Автор: Алла Ивановна Капитонова
Должность: ГБОУ Севастопольский политехнический лицей
Учебное заведение: ГБОУ Севастопольский политехнический лицей
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: презентация
Тема: Роль самоконтроля в процессе обучения-один из важнейших факторов самостоятельной деятельности обучающихся начальной школы
Раздел: начальное образование
Роль самоконтроля в процессе
обучения-один из важнейших
факторов самостоятельной
деятельности обучающихся
начальной школы
Самоконтроль ученика на
уроке-что это?
Это умение сопоставлять результат
своего труда с эталоном
Самоконтроль ученика предполагает:
Умение оценивать свою работу адекватно;
Умение видеть свои ошибки и находить
рациональные способы решения проблемы;
Умение видеть алгоритм своих действий, согласно
изменившимся условиям;
Умение самостоятельно составлять проверочные
задания,разрабатывать алгоритм проверочного
действия.
Этапы формирования самоконтроля
Предварительный
этап-ученик
должен
научиться
понимать
и
принимать
контроль
учителя. Для этого учитель должен:
•
показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача
обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого
материала.
•
ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
•
сообщать
учащимся,
после
каких
доз
учебного
материала
необходим
контроль
и
цель
проведения того или иного контроля;
•
выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки.
Самоконтроль по ходу действия или пооперационный
-ученик должен
научиться
наблюдать
и
анализировать
свою
учебную
деятельность
и
своих
товарищей.
Полученные навыки контроля при взаимопроверке ученик переносит на свою деятельность
(самоконтроль).
Заключительный
-ученик
должен
научиться
осуществлять
наблюдение
за
своей
учебной
деятельностью,
выполнять
ее
самоанализ,
самооценку
и
самокоррекцию.
От
способности
ученика
к
самоанализу
и
самооценке
зависит
успешность
его
обучения,
требовательность
к
своей
учебной
деятельности
и
адекватная
реакция
на
оценку
его
деятельности со стороны учителя.
Тема урока:
Правописание слов с безударными гласными в корне слова
Сверка с написанным образцом.
Минутка чистописания
Алгоритм проверки безударной гласной
в корне слова
Проверка по инструкции.
Используя алгоритм правила написания безударной гласной, разбей слова на
две группы, вставь пропущенную букву
К.за, дев.чка, в.дяной, к.ртина,
м.рковь, ч.совой.
Проверка
КОЗА ДЕВОЧКА
ВОДЯНОЙ КАРТИНА
ЧАСОВОЙ МОРКОВЬ
Самооценка
Оценил себя сам- я справился
оценка после коллективной проверки- я всё сделал правильно
Сочетание коллективной и индивидуальной работы.
Работа в группах.
Взаимопроверка с товарищем.
Работа в паре
Письмо по памяти
Проворонила ворона воронёнка.
Оценка работы в парах
Выполнили без ошибок Допустили ошибки
Выполнили задание неверно
Подбор нескольких способов выполнения
задания и выбор самого рационального
Даны слова:
Зв.рёк, л.сток, п.нёк, д.нёк, м.док.
Выбери правильный вариант ответа:
1
.Зверёк,листок,пенёк,денёк, медок.
2.Зверёк,лесток,пенёк,денёк,медок.
Обоснуй свой выбор
Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…
•
б) используем наглядное
пособие,которое помогает в
оценивании своих достижений
•
Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…
Практическая работа.
Найди ошибки
Суровая в этом году зима. В декабре и январе шёл снег, выли метели.
Оставит зверь в лесу следы на утро их уже не видно. Позамило все
тропинки
и
казалось
–
богатая
жизнь
заповедника
притихла,
спряталась глубоко под снег.
В тёплой норе спал отъевшийся за лето енот домовитым бобрам было
уютно в скрытых под снежной шубой домиках на болотистой глухой
речке.
В феврале ударили морозы да такие, что вековые липы и дубы лопались
вдоль по стволу. Трудно стало жить в лесу тем животным, которые
каждодневно должны были добывать себе пропетание. Больше корма в
холодные дни требовалось запасливой белке, трудно стало лисицам.
Почти метровую толщу снега надо было прорыть, чтобы поймать
мышь.
Нырнёт
лисица
в
сугроб
–
только
рыжая
метёлка
хвоста
торчит над снегом…
Суровая в этом году зима. В декабре и январе шёл снег, выли метели.
Оставит зверь в лесу следы, наутро их уже не видно. Позамело все
тропинки,
и
казалось
–
богатая
жизнь
заповедника
притихла,
спряталась глубоко под снег.
В тёплой норе спал отъевшийся за лето енот, домовитым бобрам
было уютно в скрытых под снежной шубой домиках на болотистой
глухой речке.
В
феврале
ударили
морозы,
да
такие,
что
вековые
липы
и
дубы
лопались вдоль по стволу. Трудно стало жить в лесу тем животным,
которые
каждодневно
должны
были
добывать
себе
пропитание.
Больше корма в холодные дни требовалось запасливой белке, трудно
стало лисицам. Почти метровую толщу снега надо было прорыть,
чтобы поймать
мышь.
Нырнёт
лисица
в сугроб – только рыжая
метёлка хвоста торчит над снегом…
Обучение самоконтролю-это объёмная,
многоплановая и многоэтапная работа,
стоящая перед современным учителем.
И результат будет, если приёмы
самоконтроля будут использованы
регулярно, на каждом уроке.