Автор: Ахметгалиев Ильгиз Тахирович
Должность: тренер-преподаватель по киокусинкай
Учебное заведение: МАУ ДО "ДЮСШ "Контакт"
Населённый пункт: ЯНАО, город Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Организация и ведение тренировочного процесса для начинающих тренеров.
Дата публикации: 03.08.2022
Раздел: дополнительное образование
Организация и ведение тренировочного процесса для начинающих
тренеров.
Как организовать тренировочный процесс, чтобы при этом избежать
«текучки», то есть потери заинтересованности у детей?
Поделюсь своим многолетним опытом тренерской деятельности, в виде
спорта Киокусинкай, являющегося одним из многочисленных стилей каратэ.
Для любого начинающего тренера любить свой вид спорта – главное и
естественное правило. При выборе профессии тренера многим кажется, что
достаточно иметь в наборе любимый вид спорта, методики своего тренера,
набранный опыт своих собственных тренировок, личные результаты и
энергия. Казалось бы, есть полный набор для успешного «старта», но на
самом деле, есть подводные камни.
Методики вашего тренера могут совершенно не подойти многим вашим
воспитанникам, по той простой причине, что у детей разное воспитание,
нравы; в общем, у каждого свой характер и каждому нужен особый подход.
Это то, что не любят начинающие тренеры. Всё потому, что хочется добиться
от своих подопечных хороших результатов, при чём в очень короткие сроки.
В этой связи, слабые либо отчисляются, либо, что гораздо хуже, бросаются
на так называемый самотёк. При хорошей наполняемости групп, и при таком
подходе, приличных результатов достичь вполне реально, но есть нюанс –
чемпионов будет немного. К тому же в случае, если по какой-то причине ваш
успешный спортсмен перестал быть «вашим», вы можете оказаться в
ситуации, когда работать придётся с теми, кто был ранее заброшен или
выполнял роль массовки. И как вы думаете, как у них будут обстоять дела с
мотивацией?
К
тому
же,
эти
откаты
назад
зачастую
приводят
к
разочарованиям – одну и ту же работу приходится начинать заново. Это ни
плохо, и ни хорошо, такова ваша работа.
Статья начиналась со слов о любви к своему виду спорта и к выбранной
профессии, вот в этом вся суть. Нужно быть всегда готовым к тому, что всё
придётся начинать сначала.
Вывод такой – работать нужно со всеми. Вид спорта Киокусинкай –
массовый, не требующий каких-то сверх-способностей от спортсменов.
Некоторые всемирно известные чемпионы в Киокусинкай совершенно не
были виртуозами, однако это не мешало им добиваться блестящих побед. К
примеру,
таким
был
двукратный
абсолютный
чемпион
мира
МакотоНакамура. Сам основатель этого стиля каратэ Ояма Масутацу
говорил, что всю жизнь боролся с тем, чтобы «Кёкусин» оставался
любительским видом, не переходя в профессиональный. Другими словами –
каратэ – в массы. Этот подход дал свои результаты - в Японии, со дня
открытия первого зала для занятий в 1954 году, несколько десятилетий один
пласт великолепных бойцов сменялся другим, и не японцу завоевать титул
чемпиона мира было совершенно непостижимо. Думаю, этот путь самый
верный, и судя по огромному числу тренирующихся Киокусинкай в России,
так думаю не один я.
Что делать со спортсменами, которые потеряли заинтересованность?
К сожалению, тут ничего не поделаешь. Как это ни печально, нужно
смириться с тем, что вы будете терять спортсменов, в том числе и
перспективных. Есть часть воспитанников, которые на разных этапах своего
развития теряют интерес к чему-либо; спорт здесь, конечно, не исключение.
Факторы совершенно разные: лень, гормоны, амбиции, и что немаловажно –
грубость или равнодушие тренера. Про равнодушие описано выше – это
спортсмены, брошенные на «самотёк». Если они ушли, чего же вы ещё от
них ждали? А вот о грубости хочется поговорить отдельно.
Зачастую в тренировочном зале или на соревнованиях я от тренеров
слышу нервные выкрики: «Ты должен!», и далее перечисляются «долги». На
мой взгляд, странное выражение. Спортсмен, ваш воспитанник, вам ничего
не должен. Это вы его должны заинтересовать, мотивировать, тренировать и
подогревать интерес. Совсем по-другому спортсмен будет воспринимать
такие слова как «нужно», так что, думаю, следует тщательно подбирать слова
и придерживать эмоции. Знаю много примеров, когда успешные спортсмены
или бросали спорт, или искали других тренеров именно из-за чрезмерной
требовательности или грубости от своего тренера. Не нужно считать
доверившихся вам людей роботами.
Так же важно понимать, что от турнира к турниру нужно вести своих
подопечных
весьма
осторожно.
Необходимо
тщательно
подбирать
соревнования, куда и кого можно выставить на спортивную площадку для
соперничества. «Пусть дерётся, злее станет» - глупее этого выражения
ничего нет. Тренер несёт прямую ответственность за своего спортсмена, за
здоровье и за жизнь. Большая разница в классе у спортсменов может
привести к необратимым последствиям. Хорошо, если ваш ученик просто
разочаруется в спорте, но ведь он может остаться и с увечьем. Люди к вам
пришли, а значит они вам доверяют, поэтому нужно понимать степень своей
ответственности.
Как бороться с «выгоранием»?
Такое выражение часто применяют к тем, кто утомился от своей
многолетней работы, и она превратилась в рутину; появляются депрессия и
сомнения в правильности выбранного пути. Во избежание этого необходим
хороший и своевременный отдых, ведь человек не может постоянно бежать,
иногда нужно и остановиться. Ещё одним способом для отвлечения можно
рассмотреть какой-то другой вид спорта. Я раньше не совсем понимал своих
коллег-тренеров по каратэ, которые неожиданно начинали заниматься йогой,
или, к примеру айкидо. Дескать, для себя и для общего развития. Кто бы мог
подумать, что спустя какое-то время я буду бегать на лыжах, и получать от
этого удовольствие?
Резюмируя: работа тренера – одна из самых тяжелых профессий, и не
всегда хороший спортсмен может стать хорошим наставником. Для этого
вида деятельности требуются любовь к выбранному виду спорта, крепкая
нервная система, огромная работоспособность, желание учиться и энергия.
Мне трудно поставить какое-либо из этих качеств во главе угла. Пожалуй,
необходимо иметь все эти составляющие.