Автор: Степаненко Надежда Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества"
Населённый пункт: город Находка, Приморский край
Наименование материала: Авторско-составительская программа
Тема: "Волшебство лепки" для обучающихся 6-10 лет (2 года)
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Дом детского творчества» г. Находка
Тема самообразования
«Развивающие игры как средства формирования познавательных
способностей детей школьного возраста»
педагог дополнительного образования
Степаненко Надежда Владимировна
Начало:2020г
Окончание:2022г
2
Общие сведения о педагоге:
Кружок «Мастерская игрушек»
Педагогический стаж 27лет
Краевое
государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное
учреждение «Находкинский государственный гуманитарно-политехнический
колледж» г. Находка
Диплом о среднем профессиональном образовании регистрационный номер
№0684
Дата выдачи:02 июля 2018года
По специальности: 44.02.01Дошкольное образование
Присвоена первая квалификационная категория сроком на пять лет
Номер заявления 10422
Регистрационный №167
Начало: 23.11.2017г.
Окончание: 23.11.2022г.
3
Тема учреждения: «Создание оптимальной среды для успешного творческого
развития детей».
Цель
учреждения:
предоставление
познавательно-образовательного
пространства для удовлетворения разнообразных интересов обучающихся,
развитие мотивационного, творческого потенциала личности, приобщение к
культуре.
Тема по самообразованию:
«Развивающие игры как средства формирования познавательных
способностей детей школьного возраста».
4
Содержание
1.Введение. Актуальность. Проблема. Цель и задачи………………..5
2. Результаты первичной диагностики………………………………...6
3. План работы по самообразованию…………………………………..7
4. Опытно-экспериментальная работа…………………………….........8
5. Заключение……………………………………………………………14
6. Список литературы…………………………………………………...15
7. Приложение …………………………………………………………..16
5
Введение
Актуальность темы:
На первый план сегодня выходит образовательные
результаты надпредметного, общеучебного характера. В начальной школе,
изучая разные предметы, обучающийся на уровне возможностей своего
возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности,
овладеть коммуникативными и информационными умениями быть готовым к
продолжению образования. Успешное обучение в начальной школе
невозможно, без формирования у младших школьников, учебных умений,
которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности
обучающегося. В тоже время возрастные особенности развития перехода от
игровой к учебной познавательной деятельности, что осуществляется далеко не
всегда.
Поэтому
проблема
взаимодействия
игровой
и
учебно-познавательной
деятельности, является актуальной.
Проблема: организации учебно-познавательной деятельности.
В педагогической литературе познавательная деятельность рассматривается,
как процесс организации деятельности по обогащению знаний, формированию
умений и навыков, форм поведения у обучающихся.
Учебно-познавательная деятельность-это в первую очередь, систематическое
овладение знаниями, умениями и навыками, как вид социальной деятельности,
заключается в сотрудничестве обучающегося и педагога с целью развития
познавательной
и
социальной
сфер
школьника.
Учебно-познавательная
деятельность изначально не является ведущей у младших школьников.
Младший школьный возраст является периодом, когда в процессе развития
осуществляется переход от игровой деятельности, к деятельности учебной.
Данный переход обеспечивает преемственностью содержаний этих двух видов
деятельности.
6
Объектом исследования: выступает процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: возможности использования дидактической игры, на
этапе освоения знаний.
Цель:
изучение
возможностей
организации
взаимодействия
игровой
и
познавательной деятельности.
Задачи:
-
изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
-определить виды дидактических игр, используемых в обучении младших
школьников;
-определить значение использования дидактических игр на первых шагах
обучения на занятии;
Ожидаемые результаты: включение в образовательный процесс игры или
игровой ситуации приводит к тому, что обучающиеся, увлечённые игрою, не
заметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки.
Включение в занятие игр и игровых моментов делает процесс обучения
интересным и занимательным, создаёт у обучающихся бодрое рабочее
настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении материала.
Результаты первичной диагностики
Диагностический:
Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной
проблеме. Мною были изучены следующие пособия:
- Бондаренко. А.К «Дидактические игры»;
-Стародубцева. И.В.Занятия по развитию памяти, внимания, мышления и
воображения;
- Швейко Г.С. «Игры и игровые упражнения»;
7
Проанализировав изученную литературу и наблюдая за обучающимися, я
пришла к выводу, что у обучающихся возникают затруднения в постановке
наводящих вопросов, систематизации и обобщении предметов и явлений,
анализировании и умении логически обосновать свои мысли, видеть главное,
выделять основное, содержание явлений и предметов.
Прогностический:
Обозначить значимость «Дидактической игры», «Активизации познавательной
деятельности», для развития обучающегося, ознакомление его с окружающим
миром, подготовка ребёнка к самостоятельной жизни и труду.
Практический:
Подборка материала. Использование игровых упражнений, словесных игр,
дидактических упражнений. Проведение занятий, мастер-класса.
Обобщающий:
Выступление на м.о. Подготовила подборку методических разработок для
использования на кружковых занятиях для работы педагогов дополнительного
образования.
Составила план работы по теме самообразования «Развивающие игры как
средства формирования познавательных способностей детей школьного
возраста».
Этапы
Содержание
Сроки
Практическая
деятельность
1.Диагностический
1.Изучение литературы по
проблеме
и
имеющегося
опыта;
01.09.2020г
01.11.2020г
1.Изучение новых
педагогических
технолигий
2.Прогностический
1.
Определение цели и
;
задач
2.
Разработка
системы
,
мер
направленных на
;
решение проблем
3.
Систематизация
творческого
02.11.2020г
02.02.2021г
1.Определение круга
вопросов
2.Внедрение
элементов
педагогических
технологий в
практику
8
;
материала
3.Практический
1.Внедрение теоретических
знаний
в
практическую
деятельность;
2.Формирование
методического комплекса;
3.Корректировка работы;
01.07.2021г
Использование
разработок на
занятиях,выступление
на заседаниях МО
4.Обобщающий
1.Подведение итогов;
2.Оформление результатов
работы;
01.08.2022г
Оформить папку по
результатам работы н
5.Внедрический
1.Распространение
опыта
работы;
Разместить
методический
материал на сайте
ПедПроспект
Предполагаемый результат: обобщение педагогической деятельности.
Исходя из выше сказанного, целью исследования я поставила изучение
влияния дидактической игры на эффективность обучения. Развитие предметно-
развивающей среды, при использовании дидактических игровых упражнений,
творческих заданий, могут способствовать воспитанию нравственных и
духовных качест обучающихся только при соблюдении ряда условий.
Условия:
1.
Правильная организация дидактического материала;
2. Правильно сформулированная мотивация;
3.Учёт индивидуальных особенностей обучающихся, и их интересов.
Опытно-экспериментальная работа
Использование дидактических игр на занятии
Одно из эффективных средств развития интереса к предмету, наряду с другими
методами и приёмами, используемыми на занятии – дидактическая игра. Также
хорошо включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный
труд обучающихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
9
Игра занимает значительное место в первые годы обучения обучающихся в
школе в начале детей интересует только сама форма игры, а затем уже и тот
материал, без которого нельзя участвовать в игре.
В ходе игры, обучающиеся незаметно для себя выполняют различные
упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические
действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи.
Игра ставит обучающихся, в условия поиска, пробуждает интерес к победе,
следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять
задания, соблюдать правила игры. Разнообразные игровые действия, при
помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес
детей к предмету, к познанию или окружающего мира. Приёмы слуховой,
зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи- шутки,
моменты
неожиданности
способствуют
активизации
мыслительной
деятельности. Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос,
задание, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай
сразу», «Кто вернее?» и так далее. Значительная часть игр даёт возможность
сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые, только, что
изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях,
что действует более глубокому усвоению материала. Однако игра не должна
быть самоцелью, а должна служить средством, развития интереса к предмету,
поэтому при её организации.
Следует придерживаться следующих требований:
- правила игры должны быть простыми, точно сформулированными;
- материал игры должен быть посилен для всех обучающихся;
- дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по
использованию;
- игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый
обучающийся.
10
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе;
посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра
часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя,
посторонних целей и задач не преследует. Однако если для воспитания цель в
самой игре, то для педагога, организующего игру, есть и другая цель: развитие
познавательных интересов, усвоение ими определенных знаний, формирование
умений, выработка тех или иных качеств личности. Именно поэтому в своей
работе я поставила акцент на образовательно-игровую деятельность, как
средство формирования универсальных учебных действий.
При использовании игры на занятии я учитывала следующие условия,
реализация которых способствовала возникновению игровой деятельности:
1. Построение игры на основе актуальной для участников игровой проблемы;
2. Наличие условия адекватности игровой формы умственным и личностным
особенностям участников;
3. Внесение в проект игры элемента интеллектуальной свободы, импровизации.
При
организации
игровой
деятельности
обучающихся
в
процессе
формирования УУД, важно соблюдать следующие условия: игра должна иметь
учебно-познавательную направленность и четко поставленную цель; должна
быть занимательной и доступной для ее участников. Роль педагога на таких
занятиях-координировать игровую деятельность обучающихся, следить за
работой групп, помогать им по мере необходимости. За время работы над
данной
темой
мною
были
использованы
во
внеурочной
деятельности
разнообразные игры: дидактические, словесно- логические, имитационные,
подвижные, ролевые и.т.д.
Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление
следующего:
Обучающиеся первого года обучения по программе кружка «Мастерская
игрушек» несёт определённый игровой момент. Каждый кружковец, примеряет
11
на себя определённую роль, выполняя различные творческие задания. То есть
самообучение
в
объединении,
выступает
в
форме
обучающей
игры.
Диагностика и результаты исследования эффективности игровых технологий в
воспитательной и обучающей деятельности, показатели кружковцев заносятся в
таблицы, и распределились следующим образом.
Критерии разделила на три уровня: высокий, средний, низкий.
Карта умений и навыков, обучающихся 1года обучения
(для анализа приобретённых умений и навыков)
№
п/п
Ф/И обуч.
Показатели
результатов
из
программы
Показатели
результатов
из
программы
Показатели
результатов
из
программы
Показатели
результатов
из
программы
Баллы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Условные обозначения:
(+)-формирующие умение выделять основные, характерные признаки;
(-)-формируется умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр;
(-) -опираясь на самостоятельность, активность и общение обучающихся
12
25 % обучающихся имеют высокий уровень коммуникативных навыков;
70 % обучающихся имеют средний уровень коммуникативных навыков;
5 % обучающихся имеют низкий уровень коммуникативности.
Карта умений и навыков, обучающихся 2года обучения
(для анализа приобретённых умений и навыков)
№
п/п
Ф.И. обуч
Показатели
результатов
из
программы
Показатели
результатов
из
программы
Показатели
результатов
из
программы
Показатели
результатов
из
программы
Баллы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Условные обозначения:
(+)- формирующие умение выделять основные, характерные признаки;
(-)-формируется умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр;
(-) -опираясь на самостоятельность, активность и общение обучающихся
18 % обучающихся имеют высокий уровень коммуникативных навыков;
13
80 % обучающихся имеют средний уровень коммуникативных навыков;
2 % обучающихся имеют низкий уровень коммуникативности.
Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким:
Руководя игрой, организуя жизнь обучающихся в игре, педагог воздействует на
все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на
поведение в целом. Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в
образовательный процесс требует от педагога больших усилий.
В процессе подготовки ( дидактической ) игры педагог
сталкивается с
проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как
педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического
игрового материала, недостаток на проведение игр с детьми.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности,
нужно
много
учиться,
познавать
детскую
психику,
знать
возрастные
особенности, разбираться в психологии и физиологии развития детей.
Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии
личности
дан
Л.С.Выготским,
А.Н.Леонтьевым,
С.Л.Рубинштейном,
Д.Б.Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её
потенциалов
исследуется
в
работах
Н.П.Аникеевой,
О.С.Газмана,
Т.Е.Конниковой, Д.В.Менджерицкой, И.И.Фришман, С.А.Шмакова и многих
других
.
Мощным стимулом и уникальным средством развития творческого потенциала
школьника является интегрированный подход, реализуемый в образовательном
процессе кружка: «Мастерская игрушек».
Заключение
Главная цель моего исследования была достигнута. Я изучила влияние
дидактической игры на эффективность обучения и воспитание. Также
14
справилась с поставленными задачами. На основе этого можно сделать
следующие выводы:
- игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает,как
источник развития. Характер игры, её виды и структура определяется
обществом;
- на данный момент существует множество классификаций игр, все они
различаются по основе разделения;
- дидактические игры широко используются на различных занятиях;
- дидактические игры имеют огромное значение при обучении младших
школьников. Эффективность применения дидактических игр на занятиях была
доказана опытом многих педагогов и психологов. Учитывая то, что проблемы
исследования использования дидактических игр при обучении младших
школьников продолжается и по сей день, а моё исследование является лишь
кратким анализом работы многих педагогов и психологов, существует
перспектива дальнейшей работы в данном навправлении.
Список литературы
1.
Азаров Ю.Л. Игра и труд.-М., 2000
2.
Буйлова Л.Н, Современные педагогические технологии в д.о 2007
15
3.
Голованов В.П. Методика и технология работы педагога-М.:Гуманитар.
изд-во. Центр ВЛАДОС, 2004
4.
Газманов О.С. В школу- с игрой.- М.,2000
5.
Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий
6.
Психологическая наука и образование 2000 № 2
7.
Занько С.Ф. Игра и ученье.- М., 2000
8.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры.- М,2000
9.
Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника.-М.,
Приложение
Картотека
«Дидактические игры и упражнения для развития познавательной
активности
детей школьного возраста»
16
Тема «Игрушки»
Дидактическая игра «Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - … .
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - … .
Дидактическая игра «Посчитай»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Один мяч, два мяча, пять мячей, две куклы… .
Дидактическое упражнение «Какой?»
Цель: упражнять в образовании признака от предмета.
Игрушка – игрушечный, кукла – кукольный, стол – настольный, зеркало - … .
Тема «Огород, овощи»
Дидактическая игра «Картошечка»
Цель: учить составлять предложения с определенным глаголом. Закреплять знания детей о
труде взрослых в огородах, на полях.
Детям предлагается вспомнить о труде овощеводов. Затем придумать предложение с
заданным словом – действием.
Копать Весной копают землю для посадки картофеля.
Ухаживать Чтобы вырос хороший урожай, за посадками надо ухаживать.
Поливать Летом солнце очень жаркое, поэтому нужно поливать растения.
Выдергивать Сорняки надо выдергивать, чтобы они не мешали расти картофелю.
Рыхлить
Выкапывать
Готовить
Дидактическая игра «Мой любимый овощ»
Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.
Материал: муляжи овощей или картинки с изображением овощей, план – схема для
составления описательных рассказов.
Педагог предлагает каждому ребенку выбрать любой овощ и рассказать о нем по схеме.
Условные обозначения:
Знак вопроса – что это?
Грядка – где растет?
Цвет, форма.
Величина.
Солонка – вкус.
Человек – как использует.
Дидактическая игра «Какой?»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные по теме «Овощи».
Материал: мяч.
Суп из овощей – овощной, салат из моркови – морковный… .
Тема «Сад, фрукты»
Дидактическая игра «Какой, какое?»
Цель: учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Материал: мяч.
Сад и яблоко. Яблоневый сад.
Сад и груша. Грушевый сад.
Груша и варенье. Грушевое варенье.
Персик и сок. Персиковый сок.
Гранат и сок. Гранатовый сок.
Яблоко и пирог. Яблочный пирог.
Яблоко и пюре. Яблочное пюре.
17
Ананас и желе. Ананасное желе.
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах.
Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах:
«Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
Дидактическая игра «Мой любимый фрукт (ягода)»
Цель: учить составлять описательные рассказы о ягодах, фруктах.
Предложить детям составить описательные рассказы о фруктах и ягодах по плану:
Что это?
Где растёт?
Внешний вид.
Каков на вкус?
Что из него готовят?
Дидактическая игра «Сравни»
Цель: учить составлять сравнительные рассказы.
Предложить детям составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, о яблоке и лимоне,
об огурце и помидоре.
Тема «Дары леса. Грибы»
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Цель: учить составлять описательные рассказы о грибах.
Материал: картинки с изображением грибов.
Вариант 1. Взрослый раскладывает перед детьми картинки, описывает внешний вид, а дети
должны их назвать: «Растут возле пней на длинных ножках с коричневыми шляпками.»
(Опята)
Вариант 2. Ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает детям его узнать.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в
соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
(Т. Кулакова)
Дидактическая игра «Раздели на группы»
Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова
по родовым признакам.
Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.
Педагог предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из
которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить
картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».
Дидактическая игра «Посчитай»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными
Предложить детям пересчитать грибы, деревья, листья: один мухомор, два мухомора … пять
мухоморов; одна сыроежка, две сыроежки … пять сыроежек.
18
Тема «Осень»
Дидактическая игра: «Близкие слова»
Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения
мыслей при составлении предложений.
Материал: Фишки.
Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…
Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…
Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…
Осенью дожди частые,… холодные, проливные…
Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…
В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…
Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…
Дидактическое упражнение «Подбери предметы к признакам»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Осенний - день,… .
Осенняя - погода,… .
Осеннее - небо,… .
Осенние - дожди,… .
Тема «Дикие животные»
Дидактическая игра « Чей, чья, чье?»
Цель: : формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
След (чей?) – лисий, волчий … .
Уши (чьи?) – лисьи, волчьи … .
Голова (чья?) – лисья, волчья … .
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца –
хвост волка, у волка – хвост лисы, у лисы – хвост медведя… .Расстроились звери. Разве
подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это
хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? - волчий. А это чей
такой хвост - маленький, пушистый, белый? – зайца… и т. д. Теперь все звери нашли свои
хвосты.
Дидактическое упражнение «Слова - родственники»
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.
Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка (волк, лиса …).
Дидактическая игра « Кто где живёт?»
Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.
Лиса живёт в норе. Медведь зимует в… . Волк живёт в … . Белка живёт в … . Ёжик живёт в
… .
Дидактическая игра «Посчитай»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Первый заяц, второй заяц … пятый заяц.
Один заяц, два зайца … пять зайцев.
Тема «Домашние животные»
Дидактическая игра «Назови семью»
Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах.
Он – кот, она – кошка, детеныш(и) – котенок (котята).
Он – конь, она – лошадь, детеныш(и) –жеребенок(жеребята).
Дидактическая игра «Кто кем был»
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать форму
творительного падежа имен существительных. Закреплять название детенышей животных.
Материал: предметные картинки с изображением взрослых домашних животных и их
детенышей.
19
- Кем был бык? – Бык был теленком.
- Кем был пес? – Пес был щенком.
Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»
Цель: учить подбирать предмет к действию.
(Взрослый загадывает загадку, а ребенок её отгадывает.)
Сторожит, грызет, лает? - … .
Хрюкает, роет? - … .
Ржет, бегает, скачет? - … .
Мяукает, лакает, царапается? - … .
Мычит, жуёт, ходит? - … .
(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)
Тема «Перелетные птицы»
Дидактическая игра «Чье гнездо?»
Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных.
Материал: предметные картинки перелетных птиц и птичьих гнезд.
Дети рассматривают картинки и называют перелетных птиц.
Затем педагог показывает картинки гнезда и птицы, задает вопрос: «Чье гнездо?» Дети
отвечают.
-Лебединое гнедо.
-Журавлиное гнездо.
Дидактическая игра «Образуй слова»
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании
действительных причастий настоящего времени.
Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.
Поет Поющая
Щебечет Щебечущая
Улетает Улетающая
Кормит Кормящая
Плывет Плывущая
Кричит Кричащая
Голодает Голодающая
Дидактическая игра «Улетели птицы»
Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен
существительных в единственном и множественном числе.
Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .
Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .
Тема «Лес. Деревья»
Дидактическая игра «Родственные слова»
Цель: развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.
Материал: мяч.
Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.
Осина. Осинка, осиновый, подосиновик.
Дуб. Дубок, дубовый, дубочек, дубина.
Рябина. Рябинка, рябинушка, рябиновый.
Клен. Кленовый, кленок.
Сосна. Сосенка, сосняк, сосновый.
Ель. Елка, елочка, ельник, еловый.
Дидактическая игра «Родственные слова»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Лес (какой?) – еловый, сосновый, кедровый … .
Шишка (какая?) – еловая … .
Иголки (какие?) – еловые … .
Тема «Головные уборы»
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
20
Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.
Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .
Дидактическая игра «Назови, какие»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Сапоги из резины – резиновые сапоги.
Шапка из шерсти – шерстяная шапка.
Перчатки из кожи – кожаные … .
Тема «Дом и его части. Мебель»
Дидактическая игра «Назови, какой дом»
Цель: упражнять в образовании сложных слов.
Дом – одноэтажный, трехэтажный … многоэтажный.
Дидактическая игра «Измени слово»
Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.
Изменить слово «окно» в контексте предложения.
В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут
цветы под … .
Дидактическая игра «Назови, какой»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.
Кровать сделана из железа, … .
Диван сделан из кожи, … .
Стул сделан из пластмассы, … .
Тема «Профессии»
Дидактическая игра «Назови, какой»
Цель: упражнять в употреблении дательного, винительного, родительного падежей иен
существительных.
Почтальон принес письмо (кому?) – маме, сестре … .
Что мы нашли в почтовом ящике? – газету, открытку … .
Чего не стало в почтовом ящике? Газеты, журнала … .
Дидактическая игра «Кем ты будешь?»
Цель: упражнять в употреблении глаголов будущего времени.
Я буду строителем, построю дом.
Я буду … .
Дидактическая игра «Ответь на вопрос»
Цель: упражнять в употреблении предлога в.
Куда пойдет мама, если нужен врач?
Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье?
Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?
Тема «Посуда, продукты питания»
Дидактическая игра «Какое это блюдо?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?
Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная,
пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из
стекла.)
Дидактическая игра «Волшебный паровозик»
Цель :расширять и обогащать словарь. Закреплять навыки образования и правильного
использования существительных с помощью суффикса ниц со значением вместилища.
Материал: большая картинка с изображением паровозика, 9 средних карточек – вагончиков,
9 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, перец).На
стол выкладываются маленькие предметные картинки с изображением продуктов и
21
предлагает «сходить в магазин за продуктами». Дети по желанию выбирают любую картинку
и составляют предложение.
-Я купил хлеб. Я купил конфеты.
Педагог напоминает, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба – хлебница, для
конфет – конфетница. И с помощью интонации выделяет часть слова ниц, подчеркивая, что с
ее помощью образуется новое слово.
Затем педагог предлагает покататься на «Волшебном паровозике», где в вагончиках едет
волшебная частичка ниц. Надо купленные продукты положить в вагончики и отгадать, какое
новое слово получится (сахарница, сухарница, хлебница, супница, конфетница, селедочница,
салатница, салфетница, перечница).
Дидактическая игра «Будь внимательным»
Цель: развивать речевое внимание. Закреплять умение употреблять предлоги для
обозначения пространственного расположения предметов.
Материал: набор посуды (чашка, блюдце, ложка) по количеству детей.
Педагог дает инструкции. Дети их выполняют.
-Поставьте чашку на / под блюдце; между ложкой и блюдцем; слева от ложки и т. д.
Затем педагог совершает манипуляции с посудой, а дети комментируют, куда и что он
кладет.
Тема «Зима»
Дидактическая игра «Подбери родственные слова»
Цель: упражнять в образовании родственных слов.
Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … .
Мороз – морозный, морозить, замораживать … .
Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … .
Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Солнце (какое?) - …
Лед (какой?) - …
Мороз (какой?) - … .
Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Снежный – ком, …
Снежная - …
Снежные – заносы, …
Снежное – поле, … .
Тема «Что из чего сделано»
Дидактическая игра «Образуй слова»
Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Учить
согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: мяч.
Гвоздь из железа. Железный гвоздь.
Доска из дерева. Деревянная доска.
Ножницы из металла. Металлические ножницы.
Сапоги из резины. Резиновые сапоги.
Перчатки из кожи. Кожаные перчатки.
Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.
Горшок из глины. Глиняный горшок.
Стакан из стекла. Стеклянный стакан.
Бутылка из пластмассы. Пластмассовая бутылка.
Тема «Дорожная безопасность. Транспорт»
Дидактическая игра «Подбери признак»
Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
Машина (какая?) - …
22
Самолет (какой?) - … .
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать антонимы к словам.
Взлет – посадка
Взлетать – приземляться
Приезжать - …
Приплывать - … .
Дидактическая игра «Скажи по - другому»
Цель: учить подбирать синонимы к словам.
Ехать - … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .
Тема «Новый год»
Дидактическая игра «Подбери признак»
Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
Елка (какая? ) - …
Праздник (какой?) - …
Елочные игрушки (какие?) - …
Дед Мороз (какой?) - …
Снегурочка (какая?) - …
Ребята (какие?) - …
Подарки (какие?) - … .
Дидактическая игра «Украсим елочку»
Цель: упражнять детей в употреблении предлогов.
Нарядная елка стоит … зале.
Красивые игрушки висят … елке.
Гномики спрятались … елкой.
Они выбежали … елки.
Подарки для ребят спрятаны … елкой.
Дед Мороз достал подарки … елки.
Дети водят хоровод …елки.
Все подошли … елке.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для того, чтобы.
Развивать воображение.
Материал: сюжетная картинка «Праздник елки», мяч.
Мама достала коробку с елочными игрушками для того,чтобы …(нарядить елку, украсить
комнату).
Мы украсили елку для того, чтобы …
Дед Мороз пришел на праздник для того, чтобы …
Девочки надели костюмы снежинок для того, чтобы …
К нам на праздник приходил Снеговик для того, чтобы …
Тема «Рождество. Прощание с елкой»
Дидактическая игра «Что лишнее и почему?»
Цель: активизировать и вводить в речь обобщающие понятия.
Дети называют лишнее слово и объясняют свой выбор.
Осень, зима, Рождество, весна
Лыжи, зима, санки, коньки
Зима, весна, декабрь, лето
Санки, лыжи, льдинки, коньки
Дидактическое упражнение «Как я украшал елку»
Цель: упражнять в составлении рассказа из личного опыта.
Предложить детям составить рассказ на тему.
Тема «Русская народная игрушка»
Дидактическая игра «Назови игрушку»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
23
Игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка)
Игрушка из глины (какая?) – глиняная (свистулька)
Игрушка из керамики (какая?) – керамическая (куколка)
Дидактическая игра «Посчитай»
Цель: упражнять правильно согласовывать числительное с существительным.
Одна матрешка, две матрешки, … пять матрешек.
Одна свистулька, … пять свистулек.
Тема «Зимние забавы»
Дидактическая игра «Почему так назван»
Цель: упражнять в образовании сложных слов.
Конькобежец – бегает на коньках
Саночник – катается на санках
Лыжник – …
Хоккеист – …
Фигурист - … .
Дидактическая игра «Кому что нужно»
Цель: упражнять в употреблении дательного падежа имен существительных.
Клюшка нужна - хоккеисту
Коньки нужны - …
Санки нужны - …
Лыжи нужны - …
Шайба нужна - … .
Тема «Транспорт»
Дидактическая игра «Почему так называется»
Цель: упражнять в словообразовании, в том числе сложных слов.
Самолет – сам летает
Вездеход - …
Паровоз - …
Пароход - …
Самосвал - …
Самокат - … .
Дидактическая игра «Виды транспорта»
Цель: учить классифицировать виды транспорта. Упражнять в составлении предложений с
определенным словом.
Материал: картинки с изображением различных видов транспорта. Схемы, кодирующие
виды транспорта (волна, дорога, железная дорга, облако).
Самолет – это воздушный транспорт. Самолет летит над облаками.
Автомобиль - … .
Дидактическая игра «Кто чем управляет»
Цель: расширять и активизировать словарный запас.
Материал: иллюстрации с изображением людей транспортных профессий, мяч.
Дети рассматривают иллюстрации и называют профессии людей, работающих на
транспорте.
Чем управляет:
машинист - …
водитель - …
мотоциклист - …
шофер - …
велосипедист - …
летчик - …
капитан - … .
Тема «Зимующие птицы»
Дидактическая игра «Любопытная сорока»
Цель: совершенствовать умение детей использовать в речи предлоги.
24
Материал: сюжетная картинка леса, плоскостное изображение сороки, схемы предлогов.
Педагог предлагает детям выполнить определенные действия с сорокой, ориентируясь на
схемы: поместить около сосны, между елью и осиной, спрятать за кормушку; придумать и
рассказать, где еще побывала любопытная сорока.
Дидактическая игра «Улетают – не улетают»
Цель: закрепить знание зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное и слуховое
внимание.
Материал: предметные картинки перелетных и зимующих птиц.
Предметные картинки раскладываются в центре круга (изображением вниз).
Дети бегут по кругу на носочках и делают взмахи руками («летят»). По команде «Стоп!»
дети поднимают и переворачивают картинки. Те дети, у которых оказались картинки
зимующих птиц, приседают, а те дети, у которых на картинках перелетные птицы, делают
взмахи руками.
Дидактическая игра «Скажи одним словом»
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материал: мяч.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).
У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).
У совы большая голова, поэтому ее называют … (…).
У свиристели звонкий голос, поэтому ее называют … (…).
У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (…).
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют … (…).
У совы большие крылья, поэтому ее называют … (…).
Тема «Моя страна»
Дидактическая игра «Добавь слово – неприятель»
Цель: упражнять детей в употреблении слов-антонимов. Способствовать пониманию и
запоминанию пословиц.
Материал: мяч.
Родимая сторона – мать, а чужая … (мачеха).
От Родины веет теплом, а от чужбины …(холодом).
Собака лает на смелого, а кусает …(трусливого).
Худой мир лучше доброй …(ссоры).
Мир строит, а война …(разрушает).
Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет).
Тема «Защитники Отечества. Военные профессии»
Дидактическая игра «Образуй слова»
Цель: упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени. Расширять
и активизировать словарный запас.
Материал: мяч.
Солдат любит Родину. Любящий солдат.
Пограничник охраняет границу. Охраняющий пограничник.
Моряк сражается на море. Сражающийся моряк.
Пехотинец воюет за Родину. Воюющий пехотинец.
Танкист побеждает в бою. Побеждающий танкист.
Граждане живут в России. Живущие граждане.
Дидактическая игра «Кто служит в Армии»
Цель: учить образовывать имена существительные с помощью суффиксов -чик, - ист.
-чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик;
-ист: связист, танкист, артиллерист.
Дидактическая игра «Сосчитай»
25
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Один танк, два танка … пять танков.
Тема «Одежда»
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Расширять
и активизировать словарный запас.
Материал: мяч.
Пиджак из шерсти. Он (какой?) - Шерстяной.
Платье из шелка. Оно …
Футболка из трикотажа. Она …
Куртка из кожи. Она …
Шуба из меха. Она …
Пальто для бабушки. Оно …
Одежда для улицы. Она…
Сапоги из резины. Они …
Косынка из ситца. Она …
Сарафан для лета. Он …
Плащ для весны. Он …
Майка для детей. Она …
Брюки для Мужчин. Они…
Дидактическая игра «Расскажи, какая одежда»
Цель: учить детей составлять описательный рассказ о различных предметах одежды с
опорой на схему.
Материал: схемы для составления рассказа, картинки с изображением различных предметов
одежды.
Дети выбирают картинки с изображением одежды и составляют описательные рассказы с
опорой на схему.
Тема «Женские профессии. Ателье»
Дидактическая игра «Кому что нужно»
Цель: упражнять в употреблении винительного падежа и дательного падежей имен
существительных.
Повару – поварешка
Продавцу - …
Ножницы – портнихе
Бинт - … .
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Цель: осмысление лексико – грамматических конструкций.
Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара. Суп сварен поваром.
Поваром сварен суп. Повар сварен супом. Супом сварен повар.
Дидактическая игра «Назови женскую профессию»
Цель: упражнять в словообразовании.
Повар – повариха
Учитель – учительница
Воспитатель - …
Художник - …
Певец - …
Скрипач - …
Пианист - …
Продавец - …
Тема «Морские животные»
Дидактическая игра «Найди домик»
Цель: закреплять знания детей о морских обитателях, пресноводных и аквариумных рыбах.
Материал: схемы с изображением аквариума, пруда и моря, предметные картинки животного
мира.
26
На мольберт е размещаются схемы пруда, моря, аквариума. Затем из банка предметных
картинок надо выбрать те, на которых изображены морские, аквариумные, пресноводные
обитатели, и поместить под нужной схемой. Дети выполняют задание и объясняют свои
действия.
Дидактическая игра «Какое слово не подходит?»
Цель: формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке
родственных слов лишнее.
Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.
Вода, подводный, водоросль, водить.
Морской, море, морщина, моряк.
Тема «Животные жарких стран»
Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?»
Цель: упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с существительными.
Голова (чья?) – львиная
Хвост (чей?) – львиный
Туловище (чье?) – львиное
Уши (чьи?) – львиные.
Дидактическая игра «Назови семью»
Цель: упражнять в словообразовании. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал: предметные картинки взрослых животных жарких стран и их детенышей.
Детям предлагается рассмотреть картинки, «собрать» звериную семью вместе и назвать всех
ее членов.
Папа – слон, мама – слониха, детеныш(и) – слоненок (слонятя).
Папа – лев, мама - … , детеныш(и) - … .
Тема «Животные холодных стран»
Дидактическая игра «Сосчитай животных»
Цель: учить согласовывать числительные с существительными.
Один морж, два моржа, … пять моржей.
Один тюлень, … пять тюленей.
Дидактическая игра «Сравни»
Цель: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а.
Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый … .
У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого … .
Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый … .
Бурый медведь спит в берлоге, а белый … .
Тема «Птицы»
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Соловей – соловушка
Журавль - …
Лебедь - …
Скворец - …
Дидактическая игра «У кого – кто»
Цель: упражнять в словообразовании.
У грача – грачата, у скворца - … .
У грача – грачонок, у журавля - … .
Тема «Весна»
Дидактическая игра «Приметы весны»
Цель: закреплять знания детей о приметах весны, умение составлять предложения,
используя союзы поэтому, потому что. Учить устанавливать причинно – следственные
связи.
Союз
поэтому
Союз
потому что
Весной пригревает теплое Сосульки тают, потому что пригревает
27
ласковое солнышко, теплое солнышко.
поэтому тают сосульки.
Снег тает и превращается Побежали ручейки, потому что снег тает и
в воду, поэтому побежали ручейки. Превращается в воду.
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Закреплять навыки словообразования
имен существительных.
Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. – Подснежник.
Место, где стаял снег и открылась земля. - Проталина
Теплая погода с таянием снега, льда. – Оттепель.
Первый цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет.
Падение капель оттаявшего снега.- Капель.
Тема «День космонавтики»
Дидактическая игра «Космическое путешествие»
Цель: закреплять употребление предлогов на, под для обозначения пространственного
расположения предметов, Развивать фразовую речь.
Материал: графические схемы предлогов на, под. Серия картинок по теме «Космос».
Педагог выставляет на магнитную доску серию картинок и графические схемы предлогов.
Предлагает детям отправиться в космическое путешествие и составить предложения,
используя картины и схемы.
Ракета летит в космос. Луноход стоит на Луне.
Дидактическая игра «Подбери признак»
Цель: расширять словарь детей за счет слов – признаков. Упражнять в согласовании имен
прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
В космосе много планет. Каких планет? – Больших, красивых, далеких …
Космонавт прилетел на станцию. Какую станцию? – Орбитальную, космическую, далекую …
В телескоп видно небо. Какое небо? – Звездное, чистое, темное …
Тема «Орудия труда. Профессии»
Дидактическая игра «Назови профессию»
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –щик.
Кто носит багаж? – Носильщик.
Кто сваривает трубы? – Сварщик.
Кто вставляет стекла? - …
Кто работает на кране? - …
Кто кладет камни? - …
Кто чинит часы? - …
Кто точит ножи? - …
Кто кроит платье? - …
Дидактическая игра «Справочное бюро»
Цель: закреплять представления детей о прфессиях людей и месте их работы. Упражнять в
употреблении предлога в.
Где работает клоун? – В цирке.
Где работает учитель? – В школе.
Где работает повар? - …
Где работает продавец? - …
Где работает врач? - …
Где работает артист? - …
Где работает воспитательница?
Тема «Цветы»
Дидактическая игра «Образуй слова»
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать имена
прилагательные от имен существительных.
Материал: мяч.
Поле из васильков. – Васильковое поле.
28
Запах луга. – Луговой запах.
Масло из розы. – Розовое масло.
Семена мака. – Маковые семена.
Аромат цветов. – Цветочный аромат. Букет из ландышей. – Ландышевый букет.