Автор: Селиверстова Надежда Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Гимназия №1 г. Волоколамска" Населённый пункт: Г. Волоколамск, Московская обл. Наименование материала: Сценарий внеклассного занятия. Тема: "Где же ты, счастье?" Раздел: начальное образование
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №1 г. Волоколамск»
Конспект занятия по
внеурочной деятельности.
2 «В» класс
ТЕМА:
«Где же ты, счастье?»
Учитель: Селиверстова Надежда Викторовна
Волоколамск
2015г
Тип занятия: комбинированный.
Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель: Создать ситуацию для размышления по поводу счастья.
Формирование у детей чувства единения, сплочения с группой.
Повышение самооценки учащихся.
Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, культуру поведения в
обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества,
показать детям из чего складывается человеческое счастье; объяснить детям, что
человек должен сам создать своё счастье.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного
поведения в мире и людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи
рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения
коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (содержание слайдов указано в ходе
занятия), у каждого ребёнка отдельные листочки ромашки с буквами и листочки со
словами., у учителя в руках своя ромашка.
Пояснительная записка.
В процессе жизни у ребёнка меняются взгляды на мир, ценностные
ориентиры и цели, а также отношения с окружающими. Хотелось бы отметить, что дети
очень редко задумываются над тем, что для них является главной целью в жизни и что
необходимо сделать для того, чтобы данная цель, если она есть - реализовалась. Будет
ли человек счастлив, если все его жизненные цели реализуются? Что такое счастье? Из
каких компонентов состоит детское и взрослое счастье? Современные родители
практически не говорят детям о своих чувствах, ещё реже размышляют вместе с детьми
на тему счастья. Поэтому, появилась необходимость создавать ситуации для
размышления по поводу счастья, которые в свою очередь помогут детям настроиться на
успех и определить этапы для достижения успеха.
Ход занятия:
1.Мобилизующий этап.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада
видеть вас.
Я– человек счастливый! Люблю жизнь и
иду по жизни с веселой и радостной песней...
Я на свет родилась, чтобы радостно жить,
чтоб счастливою быть, чтобы крепко дружить,
чтоб улыбки друзьям всем дарить и цветы,
чтоб исполнились в жизни мои все мечты. Их
у меня не так много, всего семь
2.Актуализация знаний. Определение темы
занятия, постановка цели.
- У вас на столах лежат лепестки с
буквами. Соберите слово, и вы отгадаете
каким человеком я стану, если исполнятся всё,
о чём я мечтаю.
- Что получилось?
- Образуйте от этого слова
прилагательное и скажите каким же
человеком я стану, если исполнятся мои
желания? (счастливым)
- Как вы уже догадались, сегодня мы
будем говорить о счастье.
- На какие вопросы вы хотели бы сегодня
получить ответы? (Что такое счастье? Как
стать счастливым человеком? И т.д.)
- Подведем небольшой итог, наши вопросы
сводятся к теме нашего занятия «Где ты,
счастье?» На который мы постараемся
сегодня ответить.
3.Открытие нового знания.
-Так давайте вместе отправимся в путь за
счастьем!
- Но прежде чем отправиться в путь мы
должны с вами знать, что мы ищем.
- Что такое Счастье? (Когда я получаю
пятёрки. Когда мама улыбается. И т.д.)
По словарю Даля, “Счастье – это момент
наивысшего наслаждения жизнью”.
Ученые тоже пытались ответить на этот
вопрос. Наука о счастье называется
“феликсология”
Учитель говорит на фоне музыки
«Большой хоровод»
В руках у учителя ромашка с семью
лепестками, на них записаны желания.
Дети работают в группах, по 6
человек.
Тема появляется на экране.
Вопрос появляется на экране, это
будет план.
Понятие появляется на экране в правой
секции таблицы, это опорные слова и
понятия, которые в дальнейшем детям
помогут составить монологический
ответ на поставленный вопрос темы
урока при подведении итога.
е
ь
а
т
с
ч
С
В соответствии с выводами ученых,
существует 12 характеристик счастья. У вас
на столах есть листочки с этими
формулировками. Но самыми истинными
являются только семь. Какие по вашему
мнению, выберите, положите перед собой. А в
конце нашей встречи мы посмотрим,
согласитесь ли вы с ними...
Дети по цепочке читают определения и
выбирают, по их мнению, правильные,
кладут перед собой.
Продолжаем путь. Подумаем, кто творит
счастье?
Ответы на наши вопросы поможет найти
стихотворение (читает подготовленный
ребёнок)
“Слепил из глины человека БОГ...”
Слепил из глины человека Бог.
Работал долго, тщательно - старался.
Еще один шлепок, еще мазок - готово,
вроде.
Только глядь - остался
Кусочек маленький. "Чего бы из него
Тебе слепить?" - спросил Бог человека.
"Слепи мне счастье, только и всего,
Такое, чтоб не кончилось до века!"
Бог покрутил кусочек так и сяк,
Подумал малость, почесал щетину...
Но творческий запал, увы, иссяк,
И человеку он оставил глину.
Бог много видел, многое он знал,
Но он не ведал, что такое счастье.
А потому сказал: "Лепи, брат, сам!
Теперь уже без моего участья!"
Тебе желаю счастья, …
- Так кто же, по вашему мнению, творец
счастья? (Мы сами) (появление на слайде
ответа)
Учитель читает стихотворение: “В одно окно
Появление на слайде ответа.
смотрели двое...” (Омар Хаям)
В одно окно смотрели двое –
Один увидел дождь и грязь.
Другой – листвы зелёной вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое …
- Как вы думаете почему, глядя в одно окно,
люди видели разные картины? (В любой
ситуации какой бы она не была надо видеть
положительные моменты)
- Посмотрим, как у вас это получится.
Переделайте фразы так, чтобы найти в
неприятном, положительные моменты:
1) в комнате прохладно, но зато... (так легче
думается);
2) с утра не кончается дождь, но мне кажется
это замечательным, потому что... (в такой
день хорошо сочиняются стихи);
3) к уроку мне надо прочитать огромный
рассказ, но это хорошо тем... (что я узнаю
много нового).
-Продолжаем поиски. «Где рождается
счастье?»
Ответьте на следующие вопросы:
1.
Назовите самого богатейшего человека
на планете.
2.
Назовите последнюю «Мисс Мира».
- Получилось?
- Не совсем получилось? Трудновато, не так
ли? Не беспокойтесь, никто этого не помнит.
Потому что аплодисменты стихают. Призы
покрываются пылью.
А теперь попробуйте ответить на эти
вопросы:
1.
Назови имена учителей, которые
помогают тебе больше всех остальных.
2.
Назови имена трех друзей, которые
помогли тебе в трудный час.
3.
Вспомни несколько человек, которые
вызвали у тебя особые чувства.
Назови троих человек, с которыми тебе
приятно проводить время
- А теперь получилось? (ответы детей)
- Это легче, правда же? Люди, которые что-то
значат в твоей жизни, не имеют больше всех
денег, не выиграли величайших призов. Это
На экране появляется вопрос.
На фоне музыки ребята читают по
ролям легенду.
те, кто заботится о тебе, дорожит тобой, кто
несмотря ни на что остается рядом.
Сказка о счастье
«Однажды шло счастье по лесу…»
Однажды шло Счастье по лесу и
внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и
плачет. Шёл мимо человек, Счастье
услышало человека и кричит из ямы:
- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда. -
А что ты мне дашь за это? - спрашивает
человек
- А что ты хочешь? - переспросило
Счастье.
- Я хочу большой и красивый дом с видом на
море, самый дорогой.
Счастье дало человеку дом, человек
обрадовался, убежал к дому и забыл про
Счастье.
Сидит Счастье в яме плачет ещё громче.
Мимо шёл второй человек, услышало
Счастье человека и кричит ему:
- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.
- А что ты мне дашь за это? — спрашивает
человек
- А что ты хочешь? - переспросило Счастье.
- Я хочу много красивых и дорогих машин.
Дало Счастье человеку то, что он попросил,
обрадовался человек, забыл про Счастье и
убежал.
Совсем потеряло надежду Счастье.
Вдруг слышит, идет третий человек,
крикнуло ему Счастье:
- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда,
пожалуйста.
Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл
дальше. Обрадовалось Счастье, побежало за
ним и спрашивает:
- Человек! А что ты хочешь за то, что помог
мне?
- Ничего мне не надо,- ответил человек.
Так и бежит Счастье за человеком, не
отставая от него никогда.
- Как вы думаете, в чем основная мысль этой
сказки? Чему она учит нас?
(
Сказка учит нас тому, что нужно
бескорыстно оказывать помощь другому.
Слайд.
Учитель
затем
проходит
и
разрезает
нити,
у
каждого
ребёнка
остался
кусочек «Амулет счастья»
На экране появляются слова:
В нас самих, рядом с нами, в добрых
делах и поступках, в отношении к
окружающим.
(Дети, опираясь на вопросы,
написанные на доске, опорные слова и
ромашку, отвечают на вопрос)
Тогда счастье пойдет за тобой по пятам.
Если мы помогаем другим, мы не теряем, а
приобретаем.)
- Мы получили ФОРМУЛУ СЧАСТЬЯ – это
когда даришь счастье не только самому себе,
но и другому человеку, когда делаешь добрые
дела.
Игра: «Клубок счастья» (Дети встают в
круг, передают клубок, держа в руках нить и
называя поступок, как они помогли другому.)
- Теперь мы все связаны друг с другом нитями
счастья.
Посмотрите,
мы
поделились
друг
с
другом
ниточкой счастья, но при этом у каждого из
нас остался и свой кусочек. После урока, эти
нити счастья вы завяжете друг другу на руку и
пожелаем счастья, радости, любви, здоровья
- Как ответим на вопрос: «Где рождается
счастье?»
(Счастье рождается в нас, среди людей, в
хороший поступок)
-Ребята, вот вы уже знаете, где живет счастье.
«Никогда не гоняйся за счастьем: оно всегда
находится в тебе самом»,- говорил Пифагор.
4.Творческая работа в группах.
- В начале нашей беседы мы составили
цветики-семицветики. Давайте посмотрим.
Насколько близки мы оказались к истине. Не
появилось ли у вас желания что-либо
изменить в своих взглядах на счастье? Вы
можете поменять и приклеить на лепестки.
А теперь давайте сравним с наукой. Как она
называется?
Если у вас всё сходится, значит, вы готовы
к счастливой жизни. Если же что-то не
срослось – вам есть над чем поработать.
5.Рефлексия. Итог внеурочного занятия.
На какой вопрос мы сегодня искали ответ?
(«Где же ты счастье?»
Ответьте на него