Автор: Шаптала Наталья Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Юность"
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: методическая разработка занятия
Тема: "Кукла-школьница" из фоамирана
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка занятия «Кукла-школьница из фоамирана»
Данная
разработка
рекомендована
для
педагогов
дополнительного
образования. По уровню сложности данная работа доступна обучающимся
младшей и средней школы.
Цель: формирование интереса к изготовлению куклы используя навыки и
технологии
работы
с
фоамираном,
в
рамках
учебной
программы
«Волшебный фоамиран».
Задачи:
образовательные:
- обучать выполнять задания по технологическим картам;
- познакомить с новыми приемами и технологиями, приемами в работе с
фоамираном
развивающие:
-развивать
умения
частично-поисковой
познавательной
деятельности,
творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умения
пользоваться приборами и инструментами;
- развивать уверенность в своих силах, действовать самостоятельно.
воспитательные:
-воспитывать
любовь
и
уважение
к
народной
культуре,
традициям,
нравственным ценностям русского народа, добросовестное отношение к
труду.
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстрированный (рассказ, беседа, показ образцов)
-репродуктивный (показ образцов выполнения работы, демонстрация
технических приёмов, работа с шаблонами, соблюдение технологии в
изготовлении куклы из фоамирана)
- практический (создание изделия)
Оборудование:
авторская
кукла
педагога,
книги-иллюстрации,
технологические карты, шаблоны-выкройки, электронные источники.
Материалы и инструменты:
фоамиран 2мм (бежевый, желтый, белый,
фиолетовый, черный , пенопластовые шарики – D 7, 3см (2шт.), 4 шпажки,
ножницы, канцелярский нож, термопистолет, утюг, подставка для удобства
обтягивания шариков, акриловые краски
Технологическая последовательность:
Организационно – подготовительный этап:
- поиск проблемы, выбор и обоснование проекта;
- выбор и анализ конструкции;
- составление плана изготовления изделия;
- анализ предстоящей работы;
- определение критериев контроля;
- организация рабочего места.
Технологический этап:
- выполнение технологических операций;
- соблюдение технологической и трудовой дисциплины культуры и труда.
Заключительный этап:
- контроль изделия;
- анализ результатов.
II. Основная часть. Введение.
В Бразилии закрепилось название фоамирановой куклы, звучащее как
«Фофуча» (Fofucha). Оно быстро стало нарицательным и расползлось по
другим странам. Начнем наш обзор с «классики». Куклы «базового» типа
имеют очень сходную конфигурацию. У такой куклы контуры всегда
геометрические,
пропорции
гротескно-преувеличенные
(очень
большая
голова и ступни). Это мультяшно- трехмерная кукла, выполненная в очень
ярких красках. У кукол, тонировке подвергается только лицо. А все прочие
части тела и одежды остаются без изменений, обычного однотонного цвета.
Геометричность
линий
объясняется
использованием
пенопластовых
заготовок ( конусы, шары, овалы) Суть изготовления в том, что разогретый
фоамиран натягивают на пенопластовую заготовку. Пенопластовая заготовка
остается внутри игрушки. В результате мы имеем небьющуюся резиновую
куклу приятной замшевой текстуры. Из геометрических фигур подключив
свою фантазию можно сделать неповторимых кукол!
Мы сделаем из фоамирана и пенопластовых заготовок: «Куклу –школьницу».
Практическая часть.
Инструктаж по технике безопасности.
При работе с ножницами:
- ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не
уколоться об их острые концы;
- лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты;
- следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут
поранить;
- передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями; - не
подходить к товарищу во время работы.
При работе с горячим пистолетом:
- не оставлять без присмотра;
- при работе термопистолет ставить на подставку, а не класть на бок;
- работать только исправным инструментом;
- не прикасаться к кончику пистолета и трогать горячий клей во избежание
ожогов;
- по окончании работы выключить.
Технологическая карта. Этапы работы.
1.
Изготовление головы:
- вырезать прямоугольник фоамирана телесного цвета, нагреть утюгом и
обтянуть половину шарика диаметром 7 см, обрезать лишнее, получим
лицо
- вырезать прямоугольник фоамирана желтого цвета, нагреть и обтянуть
вторую половину головы, обрезать лишнее – это будут волосы;
- вырезать прямоугольник желтого цвета и разрезать их на тонкие
полоски, не доходя до края на 1 см; - приклеить волосы к голове
2. Нарисовать лицо акриловыми красками.
3. Изготовление туловища: - вырезать детали туловища …. цвета (по
желанию), обтянуть и приклеить; - вырезать по шаблону (приветствуются
индивидуальные разработки) юбку, блузу, платье – цвет по желанию,
приклеить к туловищу.
4. Изготовление рук: - вырезать руки по шаблону, прогреть утюгом кисти
рук и сформировать ладошку; - склеить, сложив вдвое прямоугольник так,
что бы шов оказался со стороны спины; - вырезать рукава по шаблону из
фоамирана того же цвета, что и кофта и приклеить к рукам.
5. Изготовление ног: - вырезать прямоугольники из фоамирана телесного
цвета; - положить шпажку на край прямоугольника и приклеить; - скрутить и
приклеить край.
Изготовление обуви: - разрезать один пенопластовый шарик диаметром 4 см
пополам, от другого отрезать 2 кусочка меньше половины шарика и
приклеить
к
большим
половинкам.
Это
основа
обуви;
-
вырезать
прямоугольники из телесного фоамирана , нагреть их и обтянуть основы; -
обрезать излишки и приклеить к основе; - вырезать передние и задние части
обуви (цвет …), нагреть их и приклеить к основе; - вырезать подошву обуви (
черный или коричневый), приклеить, излишки обрезать; - вырезать полоски
шириной 1 см и приклеить по периметру обуви.
6. Сборка куклы: - соединить ноги с обувью, проколов шпажками ног обувь,
предварительно капнув клея; - приклеить руки к туловищу; - соединить
голову с туловищем, посадив ее на шпажку и приклеить; - соединить ноги с
туловищем.
Рефлексия:
- активация самооценки и самоанализа по поводу выполненной работы.
Заключение.
Работа завершена. У нас получились оригинальная и очень красивая кукла.
Преимущество организации и проведения мастер-класса:
- высокая эффективность,
- приобретение и закрепление практических знаний и навыков;
- развитие гибкости мышления;
- возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой
технологией, современными методиками и авторскими наработками, что,
безусловно, способствует продвижению в любом деле.