Автор: Фадеева Ольга Геннадьевна
Должность: Преподователь
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ рп Межевой"
Населённый пункт: Челябинская область Саткинский район рп Межевой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование
.
Введение
На современном этапе одной из важных задач является
совершенствование воспитания и образования подрастающего
.
поколения Возрастает роль искусства в жизни современного
общества и в том числе роль музыкального образования и
.
воспитания
Одна из учебных дисциплин в системе музыкального
,
–
образования способствующая музыкально
эстетическому
,
воспитанию обучающихся расширению их общего
,
,
музыкального кругозора формированию музыкального вкуса
.
является сольфеджио На занятиях сольфеджио педагог
,
воспитывает у обучающихся любовь к музыке развивает их
(
,
,
),
музыкальные данные слух память ритм знакомит с
,
теоретическими основами музыкального искусства помогает
.
выявлению и развитию творческих задатков у детей Предмет
сольфеджио является практической дисциплиной и направлен
.
на развитие музыкальных способностей Он вырабатывает у
,
учащихся определенную систему знаний и навыков
.
необходимых для их последующей музыкальной деятельности
Полученные на занятиях сольфеджио знания и навыки
,
помогают учащимся в занятиях на инструменте по
,
.
музыкальной литературе хору
,
Одна из важнейших музыкальных способностей которая лежит
–
.
в основе всех видов занятий музыкой
это музыкальный слух
–
Музыкальный слух
понятие многослойное и достаточно
.
,
сложное Это совокупность способностей человека которые
позволяют ему полноценно воспринимать музыку и
.
объективно её оценивать Музыкальный слух является очень
,
важным качеством необходимым для успешной творческой
.
деятельности в сфере музыкального искусства
Музыкальный слух связан с восприимчивостью к музыкальным
,
,
образам возникающим впечатлениям ассоциациям и
.
психологическим переживаниям
,
Таким образом люди с музыкальным слухом чувствительны и
:
эмоционально отзывчивы
-
(
к характеристикам и качествам музыкальных звуков их
,
,
.
.);
высоте громкости тембру и т д
-
к функциональным связям между отдельными звуками в
.
контексте музыкального произведения целиком
.
.
,
Б М Теплов отмечая важную роль звуковысотного слуха в
,
,
«
музыкальной деятельности полагал что термин музыкальный
»
.
слух имеет два значения В широкое значение он включал все
,
виды музыкального слуха а музыкальным слухом в узком
,
смысле считал звуковысотный слух так как звуковысотное
.
движение является основным носителем смысла в музыке
:
Виды музыкального слуха
1.
Внутренний слух
Это способность мысленно точно представить музыкальное
,
, "
"
произведение мелодию и отдельные звуки
услышать их в
.
голове
2.
Абсолютный слух
,
Это умение определить любую музыкальную ноту не
,
сравнивая ее с другими звуками высота которых заранее
.
известна При наличии абсолютного слуха человек обладает
особенной памятью на точную высоту музыкального тона
(
).
частоту колебаний звуковой волны
,
,
Считается что этот вид слуха является врожденным хотя
.
исследования в этом направлении продолжаются
3.
Относительный или интервальный слух
,
Это способность определять высоту музыкальных звуков
.
сравнивая их с уже известными
Уровень развития относительного слуха может быть настолько
,
.
высок что он становится похож на абсолютный
4.
Звуковысотный слух
,
Это способность слышать отличаются звуки по высоте или нет
.
даже при малейшей разнице Для начала следует научиться
.
слышать разницу между двумя соседними полутонами А потом
.
можно совершенствоваться и дальше
5.
Мелодический слух
,
,
Это умение слышать движение мелодии то есть как
.
изменяется высота звуков по мере звучания мелодии Такой
,
слух обеспечивает целостное восприятие всей мелодии а не
.
только её отдельных звуковых интервалов
"
", "
",
Мелодия может стоять на месте
двигаться вверх или вниз
,
.
"
"
как говорят музыканты по ступеням Она может прыгать
.
,
большими и небольшими скачками Занимаясь сольфеджио
можно выучить названия и научиться слышать все
"
-
"
–
существующие скачки расстояния между звуками
.
интервалы
Звуковысотный и мелодический слухи объединяют в
–
интонационный слух
способность чувствовать
,
,
.
выразительность музыки ее экспрессию интонацию
6.
Метроритмический слух
Это способность различать длительность звучания звуков в их
(
),
(
),
последовательности ритм их силу и слабость метр а также
(
).
чувствовать изменения скорости звучания музыки темп
,
Также это способность активно двигательно переживать
,
музыку чувствовать эмоциональную выразительность
.
музыкального ритма
7.
Гармонический слух
–
Это способность расслышать гармонические созвучия
два и
,
более звуков звучащих одновременно и умение различать
.
последовательности таких созвучий
(
2
)
Его можно разделить на интервальный звучание
звуков и
(
3
).
аккордовый звучание
или более звуков
Обладать таким
,
,
,
,
слухом значит слышать сколько звуков звучит одновременно
какие конкретно это звуки и на каком расстоянии друг от друга
.
эти звуки находятся
На практике гармонический слух полезен при подборе на слух
.
,
аккомпанемента к заданной мелодии Отметим что
.
гармонический слух бывает тесно связан с ладовым слухом
8.
Ладовый слух
Это умение слышать и чувствовать взаимоотношения между
–
-
–
звуками
модально тональные функции
в контексте той или
.
иной музыкальной композиции Они характеризуются такими
,
:
,
понятиями как устойчивость и неустойчивость напряжение и
,
,
.
разрешение тяготение разрядка каждой отдельной ноты
–
,
.
Мажор и минор
главные лады основа европейской музыки
,
Но есть множество и иных построений звукорядов в которых
.
действует другая организация мелодий
9.
Полифонический слух
Это способность слышать и представлять в уме движение двух
-
и более мелодий голосов внутри общей звуковой ткани
.
музыкального произведения
,
Эти голоса могут двигаться не синхронно вступать и исчезать в
,
разное время догонять друг друга или опаздывать со
(
,
,
,
).
вступлением например канон подголоски фуга
Но звучат
.
–
они одновременно Именно поэтому полифонический слух
.
один из сложнейших видов музыкального слуха
10.
Тембральный слух
Это умение колористически различать тембральную окраску
,
звучания голосов и инструментов отдельных звуков и
.
различных звукосочетаний По тембрам отличают друг от друга
,
звуки одинаковой высоты и громкости но исполненные на
,
,
различных инструментах разными голосами или на одном
,
.
инструменте но разными приемами игры При восприятии
,
тембров обычно возникают различные ассоциации сравнимые
.
с ощущениями от предметов и явлений Тембр звука бывает
,
,
,
,
,
,
ярким мягким тёплым холодным глубоким резким
,
.
.
насыщенным металлическим и т д Применяются и чисто
:
,
,
,
.
слуховые определения например звонкий глухой гнусавый
11.
Динамический слух
Это способность определять громкость звучания и ее
.
изменения Она очень зависит от уровня восприятия вашего
.
слуха в целом
В звуковой последовательности каждый последующий звук
,
может быть громче или тише предыдущего придавая
.
произведению эмоциональную окраску Динамический слух
,
"
" (
),
помогает определить где музыка нарастает
крещендо
"
" (
), "
",
затихает
диминуэндо
движется волнами делает резкий
.
акцент и так далее
12.
Фактурный слух
Это навык восприятия манеры технической и художественной
–
.
обработки музыкального произведения
его фактуры
,
:
Например фактура аккомпанемента тоже бывает разной от
(
)
простого чередование баса и аккорда до красивых
–
.
переливов арпеджио
разложенных аккордов
13.
Архитектонический слух
,
Это чувство формы музыкального произведения способность
определять различные закономерности ее строения на всех
.
уровнях С помощью архитектонического слуха можно
,
,
,
улавливать как мотивы фразы предложения складываются в
,
,
одну форму как здание складывается из кирпичей плит и
.
блоков
,
Все эти виды музыкального слуха есть у каждого человека но
.
,
не все развиты одинаково хорошо Конечно полностью
отрицать уровень природных данных в вопросе развития
.
разновидностей музыкального слуха нельзя Но любой человек
может добиться высочайших результатов в этом направлении
при регулярных целенаправленных занятиях по развитию
.
слуха
Развитием музыкального слуха занимается специальная
-
–
.
музыкально теоретическая дисциплина
сольфеджио
,
Проблема заключается в том что в первый класс приходят дети
,
.
.
с разной степенью музыкальности т е с разным музыкальным
.
,
слухом Одни дети с хорошим мелодическим слухом обладают
,
-
2-
3-
.
голосом другие кое как поют на
х или
х звуках
,
Таким образом перед преподавателями сольфеджио
возникает нелёгкая задача развить музыкальный слух любого
,
.
ребёнка пришедшего в детскую школу искусств
,
Рассмотрим основные этапы работы на уроках сольфеджио
.
направленные на развитие музыкального слуха ребенка
I.
.
Работа по развитию мелодического слуха
Занятия по сольфеджио должны быть направлены на развитие
,
,
мелодического гармонического и полифонического слуха при
наличии которого учащиеся могут мысленно представлять
.
музыкальные произведения или его часть во всех деталях Для
развития мелодического слуха применяются следующие
:
формы работы
,
,
,
Пение гамм ступеней с разрешением цепочек из ступеней
,
.
интервалов секвенций в ладах
Заучивание одноголосных мелодий с последующим подбором
.
на инструменте
.
Метроритмические упражнения
(a`capella
Пение с листа одноголосных примеров
или с
).
сопровождением
.
Запись одноголосных диктантов
,
Допевание мелодий до тоники досочинение фраз до
,
,
,
предложения или периода импровизаций мелодий песен
.
интонаций
:
Рассмотрим некоторые из них
,
,
,
Пение гамм ступеней с разрешением цепочек из ступеней
,
.
интервалов секвенций в ладах
,
В образовательной программе по сольфеджио пение гамм
,
-
ступеней заучивание мелодий относится к разделу вокально
,
интонационных навыков и в соответствии с этим изучение
,
гамм ведётся от простого к сложному а именно от количества
1
7,
.
ключевых знаков от
до
с первого по седьмой класс На
пении гамм и ступеней строится развитие интонационных
.
навыков В течение первого года обучения перед педагогом
,
стоит задача научить детей слушать свой голос слушать
,
.
инструмент слушать голос учителя и при этом самому петь
,
,
,
.
.
Хорошо если у ребёнка чистая интонация хороший голос т е
,
,
он наделен природными способностями а если нет то
понадобится определенное время и большое терпение со
,
стороны учителя и ученика для достижения нужного
.
результата
В решении этой задачи может помочь пение ступеней по
.
болгарской столбице
Например
I – II – III
, III – II – I; I – II – III – IV – V
,
I – VII –
ступень
и обратно затем
I;
VII – II – I;
I – V, VI – V – I
.
.
опевание
в дальнейшем скачки
и т д И
(
всё это пропевается в удобной тональности не обязательно в
).
до мажоре
Заучивание одноголосных мелодий с последующим подбором
.
на инструменте
Параллельно на сольфеджио ведётся работа над
,
запоминанием простейших мелодий пение и проигрывание их
.
на фортепиано от разных звуков
,
,
Это развивает чувство лада звуковысотность умение
.
перестраиваться из одной тональности в другую Много
внимания подбору на слух так же должно уделяться при
.
обучение на инструменте Подобная комплексная работа дает
положительные результаты и не поющий ребёнок начинает
.
чисто интонировать
.
Метроритмические упражнения
Работа над метроритмом очень интересна для учащихся
,
.
.
первых и вторых классов т к дает возможность расслабить
,
,
.
мышцы встать на ноги похлопать руками Можно использовать
,
,
ритмослоги а также различные ритмические упражнения в
.
двух и трёхдольных размерах Ученики прочитывают ритм
,
ритмослогами а затем отстукивая рисунок правой и левой
.
рукой При этом делается акцент на запоминание ритмических
–
:
,
,
оборотов
тактов две четвертных четыре восьмых четвертная
,
,
и две восьмых две восьмых и четвертная четвертная с точкой и
,
.
.,
восьмая четыре шестнадцатых и т д что очень важно в
.
дальнейшей работе с диктантами Полезно писать ритмические
:
,
диктанты учитель читает нараспев коротенькие фразы а
.
учащиеся записывают их с помощью четверных и восьмых нот
–
.
При этом каждый слог
это нота
:
Например
«
» -
I I I
«
» -
I I. .
Светит солнышко
П
или Набежала туча
П П
,
(
,
Таким образом можно использовать разные слова имена
)
.
предметы при прохлопывании определенных ритмов
Подобные метроритмические упражнения нужно проводить на
.
каждом уроке
(a’capella
Пение с листа одноголосных примеров
или с
).
сопровождением
В более старших классах ритм лучше прохлопывать левой
,
,
рукой по столу при этом читать или петь ноты упражнения а
-
.
правой дирижировать
,
,
,
В чтении с листа полученные знания умения навыки
,
.
сливаются воедино подчиняются одной цели При этом
.
выявляются разные свойства музыкального слуха Степень
,
владения навыками полученными при комплексном подходе
,
,
на уроках сольфеджио специальности музыкальной
литературы определяют в конечном итоге уровень развития
,
.
музыканта готовности его к самостоятельной работе
:
Для чтения с листа необходимо
-
;
уметь петь ступенями в ладу без поддержки инструмента
-
;
интонировать простые интервалы
-
.
иметь навыки в чтении ритмических фигур
Чтение нот с листа с точки зрения физиологии и психологии
–
,
человека
сложный процесс в результате которого
зрительные раздражения должны переработаться в слуховые
: «
» – «
» – «
представления по схеме
вижу
пониманию
мысленно
» - «
».
представляю
воспроизвожу
Чтобы выработать устойчивые
навыки чтения нотного текста с листа необходимы
,
систематическая тренировка а так же постепенность в
.
наращивании трудности исполняемого материала Перед
,
.
.
пением с листа делаем анализ мелодий т е проводим
:
,
,
зрительный охват движение звуков ритмический рисунок
(
,
),
,
.
фразы повтор не повтор тональность размер На начальном
.
:
этапе хорошо помогает счёт Ученику предлагается сказать
«
», «
»
.
.,
сколько нот на раз и
два и и т д что позволяет не
,
затягивать темп и видеть последующую ноту осмысливать
.
ритм и в целом комбинации любой сложности по долям
.
Запись одноголосных диктантов
,
Это наиболее трудная форма работы и чтобы ученики не
.
боялись необходимо их соответственно настроить Прежде чем
,
писать мелодический диктант нужно научить ученика устно
,
пропревать коротенькие мотивы из двух тактов при этом
.
запомнить мелодию и в дальнейшем спеть её нотами С
(
8)
увеличением количества тактов до
вводится понятие
«
».
период
На первых порах это период повторного строения из
2-
4-
.
х или
х фраз Предварительно нужно обязательно
:
,
проанализировать диктант определить размер с какой
(
)
,
,
,
ступени ноты начинается сколько тактов какие повторяются
,
,
.
ритм трудности интонационные обороты
,
На следующем этапе диктант полезно видеть графически
.
.
используя лесенку т к это способствует анализированию
:
,
,
,
-
движения звуков вверх вниз на одной высоте по порядку или
.
скачком
.
Диктант пишут разными способами Одни ученики
,
,
прослушивают мелодию несколько раз запоминают её а потом
.
–
–
,
пишут Другие
пишут ноты кружки всего диктанта затем
.
.
проставляют ритм Этот способ самый длительный Хорошо
,
если ребёнок может писать диктант по тактам при этом он
,
1
5,
.
.
выбирает повторяющиеся такты например
и
т е начало
.
,
первой фразы и второй Если диктант неповторного строения
,
,
следовательно его трудно запомнить то можно предложить
,
.
.
записать последний один такт или два т к после
,
проигрывания именно конец мелодии звучит в голове когда
.
.
.
.
начало уже забылось Т е способов записи диктантов много
,
Каждый ребёнок сам приспосабливается к записи диктанта
.
находит оптимальный вариант и не нужно ему в этом мешать
,
Допевание мелодий до тоники досочинение фраз до
,
,
,
предложения или периода импровизаций мелодий песен
.
интонаций
Этим творческим видом деятельности нужно заниматься уже с
.
,
первого класса Ощущение устоя тоники и умение допеть до
–
,
–
неё
развивает ладовое чувство а следовательно
.
,
мелодический слух в целом Кроме того этот вид работы
,
,
интересен он мобилизует ученика заставляет его собраться и
2-5
.
спеть простенькую мелодию из
нот Допевать можно по
,
звукам тонического трезвучия поступенно вверх или вниз до
,
,
.
.
тоники использовать прием опевания скачки и т д За каждый
такой индивидуальный ответ нужно обязательно похвалить
,
,
,
ученика при этом проанализировать его указать на ошибки и
.
поставить положительную оценку
-
,
Музыкальная память
важный компонент входящий в понятие
«
».
Музыкальность
Благодаря наличию музыкальной памяти мы
,
можем удерживать в сознании мелодию песни можем узнавать
.
музыкальные произведения У одних учеников работает
-
,
.
активно зрительно слуховая память у других моторная Такая
память часто помогает ученику при разучивании нового
:
произведения привычные движения пальцев по клавиатуре
,
способствую запоминанию именно поэтому на уроках
сольфеджио необходимо постоянно тренировать музыкальную
(
,
память на высокохудожественном материале народные песни
,
.)
мотивы темы из классической и современной музыки
Формы работы над развитием музыкальной памяти могут быть
:
,
следующие диктант попевки с последующим подбором на
,
.
слух запоминание хоровых партий При этом нельзя не
отметить тесную связь между предметами музыкальной
,
,
.
литературы хора сольфеджио и инструмента
,
Запись диктанта заучивание мелодий наизусть больше
,
направлены на развитие музыкальной памяти а сочинение
–
.
мелодий
творческого воображения Однако эти компоненты в
,
процессе обучения влияют друг на друга и должны идти в ногу
только тогда можно достичь высоких результатов в обучении и
.
воспитании учащихся
II.
.
Развитие гармонического слуха
«
» -
«
,
Гармония
в переводе с греческого означает
Связь
».
–
,
сплочённость
В музыке
это прежде всего звуки стройно
–
,
.
связанные в созвучия
аккорды и их последовательность Но
,
,
звуки не хаотически взятые а принадлежащие определенному
.
ладу
.
Изучение аккордов начинается с трезвучия Окраска трезвучий
.
,
,
,
бывает разной Мажорное минорное увеличенное
.
,
уменьшенное Мажорное и минорное имеет ладовую окраску а
.
увеличенное и уменьшенное нет Можно придумать образы дня
,
,
,
.
и ночи веселого грустного человечка великана и гнома
Работа над развитием гармонического слуха начинается уже с
,
,
первых уроков когда разучиваются песенки пропеваются
.
примеры из учебников в сопровождении фортепиано
Гармонический слух так же формируется при пении
,
,
интервалов аккордов при анализе на слух гармонических
.
оборотов
53
S53
D53
,
Знакомство с Т
и
и
начинается со второго класса как с
I, IV,V.
трезвучиями главных ступеней
В дальнейшем изучаются
.
.
обращения При этом всё проигрывается на фортепиано
S D
,
Педагог играет Т
в разном ритме а ученики поют
«
»
импровизацию на слог
ТА
-
.
Задания на сочинения
импровизации очень разнообразны
,
,
Можно сочинять на стихи на ритм в определенном жанре
(
,
,
,
).
полька вальс мазурка марш
,
Изучив главные ступени педагог дает задание по подбору
простейшего аккомпанемента к изучаемым вокальным
.
,
номерам Сначала это выдержанный бас на каждый такт а с
учётом пианистических возможностей учащегося задание
:
,
.
.
усложняется ритмически фактурно и т д При этом нужно
(
,
).
учитывать жанровость мелодии полька вальс
Для работы над развитием гармонического слуха полезно
(
,
,
)
выстраивать пропевать проигрывать слушать на слух
(
цепочки аккордов по ЭФО элементарный функциональный
).
оборот
:
Например
53 - S64 – D6 -
53;
6 – S53 - D64 -
6;
64 - S6 – D53 –
64.
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Такие
,
цепочки можно пропевать в разных тональностях в
,
мелодическом прямом движении снизу вверх сверху вниз и в
.
ломанном
В качестве наглядного материала в работе над гармоническим
.
слухом хорошо использовать карточки с интервалами
,
Картинки по каждому интервалу образ настроение помогают в
.
-S-D
определении на слух А таблица с расположением Т
и
,
,
обращениями включая септаккорды с использованием
(
–
, S –
, D –
)
карточек разных цветов Т
синяя
желтая
красная
способствует лучшему усвоению теории и умелому
.
применению аккордов при подборе и определении на слух
.
Заключение
–
,
Сольфеджио
это учебная дисциплина в задачу которой
должно входить не только обучение различным знаниям и
,
,
навыкам но и воспитание музыкального вкуса любви к
,
.
музыке творческого и активного отношения к ней При
методическом планировании уроков сольфеджио необходимо
,
сочетать различные формы работы направленные на развитие
.
музыкальных способностей учащихся в целом
«
,
,
,
То что упущено в детстве очень трудно почти невозможно
.
наверстать в зрелые годы Если в раннем детстве донести до
,
сердца красоту музыкального произведения если в звуках
ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих
,
,
чувств он поднимется на такую ступеньку культуры которая не
.
может быть достигнута никакими средствами Чувства красоты
музыкальной мелодии открывает перед ребёнком
–
собственную красоту
маленький человек осознает своё
»
.
.
.
достоинство Б В Асафьев
.
Список используемой литературы
.
.
Берак О Л Школа ритма
.
Асафьев Б В Избранные статьи о музыкальном просвещении и
/
./1973/
образовании Л
.
.
.
Давыдова Е В Методика преподавания сольфеджио
.1975.
.1986.
М
М
.
.
Картавцева М Т Развитие памяти и воображения на уроках
.
.1970
сольфеджио М
.
.
XXI
1999
Картавцева М Т Сольфеджио
век
.
.1970.
Островский А Методика теории музыки и сольфеджио Л
7.
.
.
Костырева Г П Творческий процесс как метод активизации
развития музыкальных способностей младших школьников
.
2008 8.
.
изд Академия
Теплов Б Психология музыкальных
,
.-
., 1947.
способностей М Л
9.
.,
,
.,
Назайкинский Е О психологии музыкального восприятия М
1972.
10.
.
Вахромеев В Вопросы методики преподавания сольфеджио
.
. 1978.
в детской музыкальной школе М
11.
.
Бергер Н Современная концепция и методика обучения
.
-
., 2004.
музыке С П