Напоминание

"Экологические тропинки на участке детского сада"


Автор: Кравчук Александра Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №159 "НЕПОСЕДА"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: паспорт экологической тропы
Тема: "Экологические тропинки на участке детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №159 « Непоседа»

.

ПАСПОРТ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Разработчики:

Воспитатели: Иванцова Т. В.

Кравчук А.А.

г. Брянск 2020 - 2021 уч. год

"В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная

красота должна стать для наших детей самой дорогой"

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

В целях экологического образования на территории игрового

участка группы № 10 « Подсолнушек» создана экологическая

тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и

оздоровительную функцию.

Экологическая тропа группы « Подсолнушек»– специально

оборудованная в образовательных и воспитательных целях

природная территория; маршрут, проходящий через различные

природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную

ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.

Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных

объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные

композиции.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее

привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были

типичными для местной природы и информационно

содержательными.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на

организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались

доступность, эмоциональная насыщенность и информационная

емкость.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе

различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют,

экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми,

отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои

впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной

деятельности. Объекты экологической тропинки можно

использовать для познавательного и эмоционального развития

детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А

самое главное – появляется «чувство прекрасного», воспитывается

любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель создания экологической тропы: формирование начал

экологической культуры, становление осознанно-правильного

отношения к природе во всем её многообразии, к людям,

охраняющим её с использованием экскурсий по экологической

тропе.

Задачи

создания экологической тропы:

1).Развить познавательный интерес ребенка к миру

природы, привить чувство ответственности за ее сохранность,

сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2).Сформировать познавательную активность дошкольников в

процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3).Привлекать детей и родителей к участию в деятельности по

уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

4).Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны

фитонцидных растений и тропы здоровья.

5).Углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об

окружающей их среде (геологическом строении местности и т. п.),

совершенствование понимания закономерностей биологических и

других естественных процессов, повышение ответственности за

сохранение окружающей среды.

Характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая

Местонахождение: г. Брянск, улица Институтская, дом 9А,

территория МБДОУ Д/С №159 «Непоседа», игровой участок

группы № 10 «Подсолнушек»

Год закладки: 2020

Состояние тропы: хорошее, местами удовлетворительное.

Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования,

наблюдения, игры в разные времена года, образования и

просвещения воспитанников группы « Подсолнушек», их

родителей.

Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая

Правила поведения на экологической тропе

Я сорвал цветок –

И он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня

на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться

к красоте

можно только сердцем.

П.Гвездослав

Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи

плакатов на стенде, рассматривают иллюстрации, делятся своим

жизненным опытом.

Педагог обращает внимание детей на то, что во время

путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:

1. Поздоровайтесь с хозяином тропы.

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего

шума.

3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением

птиц и другими звуками природы.

4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, вытаптывать

траву, ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: интересные коряги,

красивые камни и т.п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и

хорошее настроение!

Этапы создания экологической тропы.

- обследование территории участка и выделение наиболее

интересных объектов,

- составление картосхемы тропинки разного назначения.

Картосхемы для детей содержат небольшое количество

информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок,

указывающих маршрут движения. Чем меньше возраст детей, тем

лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются

крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов:

нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти

рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их

путь от одного объекта к другому.

- выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного

персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и

приглашать их к себе в гости. В группе «Подсолнушек» хозяевами

тропинок были выбраны:

Лесная Фея – остановка «Аптека лесной феи»(знакомство

детей с лекарственными и другими травами);

Дождевой червяк Корней Корнеевич – остановка «

Огородная»;

Белка Ленка с волшебным сундуком – остановка «В гости к

деревьям»;

Бабочка Элина – остановка «Радуга Цветов»;

Лунтик - остановка «Академия Букашек»;

Белый Медведь Тучка – остановка «Природная лаборатория»;

Заяц Коська- остановка « Наши кустарники»

«Красная книга природы» - в разработке

Остановка «Птичий городок» - в разработке

Остановка «Этажи леса» - в разработке

- составление паспорта экологической тропы.

- изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов

маршрута.

- составление рекомендаций по использованию объектов тропинки

для работы с детьми и родителями

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

Экологические беседы;

Наблюдения;

Элементарные опыты;

Экскурсии;

Целевые прогулки;

Экологические конкурсы, викторины;

Решение экологических ситуативных задач;

Чтение художественной литературы;

Обсуждение и проигрывание ситуаций;

Трудовой десант;

Труд в природе;

«Красная книга природы»;

Коллекционирование;

Экологические досуги, развлечения, праздники;

Экологические игры (имитационные, дидактические,

соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-

путешествия, подвижные);

Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

Взросло-детские проекты;

Изготовление рисунков, поделок;

Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

Участие в конкурсах

Участие в совместных экологических развлечениях,

праздниках, досугах;

Фотовыставки;

Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

-оформление тропы и изготовление элементарного оборудования

для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять

новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с

познавательной точки зрения.

Разработка маршрута экологической тропы.

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы представляет собой

последовательное движение по часовой стрелке от одного объекта

к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы,

приведенной в приложениях (См. Приложение 1).

Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они

природные или специально созданы нами на территории участка

группы № 10 «Подсолнушек». Путешествуя от одной точки к

другой, дети выполняют задание педагога.

Описание объектов на маршруте

Макет - схема «Экологическая тропа группы №10

«Подсолнушек»», карты-схемы «Экологических мини- тропинок

группы №10 «Подсолнушек»»

Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для

определения последовательности маршрута.

«Природная лаборатория »

Объект включает весы, стол с 2 емкостями, стенд для

экспериментирования «Круговорот воды в природе» столы и

скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов

и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и

другой природный и бросовый материал), необходимое

оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки,

весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для

зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми

разного возраста для педагогов, информационные материалы для

родителей.

Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах

объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва,

камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со

взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. Педагог заранее, в

зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач,

выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания,

проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По

окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы,

систематизировать представления. По результатам опытов и

экспериментов дети могут выполнять зарисовки.

«Птичий городок»

Объект включает кормушку, гнездо синички, поилка, скворечник,

фигурки птиц

Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке,

скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают

загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.

Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьего городка»

(скворечник, кормушки, поилки, фигурки птиц), беседует с детьми

о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу

приносят природе, о том, как человек может помочь птицам;

предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает

сформулировать детям правила поведения в «птичьем городке».

« В гости к деревьям»

Объект включает деревья : ель, клен, березу, американский клен.

Дети рассматривают все части деревьев (ствол, кору, ветки, хвою,

листья, шишки, семена), наблюдают за изменениями в разное

время года, сравнивают деревья друг с другом, выполняют задания

Белки Ленки, («Разложи по порядку картинки», «отгадайте

загадку»).

Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного

сундучка» беседует с детьми о деревьях, сообщая интересные

факты о них, рассказывает о целебных свойствах этого дерева, его

строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с

пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с

деревьями, читает стихи об этом дереве, сказки.

Педагог беседует с детьми об обитателях леса (растениях,

животных, насекомых), загадывает загадки о них. Закрепляет

знания детей о правилах поведения в лесу с помощью

экологических знаков, организует словесные и подвижные игры.

(«Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных/ насекомых

леса», «Раз, два, три – к дереву беги», и т.д.)

«Академия букашек»

Объект включает муравейник , пасеку, паутинку с пауком.

Дети рассматривают муравейники из хвои и веточек, фигурки

муравьев, рассматривают схему муравейника.

Педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник,

рассказывает детям об устройстве муравейника, интересные факты

из жизни этих насекомых, знакомит с пословицами, поговорками,

народными приметами, связанными с муравьями, читает стихи и

сказки о муравьях и муравейнике.

Дети рассматривают пасеку, фигурки пчел, улей. Знакомятся с

жизнью этих насекомых. Педагог рассказывает детям об устройстве

улья, интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с

пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с

пчёлами, предлагает отгадать загадки про пчел, читает стихи и

сказки о их жизни

.Дети рассматривают паутинку и паучка. Знакомятся с жизнью

этих насекомых. Педагог рассказывает детям о паутине,

интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с

пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с

паутиной и пауками, предлагает отгадать загадки про пауков,

читает стихи и сказки о их жизни.

Дети рассматривают альбомы с насекомыми.

«Огородная»

Объект включает огород с грядками и указателями растущих здесь

растений.

Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и

любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с

растительным миром. Он способствует расширению представления

детей о растениях как живых организмах, об условиях,

необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик»

развивает эстетические чувства у дошкольников, умение

радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать

результаты своего труда.

Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных

огородных растениях (помидоре, фасоли, горохе, луке, морковке,

редиске, свекле, картошке, кабачке, укропе, петрушке),

выращиваемых на Брянщине; обучение навыкам ухода за ними,

формирование представления о значении овощей в жизни

человека.

«Радуга Цветов»

Дети рассматривают луговые цветы (одуванчик, клевер, ромашка, и

др.), и цветы на клумбе; наблюдают за изменениями в их росте и

развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом.

Педагог беседует с детьми о цветах, их особенностях, помогает

выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки,

читает стихи об этих растениях.

«Аптека лесной феи»

Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и

наше целительное богатство.

С глубокой древности человек использовал естественные блага

растительного мира и как источник своего пропитания, и для

облегчения своих недугов. По существу любое растение создано

природой во благо, а задача человека лишь понять его

предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода

аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:

Я не степью хожу

— Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

Объекты для наблюдений:

1. Одуванчик

2. Клевер

3. Подорожник

4. Спорыш

5.Ромашка

6. Календула

Мини-тропинка создана нами для того, чтобы познакомить детей

с разнообразием лекарственных растений, их биологическими

особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и

созревания растений-целителей, закрепления знаний о ценности

их для здоровья, учить правилам сбора и сушки трав «зеленого

аптеки».

«Наши кустарники»

Литература:

Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой.

М.Просвещение, 1983

Николаева С.Н. Юный эколог. Издательство «Мозаика-синтез»

Лувич М.В. Детям о природе.

Виноградова Н.П. Умственное воспитание детей в процессе

ознакомления детей с природой.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! «Детство-Пресс»

2008

Приложение №1

Приложение №2

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей

на "Экологической тропе"

1. Общие требования безопасности

1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1.Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни

и здоровья детей.

1.1.2.Знать содержание инструкции по оказанию первой

медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую

помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах,

переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского

работника.

1.1.3.Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные

Минздравом России.

1.1.4.Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1.Оборудование, расположенное на территории "Экологической

тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для

экспериментальной и исследовательской деятельности,

физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном

состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и

выступающих болтов.

1.2.2.Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные

рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Экологическую

тропу"

2.1. Заместитель заведующего по АХР обязан:

2.1.1.Ежедневно осматривать территорию "Экологической тропы",

не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных

кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов,

битого стекла и др.

2.1.2.Ежедневно проверять исправность и устойчивость

оборудования, находящегося на "Экологической тропе",

надежность крепления лестниц, горок, мостиков, безопасность

водоемов, баллонов, пеньков.

2.1.3.Ежедневно менять воду в водоемах.

2.1.4.Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской

аптечке.

3. Требования безопасности во время нахождения на

"Экологической тропе"

3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

3.1.1.Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников

на "Экологической тропе", исключающие психоэмоциональное

напряжение, с использованием занимательного игрового и

развивающего оборудования и материалов.

3.1.2.Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и

непосредственную страховку ребенка во время лазания,

спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.

3.1.3.Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора,

перилам мостиков и деревьям.

3.2.Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию

разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного

состояния территории.

3.3.Проведение игр с песком допускается только при условии

ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.4.Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны

носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1.При возникновении чрезвычайной ситуации организовать

эвакуацию воспитанников с территории "Экологической тропы" в

безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю

учреждения.

4.1.2.При получении воспитанником травмы оказать ему первую

медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5. Требования безопасности по выходу с территории

"Экологической тропы"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1.Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2.В случае необходимости организовать очистку одежды от

грязи и песка.

Заведующий _____________ В.А.Власова

«___» _________ 20__ г.

С инструкцией ознакомлены:



В раздел образования