Напоминание

«НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО БЕЛОРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (НА ПРИМЕРЕ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ)»


Автор: Остапенко Ульяна Георгиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОО ДО ДШИ
Населённый пункт: села Школьного МО Белореченский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО БЕЛОРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (НА ПРИМЕРЕ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ)»
Дата публикации: 22.06.2022
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальная бюджетная образовательная организация

дополнительного образования

Детская школа искусств села Школьного

муниципального образования Белореченский район

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ТЕМЕ:

«НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

БЕЛОРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

(НА ПРИМЕРЕ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ) »

Разработчик:

преподаватель декоративно-прикладного искусства

Остапенко Ульяна Георгиевна

с. Школьное

2019 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение

II.

Народное

декоративно-прикладное

искусство

Белореченского

района

Краснодарского края (на примере народной вышивки).

1.

История

возникновения

народной

вышивки,

характерная

особенность

вышивки Кубани, техники выполнения.

2.

История

и

особенности

заселения

Белореченского

района

Краснодарского края.

3. Народная вышивка Белореченского района Краснодарского края.

III. Заключение

IV. Список литературы

V. Приложение

3

Ты любишь вышивать? Постичь искусство это

Поможет красота. Взгляни скорей вокруг:

Природа так свежа, залита морем света!

Трудись и вышивай, не покладая рук.

Завиточки рококо, крестик на канве,

Гладь – цветочек как живой, шов не полотне,

Сколько в жизни красоты! Умиляет взор

Ловкой мастера рукой вышитый узор.

Е.Краснова

I. ВВЕДЕНИЕ

Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую

роль в формировании эстетического вкуса человека, духовно-нравственного

его становления, воспитании чувства уважения к традициям и ответственности

за

духовные

богатства,

созданные

предыдущими

поколениями.

Народное декоративно-прикладное творчество Кубани является частью

народного искусства России, а следовательно, и мира.

При неправильно выбранных методах обучения и воспитания в изучении

декоративно-прикладного

искусства

можно

наблюдать

не

возрождение

народной традиции, а ее разрушение, в том числе, и самой традиционной

культуры

в

целом,

и

народного

декоративно-прикладного

искусства

в

частности.

Порой

это

приводит

к

тому,

что

дети

не

желают

знать

традиционную культуру, не уважают и не любят выверенный опыт прошлых

поколений. Чаще всего это происходит оттого, что педагогу так и не удалось

раскрыть значение традиции народного искусства в жизни человека.

Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось

оно,

как

правило,

в

станице,

хуторе,

селе.

Крестьянин-казак,

создавая

предметы

быта,

как

утилитарные,

так

и

для

забавы,

был

и

заказчиком,

и исполнителем, и потребителем своих изделий. Поэтому, при знакомстве

с

произведениями

народного

декоративно-прикладного

искусства,

иногда

очень сложно назвать автора.

Но время не стоит на месте: появляются новые фамилии, возрождаются

новые

ранее

забытые

художественные

ремёсла,

разрабатываются

их

современные варианты.

Потребовались длительные исследования в выявлении, какие виды

народного

декоративно-прикладного искусства

являются

востребованными

для жителей Белореченского района Краснодарского края.

В итоге выяснилось, что искусство вышивания всегда ценилось в районе.

Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и

служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального

положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия

, в

том числе

и вышивкой.

4

Цели исследования:

-изучение

роли

и

функции

рушника

в

жизненном

цикле

жителей

Белореченского района Краснодарского края;

-изучение технологии вышивки рушников, подзоров, скатертей, салфеток

и

возможностей работы с данным материалом.

Объект данной работы:

Кубанская рушниковая вышивка в жизненном цикле жителей района, как

культурно-исторический феномен.

Предмет: Художественные стилистические, семантические, функциональные

особенности рушникового орнамента.

Задачи:

1.Понять традицию народного искусства.

2.Изученить историю народного искусства.

3.Овладеть

навыками

и

технологиями

изготовления

изделий

народной

вышивки.

5.Овладеть

процессами

изготовления

вышивки,

видами

орнамента,

с использованием мотивов и символик народного орнамента Белореченского

района Краснодарского края.

Цель данной работы: систематизировать материал по орнаменту вышивки

славянского

населения

Белореченского

района

Краснодарского

края,

характеризовать

его

сюжет,

композицию,

стиль,

материал

и

технику

выполнения.

Утрата традиций любого народа может привести к исчезновению самого

этноса

с

этнографической

карты

мира.

Вот

почему

так

важно

знание

традиционной

культуры

своего

народа,

в

том

числе

и

декоративно

-

прикладного искусства на примере вышивки как ее части.

II. НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

БЕЛОРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

(НА ПРИМЕРЕ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ).

1. История возникновения народной вышивки, характерная особенность

вышивки на Кубани, техники выполнения.

Возникновение

вышивания

связано

с

появлением

первого

стежка,

сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта.

Конечно, сначала появилось шитье, как необходимость. Усовершенствование

техники вышивки обусловлено переходом от каменного и костяного шила к

костяной игле, затем - к бронзовой и позднее - к стальной, а также развитием

прядения, ткачества, красильного дела и т.д. Со временем появилась вышивка,

в качестве декоративного дополнения к шитью. Ведь материалы, из которых

создавали одежду, разнообразием не отличались, а вышивка всегда давала

возможность сделать наряд особенным, не похожим на другие.

Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-

нибудь

из

окружающей

среды,

свойственна

человеческой

природе.

Вышивание

известно

было

в

глубокой

древности,

и,

как

многих

других

5

отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство

процветало уже широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и

римлянам,

хотя

греки

и

приписывают

изобретение

вышивания

Минерве,

Афине-Палладе. О развитии вышивания в Древней Греции и Древнем Риме

свидетельствуют мифы о вышивальщице Арахне.

Вышивки народов нашей страны отличаются большим своеобразием,

богатством технических приемов, цветовыми решениями. Каждый народ, в

зависимости от местных условий, особенности быта, обычаев и природы,

создавал

свои

приемы

вышивки,

мотивы

узоров,

их

композиционное

построение.

Искусство

вышивания

имеет

многовековую

историю.

Из

поколения

в

поколение

отрабатывались

и

улучшались

узоры

и

цветовое

решение,

создавались

образцы

вышивок

с

характерными

национальными

чертами.

Характерной особенностью вышивки на Кубани явилось соединение двух

культур

-

восточно-украинской

и

южнорусской.

Именно

на

их

основе

появилась новая региональная этнокультура, расширилась цветовая гамма. К

украинским черно-красным фигурам добавились

русская синева и зелень.

Вышивка — основной вид народного изобразительного искусства славянского

населения Кубани.

Вышивка - основной предмет анализа данной работы. В вышивке орнамент

представляет главное средство выражения; особенности материала и техники

исполнения

обусловливают

большую

орнаментальность

решения

тематических

изображений.

На

Кубани

вышивкой

украшали

одежду,

рушники, настольники, подзоры, салфетки и многое другое. Вышивали по

целой ткани (собственно «вышивка) различными «верхошвами» — крестом,

гладью (счетной, позже свободной) и прозрачными строчевыми швами по

разреженной предварительно ткани — белая строчка или шитье по выдергу.

Мережка - узкая строчевая вышивка, в которой нити ткани выдергиваются

лишь в одном направлении. Нити, оставшиеся не выдернутыми, соединяются

в

пучки

различными

способами.

Мережка

применялась

чаще

всего

в

комбинации с другими вышивальными техниками. Узкой полоской узора она

проходила по нижнему краю рушников, настольников.

В строчевой технике продольные и поперечные нити выдергиваются по

всей

ткани

или

только

по

фону

для

образования

клетчатой

сетки.

Узор

выполнялся

либо

на

оставшихся

не

выдернутыми участках,

для

которых

предварительно

обвитая

сетка

составляла

фон,

либо

разрабатывался

различного рода швами, образующими более или менее плотный настил.

Преобладает

белая

строчевая

вышивка

(«русская

вышивка»),

иногда

встречается белая с введением красной нитки в обводку контуров рисунка или

в разделку узора.

Подавляющее

большинство

вышитых

изделий

выполнено

крестом.

Вышивки крестом бытовали повсеместно и также отличались разнообразием

приемов

исполнения.

На

Кубани

нередки

изделия,

выполненные

так

называемым болгарским крестом (двойной крестик). В орнаментации женских

6

сорочек, реже рушников, встречается вышивка мелким крестиком по счету

ниток ткани.

Вышивка

по

канве

появилась

довольно

поздно.

Она

стала

распространяться в России особенно со второй половины XIX в., что было

связано

в

основном

с

новыми

видами

орнамента и

возможностью более

реалистической

трактовки

мотивов.

В

первой

половине

XX

в.

вышивка

крестом стала преобладающей.[4.С-1 ]

В

рассматриваемый

период

широкое

распространение

получили

крестиковые узоры, печатавшиеся в специальных альбомах (издававшихся в

Москве, Киеве и др. городах), в приложениях к журналам «Нива», «Родина, а

также на обертках парфюмерных товаров московских фабрик провизоров А.

Остроумова, А. Сиу и КО, А. Ралле и К0, товарищества Брокар и К0. Эта

печатная

продукция,

по

мнению

исследователей

(Г.

С.

Масловой,

И.

П.

Работновой,

В.

Л.

Яковлевой)

оказала

негативное

воздействие

на

крестьянскую вышивку.

«Мыльные» узоры проникли в русскую, украинскую, позднее в белорусскую

вышивки.

Вышивали

в

основном

на

конопляном

домотканом

полотне

хлопчатобумажными нитками (заполочью), реже использовался лен. В начале

XX

столетия

вошло

в

употребление

фабричное

полотно

миткаль.

Доминировала двухромная вышивка: основные цвета — красный и черный.

Иногда

мастера

использовали

вместо

черного

синий цвет

или

серый

(от

светло-серого

до

холодного

серо-голубого).

Но

принципы

цветовых

соотношений оставались традиционными.

Основным цветом в декоре был красный, столь излюбленный в народном

творчестве.

Монохромная

орнаментация

выполнялась

преимущественно

техникой ткачества.

Обработкой прядильных материалов, изготовлением полотна занимались

исключительно

женщины.

Правда,

в

некоторых

источниках

содержится

указание на то, что ткачеством занимались также и мужчины- «ткачи». По-

видимому, это были те случаи, когда ткачество превращалось в ремесло,

служило источником заработка.

Девочки

уже

с

6-7

лет

приучались

к

прядению

и

до

замужества

приготавливали

себе

приданое

несколько

«сувоев»

(кусков)

полотна,

рушники, рядна и мешки. По старинному обычаю девушки с разрешения

родителей собирались в будние осенние и зимние вечера «на попряхи», «на

досвитки»

«досвитчаной

матери»)

или

на

сиделки»

в

какой-нибудь

малосемейный дом с хорошей репутацией, где готовили себе приданое, шили,

вязали.

Умение

тонко

прясть,

искусно

ткать

ставилось

в

большую

заслугу.

Молодые женщины и девушки похвалялись друг перед другом количеством

пряжи и натканных холстов. Одна женщина изготовляла в год полотна и

ряднины до 30аршин.

7

Во многих станицах были особо искусные мастерицы, которые славились

своими ткаными и вышитыми изделиями. Часто они работали на продажу. Не

только

отдельные

мастерицы,

но

и

целые

станицы

славились

своим

ткачеством. В ст. Спокойную Отрадненского района из различных районов

Кубани приезжали покупать холсты, рушники и редюшки.

В

конце

XIX

-

начале

XX

века

появление

разнообразных

дешевых

фабричных

изделий

привело

к

постепенному

упадку

полотняного

производства и его резкому сокращению.

Украшение

вышивкой

одежды

и

вещей

быта

-

органическая

черта

народного

декоративно-прикладного

искусства.

В

народной

традиции

орнаментация тесно связана с назначением и формой предмета. Утилитарные

предметы, украшенные вышивкой, являются основным источником нашего

исследования. По назначению их можно разделить на две группы:

1.

Интерьерная ткань.

2.

Одежда.

В первой группе рассмотрим наиболее распространенные виды интерьерной

ткани с вышивкой: рушники, настольники, подзоры.

Из

комплекса

взаимосвязанных

компонентов

традиционной

одежды

выделим

только

нательную

вышитую

одежду

рубахи

и

поясную

фартуки.

Предметом

исследования

являются

только

те

виды

вышитых

изделий,

которые представляют особый интерес. Среди интерьерной ткани главный

акцент сделан на рушниках как на архаично-традиционной ткани, а среди

одежды

на

рубахах,

сохранивших

в

орнаментации

следы

древней

символики и являвшихся одним из основных элементов костюма.

Одно из первых мест по бытованию занимали вышитые и тканые полотенца

рушники.

Еще

в

древности

полотенце

(«набожник»,

«убрус»)

играло

особую

культовую

роль,

занимало

большое

место

в

свадебном

ритуале.

Полотенца

вешали

на

священные,

деревья,

на

иконы.

На

Руси

особенно

почиталась икона «Спас на убрусе». Со временем термин «убрус» заменился

термином «рушник», «плат», «полотенце», «утиральник» и др.

По

своим

функциям

в

системе

ритуалов

полотенца

подразделяются

на

«утирач»,

«килковые»,

«плечевые»,

«подарковые»

(или

«дарные»),

«божники»,

«зеркальные»,

«церковные», «крестовые».

Полотенца

чисто

утилитарного

назначения «утирач» — для вытирания

рук

и

повседневного

пользования

почти не украшались. Только иногда на

концах

располагались

несколько

безузорных

полосок

обычно

красного

цвета.

«Килковые»

или

«крючковые»

полотенца получили свое название от

8

обычая украшать ими комнату на все праздники, развешивая на вбитые в

стенки гвозди — «крючки» (укр. «юлок» — деревянный гвоздь). Несколько

рушников

входило

в

повседневное

убранство

комнаты,

они

обрамляли

висящие на стенах картины, фотографии. Для зеркала иногда употребляли

специальное

полотенце;

вышитые

концы

его

обычно

сшивали

вместе.

Полотенце окаймляло зеркало, спускаясь своим узорным концом под ним.

Богато орнаментированные «набожники», «божники» вешались над божницей

— над иконами; иногда полотенце достигало в длину нескольких метров,

концы

спускались

по

сторонам

божницы.

Середина

такого

рушника

декорировалась зубчатым краем или узкой полоской растительного орнамента

Декоративные

полотенца,

предназначавшиеся

для

убранства

интерьера,

изготавливались из лучшего конопляного или льняного отбеленного полотна.

В

первой

четверти

XX

в.,

когда

фабричный

материал

стал

вытеснять

домотканину, полотенца стали шить из хлопчатобумажной покупной ткани.

Она

называлась

миткаль.

По

воспоминаниям

старожилов

ст.

Хоперской

Тихорецкого района, во времена их детства было очень Престижным иметь

полотенца,

сшитые

из

фабричной ткани,

и

именно такие

рушники, а

не

домотканые, вешали на икону.

Длина полотенец была от 2 до 4 м, ширина – 36-40 см, реже их делали более

узкими (25—35 см) или более широкими (41-46 см).

Обычай

украшать

свои

жилища

вышитыми

и

ткаными

полотенцами

распространен у южнорусского населения, среди украинцев. Исследователи

отмечают его и у других групп русского населения.

К

наиболее

развитым

на

Кубани

видам

декоративно-прикладного

искусства

можно

отнести

текстильные

ремесла.

Это

вышивка,

узорное

ткачество,

вязание

кружева.

Соподчиненность

малого

большому,

согласованность цветов отражали внутреннюю цельность человека, живущего

в гармонии с окружающей средой. Вышивка, дополняя изделия, делала их

наряднее. К наиболее архаичным техникам, встречающимся на Кубани, можно

отнести вышивку крестом, счетной гладью, были распространены и ажурные

вышивки по сетке. К поздним относятся художественная гладь и различные

машинные вышивки. Расположение и сюжет орнамента зависел от назначения

вещи и роли ее в быту.

На Кубани чаще всего рушники вышивались на выбеленном конопляном

полотне. Основными цветами вышивки был красный и черный цвет. Мотивы

орнамента брались вышивальщицами из природы, а также со старых вещей,

которые вышивали еще мамы и бабушки.

Узоры орнамента подсказывала сама природа « Тогда было от окон сымали

рисунки. От мороз…. и от же ш мороз та делает кание-нибудь цветы ж. и с

морозу

сымали,

делали.

Иде

какой

листочек,

а

иногда

уже

до

етого

придумывали , чтоб

оно соединялосося. Только иголкою,

нитками шили.

Продергивают

клеточками,

откидают[выдернутые

нити,а

тогда

шьют

на

полотенцах,

на

настольниках

делали»,-

вспоминает

А.И.

Жученко,

жительница станицы Терновской Тихорецкого района.

9

Ширина рушника в среднем была 36-40 см, в длину рушник мог достигать

от 1,8м до 3.5м.

В настоящее время, не имея возможности для обработки конопли. Нами в

работе

используется

натуральный

лен

со

средним

переплетением

нитей.

Нитки мулине, бумажные нитки или шерстяные ( они не должны линять).

Вышивать

начинали

обычно

с

середины

рушника,

оставшуюся

ткань

подгибали и оформляли простой мережкой.(Приложение3)

Прежде всего, перед началом вышивки необходимо подготовить рисунок. Он

может состоять из несколько повторяющихся элементов-раппортов, которые

желательно полностью воспроизвести на миллиметровой бумаге, стараясь

так-же передать цветовую гамму ( на Кубани в основном были красные и

черные

цвета),

это

необходимо

для

того,

что

бы

просчитать

количество

крестиков для правильного расположения орнамента на ткани и определения

цента рушника. С левой и с правой стороны от вышивки желательно оставить

по 3-4 см ткани(1,5см-для мережки); снизу – 10-7 см. Отметив на цельном

куске

ткани

необходимую

длину

ширину

будущего

изделия,

следует

выдернуть долевые и продольные нити со всех сторон, и по образовавшемуся

«следу» вырезать ножницами полотно.

Прежде чем начать вышивать изделие. Используемые нитки необходимо

проверить на прочность цвета. На ткани делают несколько стежков и потом

стирают в теплой воде, если после высыхания , на ткани останутся следы. То

нитки в таком случае нужно перекипятить с добавлением уксуса( 1ст. ложка

на 1 стакан воды) в течение 5 минут, затем прополоскать до «чистой воды».

После того, как с точностью выверили расположение орнамента на ткани.

Можно начинать вышивать с краю ( не забыв отступить при этом несколько

см. для последующего выполнения мережки), либо с центра. В работе можно

использовать пяльцы, или вышивать без них.

Шов «крестик» вышивают по счету нитей ткани. Крестик состоит из

одинаковых

по

величине

диагонально

пересекающихся

стежков.

На

изнаночной стороне должны образовываться ряды из горизонтальных или

вертикальных

стежков.

Конец

нитки

закрепляют

петлей

по

диагонали

клеточки ткани. Выводить иглу нужно в левом нижнем углу первого крестика.

Затем по диагонали иголку вкалывают в правый верхний угол и выводят в

верхнем углу слева. Далее протягивают рабочую нить и вкалывают иглу в

правый нижний угол, а выводят- в левом нижнем углу следующего крестика.

Так делают, если в узоре надо выполнить ряд горизонтальных крестиков.

Иногда удобно вышить ряд крестиков по вертикали. Тогда вышивают все

стежки ряда в одну сторону( слева по диагонали направо), а затем вышивают

ряд

стежков,

перекрывающие

первые.

Надо

следить,

чтоб

в

орнаментах,

вышиваемых крестиком. Верхний перекрывающий стежок по всему изделию

был в одном направлении( слева направо).Что бы при вышивании перейти от

одного

элемента

к

другому,

иглу

с

нитью

выводят

на

изнанку

изделия,

закрепляют ее под изнаночными стежками, протягивая под ними рабочую

10

нить,

чтобы

с

изнаночной

стороны

работы

не

было

длинных

стежков-

переходов.

Девушка раньше заготавливала к свадьбе не менее 12 полотенец вместе с

другими частями своего приданого: рубахами, настольниками и прочее. Часть

таких вещей передавалась от матери к дочери. Рушники имели разнообразное

функциональное

назначение,

что

определяло

содержание

и

форму

орнаментальных мотивов.

Вышитые полотенца играли большую роль в Обрядах дарения, особенно в

свадебной обрядности.

Платок так же, как и рушник, являлся одним из основных видов подарка и

знаком участников свадьбы. Как и рушник, он выполнял функцию связи в

соединительных обрядах всех восточных славян.

На полотенце родители подносят хлеб-соль жениху и невесте. Рушниками,

«вышитыми по концам красною бумагою цветами» крест-накрест, накрывают

свадебный кулич (каравай).

Основными узорами вышивок на свадебных полотенцах были цветы,

вазы, птицы, венки с монограммами и коронами и т. д.

На Кубани традиция украшения рушников кистеподобными элементами

пришла,

по-видимому,

с

Украины,

где

широко

применялся

барочный

орнамент. При сравнении украинских привозных рушников (хранящихся в

фондах

местных

краеведческих

музеев)

и

изготовленных

местными

мастерицами выявляется несомненная стилистическая близость изображений.

Низ

рушников

декорировался

и

другими

разнообразными

элементами,

образовывавшими

сложный

рисунок

узора.

Подобная

традиция

в

орнаментации рушников сохранялась как в кубанской, так и в украинской

вышивке и в 30-40-е годы XX века.

Все ритуалы свадьбы были связаны с двумя основными целями — охрана от

зла

и

обеспечение

молодым

благополучной

жизни

и

продолжения

рода.

Одним из них было включение в вышитый узор свадебных предметов таких

изображений, которые, по мнению народа, призваны были усилить магические

действия свадебного обряда, служить залогом счастливой и богатой жизни в

новой семье. Свадебные полотенца бережно сохранялись и передавались от

матери к дочери из поколения в поколение. Нередко свекровь дарила молодой

свои полотенца.

Обычно в доме имелось около тридцати вышитых рушников. Часть из них

входила в приданое невесты и готовилась девушкой до замужества. Это,

прежде всего, рушник для новобрачных — им пользовались молодожены в

первые дни. Два рушника готовились для будущих малышей: для мальчика —

с геометрическим орнаментом, для девочки — с растительным.

Скромный

рушник

предназначался

казаку

в

дорогу.

Обязательной

принадлежностью

его

была

мережка,

символизировавшая

дальнюю

счастливую

дорогу,

и

две

полоски

11

красного

и

синего

цвета.

Иногда

внизу

вышивали

головку

лошади

или

цветочную подкову. Для жатвы изготавливался очень

длинный (до 3,5 м) рушник, разделенный

по ширине рядом тканых полосок;

концы его орнаментировались цветочным узором: васильками, колосками и т.

п.

Небольшой,

но

красивый

рушник

со

стилизованными

вазочками

или

чайниками предназначался для обеденного стола.

Большой семейный рушник для гостей вешался в прихожей. Для детей-

гостей готовились маленькие белые полотенца с вышитыми птицами, цветами.

Большой, не менее чем в три аршина, тяжелый рушник изготавливался для

бани, декорировался вышитыми полевыми цветами и мережкой. Для детей

также

предусматривалось

банное

полотенце,

но

значительно

меньших

размеров. Праздничные рушники вышивались на Рождество, Пасху и Троицу.

Приведенными примерами далеко не исчерпывается все многообразие и

функциональное назначение вышитых или тканых полотенец в крестьянском

быту. Рушники изготавливались в честь каких-то памятных событий, дат, в

качестве подарка дорогим и близким людям. Каждый из них, при сохранении

общих традиционных форм и канонов, отражал мировосприятие и психологию

мастера, нес отпечаток его личных вкусов и переживаний. В самом орнаменте

кодировалась определенная информация.

Значительную

роль

играло

полотенце

в

похоронном

обряде.

Рушники

провожали

в

последний

путь

умершего,

их

вешали

на

большой

церемониальный крест, который несли впереди похоронной процессии. На

специально

изготовленных

длинных

рушниках

с

продольными

ткаными

полосками несли гроб с умершим, иногда до самого кладбища. Полотенца

клали и в гроб покойника.

К

орнаментированным

предметам

так

же

относятся

скатерти

настолъники, которые также имели широкое хождение в быту. Их сшивали из

двух полотнищ холста. Размеры настольников были разными— по ширине от

70 до 95 см, иногда и свыше одного метра, а по длине от 1 м до 1,5 м, реже —

2,5—3 м. праздничные скатерти украшались богатой вышивкой или

белой

строчкой,

с

двух

либо

с

четырех

сторон,

по

центру

могли

декорироваться узкой полосой вышивки или кружевной прошвой ( 5-10 см),

по

краям

скатерти

также

делалось

кружево.

[

5.С-68-69].Ткань

скатерти

обычно делали узорной с помощью браной техники тканья или способом

многоремизного ткачества. Узоры были в «досточку», «дробинку», «ряды»,

«сосны», «кружки» (из четырехугольников, ромбовидных фигур) и т. п..

Для повседневного пользования настольники изготавливали из более грубого

конопляного полотна и украшали очень скромно.

Подзоры

Подзоры встречались в

казачьем быту

намного реже. Они,

как правило,

украшали интерьер избы в северных губерниях и были менее характерны для

крестьянской хаты южнорусских губерний.

12

Подзор

полоса

из

конопляной

или

другой

хлопчатобумажной

ткани

размером от 30 до 50 см по ширине и 1,80—1,95 по длине — пришивался к

краю простыни. Обычно он украшался ручным или фабричным кружевом, в

сочетании с

вышитым по нижнему краю орнаментом из

геометрических,

растительных элементов.

На Кубани чаще всего встречаются подзоры, оформленные внизу кружевом,

которое пришивалось к краю простыни. Вышивка была выполнена на полотне

из конопляной, позже хлопчатобумажной ткани размером от 50-90 см по

ширине, и до 2м в длине.

Салфетки

Освоение

детьми

вышивки

крестом

можно

начинать

с

выполнения

небольших салфеток. Используя при этом традиционные геометрические и

растительные орнаменты. Салфетки могут быть разных размеров, если это

набор, то тогда должно быть 6 маленьких салфеток и одна большая (в 2 раза

больше).

По

всем

четырем

сторонам

салфетки

оформляются

бахромой и

мережкой,

либо

края

заворачиваются

так,

как

это

описано

выше,

как

у

рушника. Встречаются также украинские салфетки прямоугольной формы с

оформленными

меньшими

сторонами

несколькими

видами

мережек

и

бахромой.

Обработка готовых изделий

Любое

изделие,

будь

то

рушник,

настольник

или

салфетки,

нужно

обязательно

стирать

и

крахмалить.

Стирать

изделие

лучше

всего

хозяйственным мылом

в

теплой

воде.

Готовые

изделия,

в

частности

это

касалось

набожников,

которые

обрамляли

иконы,

и

праздничных

настольников,

немного

подкрахмаливали,

что

бы

они

держали

жесткую

форму.

Для приготовления крахмального раствора понадобится развести в 250мл

холодной воды 1 ч. л. крахмала. Затем получившийся раствор влить в сосуд с

кипящей водой(1л), помешивая. Не доведя до кипения, выключить. Далее

жидкость следует вылить в емкость с холодной водой (7л) и прополоскать в

ней вышитое изделие.

После того как рушник (настольник и др.) высохнет. Его следует погладить

утюгом( с изнаночной стороны) и пришить кружево.(Приложение 3)

13

2. История и особенности заселения Белореченского района

Краснодарского края.

Родная Белореченская земля…здесь есть все, что надо человеку для

жизни:

бескрайние

поля,

призывающие

к

извечному

труду

хлебороба;

многочисленные

реки

и

речушки,

ключи

и

родники,

питающие

своей

живительной силой все на ней живущее. Моя земля!

Белореченская земля

во

многом

является

уникальным

районом

Кубани.

Ее

самобытность

определяют

неповторимый

природный

ландшафт,

древние

памятники

культуры, своеобразие этнокультурного состава населения, где переплелись

традиции черноморских, линейных и других казачеств, русских, украинских

крестьян, представителей различных этнических групп.

Место под будущую станицу Белореченскую было подготовлено осенью и

зимой

1861-1862 году

казаками

регулярной

армии.

Они

проложили две

просеки по обеим берегам реки Белой, построили два деревянных моста.

Грунтовая дорога пролегала от реки Белой к мосту через Пшеху и далее к

бурному Пшишу. Для того, что бы отмежевать территорию станицы трудно

было

найти

ориентиры

-

кроме

протекающих

рек,

и

редкими

возвышенностями,

в

необозримой

степи,

были

разбросаны

старинные

курганы.

Описание границ Белореченского юрта в документах девятнадцатого века

произведено следующим образом: «…Под станицу отводится поляна в долине

реки

Белой

до

границы

Джанкетовского

аула-

наносная,

переходящая

в

супесчанную почва в 5 вершков. Далее идет долина от большого кургана до

границы станицы Ханской»

Определение

границ

будущей

станицы

происходило

в

присутствии

доверенных

лиц

от

всех

населяемых

в

1862году

станиц.

От

станицы

Белореченской присутствовал урядник Яков Иванович Дейнега, от станицы

Ханской

–урядник

Егор

Кузменко,

от

станицы

Гиагинской-Арсений

Ефремович Смокотинов, от станицы Пшехской – Федор Иванович Штанько.

Станица Белореченская населялась на правом берегу реки, ее территория

составляла более 20 тысяч десятин (сейчас территория города Белореченска 26

квадратных

километров).

Место,

выбранное

под

станицу

Белореченскую,

было

пригодное

для

возделывания

любых

полевых

культур,

развития

животноводства, садоводства и других занятий, обещавшее экономическое

процветание

станицы

в

будущем.

Около

пятой

части

земель

занимали

прекрасные дубовые леса, в которых водилось много зверья и дичи. Эти

природные богатства

стали

основой общественного и

частного

хозяйства

казачьей общины.

Первые отряды «охотников» переселенцев прибыли на место заселяемой

станицы Белореченской в феврале 1862 года из станиц Новодонецкой и

Новорождественской.

Каждую

группу

поселенцев

возглавлял

офицер

из

Первой бригады Кубанского казачьего войска, из которой по своему желанию

из обжитых мест на новую кордонную линию прибыли сотни казачьих семей.

14

Весной 1862 года произвели первый раздел станичного юрта. Каждый

новосел получил надел пахотной земли в размере 6,12 десятины. Первыми

владельцами наделов стали: Егор Сапрыкин, Василий Постников, Тимофей

Слива и другие.

Переселенцы были из двух полков Первой бригады Кубанского войска из

станиц Прикубанья, населенных преимущественно донцами.

В

1862-1864

годах

в

станицу

Белореченскую

прибыли

236

семей

из

следующихстаниц:Терновая,Новорождественская,Новодонецкая,Тихорецкая,К

азанская,Новопокровская,Родниковская,Абадзехская,Воронежская,Архангельс

кая,Ильинская,Новомалороссийская,Усть-Лабинская, Тифлисская, Ладожская.

Таковы первые сведения о жителях станицы Белореченской.

Первые

дома,

которые

строили

летом

1862

года

были

из

подручного

материала:

очищая

от

кустарников,

выделенную

под

огород

каждому

поселенцу землю, хворост использовали для турлучных стен, песок и гравий,

камень и дерево были под рукой. Первые дома стояли редко, далеко друг от

друга; при каждом дворе одна десятина отводилась для выращивания овощей.

В центре станицы выделили место под церковную площадь, на которой по

обычаю, проходили сходы казаков-домовладельцев. В настоящее время часть

церковной площади занимает современный сквер Победы. После окончания

боевых действий на Кавказе 1864году, военное начальство, в лице начальника

станицы, сменилось гражданским- на станичном сходе выбрали станичного

атамана и станичную управу.

В станице Белореченской , теперь в городе , до настоящего времени, хранят

напевы, обряды и традиции самобытной казачьей семьи, казачьей общины.

Носители

традиций

народной

культуры

-

Жукова

Любовь

Петровна,

Москольцова Вера Зиновьевна, Рыкова Елена Куприяновна и другие. От них,

из

их

устных

рассказов,

сложилась

энциклопедия

народной

мудрости,

энциклопедия

народной

педагогики.

Этот

утерянный

пласт

народной

культуры: песенки-потешки, игры и забавы взрослых и детей, материнские

колыбельные помогали увидеть красоту окружающего мира, воспитывая с

рождения любовь к родной земле, к родному дому. С этого закладывались

высокие нравственные начала будущего человека.

3. Народная вышивка Белореченского района

Краснодарского края.

Население

Белореченских

станиц

хуторов

и

сел

сформировались

из

казачьих семей Кубанского, Донского, Уральского и Терского казачьих войск,

государственных крестьян Екатеринославской, Харьковской, Воронежской и

других

губерний

России.

Поселившись

в

Закубанье

жители

сохранили

традиции и обычаи своих родителей, своих прежних мест проживания. В ходе

совместного проживания они заимствовали друг у друга основные мотивы

самого распространенного народного изобразительного искусства- вышивки

крестом.

15

В Белореченской вышивке отразились восточно-украинская, южно-русская

изобразительные

ветви

народной

культуры,

включающие

архаичные

славянские черты. Связанные с многовековыми фольклорными традициями.

Вышивка

один

из

самых

распространенных

видов

изобразительного

творчества. В кубанских станицах вышивкой украшали мужскую и женскую

одежду, прежде всего - рубашки. Не смотря на то, что официальный мужской

казачий костюм вышивкой не украшался, мужчины на Кубани, в домашней

обстановке

и

праздничной

обстановке,

носили

рубашки,

украшенные

геометрическим

или

растительным

орнаментом.

У

мужчин,

носивших

косоворотки

с

разрезом

для

ворота

на

левой

стороне

груди,

вышивка

располагалась

узкой

полосой

вдоль

бокового

разреза,

украшался

так

же

стоячий воротник. Мужские рубашки со стоячим воротником и разрезом по

центру украшались двумя вышитыми широкими полосами по бокам разреза,

узкой полосой расшивались манжеты, как мужских так и женских рубашек.

Женские рубахи всегда были составной частью женского костюма - до

начала ХХ века их шили из тонкого полотна, до самого низа, такая рубашка

одевалась под юбку. Потом стали шить рубашки до пояса, но и те и другие

всегда

украшали

скоромной

вышивкой

будничную,

яркой

и

нарядной

праздничную

и

свадебную.

В

свадебной

одежде

особенно

пышно

декорировались

рукава

женского

наряда.

Долгое

время

для

мужских

и

женских рубашек использовали домотканные ткани из льна, реже конопли.

Изготовлением

ткани

занимались

исключительно

женщины.

Обучать

прядению девочек начинали с 6-7 лет, что бы девушка к свадьбе соткала себе

приданное

и

успела

украсить

вышивкой

свадебный

наряд,

праздничные

рушники , скатерти и настольники.

В начале ХХ века получили широкое распространение заводские ткани, но

вышивка

продолжала

жить

и

по-

прежнему

широко

использовалась

для

украшения женского костюма и предметов быта. Наряду с женской рубашкой

расшивался

фартук-передник,

по

которому

можно

было

определить

социальный статус девушки или женщины: есть ли у нее брат, сколько детей

и другое.

Одно из первых мест, среди предметов быта, занимали вышитые тканые

полотенца- «рушники». В казачью культуру перешел культ древних славян

украшать полотенцами священные деревья, а после – иконы. В каждом

кубанском жилище

были

божницы

-

рушники до

4-х

метров

длинной и

шириной до полутора метра, которыми украшали иконы.

В белореченских мотивах «божниц» преобладают растительные орнаменты

из роз, лилий , вазонов с цветами, такие рушники , по концам украшались,

кроме вышивки, кружевом с геометрическим или растительным орнаментом,

мережкой. А край рушника, обращенный к иконе, тонкой вышитой полосой на

всю длину четырех и более метрового изделия.(приложение №1)

Во всех вышивках преобладали два цвета: красный- цвет жизни и черный или

серый- цвет земли. Вышивали простым или «болгарским» крестом.

16

На

свадебных

рушниках

станицы

Бжедуховской

часто

встречается

«мережка»- узкая строчевая вышивка, под цвет ткани. Под мережку нити в

ткани продергивались только в одном направлении. Однополосная мережка

украшала скатерти, настольники, рукава женских рубашек. Но иногда мережка

украшала изделие в несколько рядов, не выдернутые нити соединялись в

сказочные узоры, создавая неповторимое по красоте тканевое кружево.

На

праздничных

рушниках

преобладают

изображения

петуха-

птицы

солнца, которую древние восточные славяне считали священной и связывали

ее с воскрешением из мертвых.(Приложение №1)

На одном из свадебных рушников в станице Черниговской, кроме мотива

петухов и роз встретилась вышитая надпись « С добрым утром». И рушники и

наволочки,

для

подушек,

часто

расшивались

лилиями.

Даже

когда

ткань

изделия старилась, вышитые полосы переносили из старого изделия на новое,

- так-как вышитые полосы служили гораздо дольше, чем само изделие.

В поселке Родники и станице Гурийской встречаются орнаментированные

лилиями женские сорочки и наволочки подушек. Лилия у древних славян

символизировала чистоту и непорочность.

В вышивке этот мотив представляет изогнутую ветвь, расположенными в

изгибах цветами и листьями. Вышивальщицы придавали такой композиции

символ

зарождения, развития

и

непрерывности жизни.

Этот

мотив

часто

встречается на девичьих и женских одеждах. Праздничные рушники часто

украшают вышивки с изображением листьев дуба и ягод калины. Дуб, как

священное дерево, был олицетворением славянского бога Перуна, являлся

символом мощи, вечности и жизненной силой. Калина является символом

любви

и

брака.

Калина

так-же

считалась

символом

юности

и

часто

вышивалась матерями на сыновних рубашках.

Дуб и калина олицетворяют долголетие и крепость супружеского союза и

их изображения часто встречаются на свадебных рушниках.

Символом оберега, любви, красоты, радости и совершенства была роза, ее

изображение

встречается

на

вышитой

скатерти

из

поселка

дружного,

на

рубашке

одной

из

первых

жительниц

станицы

Белореченской

Акулины

Макаровой, на «божнице» из хутора Лесного и других

изделиях.

На «божнице» с хутора Лесного есть изображение

вазона с цветами. По древним представлениям вазон-

это

сосуд

с

водой

жизни,

его

изображение

иногда

заменяет горшок с цветами. ( Приложение №1)

17

На «божницах» встречается стилизованное изображение дерева жизни, от

которого, по верованиям древних зависело все: жизнь растений, животных,

самого человека. Изображение дерева можно считать как пожелание счастья,

искоренение вражды и зла.

Самостоятельным

узором

выступает

изогнутая

растительная

ветвь.

Белореченские

вышивальщицы

на

предметы,

которые

дарились

с

изображением изогнутой растительной или виноградной лозы, вкладывали

особый смысл-сколько изгибов делала ветвь, столько десятилетий счастливой

жизни желали одариваемому человеку.

В

белореченских

вышивках

встречается

стилизованное

изображение

солнца - круг и ромб. Эти фигуры встречаются в разных сочетаниях, особенно

ромбы. Рушники, с вышитыми ромбами, концы которых, перекрещиваются,

дарили

молодоженам,

строящим

новый

дом,

с

пожеланием

успешного

окончания строительства. Часто ромбу сопутствует треугольник, эти фигуры

в

разных

сочетаниях,

означают

обеспеченность

семьи,

материальный

достаток,

семейное

благополучие

и

плодоносящую

силу

земли,

т.е.

многочисленное потомство.

На мужских и женских рубашках встречаются крестообразные фигуры -

это может быть и модель самого человека и элемент мирового дерева.

Всегда с крестом, древние славяне связывали идеи процветания и удачи,

многократно

повторяющиеся

кресты

рассматривались

как

пожелания

благополучия. Крест, даже вышитый, служил символом оберега. Кресты на

вышивках

встречаются

различные:

обычные

,

косые,

равноконечные,

восьмиконечные.

На

большинстве

рушников,

кроме

петуха

,

используется

изображение

голубя. Голубь всегда считался чистой божьей птицей, вестником радости.

Голубь являлся воплощением материнского инстинкта. В народном фольклоре

слово «голубушка», соответствует слову «любимая». Голуби изображаются

парами, что означает долгую счастливую любовь.

В

коллекции

рушников

Белореченского

музея,

датированных

концом

девятнадцатого

-

началом

ХХ

века,

все

изделия

украшены

кружевом.

Широкой и тонкой полосой кружева, связанного крючком ,украшены рушники

самого

разного

назначения.

Также

тонкая

зубчатая

кружевная

полоса

пришивалась к нижней юбки женского костюма так, что бы на несколько

сантиметров она выглядывала из под верхней юбки. (Приложение №2)

Крючком

вязали

кружевные

и

накидки,

используя

белые

нитки.

(Приложение№3)

Особо

тщательно

широкими

полосами

вязали

подзоры-

кружевные

полосы

из

особо

красивых

геометрических или

растительных

орнаментов.

18

Подзоры

или

прошвы

пришивались

к

краю

простыни

и

на

всю

ширину

кружева,

выставлялись

из

под

покрывала,

которым

убиралась супружеская кровать.

До настоящего времени, в некоторых домах

станиц

Черниговской

и

Белореченской

встречаются

вышитые

крестом

настенные

картины

и

целые

ковры.

Это

произведения

мастериц

середины

и

второй

половины

ХХ

века. К этому времени традиционную вышивку крестом в два цвета, начинает

заменять цветная вышивка гладью, характерная для центральных районов

России. Но основные мотивы вышивок, состоящих из композиций роз, лилии,

васильков ,получили вторую жизнь и продолжают радовать глаз в изделиях

современных вышивальщиц.

Традиционные

белореченские

орнаменты

живут

в

костюмах

многочисленных народных фольклорных ансамблей города Белореченска.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, мы пришли к следующим выводам, исследуя и изучая

исторический фон заселения и освоения Кубани переселенцами с Украины,

мы заметили, что исторические, социально - бытовые условия диктовали свой

путь развития кубанского народного декоративно-прикладного творчества. В

частности,

влияние

украинских

традиций

на

кубанскую

рушниковую

вышивку,

мы

выявили

этнокультурную

близость

этого

вида

народного

декоративно-прикладного творчества, что нашло отражение в следующем:

Общие черты в украинской и кубанской вышивке:

-

в

обрядовых

функциях

рушника

(свадебные,

родильные,

церковные,

дарильные, похоронные, поминальные и др.) как на Украине, так и на Кубани;

- в технических приемах выполнения (крест, мережка);

- в стилистике и семантике мотивов (растительный и зооморфные орнаменты:

букеты, вазоны, роза, лилии , лебеди, ласточки и т.д.).

- подготовка материала, инструментов.

-способы выполнения вышивки.

Кубань заселялась не только переселенцами с Украины, но и их других

губерний России, то последние также оказали заметное влияние на кубанскую

рушниковую

вышивку.

Благодаря

чему

и

возник

такой

феномен,

как

кубанский

рушник.

Так

же

в

приложении

можно

увидеть

фотографии

удивительных

работ

народных

мастеров

,

представленные

различные

орнаменты.

Как

пишет

в

своей

работе

Е.Г.

Вакуленко

«Народное

декоративно-

прикладное творчество : теория, история, практика», «Следует учитывать, что

каждый очаг народного искусства имеет свой образный тип, развивает свои

технические

и

стилистические

приемы,

особенности

всей

традиционной

культуры

региона.

Необходимо

учитывать

знание

методов

и

принципов

19

ученичества, что должно быть методологической основой в выборе методов

обучения.

В

наше

время

прилагается

немало

усилий

в

отношении

возрождения

кубанских традиций. В частности, в общеобразовательных школах уже не

первый

год

организуются

казачьи

классы,

призванные

знакомить

подрастающие поколение с укладом жизни их предков; в школах искусств

открываются

классы

по

специальности

народное

декоративно-прикладное

искусство.

Также

школьников

с

раннего

возраста

начинают

знакомить

с

историей и

традиционными ремеслами, бытовавшими на

Кубани в

курсе

предмета «Кубановедение», призванного давать не только теоретические, но и

обучать практическим навыкам. Всевозможные фестивали в последнее время

популяризуют

народное

декоративно-прикладное

искусство

частности,

«Славянский

базар»,

ежегодно

проходящий

в

г.

Славянск-на-Кубани

и

имеющий статус международного).

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Вакуленко

Е.Г.

Народное

декоративно-прикладное

творчество

теория,

история, практика / -Ростов н /Д: Феникс, 2007-380

2.Вакуленко Е.Г. «Методика обучения народной вышивке» Москва 2003г.

3.Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани 19

начала 20 века: учебное пособие/ - Краснодар., 1999.

4.Гангур Н.А. Материальная культура кубанского казачества:[в 2 т. ] ,

Краснодар: Традиция-2009.

5.Ивановская В.И.Русские орнаменты.М.,2008

6. Капышкина С.Ю. ДПИ в контексте изучения предметного кода

традиционной культуры. Итоги фольклорно-этнографического исследования

Кубани за 1997год. Дикаревские чтения.(4) Белореченск 1998.

7.Королева Н.С. Народная вышивка РСФСР.М.,1961.

8.Коротенко П.П., Переселение казаков за Кубань1910.

9.Корсакова Н.А., Трехбратова А.Ф., Искусство народных мастеров.

Краснодар 1980.

10.Корсакова Н.А. Материальная культураказачьего населения Кубани во

второй половине 19-начале20вв.Краснодар1993.

11.Лавров Л.И. историко-этнографические очерки Кавказа.Л.,1978.

12. Маслова Г.С.Орнамент русской народной вышивки как историко-

этнографический источник.М.,1978.

13.Маслова Г.С.Народная одежда в восточнославянских традиционных

обычаях и обрядах 19 начала 20 в.М.1984.

14. Маслов Г.С. «Орнамент русской народной вышивки» м.1997.

15.

Матвеев О.В. -предисловие к книге Морозкиной Г.А.

«История земли Белореченской с древних времен до 1917года,

- книга 1, ГУРИПП.Адыгея, Майкрп 2004

16.Морозкина Г.А. История земли Белореченской с древних времен до

1917года,.- книга 1, ГУРИПП «Адыгея , Майкоп 2004год.

20

V. ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1. Вышивка на рушнике (льняное полотно) конца девятнадцатого начало ХХ века

Коллекция Белореченского музея

2. Вышивка на рушнике (льняное полотно) середина ХХ века

Коллекция Белореченского музея

21

3. Вышивка крестом на рушнике (льняное полотно) конца девятнадцатого начало ХХ века

Коллекция Белореченского музея

22

4. Вышивка на рушнике цветной гладью (льняное полотно) середина ХХ века

Коллекция Белореченского музея

23

5. Тканый рушник (льняное полотно) середина девятнадцатого начало ХХ века

Коллекция Белореченского музея

24

6. Вышивка на рушнике (льняное полотно, мережка) середина девятнадцатого начало ХХ

века.

Коллекция Белореченского музея

25

7. Вышивка на рушнике (льняное полотно) середина девятнадцатого начало ХХ века

Коллекция Белореченского музея

26

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

1. Подзоры (хлопок, лен, х/б нитки) начало девятнадцатого середина ХХ века

Коллекция Белореченского музея

27

2. Подзоры (хлопок, лен, х/б нитки) начало девятнадцатого середина ХХ века

Коллекция Белореченского музея

28

3. Подзор (хлопок, лен, х/б нитки) конец девятнадцатого начало ХХ века

Коллекция Белореченского музея

4. Подзор (х/б полотно, нитки мулине) середина ХХ века

Вышивала Бродовая А.Я.1927г.р.с. Архиповское

29

5. Подзор (х/б полотно, нитки мулине) середина ХХ века

Вышивала Лобачева В.А. 1896г.р.г. Белореченск

30

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Рис 3. Шов крест

Закрепление нити Тамбурный шов

31

Схема салфетки



В раздел образования