Автор: Наталия Ивановна Орина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад комбинированного вида №2"Машенька" Г.Ершов
Населённый пункт: город Ершов Саратовской области
Наименование материала: Деловая игра для воспитателей
Тема: "Занимательная математика
Дата публикации: 06.08.2022
Раздел: дошкольное образование
Деловая игра для педагогов
»Занимательная математика»
Цель:
Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать
сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою
точку зрения. Использование нетрадиционных технологий в работе с
педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности,
способствование творческому поиску. Выявить затруднения педагогов в
работе по ФЭМП у дошкольников.
Ведущий:
Дорогие, уважаемые коллеги. Мы приветствуем вас на борту нашего
корабля. Хотите отправиться с нами в путешествие? Но, для того, чтобы
отправиться с нами в увлекательное путешествие к островку «Хочу всё
знать» вы должны пройти испытание.
Мы предлагаем вам разделиться на 2 команды. И принять участие в
«Математическом турнире». Победившая команда отправиться к острову где
вы найдёте ответы на все ваши вопросы. Чтобы определить победителей мы
выберем жюри. Оценка 1 задания – 1 балл. (Представление жюри)
Для начала мы
разделимся на команды.(делятся на команды и
придумывают название) Все устроились поудобнее? Начинаем!
Для того чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также
узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.
Делают шаг вперед те, кто например:
-работает всю жизнь в одном учреждении;
-любит свою работу;
-любит яблоки;
-кто сейчас готовится к аттестации
-работает педагогом более 10 лет;
-кто любит детей
-мечтал быть педагогом с детства;
-кто пришёл в юбке и др.
-кто сейчас учится
-кто работает первый год
Итак, первое испытание и первое задание
(команды садятся на места)
Станция: “Всезнай-ка”
Чем
же
мы,
воспитатели
дошкольных
учреждений,
должны
руководствоваться, что бы знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у
детей элементарные математические представления?
Прежде всего, по какой бы программе мы не работали, мы должны
четко представлять ее содержание. Любая программа по ФЭМП включает
разделы. Из каких же с разделов по ФЭМП состоит программа каждой
возрастной группы? Я вам зачитываю терминологию, а вы отгадываете и
записываете на листочек, что это за раздел.
1.
Представления о множестве, числе, счете, арифметических
действиях, текстовых задачах. («Количество и счет»).
2.
Представления
о
различных
величинах,
их
сравнения
и
измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме,
массе, времени). («Величина»).
3.
Представления о форме предметов, о геометрических фигурах
(плоских и объемных, их свойствах и отношениях. («Форма»).
4.
Ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно
предметов,
относительно
другого
лица,
ориентировка
на
плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку,
ориентировка в движении. («Ориентировка в пространстве»).
5.
Представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах
года; развитие «чувства времени». («Ориентировка во времени»).
Второе испытание.
Станция: “Разминка”
Разминка представлена в виде задач.
1 задача: Три мальчика – Коля, Петя, Ваня – отправились в магазин. По
дороге у магазина они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашел Ваня, если
бы он отправился в магазин один? (5 рублей).
2 задача: В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так,
чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось в корзине?
(Одно яблоко отдать вместе с корзиной).
Третье задание. Станция «Алгоритмическая»
Вам предлагается составить алгоритмы освоения детьми элементарных
математических представлений.
1-й
команде:
Алгоритм
ознакомления
с
геометрическими
фигурами
2-й
команде:
Алгоритм
обучения
порядковому
счёту.
Время выполнения задания – 5 мин
Четвёртое задание
Станция: “Игралоч-ка”.
Вносится “Черный ящик”
Задание обеим командам предлагается отгадать, что находится в
черном ящике:
Этот предмет изобрел преподаватель архитектуры из Будапешта
для своих студентов.
Его сложность объясняется огромным количеством различных
положений, в которых он может находится. Некоторые предприимчивые
изготовители прикладывали к нему пластмассовый топорик, что бы в
конец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку
после без результатных попыток её собрать. (Кубик-рубик).
Пятое испытание «Мы с Тамарой ходим парой»
Найдите пары пословиц каждой команды.
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
«Руби дерево по себе»
«Знания никому не втягость»
«Без корня и полынь не растёт»
«Родимая сторона- мать, чужая –мачеха»
«По сеньке и шапка»
Ответ (1-3, 2-6, 4-5) .
Задание
шестое:Станция
«Называй
–ка»
или
«Фольклорная
математика»- предлагается вспомнить пословицы, в которых упоминаются
числа: кто больше назовёт пословиц.
Воспитатели знают много сказок. Но сегодня нас интересуют сказки,
только математические - в названии которых есть цифры, числа, величина и
другие математические термины. Итак, конкурс!
«Кто больше назовёт математических сказок»(команды называют
сказки по очереди).
Станция:»Завершалкино». Вопрос один для всех команд:Как выглядит
модель успешной ООД по ФЭМП. И только при наличии всех этих
компонентов, ООД будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.
Ответы команд.
(Я складываю пирамиду и рассказываю воспитателям)
Первое колечко в нашей пирамидке – компетентность педагогав области
преподаваемой образовательной области.
Второе колечко модели успешного занятия - готовность воспитателя к
ООД.
Третье колечко Пирамидки успешного занятия - выбор оптимальных
методов и приёмов.
Четвёртое
колечко
нашей
модели
-
правильный
подбор
демонстрационного и раздаточного материала.
Пятое колечко - грамотная речь воспитателя.
Станция: “Развлекалоч-ка”.
(Движения под музыку).Развивалки
Железновых
Завершая
деловую
игру,
скажу
несколько
слов
об
ОЦЕНКЕ
деятельности детей на занятии.
Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен
видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому
уделять внимание и на НОД, и вне занятий. Соответственно, необходимо
продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки
“молодцы” есть и другие: правильно, верно, очень хорошо, молодец,
постарался, ты меня сегодня радуешь, ты сегодня активный, внимательный,
старательный и т. д. Эти же слова можно отнести и к вам сегодня, к вашим
ответам.
Математика — один из самых сложных учебных предметов в школе и в
детском саду. И для успешной работы по ФЭМП педагогу необходимо
выполнять некоторые заповеди:
-поощрять все усилия ребёнка и стремление узнать новое
-избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка
-сравнивать результаты ребёнка только с его же собственными
И теперь, следуя древней пословице: «Я слышу — и я не забываю, я
вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю», призываю всех педагогов
делать это — внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано
педагогической наукой и практикой.
Станция: “Конечная”
Деловая игра подошёл к концу. И пока жюри подводит итоги мы с вами
пройдем не большой тест.
Тест-шутка для педагогов «Сказка ложь, да в ней намек…»
Тест-шутка предназначен для педагогов. Тест может быть применен на педсоветах или
иных педагогических мероприятиях. Тест носит шутливый характер и предназначен не
столько для диагностики, сколько для создания динамичной и раскрепощенной
атмосферы. Он вызывает оживление педагогов, придает мероприятию более динамичный
характер. Несмотря на шутливый характер, он все же содержит в себе диагностический
момент и может быть использован как начало разговора о педагогических компетенциях
или профессионализме коллектива. Проведение обычно сопровождается шутливыми
комментариями и смехом. Процедура проведения состоит в демонстрации слайдов и
предложении педагогам выбрать героя сказки, который более всего симпатичен.
Естественно, женская половина коллектива выбирает героев женского пола, а мужская
выбирает героев мужского пола. После процедуры выбора зачитывается интерпретация
героя, через которую выявляются педагогические особенности тех, кто выбрал этого
героя сказки.
Интерпретация
ПРИНЦЕССА
У Принцессы высокие претензии к жизни и к ученикам. Как всякая принцесса – она
может быть взбалмошна и непоследовательна. Принцесса требует к себе уважения и не
потерпит фамильярности. Она не сразу сходится с детьми, но впоследствии их отношения
становятся очень крепкими. Обычно принцессы достигают высокого положения в
обществе. У Принцессы высокие жизненные притязания, они не довольствуются малым.
И этим они интересны своим ученикам. Ваша сильная сторона – быть амбициозными. Вы
можете научить своих учеников быть успешными, состоятельными. Вы можете научить
детей реализовывать свои жизненные планы, вы можете показать им путь к успеху.
ЗОЛУШКА
Золушки – очень милы, обходительны, они хорошо понимают чувства других людей. Это
ваша сильная сторона как педагога.
Вам понятны поступки детей, вы их хорошо
понимаете
и
можете
объяснить
их
поведение.
Вы
очень
проницательны
и
снисходительны к детям и можете многое им простить. Они вам безмерно доверяют.
Золушки очень трудолюбивы и усердны. Такому же усердию они могут научить детей.
Золушки оптимисты, не боятся жизненных трудностей, всегда поддержат слабого. Их
уроки – это уроки добра и трудолюбия. Обучать своим примером – вот ваша сильная
сторона как педагога.
ГЕРДА
Такие педагоги преданы своему делу, они видят в педагогическом труде высокие цели,
это люди целеустремленные.
Такой педагог может научить детей благородству,
стойкости и служению людям, служению высоким целям.
Они притягательны как
цельные и целеустремленные люди, готовые всегда прийти на помощь тем, кто в этом
нуждается. Они интересны детям своей последовательностью и целеустремленностью. Их
уроки продуманы, структурны, они легко создают четкую структуру обучения. И детям в
этой структуре легко и все понятно. Логика - ваш педагогический конек.
РУСАЛОЧКА
Русалочка очень романтичная натура. Она очень предана своим идеалам. Мир для нее
прекрасен и наполнен любовью. Такое изящество восприятия мира Русалочка может
передать детям. Она может научить их быть терпимыми, может научить их видеть
прекрасное. Русалочка может научить любоваться восходом солнца и видеть тысячи
красок, которые не способны видеть другие. Ее уроки – спокойны и размерены.
Русалочки успевают заглянуть в детские глаза и считают это важнее невыученных
уроков. Романтичные натуры, они могут превратить любой урок в многообразие красок.
Это их сильная сторона как педагогов.
БЭТМЕН
Благородство поступков, немногословность, умение отвечать за свои поступки и слова.
Все эти качества очень притягательны для детей. Такой педагог способен научить быть
сильным, ответственным за себя и других. Его уроки - спокойны, последовательны, он
не произносит много слов, но все слова – содержательны и обдуманны. Он легко выделяет
главное и не разменивается на мелочи. Такой педагог лишен сентиментальности, но не
лишен логики и продуманности. Скуп на оценки, но они всегда справедливы.
БУРАТИНО
Непосредственность
и
позитив
–
вот
девиз
жизни
Буратино.
Такие
педагоги
оптимистичны, они очень коммуникабельны, очень притягательны для детей. Они не
терпят рутины, поэтому их уроки – сплошная импровизация, которая им всегда удается.
Оптимизм и жизнерадостность – вот их сильная сторона. Они с трудом выдерживают
рутину заполнения бумаг и журналов, могут забывать мелочи. За это их часто критикуют
коллеги. Но детям с ними всегда интересно, ведь этот человек так не логичен, но так
притягателен. Они способны научить детей оптимизму и позитивным взаимоотношениям
с людьми. Несмотря на некоторую непоследовательность, Буратино может воплощать
большие жизненные проекты. Ведь в сказке, совершая массу глупых поступков, в конце
концов, он выходит победителем.
ИВАН-ЦАРЕВИЧ –
смесь
романтики
и
благородства.
Такой
мужчина-педагог
чувствителен, сентиментален и в тоже же время уверен в себе и мужественен. Будучи
классным руководителем – он великолепный образец мужского поведения и хорошего
мужского воспитания. Высказывая свое мнение или отчитывая ученика, он не опустится
до грубости, но его позиция будет не зыблема. Дети его уважают и тянутся к нему. Его
уроки продуманы, он тщательно готовится к каждому уроку,
подбирает много
дополнительного материала. У него хорошо поставлена речь, ну а как же иначе – ведь он
царский сын.
МИККИ-МАУС
С таким педагогом не бывает скучно. Он импровизатор. Он не будет воспроизводить
скучный материал из учебника, а превратит его в веселое приключение или розыгрыш.
Такой
педагог
непредсказуем
и
часто
не
последователен.
Микки-Маус
трудно
вписывается в рамки и нормы поведения - может не выполнять элементарные требования
администрации - во время не сдавать отчеты и т. д. Но в отличие от многих взрослых
людей, он способен чувствовать и понимать детство, он с ним не расстался, он перенес
его в свою взрослую жизнь. Недостаток дисциплины он компенсирует своей открытостью
и непосредственностью. Дети эмоционально привязываются к такому педагогу и помнят
его уроки долгие годы. На его уроках дети раскрепощены и свободны, педагог умеет
создавать партнерские отношения с детьми.
Или
(Команды должны встать наспротив друг друга- делая шаг вперед)
«14 признаков того, что вы воспитатель»
(шуточный тест для воспитателей)
1. Вы несёте из дома всё, что может пригодиться в детском саду (краска,
молоток, компакт.диски, книги.)
2. ВЫ приносите в дом массу бесполезного, с точки зрения нормальных
людей, ваших близких и знакомых, которые с опасением наблюдают за тем,
как растёт гора "всего очень "нужного "в вашей квартире".
3. Ваша семья принесена в жертву образованию, она тоже работает с вами,
хотя не числится в штате. Работают тихо, жалея вас, а иные проклиная ваш
детский сад.
4. Участь вашего ребёнка ждать.у кабинета, в группе, дома. Ждать терпеливо
и молча!
5. Люди, далёкие от образования, не понимают, когда вы говорите о своих 25
детях и 50 родителях.
6. Каждая неформальная встреча с коллегами, перерастает в мини-педсовет,
несмотря на то, что вы всё время клянётесь, о садике и работе не говорить.
7. Чужих денег в вашей сумочке всегда гораздо больше, чем своих. (На
ремонт группы, участка, на театр).
8. Вы вскакиваете среди ночи, чтобы записать очередную гениальную идею к
завтрашнему занятию.
9. Ваш дом уже задыхается от вазочек и других ненужных безделушек,
выбросить которые вам не позволяет совесть-подарки же!
10. С вами здоровается половина района, и эта же половина оценивает: как
вы? С кем вы? И где вы?
11. Вы умеете красить, белить, забивать гвозди, клеить, чинить мебель,
работать в две смены, уговаривать, ходить на работу больной и входить в
чьё-то положение.
12. Вы не умеете-толково отдыхать, говорить "нет" администрации,
проходить мимо книжных витрин.
13. В жизни во много раз больше поводов для празднования, чем у других:
начало учебного года, день дошкольного работника, утренники, новый год,8
марта, конец учебного года, и столько же поводов для головной боли.
14. Вы никак не можете определиться с 1 сентября: принимать поздравления
или соболезнования?
Если всё это о вас, то вы настоящий педагог!
Слово жюри. (Подведение итогов и поздравление).