Напоминание

Теоретические основы функционирования системы дополнительного образования


Авторы: Нуйкина Елена Какабаевна, Боронилова Ирина Геннадьевна
Должность: администратор ЦРК "ЦРР Котоффkids", заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии
Учебное заведение: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические основы функционирования системы дополнительного образования
Дата публикации: 16.06.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




УДК

ББК

Нуйкина Е.К., студент

ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы»

Боронилова И.Г., к.п.н., доцент

РФ, г. Уфа, ФГБОУ ВО «БГПУ им.

М.Акмуллы»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE FUNCTIONING OF THE SYSTEM OF

ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические основы функционирования

системы дополнительного образования, а также результат последовательного решения

федеральных и региональных задач в области образования.

Abstract: his article discusses the theoretical foundations of the functioning of the system of

additional education, as well as the result of the consistent solution of federal and regional tasks in

the field of education.

Ключевые слова: дополнительное образование, дети дошкольного возраста, стратегия

развития дополнительного образования.

Keywords: additional education, preschool children, strategy for the development of additional

education.

В настоящее время стратегия развития дополнительного образования

детей определена в Концепции модернизации дополнительного образования

детей Российской Федерации до 2020 года, где под дополнительным

понимается мотивированное образование, позволяющее человеку приобрести

устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать

себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. В

его основе лежат принципы гуманизации, демократизации, индивидуализации,

сотрудничества [1].

В

Концепции

определены

отличительные

черты

дополнительного

образования: создание условий для свободного выбора каждым ребенком

образовательной

области,

профиля

программы,

педагога;

личностно

деятельностный

характер

образовательного

процесса,

способствующий

развитию

мотивации

к

познанию

и

творчеству,

самореализации

и

самоопределению; личностно ориентированный подход к ребенку, создание

ситуации

успеха

для

каждого;

создание

условий

для

самореализации,

самопознания, самоопределения личности; многообразие видов деятельности,

удовлетворяющее интересы и потребности ребенка; признание за ним права на

пробу и ошибку в выборе, пересмотр возможностей в самоопределении.

Одним из условий повышения качества дополнительного образования в

этой Концепции рассматривается разработка научных основ организации

образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования.

Изменившийся социальный заказ, потребности детей и родителей,

возникновение

новых

направлений

деятельности,

потребности

практики

инициировали рост научного интереса к теории дополнительного образования,

проблемы которого разрабатывались А.Г. Асмоловым, А.К. Брудновым, В.А.

Горским, А.В. Золотаревой, Е.Б. Евладовой, М.Б. Коваль, Н.Г. Крыловой, Л.Г.

Логиновой, Н.А. Морозовой, Г.Н. Поповой, А.Б. Фоминой, М.Ю. Чековым,

А.И.

Щетинской

и

др.

Проблемы

цели

дополнительного

образования

рассматривались в трудах А.Г. Асмолова, который считает, что целью

дополнительного образования является формирование мотивации к познанию и

творчеству.

В.А. Горский, А.Я. Журкина, Л.Ю. Ляшко, В.В. Усанов считают, что цель

дополнительного образования детей заключается в социально-педагогической

поддержке ребенка в процессе его социального самоопределения, творческого и

личностного развития, самореализации.

Анализ системы дополнительного образования как многофакторного

явления содержится в исследовании Н.А. Морозовой. Она рассматривает

уровни дополнительного образования в историческом аспекте, начиная от

дошкольного и заканчивая профессиональным, а также нормативно-правовое,

методическое,

кадровое

обеспечение,

систему

подготовки

кадров

для

дополнительного образования [2].

Принципы дополнительного образования представлены в работах В.И.

Андреева, В.А. Горского, А.Я. Журкиной, Г.Н. Поповой, Е.Б. Евладовой, Н.Ф.

Родионовой. Управление дополнительным образованием в центре внимания

А.В. Золотаревой, А.Б. Фоминой, А.И. Щетинской. А.В. Золотарева занимается

разработкой интегративно-вариативного подхода к управлению, а также

организацией

мониторинга

в

условиях

учреждения

дополнительного

образования детей. Интересы А.И. Щетинской находятся в сфере управления

качеством дополнительного образования в учреждениях инновационного типа,

А.Б. Фоминой – в сфере развития кадрового потенциала учреждений

дополнительного

образования.

Проблемы

методического

сопровождения

рассматриваются в трудах Г.Н. Поповой, Л.Н. Буйловой, С.В. Кочневой, где

представлены

модели

методической

службы,

ее

функции,

виды

профессиональных объединений педагогов дополнительного образования,

вопросы организации методического сопровождения.

Содержание

и

организация

педагогической

поддержки

в

системе

дополнительного образования представлены в книге Е.Б. Евладовой, Л.Г.

Логиновой,

Н.Н.

Михайловой

«Дополнительное

образование

детей».

Педагогическая

поддержка

рассматривается

ими

как

педагогическая

деятельность, ориентированная на развитие (саморазвитие) ребенка.

Таким образом, ретроспективный анализ исторических документов,

педагогических исследований позволил выявить предпосылки становления и

три этапа развития системы дополнительного образования. К основным

группам предпосылок относятся характеристики социально-экономического

развития общества, социальный заказ на самореализацию личности, уровень

теоретических

исследований

по

проблеме,

состояние

проблемы

в

образовательной практике, особенности становления системы дополнительного

образования.

Список литературы.

1.

Голованов,

А.П.

Исторические

уроки

становления

и

развития

Отечественной системы дополнительного образования детей [Текст] / А.П.

Голованов // Педагогика. Психология. 2019. № 12. С. 69–84.

2. Даринский, А.В. Экономическая подготовка дошкольников [Текст] / А.В.

Даринский // Педагогика. - 2007. - № 3. - С. 14 - 18.



В раздел образования