Напоминание

Работа с учащимися средних классов по формированию навыков здорового образа жизни


Автор: Софьина Лариса Михайловна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1383
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Работа с учащимися средних классов по формированию навыков здорового образа жизни
Раздел: полное образование





Назад




Работа с учащимися средних классов по формированию

навыков здорового образа жизни.

Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает

Всемирная организация здравоохранения – “состояние полного физического,

психического

и

социального

благополучия,

а

не

только

отсутствие

болезней…”.

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает

серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны

здоровья детей и подростков в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет

имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10%

детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению

иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний,

инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть

времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора,

компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные

группы

мышц

и

вызывает

их

утомление.

Снижается

сила

и

работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение

осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие школьника средних

классов оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся

первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному

лечению.

При организации физкультурно-оздоровительной работы решается задача

существенного

повышения

функциональных

возможностей

организма

ребенка.

Работа проводится в системе, охватывающей все стороны физического

воспитания: (развитие двигательной активности, двигательных навыков,

психофизических качеств, усвоение общечеловеческих и национально–

культурных ценностей). Развитие каждой стороны физического воспитания

имеет собственную динамику и широкий круг задач.

При разработке содержания двигательного режима учитываются

требования:

обогащать двигательный опыт детей за счет движений

общеразвивающего характера, спортивных упражнений и игр;

способствовать развитию произвольности выполнения двигательных

действий, уметь определять цель и задачу действия, выбирать способы

действия, сочетать их, доводить до определенных результатов;

умеренно стимулировать процесс развития двигательных способностей

и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, гибкости,

выносливости, совершенствовать ориентацию в пространстве и

времени, чувство равновесия, ритмичности, глазомер; повышать

общую работоспособность;

формировать у детей потребность в ежедневной двигательной

активности и в оздоровительных мероприятиях, повышать мотивацию,

побуждать детей сознательно относиться к оздоровительным

мероприятиям,

содействовать охране и укреплению здоровья детей, имеющих

нарушения опорно-двигательного аппарата, формировать правильную

осанку, гармоничное телосложение, повышать функциональные

возможности детского организма;

Условия реализации двигательного

режима:

1. Систематичность занятий физической культурой.

2. Разнообразие форм оздоровительной физической культуры.

3. Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных

мероприятий.

4. Привлечение родителей к проведению спортивных праздников и

семейного досуга. Ежедневно включаются во все занятия по выбору

воспитателя

оздоровительная гимнастика;

дыхательные упражнения;

пальчиковая гимнастика

ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1.

Медико-педагогическая

диагностика

состояния

здоровья

первоклассников заключается:

• Медицинский

осмотр

детей,

поступающих

в

школу,

врачами-

специалистами

(педиатром,

окулистом,

отоларингологом,

хирургом,

неврологом);

• Мониторинг состояния здоровья учащихся с целью выявления наиболее

часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью

проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ.

2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

• Проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы

(в том числе вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);

• Витаминизация;

• Профилактика

простудных

заболеваний

(применение

чеснока,

элеутерококка, оксалиновой мази и т.д.);

• Создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических

навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;

• Соблюдение

санитарно-гигиенического

и

противоэпидемического

режима;

• Корригирующие занятия с детьми, имеющими нарушения опорно-

двигательного аппарата и зрения (программа «Как помочь ребенку с

ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности»).

3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

В среднем возрасте двигательная активность проявляется через

естественную

биологическую

потребность

растущего

организма

в

движениях. Основной сюжетной линией поведения ребенка в этот период

является игра, и он сам интуитивно, без вмешательства извне всегда

безошибочно определяет для себя ее меру. Задача учителей в этой ситуации

предельно проста и заключается в том, чтобы не мешать ребенку, не

сдерживать

его

естественного

стремления

к

движениям.

Эта

мера

характеризуется чрезвычайной вариативностью.

Перечень различных форм физической культуры, направленных на

оздоровление учащихся:

• Ежедневная физзарядка до занятий. Проводиться до начала занятий (5

мин. для учащихся начальных классов, до 8-10 мин. для более старших

школьников);

• Согласно требованиям, СанПиН 2.4.2.1178-02 п. 2.9.4., в середине

учебного дня (после двух уроков) для первоклассников проводится

динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут.

Динамические перемены. Включают элементы игры;

• Подвижные игры на переменах;

• Ежедневная прогулка, самостоятельные занятия спортом;

• Школьные спортивные кружки и секции: «Спортигры», «О.Ф.П»,

«Подвижные игры» и т.д.

• Физкультурно-оздоровительный или спортивный час. Проводятся для

средних и старших классов. Включает общефизические и общеразвивающие

упражнения, занятия избранными видами спорта, а также нетрадиционными

формами физического воспитания.

• День здоровья в школе. Проводится для всех классов. Это массовые

состязания по физической подготовленности, спортивным играм, день

туризма, лыжника, легкоатлета и т.д.

• Согласно письму МО РФ «Об организации обучения в пятых, шестых,

седьмых классах» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки должны

проводится

на

каждом

уроке

продолжительностью

по

1,5-2

минуты

(рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс

физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики

нарушения

зрения,

простудных

заболеваний,

заболевания

опорно-

двигательного аппарата.

Физкультминутки.

Проводятся

на

каждом

уроке

и

во

время

самоподготовки при появлении у детей признаков утомления. В средних

классах на 20-й минуте урока. По мере приближения к старшей школе и

соответственно

увеличении

объема

учебной

нагрузки,

значительно

снижается двигательная активность учащихся, максимально сокращается

время

на

отдых

и

восстановление

организма.

Поэтому

проведение

физкультминуток

в

середине

урока

рекомендуется

и

для

старших

школьников.

Требования к проведению физкультминуток.

1.

Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает

интерес к ним, а, следовательно, их результативность.

2.

Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления,

выполнения упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого

результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

3.

Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп

мышц.

4.

Для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-

поведенческих

знака,

позволяющих

быстрее

и

эффективнее

переключать школьников на другой режим деятельности.

Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от

правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего

организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем

всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию,

формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости.

Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные ситуации. Это

вызывает искренний смех у детей. Непринуждённая весёлая атмосфера

является мощнейшим терапевтическим фактором.

Важно знать функциональный характер физкультминуток.

Рекомендации по проведению физкультминуток и физкультпауз.

Физкультпаузы и физкультминутки обязательны для учащихся всех

классов. Различают укороченные и полные физкультминутки.

Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и

разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и применяется во время

письменных работ в первых классах.

Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2-3 упражнений

для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме:

а)

выпрямление

туловища

с

движением

руками

и

дыхательными

упражнениями;

б) упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и

опускание рук и т.п.);

в) упражнения для туловища (наклоны, повороты);

г) упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног).

Физкультминутки I-IV классах проводятся 3-4 раза в течение дня, а в V-XI -

2-3 раза. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. В младших классах

организует и проводит физкультминуту учитель, а в V-XI классах физорг

класса, начиная со второго урока, через 20-30 минут после его начала.

Комплекс выполняется учениками в проходах между партами и, как

исключение, стоя или сидя на рабочих местах, в проветренном помещении.

Через каждые 2-3 недели упражнения комплекса заменяются новыми,

предварительно разученными на уроках физической культуры. На сдвоенных

уроках проводится физкультпауза продолжительностью 5-10 минут. Ее

содержание определяется функциональным состоянием организма учащихся,

а так же особенностями учебной или производственной деятельности.

Комплексы физкультпауз удовлетворяют следующим условиям:

а) режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых

действий;

б)

чем

больше

физическая

нагрузка,

тем

больше

упражнений

на

расслабление;

в) упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка

ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;

г) при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются

преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления,

при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц;

д) темп выполнения должен соответствовать привычному;

Комплекс физкультпаузы можно составить так:

а) ходьба на месте с движениями рук;

б) упражнения в подтягивании;

в) подскоки или бег на месте;

г) наклоны или повороты туловища;

д) приседания, выпады вперед-назад, в стороны;

е) разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу;

ж) упражнения на расслабление мышц рук и туловища;

з) ходьба на месте с заданиями на внимание.

При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:

• подбор упражнений без учёта вида деятельности на данном уроке;

• увеличение или уменьшение продолжительности упражнений;

• выполнение движений с недостаточной амплитудой движений.

В процессе освоения навыка письма школьник пишет не рукой, а «всем

телом». Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в

письме, находятся в состоянии двигательного статистического напряжения.

Для

тог

чтобы

снять

излишнее

статистическое

напряжение,

на

физкультурных

минутках

проводим

динамические

упражнения

на

расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей,

корпуса). Эти упражнения просты и эффективны, поэтому их мы выполняем

в классе, в программе физкультминутки.

Чаще всего устают глаза. Переутомление или непривычная нагрузка часто

являются причиной головных болей. Для расслабления глаз полезно смотреть

на зелёный цвет.

Упражнения специальной дыхательной гимнастики

.

Упражнение 1.

Спокойно вдохните через нос, выдохните через рот. Повторить 4 раза.

Упражнение 2.

Руки на коленях; разведите руки в стороны - на вдох, положите руки на колени

-на выдох. Повторить 4 раза.

Упражнение 3.

Ноги на ширине плеч; поднимите руки вверх - на вдох, наклонитесь

вниз, достаньте до пола-на вдох, выпрямитесь. Повторить 4 раза.

Упражнение 4.

Руки перед грудью; сделайте два рывка локтями назад; разведите

руки в стороны. Повторите 6 раз.

Упражнение 5.

Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звук Ш. Повторить 6 раз.

Упражнение 6.

Пальцы рук на рёбрах ; на вдох - расширьте грудную клетку в стороны,

на выдох - сожмите грудную клетку и выпрямьтесь. Повторить 4 раза.

Упражнение 7.

Пальцы рук к плечам; правым коленом достаньте левый локоть и наоборот.

Повторить 6 раз.

Упражнение 8.

Облокотившись на спинку стула, держитесь за сиденье, ноги выпрямите. В

этом положении - вдох, движение ногами «велосипед» - на выдохе. Повторить

6 раз.

Упражнение 9.

Руки на коленях; разведите руки в стороны - на вдох, обнимите

себя и выпрямитесь - на выдох. Повторить 4 раза.

Упражнение 10.

Руки на плечах; сделайте круговые движения локтями на счёт 4 - три раза в

каждую сторону. Повторить 4 раза.

Упражнение 11.

Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звук С.

Повторить 6 раз.

В перспективе:

Проводить

специальные

коррекционные

занятия

для

детей

с

нарушением осанки и плоскостопия.

Углублённые врачебные осмотры с комплексной оценкой здоровья.

Организация платных тренировочных секций (ритмика).

Организация занятий по группам здоровья, с учётом индивидуального

подхода отдельно для девочек и мальчиков.

4. Взаимодействие с родителями.

Взаимоотношения

с

родителями

строятся,

прежде

всего,

на

основе

родительского договора.

Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей

включает:

Целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую

общегигиенические правила, необходимость рационального режима и

полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального

воздушного и температурного режима и т.д.;

Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-

оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на

физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его

психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя.

Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути

оказания помощи (если это необходимо), в укреплении здоровья,

физического развития и дальнейшего его совершенствования.

Определяется, что буду делать я, а что родители. К разговору с

родителями привлекаются медицинские работники детского сада.

Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления

(ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды

закаливания и т.д.);

Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими

мероприятиями, проводимыми в группе, обучение отдельным

нетрадиционным методам оздоровления детского организма

(фитотерапия, аромотерапия и т.д.).

Работа по просвещению

родителей организуется на основании опроса.

Выявляются следующие группы родителей.

1 группа – родители обладают достаточным объемом знаний по проблемам

воспитания и образования, а также по проблемам здоровья ребенка.

2

группа

-родители,

которые

не

очень

интересуются

педагогикой,

здоровьесберегающими технологиями, но их волнует личность их малыша,

проблема его становления, здоровья. Они стремятся понять причины своих

неудач в воспитательной и оздоровительной работе.

3 группа – родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией

– педагогической или связанной со здоровьем ребенка.

В педагогическом взаимодействии с родителями разных групп используются

разнообразные формы работы по укреплению и сохранению здоровья детей и

повышению их физических качеств:

информация для родителей на стендах, в папках-передвижках;

консультации;

устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков,

специалистов по физкультуре;

инструктивно-методические занятия по профилактике нарушений

осанки, деформации стопы;

семинары-практикумы;

деловые игры и тренинги;

“открытые дни” для родителей с просмотром разнообразных занятий в

физкультурном зале и т.д.;

физкультурные досуги и праздники с участием родителей и т. д.;

занятия в семейном клубе “Папа, мама, я – спортивная семья”;

“Здоровье”;

демонстрация видеофильмов о жизни учащихся в школе;

выставки (фотовыставки, поделок, родительских рекомендаций из

опыта семейного воспитания и т.д.)

Таким образом, на повестку дня поставлена фундаментальная задача -

добиться значительной гармонизации взаимодействия людей с физической и

социальной средой их жизни, чтобы это взаимодействие не приносило вреда

здоровью нынешнего и грядущих поколений. При этом становиться все более

очевидным, что в решении данной задачи двигательная активность играет

важнейшую роль. Наиболее эффективный способ решения - это оптимизация

самой начальной стадии. Формы физической культуры, направленных на

оздоровление учащихся.



В раздел образования