Напоминание

Использование художественной литературы при изучении неорганической химии


Автор: Жукова Ирина Юрьевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ ОШ № 14
Населённый пункт: п. Майский, Советско-Гаванский район, Хабаровский край
Наименование материала: презентация - методическая разработка
Тема: Использование художественной литературы при изучении неорганической химии
Дата публикации: 26.07.2022
Раздел: среднее образование





Назад




Использование художественной литературы при

изучении неорганической химии

Жукова Ирина Юрьевна, учитель биологии и

химии МБОУ ОШ №14

Методика использования художественных

произведений может быть разнообразной. Если

отрывок содержит описание химического явления, то

его целесообразно зачитать для иллюстрации

изучаемого материала или выделить как проблему

урока. Можно поступить и иначе: знакомясь с

фрагментом из художественного произведения,

спросить:

- о каком химическом элементе идет речь в данном

отрывке?

- какая химическая реакция соответствует данному

описанию?

- как записать уравнение реакции?

- какие неточности содержит данный текст?

К фрагментам из художественной литературы можно

обращаться на любом этапе урока

Пример 1

При рассмотрении темы «Вода» можно использовать

отрывок из романа А. Фадеева «Молодая гвардия»:

«Коммунисты – подпольщики занимались саботажем в

организованных немцами мастерских.

Отремонтированную немцами водокачку оставили

наполненной водой, а ночью ударили морозы, в

результате чего трубы раздулись, полопались, вся

система пришла в негодность, все нужно было начинать

сначала»

? На знание какого физического свойства воды

основывались в данном случае подпольщики?

Пример 2

При рассмотрении этой же темы «Вода» можно использовать отрывок из

романа Ж.Верна «Таинственный остров»:

«- Какое топливо заменит уголь?

-

Вода, -- ответил инженер.

-

Вода? – переспросил Пенкроф …

-

Да, но вода разложенная на составные части, - пояснил Сайрес Смит.

-

Без сомнения это будет делаться при помощи электричества, которое в

руках человека станет могучей силой. Да, я уверен, что наступит день, и

вода заменит топливо; водород и кислород, из которых она состоит, будут

применяться и раздельно; они окажутся неисчерпаемыми и таким

мощными источником тепла и света, что углю до них далеко! Наступит

день , друзья мои, и в трюмы пароходов станут грузить не уголь, а баллоны

с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромной тепловой

отдачей… Вода – это уголь грядущих веков»»

? Как называется процесс разложения воды? Какой газ получаемый при

этом процессе, можно использовать как топливо? Каким преимуществом

обладает этот газ перед другими видами топлива?

-

Ж. Верн обладал великим даром предвиденья. В его произведениях

содержиться более ста научных предсказаний, многие уже получили

техническое решение.

Пример 3 и 4

При изучении вопросов, связанных с кристаллизацией веществ, а также с условиями их растворения, можно зачитать отрывок из романа К.К. Паустовского

«Кара-Бугаз»: «Мирабилит в заливе начинает кристаллизоваться в половине ноября; а в к половине марта кристаллизация прекращается и начинается

обратный процесс – растворение мирабилита в воде. В связи с этим мирабилит был назван «периодическим минералом»»

? Почему мирабилит был назван «периодическим минералом? В чем причина в этой периодичности?

А можно использовать отрывок из повести К.Г. Паустовского «Золотая роза»:

«Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут

множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства»

? Объясните данное явление?

Пример 5

При изучении темы «Воздух», процесса сжижения воздуха, можно использовать

строки из романа А. Беляева «Продавец воздуха»:

«Мистер Бэйли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами

был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, вода

которого отличалась необычно красивым голубым цветом. Казалось как будто в эту

подземную пещеру упал кусок голубого неба.

-

Жидкий воздух , - сказал Бэйли.

-

Я был поражен. До сих пор мне приводилось видеть жидкий воздух только в

небольших сосудах нашей лаборатории»

? При каких условиях получают жидкий воздух?

Пример 6

При изучении темы «Фосфор. Свойства фосфора» можно использовать отрывок из

рассказа А.Конан Дойла «Собака Баскервилей»:

«Чудовище, лежавшее перед нами, поистине могло кого угодно испугать своими

размерами и мощью. Это была не чистокровная ищейка и не чистокровный мастиф, а,

видимо, помесь – поджарый, страшный пес величиной с молодую львицу. Его

огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие

глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и,

отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

-

Фосфор, - сказал я.

-

Да, и какой-то особый препарат, - подтвердил Холмс, потянув носом. – Без запаха,

чтобы у собаки не исчезло чутьё»

-

Необходимо обратить внимание ребят, что собака выпускалась из укрытия не один

раз!

? Какими свойствами обладает фосфор? И какую неточность допустил А. Конан Дойл в

своем рассказе?

Пример 7

При изучении темы «Кислоты» вспоминаем, что соляная кислота входит в

состав желудочного сока животных и способствует пищеварению. Для

иллюстрации этого положения отрывок из рассказа М.М. Пришвина

«Соляная кислота»:

«Известно ли вам , что в кормлении участвует и самец – волк? У матери в

молоке не хватает необходимого для питания молодых волков соляной

кислоты, и, чтобы пополнить этот недостаток, в добавку к молоку надо

отрыгнуть маленькому своей пищи с соляной кислотой. В таком кормлении

принимает и волк-самец»

? Установите предметную связь? Какими свойствами обладает соляная

кислота?

Пример 8

При рассмотрении окислительно- восстановительных реакций можно воспользоваться поэтическими строками А.А.

Ахматовой из

. Сб. «Вечер»

:

« На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.»

Прочитав данные строки просим обучающихся записать уравнение реакции имевших место быть.

Можно использовать отрывок из стихотворения Ю. Кузнецова «Тайна Черного моря»:

«Трясся Крым двадцать восьмого года,

И ставило море на дыбы,

Испуская, к ужасу народа,

Огненные серые столбы.

Все прошло. Опять гуляет пена,

Но с тех пор все выше, все плотней

Сумрачная серая гиена

Подступает к днищам кораблей»

Пример 9

используя строки А. Блок из сборника «Итальянские

стихи»:

«…И внезапно – красные одежды

Дрогнули на золоте стены.

…Лишь медь торжественной латыни

Поёт на плитах, как труба».

Прочитав данные строки просим обучающихся записать

уравнение реакции имевших место быть.

Пример 10

в «Письме о пользе стекла» М.В. Ломоносова:

«…Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там в космических глубинах:

Всё – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых…»

? О каком процессе идет речь в данных строках?

Пример 11

При изучении темы «Металлургия» можно использовать отрывок из поэмы Ю. Кузнецова «Стальной Егорий»:

«Мне приснилась иная печаль

Про седую дамасскую сталь.

Я увидел, как сталь закалялась.

Как из юных рабов одного

Выбирали, кормили его,

Чтобы плоть его сил набиралась.

Выжидали положенный срок,

А потом раскаленный клинок

В мускулистую плоть погружали,

вынимали готовый клинок.

Крепче стали не ведал Восток.

Крепче стали и горше печали»

? Как получали особо прочную сталь в древности?

Список литературы:

- А.А. Ахматова из. Сб. «Вечер»;

- А. Блок сборник «Итальянские стихи»;

- А. Беляев «Продавец воздуха»;

- А. Фадеев «Молодая гвардия»

- Ж.Верна «Таинственный остров»;

- К.Г. Паустовский «Золотая роза»;

- К.К. Паустовский «Кара-Бугаз»;

- М.В. Ломоносов «Письме о пользе стекла»

- Ю. Кузнецов «Стальной Егорий»

- Ю. Кузнецов «Тайна Черного моря».



В раздел образования