Напоминание

"Исследователи природы"


Автор: Попова Раиса Игнатьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №25 "Ромашка"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск, ХМАО - Югра
Наименование материала: программа дополнительного образования на летний период
Тема: "Исследователи природы"
Дата публикации: 05.08.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА

«ДЕТСКИЙ САД№25 «РОМАШКА»

Программа дополнительного образования

на летний период

«Исследователи природы»

Автор: Р.И.Попова, старший воспитатель

г.Нефтеюганск 2017г.

Содержание

I Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.2. Цель и задачи Программы

3

1.1.3. Основные принципы Программы

4

1.1.4. Характеристика особенностей Программы

4

1.2.

Планируемые результаты Программы

4

II Cодержательный раздел

2.1. Реализация содержания программы

5

2.2. Описание форм, методов и средств реализации Программы

5

2.3. Комплексно – тематическое планирование

6

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и

культурных практик

10

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы

11

2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

11

III Организационный раздел

3.1. Учебный план

11

3.2. Материально – техническое обеспечение

12

3.3. Методическое обеспечение

13

Приложение

Перспективное тематическое планирование образовательной

деятельности по программе дополнительного образования

«Исследователи природы»

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования

предполагает

изменение

подходов

к

организации

воспитательно-образовательного процесса не через систему занятий, а через

другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного

возраста. ФГОС ДО предлагает «реализацию Программы в формах,

специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме

игры, познавательной и исследовательской деятельности…»

Программа дополнительного образования «Исследователи природы»

реализует новый подход к организации летнего отдыха детей в ДОУ. Одним

из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является

развитие их познавательно-речевой

сферы. Программа «Исследователи

природы» учитывает то, что познавательная активность дошкольников

развивается из потребности в новых впечатлениях. В летний период педагоги

ДОУ

большое

внимание

уделяют

ориентировочно-исследовательской

деятельности, в процессе которой у детей формируется стремление узнать и

открыть для себя как можно больше нового. В рамках программы с детьми

планируются наблюдения, познавательные беседы, организуются различные

опыты.

Теоретической

базой

программы

дополнительного

образования

являются

исследования

Н.Н.

Подъякова.

Н.Н.

Подъякова

определяет

исследовательское

поведение

как

одну

из

фундаментальных

форм

взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его

познание, и как существенную характеристику деятельности человека.

1.1.2. Цель и задачи реализации Программы

Цель

Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать

овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой,

обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Задачи

1.

Формировать

у

детей

дошкольного

возраста

способности

видеть

многообразие

мира

в

системе

взаимосвязей

и

взаимозависимостей;

расширять представления детей о физических свойствах веществ, об

основных физических явлениях.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Особенностью данной программы является знакомство со способами

проведения эксперимента, физическими явлениями через познавательно-

3

исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства

предметов и явлений окружающего мира.

1.1.3. Основные принципы Программы

Принцип

системности

предусматривает

решение

программных

образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и

самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной

деятельности, но и при организации культурных практик.

Принцип системно–деятельностного

подхода – содержание программы

реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными

особенностями дошкольников.

Принцип индивидуализации предусматривает развитие индивидуальных

способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной

социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих

способностей на основе учета его интересов, потребностей.

Принцип интеграции – образовательный процесс строится на основе

взаимодействия

содержания

образовательных

областей,

взаимопроникновения в разные виды деятельности.

Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания

программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития

ребенка делается на игровую деятельность.

Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, исследование,

анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и

содержания программы.

1.1.4. Характеристика особенностей освоения Программы

Характер освоения: программа построена на принципах развивающего

обучения и личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.

Возраст обучающихся: младший, средний, старший дошкольный

возраст.

Срок

усвоения

3

месяца (июнь,

июль,

август)

в

рамках

дополнительного образования.

1.2. Планируемые результаты освоения программы «Исследователи

природы»

В результате освоения данной программы каждый ребенок овладеет

следующими компетенциями:

интересуется

причинно-следственными

связями,

пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

обладает элементарными представлениями из области живой природы,

естествознания;

4

задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;

способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в

различных видах детской деятельности), в случаях затруднений

обращается за помощью к взрослому;

принимает живое, заинтересованное участие в образовательном

процессе;

способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания

и умения в различных видах деятельности.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Реализация содержания программы «Исследователи природы»

Основной формой детской экспериментальной деятельности являются

опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами

неживой природы: песком, воздухом, камнями, водой, и пр. В процессе

проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-

то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё

проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность,

наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

2.2. Описание форм, методов и средств реализации Программы

Формы работы с детьми:

«Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с

предметом

(предметами).

Основное

действие

для

ребёнка

манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.

«Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает

прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает

проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия,

обретая необходимый опыт деятельности.

Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников –

основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск

для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».

Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение

одних объектов другими (реальных – условными).

«Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного

текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.

5

Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и

детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог

направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый

опыт, активизирует детскую самостоятельность.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

При реализации программы применяются исследовательские методы

обучения:

Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение

педагогом

готовой

информации

разными

средствами:

показ,

объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы

познавательного характера, наблюдение) и репродуктивный (создание

педагогом условий для формирования умений и навыков путем

упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).

Продуктивные

методы:

частично-поисковый

или

эвристический

(дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая

из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь

к знанию через собственных, творческий поиск).

Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностно-

ориентированного

взаимодействия

с

ребенком.

Делается

акцент

на

самостоятельное

экспериментирование

и

поисковую

активность

дошкольников.

Педагогические

мероприятия

содержат

познавательный

материал, соответствующий возрастным особенностям детей.

2.3. Комплексно - тематическое планирование

Младший дошкольный возраст

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Июнь

I - II

«Песок»

Продемонстрировать свойства

песка: сыпучесть, рыхлость;

изменение их свойств при

взаимодействии с водой.

III- IV

«Вода и её

свойства»

Познакомить детей со

свойствами воды: нет цвета, нет

запаха. Формировать понятие о

том, что вода необходима

человеку.

Июль

I - II

«Воздух»

Дать детям первоначальные

представления о воздухе, его

свойствах: невидим, без запаха,

6

не имеет формы.

III- IV

«Игры по

обнаружению

воздуха»

Обнаружение воздуха в

окружающем пространстве.

Познакомить детей с тем, что

человек дышит воздухом. Дать

представления о том, что ветер –

это движение воздуха.

Август

I - II

«Живое и

неживое»

Познакомить детей с тем, что

объекты бывают живые и

неживые. Рассказать о признаках

живых и неживых объектов.

III- IV

«Семена,

плоды»

Познакомить детей с семенами и

плодами растений. Формировать

знания о том, что из семян и

плодов вырастают растения.

Средний дошкольный возраст

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Июнь

I - II

«Песок»

Закреплять знания детей о

свойствах песка, его

разновидностях (желтый, белый,

коричневый) о применении

песка.

III- IV

«Камни»

Формировать представление о

классификации камей по видам.

Рассказать детям о камнях, их

свойствах.

Июль

I - II

«Воздух»

Дать детям первоначальные

представления о воздухе, его

свойствах: невидим, без запаха,

не имеет формы.

III- IV

«Дерево»

Познакомить детей со

свойствами дерева, изделиями из

дерева, их назначением.

Август

I - II

«Живое и

неживое»

Продолжать знакомить детей с

объектами живой и неживой

природы, взаимосвязи и

взаимозависимости объектов.

Формировать представления о

характерных признаках

объектов, предметов, веществ.

III- IV

«Семена,

Продолжать формировать знания

7

плоды»

детей о семенах и плодах, учить,

выделять характерные

особенности семян и плодов

культурных растений. Закрепить

знания о том, что из семян

вырастают растения.

Старший дошкольный возраст

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Июнь

I

«Песчаный

конус»

помочь определить, может ли

песок двигаться.

II

«Вода и её

свойства»

Показать значение воды в жизни

живой природы. Закреплять

знания детей о воде и о том, как

человек использует ее;

воспитывать бережное

отношение к воде. Показать

значение воды в жизни живой

природы.

III

«Свойства

воздуха»

познакомить детей с тем, что

внутри человека есть воздух и

обнаружить его («Игры с

воздушными шариками»)

IV

«Почему

появляется

ветер»

познакомить детей с причиной

возникновения ветра,

поддерживать интерес к

познанию окружающей

действительности с помощью

постановки проблемных

вопросов. Выявить, что воздух

обладает упругостью.

Понять, как может

использоваться сила воздуха

(движение).

Определить

направление ветра по компасу.

Определить силу ветра с

помощью флюгера

Июль

I

«Дерево»

Продолжать знакомить детей со

свойствами деревянных

предметов, их назначением.

Формировать понятие о том, что

лес – это богатство, его

необходимо беречь.

8

II

«Почва»

Познакомить детей с почвой –

верхним, плодородным слоем

Земли, состав и свойства почвы:

значения почвы для роста

растений, для жизни людей.

Сравнить сухие и влажные

комочки торфа.

Через лупу рассмотреть, из чего

состоит торф (стебельки листья,

корешки растений, мох, кусочки

земли).

Сравнить песчаную и торфяную

проталину. Ответить, где

быстрее просыхает почва и

почему? Развивать

любознательность, мышление

III

«Свет и тень»

Познакомить детей с тем, как

можно увидеть световой луч;

понять, что свет двигается по

прямой линии и когда что-либо

преграждает его путь, лучи

света останавливаются и не

проходят дальше.

IV

«Природные

явления»

Развивать представления детей о

различных природных явлениях

(грозе, радуге) и стихийных

явлениях (наводнении,

землетрясении, извержении

вулкана). Формировать

представления об экологической

зависимости, учить

устанавливать связи и

взаимодействия человека с

природой.

Август

I - II

«Наша

Земля»

Познакомить обитателями

участка ( насекомые, птицы…),

показать приспособляемость

живых существ к жизни.

Развивать представления о

многообразии природных

сообществ. Воспитывать

бережное отношение к природе,

животным.

III-IV

«Семена,

Закреплять знания детей о том,

9

плоды»

что из семян и плодов

вырастают растения, учить

определять название по

характерным признакам

(косточка, орех, луковица,

корнеплод, семечка, плод,

ягода). Формировать

представление о разнообразии

плодов и семян, учить

классифицировать по разным

признакам, находить у них

общие и отличительные черты.

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и

культурных практик

В процессе работы по программе используются только элементарные

опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются

элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны;

при

организации

опытнической

деятельности

используется

обычное

бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов необходимо придерживаться следующей

структуры:

1. Постановка проблемы.

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проверка гипотез, предположений через организацию опыта.

4. Фиксация опыта.

5. Обсуждение увиденных полученных результатов.

6. Формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную

деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Одним из наиболее эффективных методов организации поисковой

деятельности детей является метод проектирования. Проектирование

ориентировано на уникальные отношения «Ребенок – взрослый», которые

строятся на основе «со деятельности», «сотворчества».

Разнообразная деятельность с детьми не просто развивает у ребенка

умения и навыки, но и помогает ему осознать свою силу, силу творца,

способного подчинить собственной воле разнообразные материалы, дает

возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не

потребителя.

10

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы

Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления,

высказывать их в явном виде.

Поддерживать проявление инициативы в самостоятельных наблюдениях,

опытах,

эвристических

рассуждениях

по

содержанию

прочитанной

познавательной литературы.

Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения,

догадки.

Давать

дошкольникам

возможность

исследовать

свои

предположения

(гипотезы) в свободной и ненапряженной обстановке, особенно – путем

обсуждений в малых группах.

Давать детям возможность применять новые представления применительно к

широкому кругу явлений, ситуаций – так, чтобы они могли оценить их

прикладное значение.

Поддерживать деятельность детей по сбору коллекций.

Оформить презентации «Мы экспериментируем».

2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Система взаимодействия с родителями в данном направлении

включает:

участие родителей в пополнении детской лаборатории различными

материалами, для проведения исследований;

проведение

консультаций

на

тему:

«Роль

семьи

в

развитии

познавательной активности дошкольников»; «Организация домашней

лаборатории»;

оформление папок передвижек: «Чего нельзя и что нужно делать для

поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»,

«Проведение опытов с детьми дома».

3. Организационный раздел

3.1. Учебный план

Занятия в летний период по исследовательской деятельности проводится

2

раза

в

неделю

с

подгруппой

воспитанников

10

12

человек.

Продолжительность для воспитанников младшего дошкольного возраста –

15 минут; среднего дошкольного возраста

– 20 минут; старшего

дошкольного возраста - 25 минут.

11

Возраст

Количество занятий

в неделю

в месяц

Квартал

(летний

период)

Младший дошкольный

возраст

2

8

24

Средний дошкольный

возраст

2

8

24

Старший дошкольный

возраст

2

8

24

3.2 Материально - техническое обеспечение

Для реализации данной программы необходимо:

дидактический материал, игры экологического содержания.

Компонент

дидактический

Компонент

оборудования

Компонент

стимулирующий

Схемы, таблицы,

модели с алгоритмами

выполнения опытов.

Серии картин с

изображением

природных сообществ.

Книги познавательного

характера, атласы.

Тематические альбомы.

Коллекции.

Мини-музей (тематика

различна, например,

«Изделия из камня»).

Природный материал:

камни, песок, ракушки,

спил и листья деревьев,

мох, семена, почва

разных видов и др..

Утилизированный

материал: проволока,

кусочки кожи, меха,

ткани, пластмассы,

дерева, пробки и т.д..

Технические материалы:

гайки, скрепки, болты,

гвозди, винтики,

шурупы, детали

конструктора и т.д..

Красители: пищевые и

непищевые (гуашь,

акварельные краски и

др.).

Медицинские

материалы: пипетки с

закругленными

концами, колбы,

деревянные палочки,

Личные блокноты детей

для фиксации

результатов опытов.

Карточки-подсказки

(разрешающие

запрещающие знаки)

«Что можно, что

нельзя».

Персонажи, наделанные

определенными чертами

(«Почемучка») от имени

которого моделируется.

12

мерные ложки,

резиновые груши,

шприцы без игл.

Прочие материалы:

зеркала, воздушные

шары, масло, мука, соль,

сахар, цветные и

прозрачные стекла,

свечи и др

.

Сито, воронки.

Половинки мыльниц.

Проборы-помощники:

увеличительное стекло,

песочные часы,

микроскопы, лупы.

Клеенчатые фартуки,

нарукавники, резиновые

перчатки, тряпки.

3.3. Методическое обеспечение

1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. –

М.: ТЦ Сфера, 2012. – 127 с.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом:

Опыты и эксперименты для дошкольников / Под. ред. В Дыбиной. – 2-е изд.,

испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для

детей от3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006. – 64 с.

4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском

саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду. Пособия для работников дошкольных

учреждения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

6. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной

деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации,

конспекты занятий. – М.: Учитель, 2012.

13

7.

Ребенок

в

мире

поиска

«Программа

по

организации

поисковой

деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.:

ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

8. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в

разных возрастных группах / сост. Н.В. Нищева.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2013. – 320 с.

9. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и

перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1

/ Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 240 с.

10.

Открытые

мероприятия

для

детей

подготовительной

группы.

Образовательная область «Познавательное развитие». Практическое пособие

для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей. / Авт.-

сост.: А.В. Аджи. – Воронеж.: ООО «Метода», 2014 – 144 с.

11.

Развитие

познавательно-исследовательских

умений

у

старших

дошкольников. / Авт.-сост.: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина,

З.А. Серова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 160 с.

12. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013

14

Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе дополнительного

образования

«Исследователи природы»

Младший дошкольный возраст

Тема

Образовательная

деятельность

Опыты и эксперименты

Беседы

Наблюдения

1

«Песок»

«Из чего состоит песок?»,

рассматривание картины

«Мы играем»

Пересыпание песка,

песок мокрый и сухой,

поделки из песка

«Что можно построить

из песка», «Как мы

играем с песком»

Песок рассыпчатый

и мокрый,

изменение свойств

песка после дождя

2

«Вода и её

свойства»

«Где живет вода?»

Переливание и

окрашивание воды,

измерение температуры

воды, значение воды для

роста цветов

«Зачем человеку

вода», «Кто живет в

воде»

После дождя

3

«Воздух»

«Поймай воздух»

Воздух прозрачный,

умеет двигаться сам и

двигает предметы и т. д.

«Воздух – повсюду,

«Воздух имеет запах»

Все предметы

имеют свой запах:

пахнет апельсин,

лук, огурец, капуста

и т.д.

4

«Живое и

неживое

«Какие предметы нас

окружают?»

«Живое или неживое»

Посадка ноготков

«Домашние

животные»,

«Что сделано руками

человека», «Птицы»

Объекты живой и

неживой природы

5

«Семена и

плоды»

«Что нам лето

подарила?», «Что растет

на дереве?», «Овощи и

фрукты»

Определи на вкус, на

ощупь

«Какие фрукты я

люблю», «Витамины

на тарелке», «Вершки

и корешки»

Деревья,

кустарники, цветы

на участке

Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе дополнительного

образования

«Исследователи природы»

Средний дошкольный возраст

Тема

Образовательная

деятельность

Опыты и эксперименты

Беседы

Наблюдения

1

«Песок»

«Песок и его свойства»

Пересыпание песка,

мокрый песок и сухой;

изготовление поделок

из песка,

рассматривание

песчинок (песок в

стакане воды)

«Что можно сделать из

песка», «Где можно

встретить песок?»

Песок после дождя,

полив песка, песок в

сухую погоду, цвет

песка

2

«Камни»

«Какие бывают камни?»

«Меняют ли форму

камни как песок?»,

«Классификация

камней по форме,

цвету, весу,

особенностям

поверхности»

«Где можно найти

камни», «Какие камни

есть в нашей

коллекции»

Камни и камешки

на нашем участке

(рассматривание)

3

«Воздух»

«Упругий воздух»

Воздух обладает

упругостью

«Как можно поймать

воздух?»

Накачать насосом

мяч. Надуть

воздушный шарик и

отпустить его.

16

4

«Дерево»

«Что изготавливают из

дерева?»

Выявление свойств

дерева: тонет или нет в

воде, твердость

«Что делают из

дерева», «Какие

предметы делают из

дерева», «Какие

деревья растут в лесу»

Чем отличаются

деревья?

5

«Семена и

плоды»

Где растут шишки?»

Рассматривание и

сравнение шишек

сосны и ели

«Из чего растут

деревья», «Как мы

вырастили урожай»,

«Что растет на нашем

огороде», «Откуда эти

детки?»

Растения на огороде

Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе дополнительного

образования «Исследователи природы»

Старший дошкольный возраст

Тема

Образовательная

деятельность

Опыты и эксперименты

Беседы

Наблюдения

1

«Вода и ее

свойства»

«Круговорот воды в

природе», «Приключения

капельки»

Фильтрование воды.

Растворение в воде

разных веществ

«Почему надо беречь

воду», «Можно ли

прожить без воды?»,

«Как человек

использует воду», «Кто

живет в воде», «Как

разные животные

приспосабливаются к

жизни в воде»

Дождь, лужи на

асфальте и земле,

водоемы

17

2

«Свойства

воздуха»

«Сила ветра», «Как

растения очищают

воздух», «Почему надо

беречь природу»

Изготовление вертушек

и наблюдение за силой

и направлением ветра.

Как нагревается воздух.

Опыт «Парашют»,

«Реактивный шарик»,

«Вертушка»

«Как работают

водолазы», «Как под

водой дышат рыбы»,

«Зачем нужна

дыхательная

гимнастика», «Почему

трудно дышать, когда

очень жарко»,

«Путешествие на

воздушном шаре»

Движение облаков,

сила ветра, работа

фена, вентилятора

3

«Дерево»

«Жизнь растений»,

«Какие бывают леса»

Выявление свойств

дерева.

Деревья хвойных пород

и лиственных

«Какие дома были

раньше», «Какие

деревья растут в лесу»,

«Деревья в городе и

деревне», «Что делают

из древесины»,

«Почему надо беречь

леса»

Жизнь деревьев в

разное время года.

Разные виды домов,

игрушки из дерева

(рассматривание)

4

«Почва»

«Кладовая Земли» «Наш

весёлый огород»

Эксперименты «Сухая

и влажная почва»,

«Соревнование», «Где

лучше растут

растения?»

Что растения получают

из почвы», «Почему на

тропинке не растёт

трава», «Почва бывает

разная», «Берегите

почву». «Почва –

особое тело земли»

«Песочница после

дождя и в сухую

погоду». Экскурсия

детей к месту, где

можно хорошо

наблюдать за

почвой

5

«Свет и тень»

«Где живёт тень?»

«В стране солнечных

зайчиков»

«Передача солнечного

зайчика»

«Разноцветные

«Почему тень

движется?», «Есть ли у

тени свет? «Почему

Солнечные зайчики,

радуга, образование

тени от предметов,

18

огоньки», «Теневой

театр»

тень прячется и убегает

от нас?», «Свет бывает

разным», «Волшебные

лучи»

людей

6

«Природные

явления»

«Гроза», «Радуга»,

«Землетрясения»,

«Наводнение»,

«Извержение вулкана»

Определение погоды по

приметам («Если на

траве утром есть роса,

то дождя не будет»)

Опыт «Извержение

вулкана»

«Как вести себя во

время грозы», «Где

бывают

землетрясения», «Как

работает вулкан»

Роса, гроза, дождь,

ливень, радуга

7

«Наша Земля»

«Изучение дождевого

червяка»

Дождевой червяк-

внешнее строение,

поведение (обоняние,

слух)

«Какая почва

необходима для жизни

дождевым червям»

Наблюдение за

червями в

аквариуме («ходы»)

«Семена и

плоды»

«Рассматривание

фруктов, плодов и ягод»,

«Орехи и семена

растений»

Проращивание семян

овощных культур.

Проращивание семян в

темном месте

«Что вырастет из

семян?», «Как долго

живет дерево?», «Какие

плоды съедобны?»,

«Растения разных

стран», «Как вырастить

урожай овощей»

Развитие ягод и

плодов в летний

период, рост

овощей на огороде

19



В раздел образования