Напоминание

"Формирование коммуникативных УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы "


Автор: Прокопова Наталья Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОБПОУ "КГТТС"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы "
Дата публикации: 24.06.2022
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОБПОУ «Курский государственный техникум технологий и сервиса»

Формирование

коммуникативных УУД обучающихся

на уроках русского языка и литературы

Подготовила :

преподаватель русского языка и литературы

Прокопова Н.А.

Самое прекрасное зрелище на свете - это вид ребенка,

уверенно идущего по дороге жизни,

после того, как ее показали ему вы.

Конфуций

Коммуникативные УУД обеспечивают успешную социализацию,

адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.

Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и

достигать цели устной и письменной коммуникации: получать

необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою

точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания

разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям к другим

людям.

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный

и достаточно сложный. Особую сложность в преподавании русского языка

представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта

студента, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения

языком.

Что может сделать преподаватель русского языка и литературы, чтобы

обеспечить коммуникативную компетенцию студентов? Прежде всего,

создать оптимальные условия для продвижения каждого студента в

образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные

возможности обучающихся каждого возраста.

Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом

умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться

в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь,

правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные

средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить

обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено,

то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно

будет неэффективным.

И особая роль в развитии коммуникативных УУД отводится урокам

русского языка и литературы. Результативность уроков русского языка

находится в прямой зависимости от того, насколько рационально

организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана

взаимосвязь устной и письменной речи обучающихся, созданы ли условия

для преодоления обучающимися трудностей, возникающих при переходе от

мысли к речи (обучающийся поднял руку, а сказать не может), от речи к

мысли (начал говорить, а как продолжить речь, чем закончить, не знает).

Я стараюсь строить учебный процесс на взаимодействии преподаватель –

студент, студент – студент. Форма взаимодействия демократична:

совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным

жизненным ситуациям, обращение к опыту обучающегося.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию

Все виды пересказа

Все формы учебного монолога и диалога

Доклады и сообщения

Ролевые и деловые игры

Учебные исследования и учебные проекты

Обсуждение, дискуссия, диспут

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию

Сочинения

Сообщения

Доклады

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

является неотъемлемой частью языкового образования, и используемые

мною учебники открывают множество возможностей для развития

коммуникативных УУД.

Приведу примеры практических заданий, которые не только

интересны по форме и содержанию, но и направлены на развитие

коммуникативной компетенции.

На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на

развитие коммуникативных учебных действий. Например:

- «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь

связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном».

Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль

нужно подтвердить примером».

- «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут

предложения, где обращаются друг к другу герои».

- «Найди и выпиши слова, которые….

-«Четвёртое лишнее» (часто это задание я использую в качестве

лингвистической разминки или как способ создания проблемной ситуации)

-Определи, на основе чего распределены слова по группам, добавь свои

слова.

-Распредели слова на группы, озаглавь каждую группу слов. Причём, может

быть несколько вариантов распределения слов на группы. Важно, чтобы

обучающиеся объяснили свой принцип.

-Заполнение предложения с пропусками. Это задание особенно актуально

для слабых обучающихся. Даю шаблон выпускного сочинения , в который

нужно вставить свои мысли, отрывки текста.

На уроках новый материал не предлагаю в готовом виде. Приглашаю

обучающихся вспомнить изученное ранее, понаблюдать, сравнить, выявить

закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. И здесь

главная проблема – это привычка находить готовый ответ в учебнике,

прочитать тему, прочитать правило вместо того, чтобы самим подумать,

сформулировать определение, увидеть закономерность, решить учебную

задачу самостоятельно. Также интересна игра «Давай подумаем». Студентам

предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается

вопрос «А как ты думаешь?» Никогда не отвечаю сразу на вопросы

обучающихся. Вместо готового ответа предлагаю алгоритм решения

проблемы, схему рассуждения. И зачастую ребёнок сам же и приходит к

правильному ответу.

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы

как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов.

Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться

стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические

конструкции. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты

о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об

особенностях процесса создания произведений искусства слова.

Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового

чутья» как результата ориентировки учащегося в грамматической и

синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие

адекватных возрасту форм и функций речи.

Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных

действий студентов. Диалог может проходить не только в устной, но и

письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень

важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия

с другими и самим собой. Следует обратить внимание на развитие тех

коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно

проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение,

понимать точки зрения своих одногруппников, выраженные письменно,

задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного

текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти

коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в

дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых

содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области

знаний. В условиях модернизации образования преподаватели-предметники

должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою

деятельность групповую форму работы. В общении со сверстниками

зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку

зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого

понимать другого». Обучающиеся учатся в этом случае также искать

информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения,

принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это

обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие

компетентностного подхода и действенное средство формирования

коммуникативных универсальных учебных действий:

Постановка проблемы

Выдвижение гипотезы

Сбор и структурирование материала

Изготовление и оформление материала

Выбор формы презентации

Презентация

Рефлексия

Проект или исследование не обязательно может быть долгосрочным. Проект

может быть реализован в рамках одного или двух-трёх уроков: написание

сочинения, творческая работа по материалу изучаемой темы, научное

высказывание-обобщение по материалу нескольких параграфов,

лингвистическое исследование и т.п.

Способы формирования коммуникативных УУД на уроках литературы.

1.

Создание проблемных ситуаций.

2.

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился».

3.

Задания «Верные–неверные утверждения»: используя прием «Верные-

неверные утверждения», предлагаем студентам несколько утверждений по

еще не изученной теме. Они выбирают верные утверждения, полагаясь на

собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся

к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

4.

Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках

литературы, когда обучающимся предлагается спрогнозировать дальнейшие

действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального,

нравственного выбора.

5.

Прием составления плана.

6.

Прием тезирования (представляет собой формулирование основных тезисов,

положений и выводов текста).

7.

Прием составления сводной таблицы (позволяет обобщить и

систематизировать учебную информацию).

8.

Прием комментирования (является основой осмысления и понимания текста

и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и

выводы по поводу прочитанного текста).

Прием логического запоминания учебной информации (включает следующие

компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам,

составленным самим обучающимся; пересказ в парах с опорой на конспект,

план, граф- схему и пр.; составление устной или письменной аннотации

учебного текста с опорой на конспект; подготовка докладов и написание

рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой

на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая

Интернет-сеть и публикации в СМИ.)

Составление кластера.

Дискуссия.

Групповая форма работы.

Проектная и исследовательская деятельность.

Письменный и устный анализ (эпизода, стихотворения, произведения,

характеристика героя) по алгоритму.

Театрализация.

Сочинение и развёрнутый ответ на вопрос.

«Мозговой штурм».

Приём «интервью».

Активное чтение.

Пересказ (творческий, краткий, выборочный и т.д.).

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий

можно предложить следующие виды заданий:

составь задание партнеру;

представь себя в роли учителя и составь задание для класса;

составь рассказ от имени героя;

составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени

школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению кроссворда;

«отгадай, о ком говорим»;

диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

«подготовь рассказ...»;

«опиши устно...»;

«объясни...» и т. д.

Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать

приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с

остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения

произведения. Примерные вопросы:

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

составление кластера;

дискуссия;

групповая форма работы;

проектная и исследовательская деятельности;

театрализация;

рефлексия;

портфолио;

По моему мнению, именно формирование коммуникативных УУД на

уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития

интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной

к общению в любом культурном пространстве. Без развития

коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной,

толерантной личности.



В раздел образования