Автор: Селезнева Юлия Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Краснокаменская СШ
Населённый пункт: птг.Краснокаменка
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль родителей в развитии ребенка с ЗПР"
Дата публикации: 04.08.2022
Раздел: начальное образование
«Любовь родителей поможет ребенку»
Задержка
психического
развития (ЗПР)
–
это
темповое
отставание
развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы
у
детей,
которые
потенциально
могут
быть
преодолены
с
помощью
специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического
развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи,
внимания,
памяти,
мышления,
регуляции
и
саморегуляции
поведения,
примитивностью
и
неустойчивостью
эмоций,
плохой
успеваемостью
в
школе.
Диагностика
ЗПР
проводится коллегиально
комиссией
в
составе
медицинских
специалистов,
педагогов
и
психологов.
Дети
с
задержкой
психического
развития
нуждаются
в
специально
организованном
коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые
нарушения
интеллектуальной
и
эмоционально-волевой
сферы,
сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с
задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции.
ЗПР
является
в
большей
степени
психолого-педагогической
категорией,
однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное
состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде
всего, педиатрией и детской неврологией.
Поскольку
развитие
различных
психических
функций
у
детей
происходит
неравномерно,
обычно
заключение
«задержка
психического
развития»
устанавливается
детям-дошкольникам
не
ранее
4-5
лет,
а
на
практике - чаще в процессе школьного обучения.
Моей дочери было 5 лет, когда нам поставили ЗПР, ОНР 3 уровня. С
тех пор я начала больше интересоваться литературой по этой теме. Мы с 3
лет лепим пластилином, и не было ни дня, когда мы пропускали лепку. Мне
кажется,
мы
использовали
тонну
пластилина.
Начинали
мы
лепить
с
миниатюрных человечков. Порой фигуры человечков со всеми частями были
размером с мой ноготь. Скорее это было связано с самооценкой. Размер
фигур, а с ними и уверенность в себе, с возрастом становилась выше. Когда
мы пошли в школу, Карина была очень скромной и стеснительной. Страдала
эмоциональная сфера. Многие звуки произносила не четко. Понимая это, она
говорила тихо. А сложные длинные слова были для нее «непосильными».
Нам сложно было учить стихи. Я бы не сказала, что у нее была плохая
память. Но порой слова, которые она не могла выговорить, мы учили часами.
Как оказалось позже, у Карины нарушен фонематический слух. Прошло 4
года. За это время мы прошли лечение у невролога, мануального терапевта,
логопеда.
Множество
различных
обследований,
анализов.
Ежедневный
контроль звуков, ответственное выполнение домашнего задания, соблюдение
режима – все это пошло на пользу. Сейчас дочери 11 лет, она окончила 4
класс. Она до сих пор лепит, но уже из полимерной глины. Красиво рисует.
Очень
ответственная
ученица.
Сейчас
она
учит
стихи
по
20
строчек
самостоятельно.
Уроки
делает
сама
на
90
%.
Успеваемость
на
среднем
уровне. Мы продолжаем коррекционно-логопедическую работу. И радуемся
всему, чего достигли.
Огромную
роль
в
развитии
ребенка
играет
среда
его
обучения
и
конечно
же
поддержка
и
помощь
в
семье.
Только
длительная
систематическая работа и любовь родителей может помочь ребенку и дать
хорошие результаты.