Напоминание

Примерная тематика форм работы работы по девиантному поведению среди подростков


Автор: Сулаева Елена Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСО "Центр социальной помощи семье и детям Трубчевского района"
Населённый пункт: город Трубчевск.
Наименование материала: профилактика девиантного поведения среди подростков
Тема: Примерная тематика форм работы работы по девиантному поведению среди подростков
Дата публикации: 29.07.2022
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Примерная тематика форм работы по девиантному поведению

среди подростков.

Профилактика табакокурения:

Информационные и воспитательные часы: «Когда ты куришь...»,

«Пассивное курение: что это?», «Зависимость от табака».

Лекция «Воздействие табачного дыма на организм человека».

Круглые столы: «Брось курить и выиграй», «Курение или здоровье»,

«Курение убивает», «Минусы курения», «Курить — не модно!».

Вечера-диалоги: «Курить или не курить?», «Письмо курящему

сверстнику», «Курение — причина заболеваний».

Конкурсно-игровые программы: «Чистый воздух», «Подари себе

чистые легкие», «Будущее без табака», «Задумайся, доставая сигарету»,

«Здоровье и профессия».

Спортивные

мероприятия

под

девизом:

«Курение

и

спорт

несовместимы», «Забег здоровья», «Спорт — да, курение — нет!»

Профилактика вандализма и граффити.

Беседы: «О вреде и пользе граффити», «Альтернативные способы

самовыражения».

Информационные часы: «Граффити: красиво или дорого?», «Рисовать

или нет?».

Диспут: «Мои друзья рисуют граффити. Я с ними или нет?».

Конкурс: «Граффити за мир»,

Создание коллажа «Граффити против...».

Вечер вопросов и ответов «Правовая ответственность за совершение

вандальных действий».

Примерная тематика форм работы по профилактике суицидов:

Воспитательные часы: «Конфликтные ситуации и их решение»,

«Экстремальная ситуация. Как себя вести?».

Конкурс сочинений: «Дорогие мне люди», «Я живу для того...».

Информационные часы: «Оптимизм и пессимизм: что это?», «К кому

обратиться за помощью?», «Выход есть всегда».

2

Диспут-практикум: «Пять первых шагов самосовершенствования».

Литературно-музыкальная гостиная: «Есть целый мир в душе моей».

Философский стол: «Что нужно для полного счастья?».

Круглый стол: «Я в этом мире не один». Конференция: «Наше

духовное богатство».

Кинолекторий на тему: «Нравственные ценности».

Юмористическая шоу-программа: «С улыбкой по жизни».

Вечер встречи: «Экология души».

Концерт: «Я люблю тебя, жизнь».

КВН: «Какой характер — такая жизнь. Какая жизнь — такое и

здоровье»

Профилактика алкоголизма.

Беседы: «Что такое алкоголь», «Алкоголь в рекламе».

Цикл классных часов: «Вред алкоголя», «Рискованное поведение»,

«Правда и ложь об алкоголе».

Урок-рассуждение: «Пьяную беду можно предотвратить».

Групповая дискуссия: «Альтернатива алкоголю».

Устный журнал: «Алкоголизм — путь к преступлению».

Профилактика наркомании.

Цикл классных часов: «Жизнь без наркотиков», «Свобода или

зависимость?», «Мой выбор».

Лекция: «Наркомания или жизнь без будущего».

Ролевая игра: «Ситуация принуждения».

Мозговой

штурм:

«Противостояние

влиянию»,

«Почему

люди

применяют наркотики».

Групповые дискуссии: «Что люди приобретают и что теряют от

применения наркотика», «Употребление наркотика — дело личное».

Профилактика правонарушений.

Профилактическая беседа: «Правонарушения и ответственность за

них».

3

Классные часы: «Закон, по которому ты живешь», «С чего начинается

преступление», «О долге, чести и о совести», «Десять правил правильного

поведения».

Информационные

часы:

«Правовая

ответственность

несовершеннолетнего», «Звонок помощи», «Культура поведения».

Круглый стол: «Закон и совесть».

Диспуты: «Твои права и обязанности», «Закон и я», «Общественный

порядок и свобода личности».

Вечер вопросов и ответов на правовую тематику.

Групповые дискуссии: «Для чего нужны законы», «На что я имею

право», «Ответственность за исход конфликта», «Можно ли жить без

установленных правил».

Устный журнал: «Ты о законе — закон о тебе», «Счастье твое закон

бережет», «Знаю — выполняю».

Профилактика

мультимедиазависимости

(компьютерной,

телевизионной, мобильной и др.)

Лекции для родителей на темы: «Телевидение: физическое здоровье

ребенка», «Влияние телевидения на интеллектуальное развитие детей»,

«Интернет-зависимость

и

ее

профилактика»,

«Нормы

безопасности

взаимодействия ребенка с компьютером». Беседы-дискуссии с родителями на

темы: «Телевизор: друг или враг в воспитании?», «Компьютерная игра как

средство отдыха детей».

С

целью

информирования

несовершеннолетних

педагогу

целесообразно использовать следующие формы работы: беседу, брейнсторм

(брейнсторминг), диспут, дебаты, конференцию, информационный час,

прием «Открытый микрофон», просмотр и обсуждение фильмов.

Наиболее

распространенной

из

них

является

беседа,

которая

организуется

педагогом

с

участием

самих

подростков,

классного

руководителя, инспектора ИДН, психолога.

Тематика

бесед

по

профилактике

девиаций

вариативна:

«Неконструктивное

поведение.

Правовая

ответственность»,

«Моббинг:

психологические последствия», «Почему конструктивное взаимодействие

помогает общению, а неконструктивное разрушает?» и т. д.

Учащимся следует сообщить информацию о службах, учреждениях, в

которых они могут получить необходимую им помощь: • социально-

педагогическая и психологическая служба учреждения образования; •

4

инспекция по делам несовершеннолетних; • школьная служба примирения; •

телефоны доверия, которые есть в областных городах республики и по

которым можно анонимно получить квалифицированную консультацию

специалиста.

Распространенной формой работы с подростками является брейнсторм

(брейнсторминг) — блестящая идея, т. е. внезапная интуитивная идея,

сопровождаемая

непреодолимой

эмоциональной

реакцией,

групповое

нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемы, задачи.

Для проведения брейнсторма подходят темы: «Как возникающий

конфликт

превратить

в

шутку?»,

«Что

значит:

конфликтогены?»,

«Осторожно: уйти от конфликта!» и др.

Свою эффективность доказала такая форма работы, как диспут,

который

предполагает

столкновение

различных

точек

зрения

и

удовлетворяет потребность участников в общении, позволяет компетентно и

плодотворно

обсуждать

проблемы,

доказывать

и

убеждать,

аргументированно отстаивать свою точку зрения. Для диспута можно

выбрать такие темы, как:

«Есть ли положительная сторона в конфликте?», «Как я отношусь к

ситуациям неконструктивного взаимодействия?» и т. п.

Педагоги могут использовать и такие формы работы, как дебаты

(подростки

обмениваются

мнениями,

обсуждают

проблему

неконструктивных взаимодействий), конференции, на которых учащиеся

могут выступить с сообщениями по определенной проблеме. Темами дебатов

могут быть: «(Не) используем в общении неконструктивные формы

взаимодействия», «Жестокость — (не) лучшее средство общения» и др.

Важно, чтобы при добавлении частицы «не» тема дебатов могла быть

превращена в свой антипод.

Темы конференций: «Актуальные проблемы общения современных

подростков», «Психологические проблемы взаимодействия современных

подростков».

Традиционно используемые педагогом в работе с учащимися

информационные и воспитательные часы могут быть представлены по

актуальным проблемам в форме: «Информация +» (ознакомление подростков

с информацией по темам: «Как проявляется зависимость?», «Как защитить

себя и своего друга от моббинга со стороны других подростков?» и т. д.

дополняется комментариями, свободным обменом мнениями участников);

«Информ-дайджест» (каждый участник в течение 5 минут знакомит группу с

наиболее интересной и значимой информацией, связанной с проблемой

5

неконструктивного

взаимодействия);

«Спрашивали

отвечаем»

(предварительно проводится опрос учащихся, выясняются интересующие их

темы, статистические данные о распространенности описываемой ситуации,

меры наказания за нарушение личных интересов и прав сверстников и т. д.,

по актуальным темам готовятся выступления);

«Беседа за круглым столом» (на информационный час приглашается

специалист (инспектор ИДН, психолог) с тематическим выступлением,

организуется коллективный анализ проблемы, свободный обмен мнениями);

«Пресс-конференция» (форма ролевой игры, участники которой принимают

роли журналистов, фотокорреспондентов, обозревателей газет и журналов и

задают вопросы докладчикам, выступающим в роли политика, ученого,

общественного деятеля).

Заинтересованность

у

подростков

вызывают

и

такие

формы

представления

информации

по

проблеме

девиаций,

как

«Открытый

микрофон»,

просмотр

и

обсуждение

фильмов.

В

ходе

проведения

«Открытого микрофона» по предложенным темам («Правила общения и

поведения в коллективе», «Защита пострадавших от негативного воздействия

обидчика» и т. д.), выступающие имеют возможность свободно высказывать

свое мнение, задавать вопросы, вносить предложения по обсуждаемой

проблеме. В структуру названных форм работы уместным представляется

включение воспитательных ситуаций-примеров из жизнетворчества великих

людей. Как полагают отечественные ученые (А. В. Торхова, И. А. Царик), в

контексте новой парадигмы воспитания персоналии предлагаются не для

того, чтобы дать учащимся пример для подражания, а для того, чтобы

облегчить им самостоятельный выбор в мире ценностей, поддержать

развитие их субъектности, побудить к собственному духовному развитию и

укрепить их веру в то, что это возможно несмотря ни на что [54, с. 4—5].

Формирование у подростков умения управлять своим эмоциональным

состоянием в ситуациях взаимодействия. Это важное условие работы

педагога по профилактике девиаций несовершеннолетних. У них отмечается

повышенная потребность в эмоциональном насыщении, жажда ощущений,

причем новых и сильных, способность бурно и непосредственно выражать

свои эмоции (радость, гнев, замешательство и др.), с чем нередко связано

возникновение отклоняющихся форм поведения. Педагог, учитывая данные

особенности, должен помочь подросткам научиться в приемлемой форме

выражать и контролировать свои эмоции, управлять ими. По данному

направлению целесообразно использовать активные методы работы: ролевую

игру,

решение

моральных

дилемм

и

др.

Большим

потенциалом

в

формировании

умений

управлять

своим

эмоциональным

состоянием

обладают

такие

методы

психопрофилактики

и

психокоррекции,

как:

6

тренинги, рисуночная терапия, сказкотерапия и другие, использование

которых в практике работы с несовершеннолетними допускается только

специалистами, имеющими специальное образование (например, педагоги-

психологи).

Тренинг

особая

разновидность

обучения

через

непосредственное

«проживание»

и

осознание

возникающего

в

межличностном

взаимодействии

опыта,

который

не

сводится

ни

к

традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому

консультированию или психотерапии. Особенность тренинга в том, что

участники активно включены в процесс приобретения знаний, где каждый

получает непосредственный опыт общения. В процессе организации работы

по данному направлению нами разработаны тренинги: «Донорское сердце»,

«Среди людей», «От злости к любви» и др. Развить умения общения и

взаимодействия

у

подростков

помогает

разыгрывание

конфликтных

ситуаций, или метод моделирования, который направлен на сплочение

группы,

выработку

коммуникативных

навыков,

межличностной

эмоциональной эмпатии, сочувствия, развитие произвольности поведения. В

практику работы с несовершеннолетними можно включить ситуации

следующего характера: «Случайное столкновение», «Все против одного»,

«Ну и что, что я маленький...» и др. Научить подростков в творческой форме

выражать свои эмоции, агрессивное состояние, страхи помогают такие

методы,

как

арт-терапия

(рисуночная

терапия),

сказкотерапия,

пластилинотерапия.

Метод

рисуночной

терапии

стимулирует

выход

агрессивности,

напряжения через экспрессию, социально безопасные действия. Может

реализовываться

с

помощью

следующих

приемов:

игра

в

кляксы,

коллективный рисунок, дорисуй рисунок по цепочке, подари в рисунке другу

радость и др.

Эффективным и результативным в работе с несовершеннолетними

является метод сказкотерапии. Сказка помогает ребенку отвлечься от

реальности и погрузиться в мир иллюзий и фантазий, а это, в свою очередь,

помогает

ему

избавиться

от

эмоционального

напряжения,

состояния

раздраженности и неудовлетворенности. Учащиеся, работая совместно,

создают особую атмосферу, которая помогает организовать позитивное

общение

друг

с

другом.

Педагог

может

использовать

следующие

упражнения: рисование сказочных персонажей, которые выполняют роль

обидчика; парад плохих героев — обидчиков; анализ героев сказок, которые

подвергались различным видам насилия со стороны отрицательных героев.

Преобразовать

негативную

энергию

учащегося

в

позитивную

позволяет пластилинотерапия: лепка настроения, лепка желаний, лепка

эмоций. В процессе работы с пластилином с использованием разнообразных

7

приемов лепки (раскатывание, сплющивание, вытягивание, скатывание и т.

п.) у учащихся улучшается настроение, общее самочувствие, происходит

восстановление душевного равновесия. Создание позитивной мотивации к

совершенствованию культуры поведения. В контексте реализации данного

условия в работе с учащимися целесообразно использовать: проигрывание

проблемных ситуаций, показ, чтение художественных текстов, социальный

интерактивный театр. Для получения учащимися практического опыта в

выполнении

правил

поведения

в

классе

можно

специально

создать

проблемную

ситуацию,

в

которой

каждому

ребенку

необходимо

самостоятельно организовать свое поведение, применить конструктивное

правило взаимодействия и проявить необходимые волевые усилия. После

проигрывания данной ситуации проводится беседа, анализируются варианты

решения ситуации, выясняются мотивы, побудившие ребят поступить

определенным образом.

Важным элементом, дополняющим такую форму работы, как

разыгрывание проблемных ситуаций, является показ. Учащиеся имеют

возможность оценить проигранную ситуацию, выделить положительные и

отрицательные ее стороны. Такое активное участие учащихся в обсуждении

помогает актуализировать свой жизненный опыт. Педагог принимает

активное участие в обсуждении предложенной проблемной ситуации,

беседует с учениками, задает им вопросы, выслушивает мнения, иногда

противоположные, и делает выводы.

При закреплении старых и разъяснении новых для учащихся правил

педагог

использует

художественные

тексты

басни,

рассказы,

стихотворения.

Новой формой в работе по профилактике девиаций является

социальный интерактивный театр. Данная форма представляет собой

просмотр театрального представления, в котором главный герой оказывается

в конфликтной ситуации. В процессе повторного просмотра интерактивного

представления

зрителям-участникам

предоставляется

возможность

самостоятельно выбрать вариант разрешения ситуации и проиграть ее.

Примечательно

то,

что

в

социальном

интерактивном

театре

не

интерпретируются ситуации, а только предлагаются социально приемлемые

варианты поведения подростков. Включение подростков в социально

значимые виды деятельности, создание в них ситуаций успеха.

Особое

место

в

профилактической

работе

следует

уделять

формированию

широкого

круга

интересов

подростков,

учитывать

особенности их характера и уровня развития способностей. Необходимо

стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени

8

подростка за счет привлечения к занятиям, которые способствовали бы

формированию

морально

здоровой

личности

ребенка:

чтению,

самообразованию, занятию музыкой и спортом и т. д.

Данное

направление

работы

педагог

может

реализовать

через

привлечение

подростков

к

социально

значимой

деятельности:

акции

(«Подари улыбку», «Протяни руку помощи», «Делаем добро», «Дружный

класс»

и

др.).

Организация

социально-педагогической

профилактики

девиантного поведения подростков, как считает Г. Ф. Бедулина в книге

«Социально-педагогическая

профилактика

девиантного

поведения

подростков» (Минск, 2013), невозможна без развития информационно-

коммуникационной

среды

учреждения

образования,

формирования

информационной культуры педагогов — освоения компьютера, умения

пользоваться Интернетом, электронными каталогами книг и т. п.

В

качестве

форм

работы

с

использованием

информационно

-

коммуникационных технологий по вопросам профилактики девиантного

поведения подростков ученый предлагает использовать следующие: создание

веб-странички для родителей (законных представителей) с целью их

оперативного информирования, консультирования по различным вопросам

воспитания

и

обучения;

создание

электронных

версий

тематических

классных часов; выпуск электронных журналов, посвященных профилактике

вредных привычек; электронные дискуссии; электронные конкурсы рисунков

и т. п.

При организации работы по упреждению девиантного поведения

педагогу следует избегать следующих ошибок:

• предлагать учащимся информацию, из которой они могут почерпнуть

дополнительные сведения о видах и формах девиаций и описывающую

ситуации жестокого обращения;

• использовать в целях профилактики отклонений в поведении

просмотр видеофильмов, содержащих сцены жестокости, насилия;

• акцентировать внимание собственно на описании девиантного

поведения, а не последствиях его влияния на участников;

• сосредоточивать внимание на рассмотрении негативных примеров, а

не на обсуждении положительных;

• обсуждать вопрос о привлечении учащихся к дисциплинарной

ответственности за совершение определенных действий (бездействия),

используя общие фразы, без указания конкретных мер ответственности и их

последствий.



В раздел образования