Напоминание

Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио


Автор: Фадеева Ольга Геннадьевна
Должность: Преподователь
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ рп Межевой"
Населённый пункт: Челябинская область Саткинский район рп Межевой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование





Назад




.

Введение

На современном этапе одной из важных задач является

совершенствование воспитания и образования подрастающего

.

поколения Возрастает роль искусства в жизни современного

общества и в том числе роль музыкального образования и

.

воспитания

Одна из учебных дисциплин в системе музыкального

,

образования способствующая музыкально

эстетическому

,

воспитанию обучающихся расширению их общего

,

,

музыкального кругозора формированию музыкального вкуса

.

является сольфеджио На занятиях сольфеджио педагог

,

воспитывает у обучающихся любовь к музыке развивает их

(

,

,

),

музыкальные данные слух память ритм знакомит с

,

теоретическими основами музыкального искусства помогает

.

выявлению и развитию творческих задатков у детей Предмет

сольфеджио является практической дисциплиной и направлен

.

на развитие музыкальных способностей Он вырабатывает у

,

учащихся определенную систему знаний и навыков

.

необходимых для их последующей музыкальной деятельности

Полученные на занятиях сольфеджио знания и навыки

,

помогают учащимся в занятиях на инструменте по

,

.

музыкальной литературе хору

,

Одна из важнейших музыкальных способностей которая лежит

.

в основе всех видов занятий музыкой

это музыкальный слух

Музыкальный слух

понятие многослойное и достаточно

.

,

сложное Это совокупность способностей человека которые

позволяют ему полноценно воспринимать музыку и

.

объективно её оценивать Музыкальный слух является очень

,

важным качеством необходимым для успешной творческой

.

деятельности в сфере музыкального искусства

Музыкальный слух связан с восприимчивостью к музыкальным

,

,

образам возникающим впечатлениям ассоциациям и

.

психологическим переживаниям

,

Таким образом люди с музыкальным слухом чувствительны и

:

эмоционально отзывчивы

-

(

к характеристикам и качествам музыкальных звуков их

,

,

.

.);

высоте громкости тембру и т д

-

к функциональным связям между отдельными звуками в

.

контексте музыкального произведения целиком

.

.

,

Б М Теплов отмечая важную роль звуковысотного слуха в

,

,

«

музыкальной деятельности полагал что термин музыкальный

»

.

слух имеет два значения В широкое значение он включал все

,

виды музыкального слуха а музыкальным слухом в узком

,

смысле считал звуковысотный слух так как звуковысотное

.

движение является основным носителем смысла в музыке

:

Виды музыкального слуха

1.

Внутренний слух

Это способность мысленно точно представить музыкальное

,

, "

"

произведение мелодию и отдельные звуки

услышать их в

.

голове

2.

Абсолютный слух

,

Это умение определить любую музыкальную ноту не

,

сравнивая ее с другими звуками высота которых заранее

.

известна При наличии абсолютного слуха человек обладает

особенной памятью на точную высоту музыкального тона

(

).

частоту колебаний звуковой волны

,

,

Считается что этот вид слуха является врожденным хотя

.

исследования в этом направлении продолжаются

3.

Относительный или интервальный слух

,

Это способность определять высоту музыкальных звуков

.

сравнивая их с уже известными

Уровень развития относительного слуха может быть настолько

,

.

высок что он становится похож на абсолютный

4.

Звуковысотный слух

,

Это способность слышать отличаются звуки по высоте или нет

.

даже при малейшей разнице Для начала следует научиться

.

слышать разницу между двумя соседними полутонами А потом

.

можно совершенствоваться и дальше

5.

Мелодический слух

,

,

Это умение слышать движение мелодии то есть как

.

изменяется высота звуков по мере звучания мелодии Такой

,

слух обеспечивает целостное восприятие всей мелодии а не

.

только её отдельных звуковых интервалов

"

", "

",

Мелодия может стоять на месте

двигаться вверх или вниз

,

.

"

"

как говорят музыканты по ступеням Она может прыгать

.

,

большими и небольшими скачками Занимаясь сольфеджио

можно выучить названия и научиться слышать все

"

-

"

существующие скачки расстояния между звуками

.

интервалы

Звуковысотный и мелодический слухи объединяют в

интонационный слух

способность чувствовать

,

,

.

выразительность музыки ее экспрессию интонацию

6.

Метроритмический слух

Это способность различать длительность звучания звуков в их

(

),

(

),

последовательности ритм их силу и слабость метр а также

(

).

чувствовать изменения скорости звучания музыки темп

,

Также это способность активно двигательно переживать

,

музыку чувствовать эмоциональную выразительность

.

музыкального ритма

7.

Гармонический слух

Это способность расслышать гармонические созвучия

два и

,

более звуков звучащих одновременно и умение различать

.

последовательности таких созвучий

(

2

)

Его можно разделить на интервальный звучание

звуков и

(

3

).

аккордовый звучание

или более звуков

Обладать таким

,

,

,

,

слухом значит слышать сколько звуков звучит одновременно

какие конкретно это звуки и на каком расстоянии друг от друга

.

эти звуки находятся

На практике гармонический слух полезен при подборе на слух

.

,

аккомпанемента к заданной мелодии Отметим что

.

гармонический слух бывает тесно связан с ладовым слухом

8.

Ладовый слух

Это умение слышать и чувствовать взаимоотношения между

-

звуками

модально тональные функции

в контексте той или

.

иной музыкальной композиции Они характеризуются такими

,

:

,

понятиями как устойчивость и неустойчивость напряжение и

,

,

.

разрешение тяготение разрядка каждой отдельной ноты

,

.

Мажор и минор

главные лады основа европейской музыки

,

Но есть множество и иных построений звукорядов в которых

.

действует другая организация мелодий

9.

Полифонический слух

Это способность слышать и представлять в уме движение двух

-

и более мелодий голосов внутри общей звуковой ткани

.

музыкального произведения

,

Эти голоса могут двигаться не синхронно вступать и исчезать в

,

разное время догонять друг друга или опаздывать со

(

,

,

,

).

вступлением например канон подголоски фуга

Но звучат

.

они одновременно Именно поэтому полифонический слух

.

один из сложнейших видов музыкального слуха

10.

Тембральный слух

Это умение колористически различать тембральную окраску

,

звучания голосов и инструментов отдельных звуков и

.

различных звукосочетаний По тембрам отличают друг от друга

,

звуки одинаковой высоты и громкости но исполненные на

,

,

различных инструментах разными голосами или на одном

,

.

инструменте но разными приемами игры При восприятии

,

тембров обычно возникают различные ассоциации сравнимые

.

с ощущениями от предметов и явлений Тембр звука бывает

,

,

,

,

,

,

ярким мягким тёплым холодным глубоким резким

,

.

.

насыщенным металлическим и т д Применяются и чисто

:

,

,

,

.

слуховые определения например звонкий глухой гнусавый

11.

Динамический слух

Это способность определять громкость звучания и ее

.

изменения Она очень зависит от уровня восприятия вашего

.

слуха в целом

В звуковой последовательности каждый последующий звук

,

может быть громче или тише предыдущего придавая

.

произведению эмоциональную окраску Динамический слух

,

"

" (

),

помогает определить где музыка нарастает

крещендо

"

" (

), "

",

затихает

диминуэндо

движется волнами делает резкий

.

акцент и так далее

12.

Фактурный слух

Это навык восприятия манеры технической и художественной

.

обработки музыкального произведения

его фактуры

,

:

Например фактура аккомпанемента тоже бывает разной от

(

)

простого чередование баса и аккорда до красивых

.

переливов арпеджио

разложенных аккордов

13.

Архитектонический слух

,

Это чувство формы музыкального произведения способность

определять различные закономерности ее строения на всех

.

уровнях С помощью архитектонического слуха можно

,

,

,

улавливать как мотивы фразы предложения складываются в

,

,

одну форму как здание складывается из кирпичей плит и

.

блоков

,

Все эти виды музыкального слуха есть у каждого человека но

.

,

не все развиты одинаково хорошо Конечно полностью

отрицать уровень природных данных в вопросе развития

.

разновидностей музыкального слуха нельзя Но любой человек

может добиться высочайших результатов в этом направлении

при регулярных целенаправленных занятиях по развитию

.

слуха

Развитием музыкального слуха занимается специальная

-

.

музыкально теоретическая дисциплина

сольфеджио

,

Проблема заключается в том что в первый класс приходят дети

,

.

.

с разной степенью музыкальности т е с разным музыкальным

.

,

слухом Одни дети с хорошим мелодическим слухом обладают

,

-

2-

3-

.

голосом другие кое как поют на

х или

х звуках

,

Таким образом перед преподавателями сольфеджио

возникает нелёгкая задача развить музыкальный слух любого

,

.

ребёнка пришедшего в детскую школу искусств

,

Рассмотрим основные этапы работы на уроках сольфеджио

.

направленные на развитие музыкального слуха ребенка

I.

.

Работа по развитию мелодического слуха

Занятия по сольфеджио должны быть направлены на развитие

,

,

мелодического гармонического и полифонического слуха при

наличии которого учащиеся могут мысленно представлять

.

музыкальные произведения или его часть во всех деталях Для

развития мелодического слуха применяются следующие

:

формы работы

,

,

,

Пение гамм ступеней с разрешением цепочек из ступеней

,

.

интервалов секвенций в ладах

Заучивание одноголосных мелодий с последующим подбором

.

на инструменте

.

Метроритмические упражнения

(a`capella

Пение с листа одноголосных примеров

или с

).

сопровождением

.

Запись одноголосных диктантов

,

Допевание мелодий до тоники досочинение фраз до

,

,

,

предложения или периода импровизаций мелодий песен

.

интонаций

:

Рассмотрим некоторые из них

,

,

,

Пение гамм ступеней с разрешением цепочек из ступеней

,

.

интервалов секвенций в ладах

,

В образовательной программе по сольфеджио пение гамм

,

-

ступеней заучивание мелодий относится к разделу вокально

,

интонационных навыков и в соответствии с этим изучение

,

гамм ведётся от простого к сложному а именно от количества

1

7,

.

ключевых знаков от

до

с первого по седьмой класс На

пении гамм и ступеней строится развитие интонационных

.

навыков В течение первого года обучения перед педагогом

,

стоит задача научить детей слушать свой голос слушать

,

.

инструмент слушать голос учителя и при этом самому петь

,

,

,

.

.

Хорошо если у ребёнка чистая интонация хороший голос т е

,

,

он наделен природными способностями а если нет то

понадобится определенное время и большое терпение со

,

стороны учителя и ученика для достижения нужного

.

результата

В решении этой задачи может помочь пение ступеней по

.

болгарской столбице

Например

I – II – III

, III – II – I; I – II – III – IV – V

,

I – VII –

ступень

и обратно затем

I;

VII – II – I;

I – V, VI – V – I

.

.

опевание

в дальнейшем скачки

и т д И

(

всё это пропевается в удобной тональности не обязательно в

).

до мажоре

Заучивание одноголосных мелодий с последующим подбором

.

на инструменте

Параллельно на сольфеджио ведётся работа над

,

запоминанием простейших мелодий пение и проигрывание их

.

на фортепиано от разных звуков

,

,

Это развивает чувство лада звуковысотность умение

.

перестраиваться из одной тональности в другую Много

внимания подбору на слух так же должно уделяться при

.

обучение на инструменте Подобная комплексная работа дает

положительные результаты и не поющий ребёнок начинает

.

чисто интонировать

.

Метроритмические упражнения

Работа над метроритмом очень интересна для учащихся

,

.

.

первых и вторых классов т к дает возможность расслабить

,

,

.

мышцы встать на ноги похлопать руками Можно использовать

,

,

ритмослоги а также различные ритмические упражнения в

.

двух и трёхдольных размерах Ученики прочитывают ритм

,

ритмослогами а затем отстукивая рисунок правой и левой

.

рукой При этом делается акцент на запоминание ритмических

:

,

,

оборотов

тактов две четвертных четыре восьмых четвертная

,

,

и две восьмых две восьмых и четвертная четвертная с точкой и

,

.

.,

восьмая четыре шестнадцатых и т д что очень важно в

.

дальнейшей работе с диктантами Полезно писать ритмические

:

,

диктанты учитель читает нараспев коротенькие фразы а

.

учащиеся записывают их с помощью четверных и восьмых нот

.

При этом каждый слог

это нота

:

Например

«

» -

I I I

«

» -

I I. .

Светит солнышко

П

или Набежала туча

П П

,

(

,

Таким образом можно использовать разные слова имена

)

.

предметы при прохлопывании определенных ритмов

Подобные метроритмические упражнения нужно проводить на

.

каждом уроке

(a’capella

Пение с листа одноголосных примеров

или с

).

сопровождением

В более старших классах ритм лучше прохлопывать левой

,

,

рукой по столу при этом читать или петь ноты упражнения а

-

.

правой дирижировать

,

,

,

В чтении с листа полученные знания умения навыки

,

.

сливаются воедино подчиняются одной цели При этом

.

выявляются разные свойства музыкального слуха Степень

,

владения навыками полученными при комплексном подходе

,

,

на уроках сольфеджио специальности музыкальной

литературы определяют в конечном итоге уровень развития

,

.

музыканта готовности его к самостоятельной работе

:

Для чтения с листа необходимо

-

;

уметь петь ступенями в ладу без поддержки инструмента

-

;

интонировать простые интервалы

-

.

иметь навыки в чтении ритмических фигур

Чтение нот с листа с точки зрения физиологии и психологии

,

человека

сложный процесс в результате которого

зрительные раздражения должны переработаться в слуховые

: «

» – «

» – «

представления по схеме

вижу

пониманию

мысленно

» - «

».

представляю

воспроизвожу

Чтобы выработать устойчивые

навыки чтения нотного текста с листа необходимы

,

систематическая тренировка а так же постепенность в

.

наращивании трудности исполняемого материала Перед

,

.

.

пением с листа делаем анализ мелодий т е проводим

:

,

,

зрительный охват движение звуков ритмический рисунок

(

,

),

,

.

фразы повтор не повтор тональность размер На начальном

.

:

этапе хорошо помогает счёт Ученику предлагается сказать

«

», «

»

.

.,

сколько нот на раз и

два и и т д что позволяет не

,

затягивать темп и видеть последующую ноту осмысливать

.

ритм и в целом комбинации любой сложности по долям

.

Запись одноголосных диктантов

,

Это наиболее трудная форма работы и чтобы ученики не

.

боялись необходимо их соответственно настроить Прежде чем

,

писать мелодический диктант нужно научить ученика устно

,

пропревать коротенькие мотивы из двух тактов при этом

.

запомнить мелодию и в дальнейшем спеть её нотами С

(

8)

увеличением количества тактов до

вводится понятие

«

».

период

На первых порах это период повторного строения из

2-

4-

.

х или

х фраз Предварительно нужно обязательно

:

,

проанализировать диктант определить размер с какой

(

)

,

,

,

ступени ноты начинается сколько тактов какие повторяются

,

,

.

ритм трудности интонационные обороты

,

На следующем этапе диктант полезно видеть графически

.

.

используя лесенку т к это способствует анализированию

:

,

,

,

-

движения звуков вверх вниз на одной высоте по порядку или

.

скачком

.

Диктант пишут разными способами Одни ученики

,

,

прослушивают мелодию несколько раз запоминают её а потом

.

,

пишут Другие

пишут ноты кружки всего диктанта затем

.

.

проставляют ритм Этот способ самый длительный Хорошо

,

если ребёнок может писать диктант по тактам при этом он

,

1

5,

.

.

выбирает повторяющиеся такты например

и

т е начало

.

,

первой фразы и второй Если диктант неповторного строения

,

,

следовательно его трудно запомнить то можно предложить

,

.

.

записать последний один такт или два т к после

,

проигрывания именно конец мелодии звучит в голове когда

.

.

.

.

начало уже забылось Т е способов записи диктантов много

,

Каждый ребёнок сам приспосабливается к записи диктанта

.

находит оптимальный вариант и не нужно ему в этом мешать

,

Допевание мелодий до тоники досочинение фраз до

,

,

,

предложения или периода импровизаций мелодий песен

.

интонаций

Этим творческим видом деятельности нужно заниматься уже с

.

,

первого класса Ощущение устоя тоники и умение допеть до

,

неё

развивает ладовое чувство а следовательно

.

,

мелодический слух в целом Кроме того этот вид работы

,

,

интересен он мобилизует ученика заставляет его собраться и

2-5

.

спеть простенькую мелодию из

нот Допевать можно по

,

звукам тонического трезвучия поступенно вверх или вниз до

,

,

.

.

тоники использовать прием опевания скачки и т д За каждый

такой индивидуальный ответ нужно обязательно похвалить

,

,

,

ученика при этом проанализировать его указать на ошибки и

.

поставить положительную оценку

-

,

Музыкальная память

важный компонент входящий в понятие

«

».

Музыкальность

Благодаря наличию музыкальной памяти мы

,

можем удерживать в сознании мелодию песни можем узнавать

.

музыкальные произведения У одних учеников работает

-

,

.

активно зрительно слуховая память у других моторная Такая

память часто помогает ученику при разучивании нового

:

произведения привычные движения пальцев по клавиатуре

,

способствую запоминанию именно поэтому на уроках

сольфеджио необходимо постоянно тренировать музыкальную

(

,

память на высокохудожественном материале народные песни

,

.)

мотивы темы из классической и современной музыки

Формы работы над развитием музыкальной памяти могут быть

:

,

следующие диктант попевки с последующим подбором на

,

.

слух запоминание хоровых партий При этом нельзя не

отметить тесную связь между предметами музыкальной

,

,

.

литературы хора сольфеджио и инструмента

,

Запись диктанта заучивание мелодий наизусть больше

,

направлены на развитие музыкальной памяти а сочинение

.

мелодий

творческого воображения Однако эти компоненты в

,

процессе обучения влияют друг на друга и должны идти в ногу

только тогда можно достичь высоких результатов в обучении и

.

воспитании учащихся

II.

.

Развитие гармонического слуха

«

» -

«

,

Гармония

в переводе с греческого означает

Связь

».

,

сплочённость

В музыке

это прежде всего звуки стройно

,

.

связанные в созвучия

аккорды и их последовательность Но

,

,

звуки не хаотически взятые а принадлежащие определенному

.

ладу

.

Изучение аккордов начинается с трезвучия Окраска трезвучий

.

,

,

,

бывает разной Мажорное минорное увеличенное

.

,

уменьшенное Мажорное и минорное имеет ладовую окраску а

.

увеличенное и уменьшенное нет Можно придумать образы дня

,

,

,

.

и ночи веселого грустного человечка великана и гнома

Работа над развитием гармонического слуха начинается уже с

,

,

первых уроков когда разучиваются песенки пропеваются

.

примеры из учебников в сопровождении фортепиано

Гармонический слух так же формируется при пении

,

,

интервалов аккордов при анализе на слух гармонических

.

оборотов

53

S53

D53

,

Знакомство с Т

и

и

начинается со второго класса как с

I, IV,V.

трезвучиями главных ступеней

В дальнейшем изучаются

.

.

обращения При этом всё проигрывается на фортепиано

S D

,

Педагог играет Т

в разном ритме а ученики поют

«

»

импровизацию на слог

ТА

-

.

Задания на сочинения

импровизации очень разнообразны

,

,

Можно сочинять на стихи на ритм в определенном жанре

(

,

,

,

).

полька вальс мазурка марш

,

Изучив главные ступени педагог дает задание по подбору

простейшего аккомпанемента к изучаемым вокальным

.

,

номерам Сначала это выдержанный бас на каждый такт а с

учётом пианистических возможностей учащегося задание

:

,

.

.

усложняется ритмически фактурно и т д При этом нужно

(

,

).

учитывать жанровость мелодии полька вальс

Для работы над развитием гармонического слуха полезно

(

,

,

)

выстраивать пропевать проигрывать слушать на слух

(

цепочки аккордов по ЭФО элементарный функциональный

).

оборот

:

Например

53 - S64 – D6 -

53;

6 – S53 - D64 -

6;

64 - S6 – D53 –

64.

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Такие

,

цепочки можно пропевать в разных тональностях в

,

мелодическом прямом движении снизу вверх сверху вниз и в

.

ломанном

В качестве наглядного материала в работе над гармоническим

.

слухом хорошо использовать карточки с интервалами

,

Картинки по каждому интервалу образ настроение помогают в

.

-S-D

определении на слух А таблица с расположением Т

и

,

,

обращениями включая септаккорды с использованием

(

, S –

, D –

)

карточек разных цветов Т

синяя

желтая

красная

способствует лучшему усвоению теории и умелому

.

применению аккордов при подборе и определении на слух

.

Заключение

,

Сольфеджио

это учебная дисциплина в задачу которой

должно входить не только обучение различным знаниям и

,

,

навыкам но и воспитание музыкального вкуса любви к

,

.

музыке творческого и активного отношения к ней При

методическом планировании уроков сольфеджио необходимо

,

сочетать различные формы работы направленные на развитие

.

музыкальных способностей учащихся в целом

«

,

,

,

То что упущено в детстве очень трудно почти невозможно

.

наверстать в зрелые годы Если в раннем детстве донести до

,

сердца красоту музыкального произведения если в звуках

ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих

,

,

чувств он поднимется на такую ступеньку культуры которая не

.

может быть достигнута никакими средствами Чувства красоты

музыкальной мелодии открывает перед ребёнком

собственную красоту

маленький человек осознает своё

»

.

.

.

достоинство Б В Асафьев

.

Список используемой литературы

.

.

Берак О Л Школа ритма

.

Асафьев Б В Избранные статьи о музыкальном просвещении и

/

./1973/

образовании Л

.

.

.

Давыдова Е В Методика преподавания сольфеджио

.1975.

.1986.

М

М

.

.

Картавцева М Т Развитие памяти и воображения на уроках

.

.1970

сольфеджио М

.

.

XXI

1999

Картавцева М Т Сольфеджио

век

.

.1970.

Островский А Методика теории музыки и сольфеджио Л

7.

.

.

Костырева Г П Творческий процесс как метод активизации

развития музыкальных способностей младших школьников

.

2008 8.

.

изд Академия

Теплов Б Психология музыкальных

,

.-

., 1947.

способностей М Л

9.

.,

,

.,

Назайкинский Е О психологии музыкального восприятия М

1972.

10.

.

Вахромеев В Вопросы методики преподавания сольфеджио

.

. 1978.

в детской музыкальной школе М

11.

.

Бергер Н Современная концепция и методика обучения

.

-

., 2004.

музыке С П



В раздел образования