Напоминание

Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" 2 класс


Автор: Швецова Анастасия Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ г. Пушкино "Школа-интернат"
Населённый пункт: Московская область, город Пушкино
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" 2 класс
Дата публикации: 14.06.2022
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная

записка по

коррекционному курсу

«Альтернативная коммуникация» 2 класса на 2020-

2021 учебный год

Программа составлена на основе АООП образования обучающихся с

умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Целью является развитии личности, формирование общей культуры,

соответствующей

общепринятым

нравственным

и

социокультурным

ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в

обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих

достичь

обучающемуся

максимально

возможной

самостоятельности

и

независимости в повседневной жизни.

Итоговые достижения обучающихся определяются индивидуальными

возможностями

ребенка

и

тем,

что

его

образование

нацелено

на

максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями,

умениями

и

навыками

в

различных

образовательных

областях

(«академический»

компонент)

регламентируется

рамками

полезных

и

необходимых инструментов

для решения задач повседневной жизни.

Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой

и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных

представлений

и

умений

в

собственную

деятельность

(компонент

«жизненной

компетенции»)

готовят

обучающегося

к

использованию

приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье

и обществе.

Требования к результатам, которые рассматриваются как возможные

(примерные)

и

соразмерные

с

индивидуальными

возможностями

и

специфическими

образовательными

потребностями

обучающихся.

Требования устанавливаются к результатам:

- личностным, включающим сформированность мотивации к обучению

и познанию, социальные компетенции, личностные качества;

- предметным,

включающим

освоенный

обучающимися

в

ходе

изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной

области деятельности по получению нового знания и его применению.

Личностные результаты включают:

1)

основы

персональной

идентичности,

осознание

своей

принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной

деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий

мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной

частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5)

овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;

6)

освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына

(дочери),

пассажира,

покупателя

и

т.д.),

развитие

мотивов

учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

7)

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых

правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9)

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей;

10)

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций;

11)

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с

учетом

особенностей

его

психофизического

развития

и

особых

образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам

освоения

образовательных

программ

представляют

собой

описание

возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Содержание уроков разработано из расчета 2-класс-3 часа в неделю. В

основе лежит система мер по формированию речевой деятельности, как

средства коммуникации

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» включён в

образовательную область «Язык и речевая практика».

Курс

«Речь

и

альтернативная

коммуникация»

направлен

на

социализацию личности ребёнка, на коррекцию и развитие речевых

способностей, на формирование эмоционального отношения к учебной и

игровой деятельности. Коррекционно-речевая деятельность, направленная на

формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического

развития, включает целенаправленную работу по ознакомлению школьников

с художественным словом, что обеспечивает полноценное включение в

общение как процесс установления и развития контактов с людьми.

Курс «Речь и альтернативная коммуникация» направлен на развитие

импрессивной экспрессивной речи. Задачи по развитию импрессивной речи

направлены на формирование умения понимать обращённую речь. Задачи по

развитию

экспрессивной

речи

направлены

на

формирование

умения

употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные

высказывания. Ребёнок, не владеющий устной речью, учится общаться,

пользуясь

альтернативными

средствами.

Обучение

импрессивной

и

экспрессивной речи проводится параллельно.

Курс «Речь и альтернативная коммуникация» направлен на достижение

следующих целей: коррекция недостатков речевого опыта учащихся,

обеспечение

и

реализация

личностно-ориентированных,

когнитивно-

коммуникативных, деятельностных подходов к обучению родному языку:

-

воспитание

гражданственности

и

патриотизма,

сознательного

отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и

получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание

интереса и любви к русскому языку;

-

совершенствование

речемыслительной

деятельности,

коммуникативных умений и навыков;

- формирование умений опознавать, анализировать, оценивать их с

точки зрения нормативности, соответствия ситуации; преобразовывать

необходимую информацию.

Задачи

1.

Учить ребёнка понимать обращённую к нему речь, формировать у

него умение выражать свои впечатления различными средствами

коммуникации (жестами, словами).

2.

Учить повторять за учителем короткие слова (используя жесты).

3.

Формировать социально-коммуникативные умения, эмоционально-

позитивное отношение учащегося к людям.

Для реализации программы по коррекционному курсу

«Альтернативная коммуникация» предусмотрено использование

следующей литературы:

1.

«Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения» – Л.А.

Дружинина.

2.

«Формирование мышления детей с отклонениями в развитии» - Е.А.

Стребелева.

3.

«Конструктивная деятельность детей с ДЦП» - С.В. Коноваленко.

4.

«Воспитание

и

обучение

умственно

отсталых

детей

дошкольного возраста» - Программа.

5.

«Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе» - С.Д. Забрамная.

6.

«Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной

недостаточностью» - А.Р. Маллер, Г.В. Цикото.

7.

«Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в

развитии» - А.А. Катаева, Е.А. Стребелева.

8.

«Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной

недостаточностью» - Е.Ф. Войлокова, А.В. Андрухович, В.Е. Ковалёва.

9.

«Игры

в

логопедической

работе

с

детьми»

В.И.

Селивёрстов. 10.Серия рабочих тетрадей «Умный малыш».

11.Серия «Хлоп-топ» - В.В. Коноваленко.

12.«Игры с аутичным ребёнком» - Е. Янушко.

13.

«Развитие речи у аутичных детей» - Л.Г. Нуриева.

14.

«Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников» - С.А. Васильева.

15.«Тематические словари в картинках».

16.«Игры – упражнения на обогащение и систематизацию знаний».

Календарно-тематическое планирование по коррекционному

курсу

«Альтернативная коммуникация» на 2020-2021 учебный год

Тема урока

Дата

по плану

Дата

факт.

Примеч

а

ние

К

о

л-во

час

I четверть

Логопедическое обследование

02.09

-

15.09

1

Неречевые звуки

16.09

1

2

Звуки

музыкальных

инструментов.

Дифференциация по силе и темпу

18. 09

1

3

Голоса

звучащих

инструментов.

Дифференциация

23. 09

1

4

Звуки

окружающего

мира.

Дифференциация

25.

09

1

5

Звуки

природных

явлений.

Дифференциация

30. 09

1

6

Звуки

обиходных

предметов.

Дифференциация

2. 10

1

7

Голоса

животного

мира.

Дифференциация по силе и темпу

7.

10

1

8

Установление зрительного контакта с

собеседником

9. 10

1

9

Установление

контакта

с

собеседником.

Установление

эмоционального состояния

14. 10

1

10

Приветствие собеседника жестом

16. 10

1

11

Приветствие собеседника звуком

21. 10

1

12

Приветствие собеседника словом

23. 10

1

II четверть

1

Штриховка по диагонали

6.11

1

2

Штриховка в верхнем направлении

11.11

1

3

Штриховка в нижнем направлении

13.11

1

4

Рисование точек на линиях разных

направлений

18.11

1

5

Линии

в

разных

направлениях

из

начальной точки

20.11

1

6

Бордюры из изученных линий

25.11

1

7

Обводка контурных рисунков

27.11

1

8

Обводка

контурных

рисунков

по

опорным точкам

2.12

1

9

Обводка геометрических фигур

по

шаблону

4.12

1

10

Обводка

геометрических

фигур

по

контуру

9.12

1

11

Обводка

геометрических

фигур

по

опорным точкам

11.12

1

12

Штриховка по спирали

16.12

1

13

Штриховка волнистой линией

18.12

1

14

Заполнение фигур точками

23.12

1

15

Геометрические ряды

25.12

1

III четверть

1

Звук и буква А

13.01

1

2

Элементы буквы А по шаблону

15.01

1

3

Элементы буквы А по опорным

точкам

20.01

1

4

Элементы буквы А по обводке

22.01

1

5

Соотнесение звука А с буквой

27.01

1

6

Звук и буква У

29.01

1

7

Элементы буквы У по шаблону

3.02

1

8

Элементы буквы У по опорным

точкам

5.02

1

9

Элементы буквы У по обводке

10.02

1

10

Соотнесение звука У с буквой

12.02

1

11

Дифференциация звук и букв А, У

17.02

1

12

Чтение прямых слогов с А, У

19.02

1

13

Печатание прямых слогов с А, У

26.02

1

14

Чтение обратных слогов с А, У

2.03

1

15

Звук и буква М

4.03

1

16

Элементы буквы М по шаблону

11.03

1

17

Элементы буквы М по опорным

точкам

16.03

1

18

Элементы буквы М по обводке

18.03

1

IV четверть

1

Слова, обозначающие школьные

принадлежности

30.03

1

2

Школьные принадлежности.

Обобщающее понятие

1.04

1

3

Дидактические игры с

использованием

школьных принадлежностей

6.04

1

4

Слова, обозначающие предметы

одежды

8.04

1

5

Одежда. Обобщающее понятие

13.04

1

6

Дидактические игры с

использованием

предметов одежды

15.04

1

7

Слова, обозначающие предметы

обуви

20.04

1

8

Обувь. Обобщающее понятие

22.04

1

9

Дидактические игры с

использованием

предметы обуви

27.04

1

10

Слова, обозначающие предметы

посуды

29.04

1

11

Посуда. Обобщающее понятие

6.05

1

12

Дидактические игры с

использованием

предметов посуды

13.05

1

13

Логопедическое обследование

15.05

-

29.05

1



В раздел образования