Напоминание

"Слышать боль каждого" ( по рассказу В.А. Шнайдера "Боль")


Автор: Рейнгардт Марина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 89"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Слышать боль каждого" ( по рассказу В.А. Шнайдера "Боль")
Раздел: среднее образование





Назад




Рейнгардт Марина Васильевна,

учитель МОУ «СОШ № 89»

«Слышать боль каждого

»

(рассказ В.А. Шнайдера «Боль»)

Всего – то надо – научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

А.Д. Дементьев

Сегодня на уроке мы будем беседовать о героинях рассказа «Боль» нашего

писателя – землянка В.А.Шнайдера. Запишите тему

и эпиграф

Предварительная работа. Ученики самостоятельно знакомятся дома с

рассказом и отвечают устно на вопросы

1. Какие чувства вызвал рассказ?

2. Какой вопрос вы задали бы по

содержанию этого рассказа своим

одноклассникам?

- Но прежде чем анализировать рассказ, послушаем песню Витаса

I Эмоциональная разминка, которая

создаёт эмоциональный настрой на

совместную учебную работу.

Просмотр слайдов под песню Витаса

«Осенний лист».

- Почему прозвучала эта песня? Как

она связана с темой нашего урока

или с содержанием рассказа?

(услышали вы боль осеннего листа;

осенний лист – символ грусти,

утраты, одиночества)

- А какие чувства вызвал у вас рассказ?

(заполняют первую графу в маркировочной таблице)

- Какой вопрос вы бы задали бы по содержанию?

Чувства, которые

вызваны рассказом.

На какие вопросы должны

ответить в ходе работы

над текстом?

К какому выводу

пришёл/пришла после

прочтения рассказа?

II Стадия вызова

запись на доске

На какие вопросы должны

ответить?

Какая задача перед нами

стоит?

Боль:

1)

Чья?

2)

Какая?

3)

Почему?

4)

Как услышать?

5)

Как передаётся?

III Стадия осмысления

работа по вариантам

Итак, автор описывает

один воскресный день в

доме престарелых.

ассоциации

I в.

. «воскресенье»

отдых с семьёй

пироги

поездки

гости

праздник

II в

«дом»

уют

семья

защита

взаимопонимание

родные люди

Какая атмосфера в доме престарелых?

(ключевые слова) (зачитать)

Настораживают слова: ходящие

ползающие, (метафора) пасть ворот

- Уютно ли живётся здесь людям?

- Чего, кого они ждут? (близких, перемен).

- Что можем сказать о героинях?

вопрос

Прасковья

Николаевна

Зойка

Устинья

Ждут ли

кого -

нибудь?

ползучая?

ждёт у окна сына

ходячая

ждёт с тайной

надеждой – почему

в выходные бродит

целыми днями по

улице? (больно

смотреть на встречи

других)

помешанная

никого не ждёт

(помешанная ли? не

надеется ни на кого)

Что

связывает с

домом?

воспоминания о родном

дворе

(зачитать)

Счастлива ли была П.Н.?

Слайд сравнить:

дочь Катюша,

воспоминания о

доме, родителях.

- Почему отрицает

всё, злится на всех?

(от сознания, что

жизнь не удалась,

злость

превращается в

ненависть

Вернёмся к песне:

терзается

душа

болит

(происходят

перемены в жизни и

в ней самой)

слайд

узелок с

сокровищами

(зачитать)

С чем обращается к

Богу?

(зачитать)

Слайд

Наедине со своей

бедой и болью с

надеждой на Бога

Слайд - антитеза

разрушение

замёрз

муж(с

болью)

мир

природы

радует

олицетво-

рение

С каким чувством

вспоминает?

(с обидой, с болью )

Что ожидает

в будущем?

открытый финал

обретает семью и

смысл

изменяется сама

слайд

останется в доме

престарелых

Автор даёт нам право на домысливание; вовлекает в диалог – сопережи –

вание; оставляет веру и надежду и Прасковье Николаевне, и читателям на

счастливый конец.

На иллюстрации к рассказу изображена именно Прасковья Николаевна.

Почему? ( может понять, простить, неозлоблённая (незамкнута) на людей,

живёт надеждой)

В ходе работы над текстом красной нитью прошло слово «боль»: - Зойке

больно смотреть на встречи родственников.

- с болью вспоминает о доме П.Н.

- наедине со своей болью Устинья

- болит душа у всех героинь

- свою боль за одиноких людей передаёт и автор

Подведём итог (слайд)

Синквейн – пятистишие, отвечающее проблеме в рассказе. (записать)

Боль.

Душевная.

Мучает, ранит, тревожит

Душевная боль – ощущение страдания.

Человек, услышать боль каждого!

- Смогли мы услышать боль героинь? Почему?

- Ответили на вопросы в таблице (дома подумать)?

Передать душевную боль можно словами, а как изобразить её на рисунке?

В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей,

автор призывает нас остановиться, оглянуться и увидеть тех, кто рядом с

нами, кому нужно наше понимание, поддержка (

эпиграф). Истоки

отзывчивости на чужую боль зарождаются в семье. Не случайно 2008 год

объявлен президентом годом семьи, потому что именно отчий дом – самый

мудрый учитель, самый строгий судья, самый надёжный друг, поэтому так

держатся за воспоминания героини. Двери наших квартир не отгораживают

нас от окружающего мира, и наша связь с ним будет там надёжнее, чем

крепче, дружнее наш собственный отчий дом, незаметно помогающий нам

перекинуть мостик от маленького словечка «моё» к большому слову «наше».

В таблице

К какому выводу пришли после прочтения рассказа (и

разговора о нём на уроке)?

Я бы хотела оценить вас не обычной отметкой, а благодарностью за отклик

на этот рассказ, за чувства, которые вы испытали к героям, за неравнодушное

отношение к проблемам, поднятым автором: проблема одиночества,

нравственного долга, отцов и детей.

В память о нашем уроке я хочу оставить вам осенние листья (вот такие они

у нас на Солнечной Поляне) в форме человеческих сердец со стихотворением

– напутствием В. Башунова (прочитать).

Пока бежит песок в часах,

Пока звучит родник в лесах,

Давайте жить как люди!

Нелепых ссор не затевать,

отца и мать не забывать, -

давайте жить как люди!

Давайте правду говорить,

гнезда чужого не зорить,

давайте жить как люди!

Всё начинается с любви.

Мы родились на свет людьми –

давайте жить как люди!

Материал к уроку:

родной двор

небольшой,

с просевшей крышей,

слегка завалившийся набок дом,

ветхая баня,

землянка – курятник

бурно разросшиеся

малина, смородина,

крыжовник, яблонька.

(маленький, беспомощный

саженец).

Она, будто желая заглянуть в окно,

подшагнула к жилищу, чтобы

радовать.

После чтения отрывка и вопроса: Счастлива ли была П.Н.?

Вернёмся к песне

Разбился мир на тысячи осколков –

(и у героинь)

В глазах осталась пустота.

Моя душа как будто вся в иголках.

(о ком можно

Куда же делась красота?

так сказать?

(нравственная)

в воскресенье

- Дура ползучая!

- Сдохнешь, как собака!

прохрипела с отчаянной злостью

изливает желчь

- Парунька!

- Прости за давешнее и за ранешнее.

всхлипнула, умолкла

лицо озарилось счастьем

воскрешение

Боль.

Душевная

Мучает, ранит, тревожит

Душевная боль – ощущение страдания.

Человек, услышь боль каждого!

Домашнее задание

1.

Сочинение – рассуждение на тему: «Моя семья – это…»

2.

Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Записка», сравнить по идейному

содержанию с рассказом В.А.Шнайдера «Боль».

Написать письмо героине рассказа «Боль» Прасковье Николаевне



В раздел образования