Автор: Рейнгардт Марина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 89"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Слышать боль каждого" ( по рассказу В.А. Шнайдера "Боль")
Раздел: среднее образование
Рейнгардт Марина Васильевна,
учитель МОУ «СОШ № 89»
«Слышать боль каждого
»
(рассказ В.А. Шнайдера «Боль»)
Всего – то надо – научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.
А.Д. Дементьев
Сегодня на уроке мы будем беседовать о героинях рассказа «Боль» нашего
писателя – землянка В.А.Шнайдера. Запишите тему
и эпиграф
Предварительная работа. Ученики самостоятельно знакомятся дома с
рассказом и отвечают устно на вопросы
1. Какие чувства вызвал рассказ?
2. Какой вопрос вы задали бы по
содержанию этого рассказа своим
одноклассникам?
- Но прежде чем анализировать рассказ, послушаем песню Витаса
I Эмоциональная разминка, которая
создаёт эмоциональный настрой на
совместную учебную работу.
Просмотр слайдов под песню Витаса
«Осенний лист».
- Почему прозвучала эта песня? Как
она связана с темой нашего урока
или с содержанием рассказа?
(услышали вы боль осеннего листа;
осенний лист – символ грусти,
утраты, одиночества)
- А какие чувства вызвал у вас рассказ?
(заполняют первую графу в маркировочной таблице)
- Какой вопрос вы бы задали бы по содержанию?
Чувства, которые
вызваны рассказом.
На какие вопросы должны
ответить в ходе работы
над текстом?
К какому выводу
пришёл/пришла после
прочтения рассказа?
II Стадия вызова
запись на доске
На какие вопросы должны
ответить?
Какая задача перед нами
стоит?
Боль:
1)
Чья?
2)
Какая?
3)
Почему?
4)
Как услышать?
5)
Как передаётся?
III Стадия осмысления
работа по вариантам
Итак, автор описывает
один воскресный день в
доме престарелых.
ассоциации
I в.
. «воскресенье»
отдых с семьёй
пироги
поездки
гости
праздник
II в
«дом»
уют
семья
защита
взаимопонимание
родные люди
Какая атмосфера в доме престарелых?
(ключевые слова) (зачитать)
Настораживают слова: ходящие
ползающие, (метафора) пасть ворот
- Уютно ли живётся здесь людям?
- Чего, кого они ждут? (близких, перемен).
- Что можем сказать о героинях?
вопрос
Прасковья
Николаевна
Зойка
Устинья
Ждут ли
кого -
нибудь?
ползучая?
ждёт у окна сына
ходячая
ждёт с тайной
надеждой – почему
в выходные бродит
целыми днями по
улице? (больно
смотреть на встречи
других)
помешанная
никого не ждёт
(помешанная ли? не
надеется ни на кого)
Что
связывает с
домом?
воспоминания о родном
дворе
(зачитать)
Счастлива ли была П.Н.?
Слайд сравнить:
дочь Катюша,
воспоминания о
доме, родителях.
- Почему отрицает
всё, злится на всех?
(от сознания, что
жизнь не удалась,
злость
превращается в
ненависть
Вернёмся к песне:
терзается
душа
болит
(происходят
перемены в жизни и
в ней самой)
слайд
узелок с
сокровищами
(зачитать)
С чем обращается к
Богу?
(зачитать)
Слайд
Наедине со своей
бедой и болью с
надеждой на Бога
Слайд - антитеза
разрушение
замёрз
муж(с
болью)
мир
природы
радует
олицетво-
рение
С каким чувством
вспоминает?
(с обидой, с болью )
Что ожидает
в будущем?
открытый финал
обретает семью и
смысл
изменяется сама
слайд
останется в доме
престарелых
Автор даёт нам право на домысливание; вовлекает в диалог – сопережи –
вание; оставляет веру и надежду и Прасковье Николаевне, и читателям на
счастливый конец.
На иллюстрации к рассказу изображена именно Прасковья Николаевна.
Почему? ( может понять, простить, неозлоблённая (незамкнута) на людей,
живёт надеждой)
В ходе работы над текстом красной нитью прошло слово «боль»: - Зойке
больно смотреть на встречи родственников.
- с болью вспоминает о доме П.Н.
- наедине со своей болью Устинья
- болит душа у всех героинь
- свою боль за одиноких людей передаёт и автор
Подведём итог (слайд)
Синквейн – пятистишие, отвечающее проблеме в рассказе. (записать)
Боль.
Душевная.
Мучает, ранит, тревожит
Душевная боль – ощущение страдания.
Человек, услышать боль каждого!
- Смогли мы услышать боль героинь? Почему?
- Ответили на вопросы в таблице (дома подумать)?
Передать душевную боль можно словами, а как изобразить её на рисунке?
В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей,
автор призывает нас остановиться, оглянуться и увидеть тех, кто рядом с
нами, кому нужно наше понимание, поддержка (
эпиграф). Истоки
отзывчивости на чужую боль зарождаются в семье. Не случайно 2008 год
объявлен президентом годом семьи, потому что именно отчий дом – самый
мудрый учитель, самый строгий судья, самый надёжный друг, поэтому так
держатся за воспоминания героини. Двери наших квартир не отгораживают
нас от окружающего мира, и наша связь с ним будет там надёжнее, чем
крепче, дружнее наш собственный отчий дом, незаметно помогающий нам
перекинуть мостик от маленького словечка «моё» к большому слову «наше».
В таблице
К какому выводу пришли после прочтения рассказа (и
разговора о нём на уроке)?
Я бы хотела оценить вас не обычной отметкой, а благодарностью за отклик
на этот рассказ, за чувства, которые вы испытали к героям, за неравнодушное
отношение к проблемам, поднятым автором: проблема одиночества,
нравственного долга, отцов и детей.
В память о нашем уроке я хочу оставить вам осенние листья (вот такие они
у нас на Солнечной Поляне) в форме человеческих сердец со стихотворением
– напутствием В. Башунова (прочитать).
Пока бежит песок в часах,
Пока звучит родник в лесах,
Давайте жить как люди!
Нелепых ссор не затевать,
отца и мать не забывать, -
давайте жить как люди!
Давайте правду говорить,
гнезда чужого не зорить,
давайте жить как люди!
Всё начинается с любви.
Мы родились на свет людьми –
давайте жить как люди!
Материал к уроку:
родной двор
небольшой,
с просевшей крышей,
слегка завалившийся набок дом,
ветхая баня,
землянка – курятник
бурно разросшиеся
малина, смородина,
крыжовник, яблонька.
(маленький, беспомощный
саженец).
Она, будто желая заглянуть в окно,
подшагнула к жилищу, чтобы
радовать.
После чтения отрывка и вопроса: Счастлива ли была П.Н.?
Вернёмся к песне
Разбился мир на тысячи осколков –
(и у героинь)
В глазах осталась пустота.
Моя душа как будто вся в иголках.
(о ком можно
Куда же делась красота?
так сказать?
(нравственная)
в воскресенье
- Дура ползучая!
- Сдохнешь, как собака!
прохрипела с отчаянной злостью
изливает желчь
- Парунька!
- Прости за давешнее и за ранешнее.
всхлипнула, умолкла
лицо озарилось счастьем
воскрешение
Боль.
Душевная
Мучает, ранит, тревожит
Душевная боль – ощущение страдания.
Человек, услышь боль каждого!
Домашнее задание
1.
Сочинение – рассуждение на тему: «Моя семья – это…»
2.
Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Записка», сравнить по идейному
содержанию с рассказом В.А.Шнайдера «Боль».
Написать письмо героине рассказа «Боль» Прасковье Николаевне