные в программах, планирование
материала, принципы и способы обучения.
Каждому педагогу, приступая к работе, приходится решить
следующие вопросы:
♦ для чего учить — цели и задачи (воспитательные, образовательные,
практические);
♦ чему учить — содержание учебного процесса;
♦ как учить — исследование процесса преподавания, использование
различных форм, методов, технологий;
♦ как учатся дети — исследование процесса обучения и воспитания;
итогов педагогической деятельности, качества развития детей;
♦ средства обучения — оснащение учебного процесса дидактическим
и методическим материалом, организация рабочего места учителя и уча-
щихся.
Под словом методика имеется в виду, прежде всего совокупность
рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания. Это
специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы
построения учебно-воспитательного процесса. В этом смысле методика
может быть общей, рассматривающей способы и приемы обучения,
присущие всем предметам, и частной, имеющей в виду способы обучения,
применимые к какому-нибудь одному учебному предмету (методика
преподавания изобразительного искусства).
Под методом обучения понимается способ работы педагога с
учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного
материала. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от
возраста учащихся.
Традиционно метод обучения определяют как систему
целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и
практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение
задач обучения.
В педагогической литературе встречается также термин «прием».
Прием обу
чения
— это отдельный момент, из нескольких приемов
складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения,
объединенных общим направлением, складывается система обучения.
Примерами могут служить системы обучения изобразительному искусству
В.С.Кузина, Б.М.Неменского, Т.Я.Шпикаловой и др.
1
Методика преподавания изобразительного искусства как наука
теоретически обобщает практический опыт работы, формулирует законы и
правила обучения, выделяет технологию наиболее эффективных методов,
предлагает их для внедрения. Методика основывается на научных данных
педагогики, психологии, эстетики и искусствознания.
Эффективность учебной работы по предмету достигается при
использовании разнообразных форм и методов (практических, наглядных и
др.) обучения. Огромное значение имеет живой интерес к предмету самого
педагога, его творческий подход к процессу обучения, вовлечение в этот про-
цесс самих детей, умений наладить взаимоотношения с учащимися. Эф-
фективность учебной работы достигается при непременном использовании
общих и частных задач методики и использовании опыта других педагогов,
умения самосовершенствоваться, т.е. творчески подходить к своей работе.
Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога
складывается своя методика работы, однако она должна строиться в
соответствии с общими целями и задачами современного преподавания
изобразительного искусства, которые были выработаны не сразу, до этого
методика прошла сложный путь развития. Методы преподавания менялись в
результате борьбы взглядов, идей, смены художественных направлений,
принципов и подходов к обучению. Познакомиться с историей методов
преподавания изобразительного искусства можно по книгам Н.Н.Ростовцева.
Методика преподавания изобразительного искусства в
общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень
интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как
Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова,
Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова, Е.В.Шорохов, А.С.Хворостов,
Т.Я.Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные
пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-
прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по
изобразительному искусству для начальной и средней школы.
Специалисты-исследователи насчитывают до 50 различных приёмов
обучения: рассказ, беседа, работа над источниками, демонстрации,
упражнения, самостоятельная работа, обучающая игра, диспут и т. д. Но
каждый метод в конкретных обстоятельствах реализуется в своеобразных
сочетаниях нескольких приемов. Прием чаще всего определяется как
составная часть или конкретная разновидность метода.
Для того чтобы осуществить педагогически обоснованный выбор
методов, необходимо, видимо, прежде всего, знать возможно
сти и
ограничения всех методов обучения, понимать, какие зада
чи и при
2
каких условиях успешно решаются с помощью тех или иных методов, а
для решения каких задач они бесполезны или малоэффективны.
Любой же метод, используемый как универсальный, теряет
эффективность, дискредитирует себя. Тут нельзя не вспомнить высказывания
А. С. Макаренко о том, что нет методов воспитания вообще плохих или
вообще хороших. Все зависит от обстоятельств, места и времени, от той
системы, в которой данное средство используется.
Выбор методов обучения на основе их классификации.
Единой универсальной классификации методов обучения дидактам и
методистам создать не удалось. До недавнего времени им это ставилось в
вину. Но, думается, что единая классификация методов невозможна в
принципе ввиду многокачественности и многофункциональности методов.
Единую классификацию методов невозможно создать так же, как, скажем, и
единую классификацию людей. Для оценки и выбора методов придется
использовать ряд существующих классификаций, выполненных на основе
разных оснований.
Предлагают классифицировать методы по следующим основаниям:
- по источнику знаний. Источники знаний – слово, образ, опыт ( иных
источников, кроме слова, образа и опыта, не существует);выделяют:
- Словесные (беседа, рассказ, словесные указания),
- Наглядные (наблюдение, рассматривание, показ
воспитателя, работа по образцу),
- практические методы (упражнение, эксперимент).
Остановимся чуть подробнее еще на одной классификации методов
—
по характеру (степени самостоятельности и творче
ства)
деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в
1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они справедливо
отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались
на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех
обучения в решающей степени зависит от внутренней активности обучаемых,
от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень
самостоятельности и творчества и должны служить важными критериями
выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять
общедидактических методов, причем в каждом из последующих степень
активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
Информационно-рецептивный (или объяснительно-
иллюстративный метод). Учащиеся получают знания, слушая рассказ,
3
лекцию, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в
«готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они
остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный
метод
находит самое широкое применение для передачи большого мас
сива
информации. Им можно пользоваться для изложения и усво
ения фактов,
подходов, оценок, выводов.
Репродуктивный метод. К нему относятся применение изученного
на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит
алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям,
правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Это
позволяет закреплять знания и вырабатывать навыки и умения.
Следует обратить особое внимание на значимость проблемного
обучения для развития детей, особенно это касается развития творчества.
Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического,
проблемного изложения.
Метод проблемного изложения. Используя самые различные ис-
точники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему,
формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему
доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает
способ решения поставленной задачи. Школьники и студенты становятся как
бы свидетелями и соучастниками научного поиска.
Частично-поисковый, или эвристический, метод. Он заключается
в организации активного поиска решения выдвинутых педагогом (или
самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под
руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.
Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом
поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися
на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и
учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого эври-
стическая беседа, — проверенный способ активизации мышле
ния,
возбуждения интереса к познанию.
Исследовательский метод. После анализа материала, постановки
проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа
обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут
наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового
характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в
исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы
непосредственно перерастают в методы, имитирующие, а иногда и
реализующие научный поиск.
4
Рассмотрим применение этих методов на занятии.
Обучение, как правило, начинается
С
информационно-рецептивного (или объяснительно-
иллюстративного метода)
,
который состоит в предъявлении учащимся
информации разными способами — зрительным, слуховым, речевым и др.
Этот метод богат формами (педагогическими приёмами) — словесными
и наглядными.
К словесным можно отнести рассказ, беседу, лекции, словесные
указания. Объяснение, рассказ, любое слово педагога обращенное к детям,
должны быть эмоциональными, чтобы вызвать положительный
эмоциональный отклик у детей, пробудить эстетические чувства. Этому
способствует образная характеристика предметов и явлений с
использованием эпитетов, сравнений, стихотворных и песенных текстов;
Вместе с тем нужно так повести беседу, разговор с детьми о создании
изображения, чтобы они не просто вспомнили те предметы и явления,
которые им предстоит передать в рисунке, лепке, а установили бы связь
данной темы с тем, что они изображали раньше, вспомнили способы
изображения, которыми они овладели.
Словесные приемы обучения используются и в процессе работы над
изображением на занятии: уточнение последовательности действий,
напоминание, вопросы к детям в случае, если они что-то забыли,
предложение вспомнить, дополнить изображение и т. п. И в ходе занятия
может быть применено образное сравнение, художественное слово («деревья
пухом зеленеют», «как молоком облитые, стоят сады вишневые» и др.). Это
позволяет направить детей на выразительное решение изобразительной
задачи.
К наглядным обратимся более подробно учитывая особенности
изобразительной деятельности.
- наблюдение, демонстрация или рассматривание разнообразного
наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Педагог
организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание,
выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для
дальнейшего оперирования ею. В процессе наблюдений, рассматривания
предметов, картин, иллюстраций, обследования дети знакомятся с
предметами и явлениями окружающей действительности. К проведению
наблюдения, рассматривания педагог должен хорошо подготовиться:
выбрать и расположить объект, решить, как к нему лучше подойти, чтобы
детям были хорошо видны все его части; продумать, какие вопросы он
задаст, чтобы направить внимание детей на те стороны объектов наблюдения
или рассматривания которые нужно будет передать в изображении (на
форму, цвет, детали и т.п.)
5
- образец – заранее изготовленный педагогом объект, требующий
тщательного повторения. Готовые образцы, созданные учителем, в обучении
изобразительной деятельности применяются крайне редко, лишь в тех
случаях, когда нет возможности показать детям предмет, игрушку или
иллюстрацию. Изготовленный воспитателем (а не художником) образец, не
имеет художественной ценности, а, следовательно, не может служить целям
эстетического воспитания. С другой стороны образец помогает быстро
усвоить некоторые технические приёмы, образец помогает в декоративном
рисовании освоить принципы построения орнамента (особенно в
традиционных народных росписях), что без постоянно находящегося перед
глазами образца трудно даже для взрослого. Готовый образец также
применяется в обучении конструированию.
В начале работы воспитатель организует тщательное ,
целенаправленное рассматривание образца - анализ, обращая внимание на
существенные элементы, затем дети приступают к работе – образец остаётся
перед глазами. Возможно применение нескольких образцов на одном занятии
– если дети уже владеют какими-то умениями, если можно выполнить работу
(тот же орнамент) по-разному. Сравнение образцов (так же организованное
воспитателем) помогает выявить особенности разных изобразительных
решений.
- показ способов действия (показ приёма работы) играет важную
роль в обучении рисованию, лепке, аппликации. Дети должны усвоить, как
правильно пользоваться инструментами и материалами (кисти, карандаши,
стеки, ножницы, краски, цветные восковые мелки и др.). Дети не знают
способов передачи формы предметов в рисунке, аппликации, лепке. Они ещё
плохо владеют изобразительными, техническими приёмами. Чтобы дети
овладели формообразующими движениями руки (направленными на
передачу в рисунке, лепке, аппликации формы предметов), способами
создания изображения, техническими приёмами им эти способы нужно
показать и объяснить.
Было бы неправильно показывать способы изображения на каждом
уроке. Это надо делать лишь тогда, когда тот или иной прием (способ)
изображения встречается впервые (например вливание цвета в цвет в
акварели, декоративный мазок в русой кистевой росписи ит.д.)
В тех же случаях, когда какой-то прием уже знаком детям,
показывать его не следует.
-показ порядка действий так же важен на начальных этапах
обучения. Педагог сначала последовательно создаёт изображение выделяя
этапы работы, обращая внимание на логику и последовательность процесса,
на технические приёмы. Затем убирает свою работу и предлагает детям
приступить к работе (например можно показать всю последовательность
выполнения фигурки дымковского коня, последовательность выполнения
рисунка натюрморта с натуры и т.п.).
6
- поэтапный показ- это выполнение всей работы, но педагог создаёт
не всё изображение сразу, а выполняет какой-то этап работы, затем
предлагает детям выполнить этот этап. Пока дети работают - у воспитателя
есть возможность помочь тем, у кого возникают затруднения. Далее
воспитатель продолжает работу, затем опять предлагает детям выполнить
следующую часть работы и т.д. В таком показе важно не «мельчить», не
показывать отдельно каждое действие и приём, а выделить важные
существенные этапы в создании работы (например - поэтапно выполнить с
детьми пейзаж акварелью: этап заливки фона, который хорошо просохнет
пока дети тоже выполняют фон; и этап прорисовки деревьев). Такая работа
на занятии занимает много времени, но позволяет хорошо усвоить
технологические приёмы и этапы работы. Поэтому поэтапный показ часто
применяется на начальном этапе освоения технологии применения
изобразительных материалов, рациональных способов изображения,
сложных декоративных работ.
Нужно отметить, что в отличие от образца рисунок или изделие
выполненные воспитателем в процессе показа обязательно убираются, чтобы
дети не копировали его, а сосредоточились на своей работе – повторяя
технический приём или этап, а не композицию.
Так же важно обратить внимание на обязательное использование
наглядных и словесных приёмов совместно, интегрировано. Невозможно
выполнять любой из показов молча, без комментариев и пояснений, или
рассматривать иллюстрацию вне беседы о ней. И невозможно интересно
рассказать о чём-либо на занятии изобразительного искусства, не
демонстрируя наглядный материал.
Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение
знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать
репродуктив
ный
метод
, то есть многократно воспроизвести
(репродуцировать) действия. Его формы (приёмы) многообразны:
упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания
наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание
текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др.
Предполагается как самостоятельная работа детей, так и совместная
деятельность с воспитателем. Репродуктивный метод допускает применение
тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства
наглядности, практическая работа.
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный
методы не
обеспечи
вают необходимого уровня развития творческих возможностей и
способно
стей детей. Методы обучения, направленные на самостоятельное
решение детьми творческих задач
–
это метод проблемного изложения,
частично-поисковый, или эвристический, метод
и
исследовательски
метод. В ходе решения каждой задачи они предполагают проявление одной
7
или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо
обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в
зависимости от подготовленности того или иного ученика.
Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые
проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или
дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого
метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов
деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть, что этот метод целиком
строится на самостоятельной работе.
Кроме описанных классификаций можно упомянуть ещё такие
классификации:
- по соответствующему этапу обучения, на каждом из которых
решаются специфические задачи. В этой классификации выделяют:
-методы подготовки обучаемых к изучению материала,
предполагающие возбуждение интереса, познавательной
потребности, актуализацию базовых знаний, необходимых
умений и навыков;
-на методы изучения нового материала;
- на методы конкретизации и углубления знаний, приобретения
практических умений и навыков, способствующих
использованию познанного;
-на методы контроля и оценки результатов обучения.
- по способу руководства учебной деятельностью — непосредственного
или опосредованного. Выделяют
- методы объяснения педагога,
- разнообразные методы организации самостоятельной работы учащихся.
- по логике учебного процесса . опора на:
- индуктивные и дедуктивные методы,
-аналитические и синтетические методы.
- по дидактическим целям выделяют
- методы организации деятельности обучаемых,
- методы стимулирования деятельности, например: конкурсы,
состязания, игры, поощрения и другие методы проверки и
оценки (Ю. К. Бабанский).
Существует позиция, согласно которой целесообразно поэтому
выделять группу
- методов стимулирования и релаксации, поскольку для
современных методик интенсивного обучения характерен
такой обязательный элемент, как релаксация (расслабление)
после периода активной работы.
8
Современное обучение обязательно должно включать
рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятии
изобразительной деятельностью осуществляется с учетом его специфики,
задач, содержания.
Избранные методы должны соответствовать цели и задачам
конкретного момента (занятия), этапу обучения и степени
подготовленности детей, возрастным и индивидуальным особенностям
детей. (Иными словами – нет плохих методов, есть неправильное и
неуместное их применение).
Эффективность методов зависит от педагогических условий их
применения.
Такими условиями могут быть :
— развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
— сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью
детей с педагогически целесообразной помощью им;
— воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
— последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспече-
ние перспектив развития художественного творчества детей;
— обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного
искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности
пластических искусств в соответствии с возможностями детей;
— целенаправленное, систематизированное использование искусствовед-
ческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его
мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
— отбор произведений изобразительного искусства изобразительной
деятельностью технических средств обучения, особенно видео- и
аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;
— активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюде-
ния, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов деко-
ративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектур-
ных деталей;
— введение в занятие творческих, импровизационных и проблемных задач;
— применение разнообразных художественных материалов и техник работы
ими;
— смена видов изобразительной деятельности в течении учебного года (гра-
фика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);
— сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с детьми;
— введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидак-
тических игр; использование элементов соревнования;
— систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий
между разными видами деятельности.
9