Напоминание

Организация и ведение тренировочного процесса для начинающих тренеров.


Автор: Ахметгалиев Ильгиз Тахирович
Должность: тренер-преподаватель по киокусинкай
Учебное заведение: МАУ ДО "ДЮСШ "Контакт"
Населённый пункт: ЯНАО, город Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Организация и ведение тренировочного процесса для начинающих тренеров.
Дата публикации: 03.08.2022
Раздел: дополнительное образование





Назад




Организация и ведение тренировочного процесса для начинающих

тренеров.

Как организовать тренировочный процесс, чтобы при этом избежать

«текучки», то есть потери заинтересованности у детей?

Поделюсь своим многолетним опытом тренерской деятельности, в виде

спорта Киокусинкай, являющегося одним из многочисленных стилей каратэ.

Для любого начинающего тренера любить свой вид спорта – главное и

естественное правило. При выборе профессии тренера многим кажется, что

достаточно иметь в наборе любимый вид спорта, методики своего тренера,

набранный опыт своих собственных тренировок, личные результаты и

энергия. Казалось бы, есть полный набор для успешного «старта», но на

самом деле, есть подводные камни.

Методики вашего тренера могут совершенно не подойти многим вашим

воспитанникам, по той простой причине, что у детей разное воспитание,

нравы; в общем, у каждого свой характер и каждому нужен особый подход.

Это то, что не любят начинающие тренеры. Всё потому, что хочется добиться

от своих подопечных хороших результатов, при чём в очень короткие сроки.

В этой связи, слабые либо отчисляются, либо, что гораздо хуже, бросаются

на так называемый самотёк. При хорошей наполняемости групп, и при таком

подходе, приличных результатов достичь вполне реально, но есть нюанс –

чемпионов будет немного. К тому же в случае, если по какой-то причине ваш

успешный спортсмен перестал быть «вашим», вы можете оказаться в

ситуации, когда работать придётся с теми, кто был ранее заброшен или

выполнял роль массовки. И как вы думаете, как у них будут обстоять дела с

мотивацией?

К

тому

же,

эти

откаты

назад

зачастую

приводят

к

разочарованиям – одну и ту же работу приходится начинать заново. Это ни

плохо, и ни хорошо, такова ваша работа.

Статья начиналась со слов о любви к своему виду спорта и к выбранной

профессии, вот в этом вся суть. Нужно быть всегда готовым к тому, что всё

придётся начинать сначала.

Вывод такой – работать нужно со всеми. Вид спорта Киокусинкай –

массовый, не требующий каких-то сверх-способностей от спортсменов.

Некоторые всемирно известные чемпионы в Киокусинкай совершенно не

были виртуозами, однако это не мешало им добиваться блестящих побед. К

примеру,

таким

был

двукратный

абсолютный

чемпион

мира

МакотоНакамура. Сам основатель этого стиля каратэ Ояма Масутацу

говорил, что всю жизнь боролся с тем, чтобы «Кёкусин» оставался

любительским видом, не переходя в профессиональный. Другими словами –

каратэ – в массы. Этот подход дал свои результаты - в Японии, со дня

открытия первого зала для занятий в 1954 году, несколько десятилетий один

пласт великолепных бойцов сменялся другим, и не японцу завоевать титул

чемпиона мира было совершенно непостижимо. Думаю, этот путь самый

верный, и судя по огромному числу тренирующихся Киокусинкай в России,

так думаю не один я.

Что делать со спортсменами, которые потеряли заинтересованность?

К сожалению, тут ничего не поделаешь. Как это ни печально, нужно

смириться с тем, что вы будете терять спортсменов, в том числе и

перспективных. Есть часть воспитанников, которые на разных этапах своего

развития теряют интерес к чему-либо; спорт здесь, конечно, не исключение.

Факторы совершенно разные: лень, гормоны, амбиции, и что немаловажно –

грубость или равнодушие тренера. Про равнодушие описано выше – это

спортсмены, брошенные на «самотёк». Если они ушли, чего же вы ещё от

них ждали? А вот о грубости хочется поговорить отдельно.

Зачастую в тренировочном зале или на соревнованиях я от тренеров

слышу нервные выкрики: «Ты должен!», и далее перечисляются «долги». На

мой взгляд, странное выражение. Спортсмен, ваш воспитанник, вам ничего

не должен. Это вы его должны заинтересовать, мотивировать, тренировать и

подогревать интерес. Совсем по-другому спортсмен будет воспринимать

такие слова как «нужно», так что, думаю, следует тщательно подбирать слова

и придерживать эмоции. Знаю много примеров, когда успешные спортсмены

или бросали спорт, или искали других тренеров именно из-за чрезмерной

требовательности или грубости от своего тренера. Не нужно считать

доверившихся вам людей роботами.

Так же важно понимать, что от турнира к турниру нужно вести своих

подопечных

весьма

осторожно.

Необходимо

тщательно

подбирать

соревнования, куда и кого можно выставить на спортивную площадку для

соперничества. «Пусть дерётся, злее станет» - глупее этого выражения

ничего нет. Тренер несёт прямую ответственность за своего спортсмена, за

здоровье и за жизнь. Большая разница в классе у спортсменов может

привести к необратимым последствиям. Хорошо, если ваш ученик просто

разочаруется в спорте, но ведь он может остаться и с увечьем. Люди к вам

пришли, а значит они вам доверяют, поэтому нужно понимать степень своей

ответственности.

Как бороться с «выгоранием»?

Такое выражение часто применяют к тем, кто утомился от своей

многолетней работы, и она превратилась в рутину; появляются депрессия и

сомнения в правильности выбранного пути. Во избежание этого необходим

хороший и своевременный отдых, ведь человек не может постоянно бежать,

иногда нужно и остановиться. Ещё одним способом для отвлечения можно

рассмотреть какой-то другой вид спорта. Я раньше не совсем понимал своих

коллег-тренеров по каратэ, которые неожиданно начинали заниматься йогой,

или, к примеру айкидо. Дескать, для себя и для общего развития. Кто бы мог

подумать, что спустя какое-то время я буду бегать на лыжах, и получать от

этого удовольствие?

Резюмируя: работа тренера – одна из самых тяжелых профессий, и не

всегда хороший спортсмен может стать хорошим наставником. Для этого

вида деятельности требуются любовь к выбранному виду спорта, крепкая

нервная система, огромная работоспособность, желание учиться и энергия.

Мне трудно поставить какое-либо из этих качеств во главе угла. Пожалуй,

необходимо иметь все эти составляющие.



В раздел образования