Автор: Швецова Анастасия Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ г. Пушкино "Школа-интернат"
Населённый пункт: Московская область, город Пушкино
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" 2 класс
Дата публикации: 14.06.2022
Раздел: среднее образование
Пояснительная
записка по
коррекционному курсу
«Альтернативная коммуникация» 2 класса на 2020-
2021 учебный год
Программа составлена на основе АООП образования обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Целью является развитии личности, формирование общей культуры,
соответствующей
общепринятым
нравственным
и
социокультурным
ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в
обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих
достичь
обучающемуся
максимально
возможной
самостоятельности
и
независимости в повседневной жизни.
Итоговые достижения обучающихся определяются индивидуальными
возможностями
ребенка
и
тем,
что
его
образование
нацелено
на
максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями,
умениями
и
навыками
в
различных
образовательных
областях
(«академический»
компонент)
регламентируется
рамками
полезных
и
необходимых инструментов
для решения задач повседневной жизни.
Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой
и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных
представлений
и
умений
в
собственную
деятельность
(компонент
«жизненной
компетенции»)
готовят
обучающегося
к
использованию
приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье
и обществе.
Требования к результатам, которые рассматриваются как возможные
(примерные)
и
соразмерные
с
индивидуальными
возможностями
и
специфическими
образовательными
потребностями
обучающихся.
Требования устанавливаются к результатам:
- личностным, включающим сформированность мотивации к обучению
и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
- предметным,
включающим
освоенный
обучающимися
в
ходе
изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной
области деятельности по получению нового знания и его применению.
Личностные результаты включают:
1)
основы
персональной
идентичности,
осознание
своей
принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной
частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5)
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
6)
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына
(дочери),
пассажира,
покупателя
и
т.д.),
развитие
мотивов
учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
7)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых
правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
10)
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
11)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с
учетом
особенностей
его
психофизического
развития
и
особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам
освоения
образовательных
программ
представляют
собой
описание
возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Содержание уроков разработано из расчета 2-класс-3 часа в неделю. В
основе лежит система мер по формированию речевой деятельности, как
средства коммуникации
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» включён в
образовательную область «Язык и речевая практика».
Курс
«Речь
и
альтернативная
коммуникация»
направлен
на
социализацию личности ребёнка, на коррекцию и развитие речевых
способностей, на формирование эмоционального отношения к учебной и
игровой деятельности. Коррекционно-речевая деятельность, направленная на
формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического
развития, включает целенаправленную работу по ознакомлению школьников
с художественным словом, что обеспечивает полноценное включение в
общение как процесс установления и развития контактов с людьми.
Курс «Речь и альтернативная коммуникация» направлен на развитие
импрессивной экспрессивной речи. Задачи по развитию импрессивной речи
направлены на формирование умения понимать обращённую речь. Задачи по
развитию
экспрессивной
речи
направлены
на
формирование
умения
употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные
высказывания. Ребёнок, не владеющий устной речью, учится общаться,
пользуясь
альтернативными
средствами.
Обучение
импрессивной
и
экспрессивной речи проводится параллельно.
Курс «Речь и альтернативная коммуникация» направлен на достижение
следующих целей: коррекция недостатков речевого опыта учащихся,
обеспечение
и
реализация
личностно-ориентированных,
когнитивно-
коммуникативных, деятельностных подходов к обучению родному языку:
-
воспитание
гражданственности
и
патриотизма,
сознательного
отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание
интереса и любви к русскому языку;
-
совершенствование
речемыслительной
деятельности,
коммуникативных умений и навыков;
- формирование умений опознавать, анализировать, оценивать их с
точки зрения нормативности, соответствия ситуации; преобразовывать
необходимую информацию.
Задачи
1.
Учить ребёнка понимать обращённую к нему речь, формировать у
него умение выражать свои впечатления различными средствами
коммуникации (жестами, словами).
2.
Учить повторять за учителем короткие слова (используя жесты).
3.
Формировать социально-коммуникативные умения, эмоционально-
позитивное отношение учащегося к людям.
Для реализации программы по коррекционному курсу
«Альтернативная коммуникация» предусмотрено использование
следующей литературы:
1.
«Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения» – Л.А.
Дружинина.
2.
«Формирование мышления детей с отклонениями в развитии» - Е.А.
Стребелева.
3.
«Конструктивная деятельность детей с ДЦП» - С.В. Коноваленко.
4.
«Воспитание
и
обучение
умственно
отсталых
детей
дошкольного возраста» - Программа.
5.
«Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе» - С.Д. Забрамная.
6.
«Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной
недостаточностью» - А.Р. Маллер, Г.В. Цикото.
7.
«Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в
развитии» - А.А. Катаева, Е.А. Стребелева.
8.
«Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью» - Е.Ф. Войлокова, А.В. Андрухович, В.Е. Ковалёва.
9.
«Игры
в
логопедической
работе
с
детьми»
В.И.
Селивёрстов. 10.Серия рабочих тетрадей «Умный малыш».
11.Серия «Хлоп-топ» - В.В. Коноваленко.
12.«Игры с аутичным ребёнком» - Е. Янушко.
13.
«Развитие речи у аутичных детей» - Л.Г. Нуриева.
14.
«Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников» - С.А. Васильева.
15.«Тематические словари в картинках».
16.«Игры – упражнения на обогащение и систематизацию знаний».
Календарно-тематическое планирование по коррекционному
курсу
«Альтернативная коммуникация» на 2020-2021 учебный год
№
Тема урока
Дата
по плану
Дата
факт.
Примеч
а
ние
К
о
л-во
час
I четверть
Логопедическое обследование
02.09
-
15.09
1
Неречевые звуки
16.09
1
2
Звуки
музыкальных
инструментов.
Дифференциация по силе и темпу
18. 09
1
3
Голоса
звучащих
инструментов.
Дифференциация
23. 09
1
4
Звуки
окружающего
мира.
Дифференциация
25.
09
1
5
Звуки
природных
явлений.
Дифференциация
30. 09
1
6
Звуки
обиходных
предметов.
Дифференциация
2. 10
1
7
Голоса
животного
мира.
Дифференциация по силе и темпу
7.
10
1
8
Установление зрительного контакта с
собеседником
9. 10
1
9
Установление
контакта
с
собеседником.
Установление
эмоционального состояния
14. 10
1
10
Приветствие собеседника жестом
16. 10
1
11
Приветствие собеседника звуком
21. 10
1
12
Приветствие собеседника словом
23. 10
1
II четверть
1
Штриховка по диагонали
6.11
1
2
Штриховка в верхнем направлении
11.11
1
3
Штриховка в нижнем направлении
13.11
1
4
Рисование точек на линиях разных
направлений
18.11
1
5
Линии
в
разных
направлениях
из
начальной точки
20.11
1
6
Бордюры из изученных линий
25.11
1
7
Обводка контурных рисунков
27.11
1
8
Обводка
контурных
рисунков
по
опорным точкам
2.12
1
9
Обводка геометрических фигур
по
шаблону
4.12
1
10
Обводка
геометрических
фигур
по
контуру
9.12
1
11
Обводка
геометрических
фигур
по
опорным точкам
11.12
1
12
Штриховка по спирали
16.12
1
13
Штриховка волнистой линией
18.12
1
14
Заполнение фигур точками
23.12
1
15
Геометрические ряды
25.12
1
III четверть
1
Звук и буква А
13.01
1
2
Элементы буквы А по шаблону
15.01
1
3
Элементы буквы А по опорным
точкам
20.01
1
4
Элементы буквы А по обводке
22.01
1
5
Соотнесение звука А с буквой
27.01
1
6
Звук и буква У
29.01
1
7
Элементы буквы У по шаблону
3.02
1
8
Элементы буквы У по опорным
точкам
5.02
1
9
Элементы буквы У по обводке
10.02
1
10
Соотнесение звука У с буквой
12.02
1
11
Дифференциация звук и букв А, У
17.02
1
12
Чтение прямых слогов с А, У
19.02
1
13
Печатание прямых слогов с А, У
26.02
1
14
Чтение обратных слогов с А, У
2.03
1
15
Звук и буква М
4.03
1
16
Элементы буквы М по шаблону
11.03
1
17
Элементы буквы М по опорным
точкам
16.03
1
18
Элементы буквы М по обводке
18.03
1
IV четверть
1
Слова, обозначающие школьные
принадлежности
30.03
1
2
Школьные принадлежности.
Обобщающее понятие
1.04
1
3
Дидактические игры с
использованием
школьных принадлежностей
6.04
1
4
Слова, обозначающие предметы
одежды
8.04
1
5
Одежда. Обобщающее понятие
13.04
1
6
Дидактические игры с
использованием
предметов одежды
15.04
1
7
Слова, обозначающие предметы
обуви
20.04
1
8
Обувь. Обобщающее понятие
22.04
1
9
Дидактические игры с
использованием
предметы обуви
27.04
1
10
Слова, обозначающие предметы
посуды
29.04
1
11
Посуда. Обобщающее понятие
6.05
1
12
Дидактические игры с
использованием
предметов посуды
13.05
1
13
Логопедическое обследование
15.05
-
29.05
1