Напоминание

Дислексия: виды, симптомы и ее коррекция


Автор: Иванова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2089
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Дислексия: виды, симптомы и ее коррекция
Дата публикации: 17.06.2022
Раздел: начальное образование





Назад




Дислексия: виды, симптомы и ее коррекция

Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное

недостаточной

сформированностью

(либо

распадом)

психических

функций,

участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии

являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и

замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова,

аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии

предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения,

неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных

сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря,

грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

Симптомы и виды дислексии

В

устной

речи

у

детей

с

дислексией

отмечаются

дефекты

звукопроизношения, бедность

словарного

запаса,

неточность

понимания

и

употребления

слов.

Речь

детей

с

дислексией

отличается

неправильным

грамматическим

оформлением,

отсутствием

развернутых

предложений,

несвязностью.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения

между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам

(звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается

побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления,

пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическая дислексия

Семантическую

дислексию

также

называют

«механическим

чтением»,

поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы,

текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может

возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

Аграмматическая дислексия

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение

падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов,

нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы

при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

Мнестическая дислексия

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной

формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не

запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении.

При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией

выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение

порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных

графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным

расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться

соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии

относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением

тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при

чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также

может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение

смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Коррекция и лечение дислексии

Традиционно для коррекции дислексии принято применять логопедические

программы. Они рассчитаны на исправление всего комплекса патологий речи и

неречевых процессов. Конкретный же метод зависит от того, с каким видом

отклонения специалисту приходится иметь дело:

При мнестической дислексии корректируется слухоречевая и речезрительная

память

При аграмматической дислексии проводятся работы по формированию

грамматических схем

При семантической дислексии развивается слоговый синтез и словарь,

проводится работа над усвоением грамматических норм

При тактильной дислексии корректируется разбор и понимание схем, а также

развитие пространственного представления

При

оптической

дислексии

корректируется

зрительно-пространственное

представление, зрительный синтез и анализ

При

фонематической

дислексии

корректируется

звукопроизношение,

формируется представление о звукобуквенном составе слов

Есть также и другие способы лечения дислексии (оптометрический тренинг и

т.д.) и даже медикаментозное лечение. Но их эффективность остается под вопросом,

а потому применять их не рекомендуется. Здесь же отметим, что если логопед

проводит работу с дислектиком-взрослым, занятия будут носить расширенный

характер, но механизмы лечения и коррекции не будут отличаться от тех, что

применяются при работе с детьми.

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии

Игры – это лучшее средство для умственного развития детей, плюс они

способствуют мышлению, анализу и ориентированию. На начальных этапах

рекомендуется демонстрировать как можно больше визуальных образов – слова,

буквы, животных, предметы. В детском возрасте лучше всего воспринимается

именно визуальная информация. В процессе она откладывается в памяти, отчего

риск появления дислексии сводится к минимуму.

Предлагаю ниже упражнения развивают зрительное внимание, восприятие и

память, и улучшают навык чтения:

Дайте ребенку задание прочитать какое-нибудь слово, запомнить его, а затем

написать. Задание можно усложнять, предлагая вместо слов словосочетания и

целые предложения.

Напишите на разных карточках разные слова, из которых можно составить

предложение. Составьте предложение, перемешав слова. Дайте ребенку

задание «починить» предложение – поставить все слова на свои места (заранее

предложение можно озвучивать). Точно такое же упражнение можно давать и

со слогами – чтобы ребенок составлял слова.

Интересное упражнение, совмещенное с массажем. Пусть ребенок ляжет на

живот, а вы «чертите» на его спине буквы, слоги и слова. Воображение

ребенка поможет ему легче освоить навык чтения и написания.

По очереди вместе с ребенком называйте слова, начинающиеся на последнюю

букву предыдущих слов, например, «папа – атлас – собака – альбом – мел –

лунтик – кошка» и т.д.

Задайте ребенку задачку: «В комнате потерялись слова на букву «С». Давай их

найдем!». Начинайте вместе с ребенком искать и называть предметы на

заданную букву. Задание можно усложнять, предлагая искать предметы,

названия которых оканчиваются на определенную букву или звук.

Составьте из букв-магнитов слова, «приклеившиеся» друг к другу, например,

«МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКА», и помогайте ребенку разделять их.

Задание

можно

усложнять,

используя

предложения,

например,

«СЕГОДНЯМЫИДЕМК БАБУШКЕКУШАТЬПИРОЖКИ» и т.п.

Напишите на листе ряд букв, среди которых расположено какое-то слово,

например, «ЗСУЕВОГДОМБВКАР», и дайте ребенку задание найти его.

Задачу можно усложнять, делая ряды более длинными и пряча в них

несколько слов.

Насыпьте в чашку немного макарон. Ваша задача – говорить ребенку слово, а

его – выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове.

Задание можно усложнять, отмечая гласные, твердые и мягкие согласные. Для

этого вместе с макаронами можно использовать маленькие печеньки, горох

или орешки.

Дайте ребенку задание ласково назвать то, что называете вы, например, «стол

– столик», «цветок – цветочек», «машина – машинка», «дом – домик» и т.п.

Следует помнить, что дислексися может отрицательно сказаться на развитии

ребенка, его успехах и жизненных результатах. А устраняя дислексию, важно

понимать, что это не изолированное нарушение. Механизмы, которые ее вызывают,

затрагивают как устную, так и письменную речь. Так что преодолевать этот недуг

необходимо комплексно, воздействуя на весь спектр речевых и психических

нарушений. Работу по коррекции дислексии лучше доверить психологам, педагогам

и логопедам, не забывая при этом и о домашних занятиях.



В раздел образования