Напоминание

"Методика преподавания изобразительного искусства"


Автор: Александра Владимировна Завальнюк
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ Большевистская СОШ
Населённый пункт: НСО Мошковский район с.Сарапулка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика преподавания изобразительного искусства"
Раздел: среднее образование





Назад




Методика обучения. Классификация методов и

приёмов обучения.

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы

педагога с учениками. Здесь большое значение имеют содержание

образования, его цели и задачи, отраженные в программах, планирование

материала, принципы и способы обучения.

Каждому педагогу, приступая к работе, приходится решить

следующие вопросы:

♦ для чего учить — цели и задачи (воспитательные, образовательные,

практические);

♦ чему учить — содержание учебного процесса;

♦ как учить — исследование процесса преподавания, использование

различных форм, методов, технологий;

♦ как учатся дети — исследование процесса обучения и воспитания;

итогов педагогической деятельности, качества развития детей;

♦ средства обучения — оснащение учебного процесса дидактическим

и методическим материалом, организация рабочего места учителя и уча-

щихся.

Под словом методика имеется в виду, прежде всего совокупность

рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания. Это

специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы

построения учебно-воспитательного процесса. В этом смысле методика

может быть общей, рассматривающей способы и приемы обучения,

присущие всем предметам, и частной, имеющей в виду способы обучения,

применимые к какому-нибудь одному учебному предмету (методика

преподавания изобразительного искусства).

Под методом обучения понимается способ работы педагога с

учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного

материала. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от

возраста учащихся.

Традиционно метод обучения определяют как систему

целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и

практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение

задач обучения.

В педагогической литературе встречается также термин «прием».

Прием обу

чения

— это отдельный момент, из нескольких приемов

складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения,

объединенных общим направлением, складывается система обучения.

Примерами могут служить системы обучения изобразительному искусству

В.С.Кузина, Б.М.Неменского, Т.Я.Шпикаловой и др.

1

Методика преподавания изобразительного искусства как наука

теоретически обобщает практический опыт работы, формулирует законы и

правила обучения, выделяет технологию наиболее эффективных методов,

предлагает их для внедрения. Методика основывается на научных данных

педагогики, психологии, эстетики и искусствознания.

Эффективность учебной работы по предмету достигается при

использовании разнообразных форм и методов (практических, наглядных и

др.) обучения. Огромное значение имеет живой интерес к предмету самого

педагога, его творческий подход к процессу обучения, вовлечение в этот про-

цесс самих детей, умений наладить взаимоотношения с учащимися. Эф-

фективность учебной работы достигается при непременном использовании

общих и частных задач методики и использовании опыта других педагогов,

умения самосовершенствоваться, т.е. творчески подходить к своей работе.

Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога

складывается своя методика работы, однако она должна строиться в

соответствии с общими целями и задачами современного преподавания

изобразительного искусства, которые были выработаны не сразу, до этого

методика прошла сложный путь развития. Методы преподавания менялись в

результате борьбы взглядов, идей, смены художественных направлений,

принципов и подходов к обучению. Познакомиться с историей методов

преподавания изобразительного искусства можно по книгам Н.Н.Ростовцева.

Методика преподавания изобразительного искусства в

общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень

интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как

Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова,

Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова, Е.В.Шорохов, А.С.Хворостов,

Т.Я.Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные

пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-

прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по

изобразительному искусству для начальной и средней школы.

Специалисты-исследователи насчитывают до 50 различных приёмов

обучения: рассказ, беседа, работа над источниками, демонстрации,

упражнения, самостоятельная работа, обучающая игра, диспут и т. д. Но

каждый метод в конкретных обстоятельствах реализуется в своеобразных

сочетаниях нескольких приемов. Прием чаще всего определяется как

составная часть или конкретная разновидность метода.

Для того чтобы осуществить педагогически обоснованный выбор

методов, необходимо, видимо, прежде всего, знать возможно

сти и

ограничения всех методов обучения, понимать, какие зада

чи и при

2

каких условиях успешно решаются с помощью тех или иных методов, а

для решения каких задач они бесполезны или малоэффективны.

Любой же метод, используемый как универсальный, теряет

эффективность, дискредитирует себя. Тут нельзя не вспомнить высказывания

А. С. Макаренко о том, что нет методов воспитания вообще плохих или

вообще хороших. Все зависит от обстоятельств, места и времени, от той

системы, в которой данное средство используется.

Выбор методов обучения на основе их классификации.

Единой универсальной классификации методов обучения дидактам и

методистам создать не удалось. До недавнего времени им это ставилось в

вину. Но, думается, что единая классификация методов невозможна в

принципе ввиду многокачественности и многофункциональности методов.

Единую классификацию методов невозможно создать так же, как, скажем, и

единую классификацию людей. Для оценки и выбора методов придется

использовать ряд существующих классификаций, выполненных на основе

разных оснований.

Предлагают классифицировать методы по следующим основаниям:

- по источнику знаний. Источники знаний – слово, образ, опыт ( иных

источников, кроме слова, образа и опыта, не существует);выделяют:

- Словесные (беседа, рассказ, словесные указания),

- Наглядные (наблюдение, рассматривание, показ

воспитателя, работа по образцу),

- практические методы (упражнение, эксперимент).

Остановимся чуть подробнее еще на одной классификации методов

по характеру (степени самостоятельности и творче

ства)

деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в

1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они справедливо

отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались

на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех

обучения в решающей степени зависит от внутренней активности обучаемых,

от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень

самостоятельности и творчества и должны служить важными критериями

выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять

общедидактических методов, причем в каждом из последующих степень

активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

Информационно-рецептивный (или объяснительно-

иллюстративный метод). Учащиеся получают знания, слушая рассказ,

3

лекцию, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в

«готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они

остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный

метод

находит самое широкое применение для передачи большого мас

сива

информации. Им можно пользоваться для изложения и усво

ения фактов,

подходов, оценок, выводов.

Репродуктивный метод. К нему относятся применение изученного

на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит

алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям,

правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Это

позволяет закреплять знания и вырабатывать навыки и умения.

Следует обратить особое внимание на значимость проблемного

обучения для развития детей, особенно это касается развития творчества.

Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического,

проблемного изложения.

Метод проблемного изложения. Используя самые различные ис-

точники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему,

формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему

доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает

способ решения поставленной задачи. Школьники и студенты становятся как

бы свидетелями и соучастниками научного поиска.

Частично-поисковый, или эвристический, метод. Он заключается

в организации активного поиска решения выдвинутых педагогом (или

самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под

руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.

Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом

поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися

на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и

учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого эври-

стическая беседа, — проверенный способ активизации мышле

ния,

возбуждения интереса к познанию.

Исследовательский метод. После анализа материала, постановки

проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа

обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут

наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового

характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в

исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы

непосредственно перерастают в методы, имитирующие, а иногда и

реализующие научный поиск.

4

Рассмотрим применение этих методов на занятии.

Обучение, как правило, начинается

С

информационно-рецептивного (или объяснительно-

иллюстративного метода)

,

который состоит в предъявлении учащимся

информации разными способами — зрительным, слуховым, речевым и др.

Этот метод богат формами (педагогическими приёмами) — словесными

и наглядными.

К словесным можно отнести рассказ, беседу, лекции, словесные

указания. Объяснение, рассказ, любое слово педагога обращенное к детям,

должны быть эмоциональными, чтобы вызвать положительный

эмоциональный отклик у детей, пробудить эстетические чувства. Этому

способствует образная характеристика предметов и явлений с

использованием эпитетов, сравнений, стихотворных и песенных текстов;

Вместе с тем нужно так повести беседу, разговор с детьми о создании

изображения, чтобы они не просто вспомнили те предметы и явления,

которые им предстоит передать в рисунке, лепке, а установили бы связь

данной темы с тем, что они изображали раньше, вспомнили способы

изображения, которыми они овладели.

Словесные приемы обучения используются и в процессе работы над

изображением на занятии: уточнение последовательности действий,

напоминание, вопросы к детям в случае, если они что-то забыли,

предложение вспомнить, дополнить изображение и т. п. И в ходе занятия

может быть применено образное сравнение, художественное слово («деревья

пухом зеленеют», «как молоком облитые, стоят сады вишневые» и др.). Это

позволяет направить детей на выразительное решение изобразительной

задачи.

К наглядным обратимся более подробно учитывая особенности

изобразительной деятельности.

- наблюдение, демонстрация или рассматривание разнообразного

наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Педагог

организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание,

выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для

дальнейшего оперирования ею. В процессе наблюдений, рассматривания

предметов, картин, иллюстраций, обследования дети знакомятся с

предметами и явлениями окружающей действительности. К проведению

наблюдения, рассматривания педагог должен хорошо подготовиться:

выбрать и расположить объект, решить, как к нему лучше подойти, чтобы

детям были хорошо видны все его части; продумать, какие вопросы он

задаст, чтобы направить внимание детей на те стороны объектов наблюдения

или рассматривания которые нужно будет передать в изображении (на

форму, цвет, детали и т.п.)

5

- образец – заранее изготовленный педагогом объект, требующий

тщательного повторения. Готовые образцы, созданные учителем, в обучении

изобразительной деятельности применяются крайне редко, лишь в тех

случаях, когда нет возможности показать детям предмет, игрушку или

иллюстрацию. Изготовленный воспитателем (а не художником) образец, не

имеет художественной ценности, а, следовательно, не может служить целям

эстетического воспитания. С другой стороны образец помогает быстро

усвоить некоторые технические приёмы, образец помогает в декоративном

рисовании освоить принципы построения орнамента (особенно в

традиционных народных росписях), что без постоянно находящегося перед

глазами образца трудно даже для взрослого. Готовый образец также

применяется в обучении конструированию.

В начале работы воспитатель организует тщательное ,

целенаправленное рассматривание образца - анализ, обращая внимание на

существенные элементы, затем дети приступают к работе – образец остаётся

перед глазами. Возможно применение нескольких образцов на одном занятии

– если дети уже владеют какими-то умениями, если можно выполнить работу

(тот же орнамент) по-разному. Сравнение образцов (так же организованное

воспитателем) помогает выявить особенности разных изобразительных

решений.

- показ способов действия (показ приёма работы) играет важную

роль в обучении рисованию, лепке, аппликации. Дети должны усвоить, как

правильно пользоваться инструментами и материалами (кисти, карандаши,

стеки, ножницы, краски, цветные восковые мелки и др.). Дети не знают

способов передачи формы предметов в рисунке, аппликации, лепке. Они ещё

плохо владеют изобразительными, техническими приёмами. Чтобы дети

овладели формообразующими движениями руки (направленными на

передачу в рисунке, лепке, аппликации формы предметов), способами

создания изображения, техническими приёмами им эти способы нужно

показать и объяснить.

Было бы неправильно показывать способы изображения на каждом

уроке. Это надо делать лишь тогда, когда тот или иной прием (способ)

изображения встречается впервые (например вливание цвета в цвет в

акварели, декоративный мазок в русой кистевой росписи ит.д.)

В тех же случаях, когда какой-то прием уже знаком детям,

показывать его не следует.

-показ порядка действий так же важен на начальных этапах

обучения. Педагог сначала последовательно создаёт изображение выделяя

этапы работы, обращая внимание на логику и последовательность процесса,

на технические приёмы. Затем убирает свою работу и предлагает детям

приступить к работе (например можно показать всю последовательность

выполнения фигурки дымковского коня, последовательность выполнения

рисунка натюрморта с натуры и т.п.).

6

- поэтапный показ- это выполнение всей работы, но педагог создаёт

не всё изображение сразу, а выполняет какой-то этап работы, затем

предлагает детям выполнить этот этап. Пока дети работают - у воспитателя

есть возможность помочь тем, у кого возникают затруднения. Далее

воспитатель продолжает работу, затем опять предлагает детям выполнить

следующую часть работы и т.д. В таком показе важно не «мельчить», не

показывать отдельно каждое действие и приём, а выделить важные

существенные этапы в создании работы (например - поэтапно выполнить с

детьми пейзаж акварелью: этап заливки фона, который хорошо просохнет

пока дети тоже выполняют фон; и этап прорисовки деревьев). Такая работа

на занятии занимает много времени, но позволяет хорошо усвоить

технологические приёмы и этапы работы. Поэтому поэтапный показ часто

применяется на начальном этапе освоения технологии применения

изобразительных материалов, рациональных способов изображения,

сложных декоративных работ.

Нужно отметить, что в отличие от образца рисунок или изделие

выполненные воспитателем в процессе показа обязательно убираются, чтобы

дети не копировали его, а сосредоточились на своей работе – повторяя

технический приём или этап, а не композицию.

Так же важно обратить внимание на обязательное использование

наглядных и словесных приёмов совместно, интегрировано. Невозможно

выполнять любой из показов молча, без комментариев и пояснений, или

рассматривать иллюстрацию вне беседы о ней. И невозможно интересно

рассказать о чём-либо на занятии изобразительного искусства, не

демонстрируя наглядный материал.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение

знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать

репродуктив

ный

метод

, то есть многократно воспроизвести

(репродуцировать) действия. Его формы (приёмы) многообразны:

упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания

наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание

текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др.

Предполагается как самостоятельная работа детей, так и совместная

деятельность с воспитателем. Репродуктивный метод допускает применение

тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства

наглядности, практическая работа.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный

методы не

обеспечи

вают необходимого уровня развития творческих возможностей и

способно

стей детей. Методы обучения, направленные на самостоятельное

решение детьми творческих задач

это метод проблемного изложения,

частично-поисковый, или эвристический, метод

и

исследовательски

метод. В ходе решения каждой задачи они предполагают проявление одной

7

или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо

обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в

зависимости от подготовленности того или иного ученика.

Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые

проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или

дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого

метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов

деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть, что этот метод целиком

строится на самостоятельной работе.

Кроме описанных классификаций можно упомянуть ещё такие

классификации:

- по соответствующему этапу обучения, на каждом из которых

решаются специфические задачи. В этой классификации выделяют:

-методы подготовки обучаемых к изучению материала,

предполагающие возбуждение интереса, познавательной

потребности, актуализацию базовых знаний, необходимых

умений и навыков;

-на методы изучения нового материала;

- на методы конкретизации и углубления знаний, приобретения

практических умений и навыков, способствующих

использованию познанного;

-на методы контроля и оценки результатов обучения.

- по способу руководства учебной деятельностью — непосредственного

или опосредованного. Выделяют

- методы объяснения педагога,

- разнообразные методы организации самостоятельной работы учащихся.

- по логике учебного процесса . опора на:

- индуктивные и дедуктивные методы,

-аналитические и синтетические методы.

- по дидактическим целям выделяют

- методы организации деятельности обучаемых,

- методы стимулирования деятельности, например: конкурсы,

состязания, игры, поощрения и другие методы проверки и

оценки (Ю. К. Бабанский).

Существует позиция, согласно которой целесообразно поэтому

выделять группу

- методов стимулирования и релаксации, поскольку для

современных методик интенсивного обучения характерен

такой обязательный элемент, как релаксация (расслабление)

после периода активной работы.

8

Современное обучение обязательно должно включать

рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятии

изобразительной деятельностью осуществляется с учетом его специфики,

задач, содержания.

Избранные методы должны соответствовать цели и задачам

конкретного момента (занятия), этапу обучения и степени

подготовленности детей, возрастным и индивидуальным особенностям

детей. (Иными словами – нет плохих методов, есть неправильное и

неуместное их применение).

Эффективность методов зависит от педагогических условий их

применения.

Такими условиями могут быть :

— развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

— сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью

детей с педагогически целесообразной помощью им;

— воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

— последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспече-

ние перспектив развития художественного творчества детей;

— обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного

искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности

пластических искусств в соответствии с возможностями детей;

— целенаправленное, систематизированное использование искусствовед-

ческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его

мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

— отбор произведений изобразительного искусства изобразительной

деятельностью технических средств обучения, особенно видео- и

аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;

— активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюде-

ния, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов деко-

ративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектур-

ных деталей;

— введение в занятие творческих, импровизационных и проблемных задач;

— применение разнообразных художественных материалов и техник работы

ими;

— смена видов изобразительной деятельности в течении учебного года (гра-

фика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);

— сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с детьми;

— введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидак-

тических игр; использование элементов соревнования;

— систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий

между разными видами деятельности.

9



В раздел образования