Автор: Газизуллина Зульфия Мухаметовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СОШ №31" г. Стерлитамак РБ Населённый пункт: Республика Башкортостан город Стерлитамак Наименование материала: конспект урока русского языка 2 класс Тема: Исследование слова "звезда" Раздел: начальное образование
Тема урока
Исследование слова "звезда". 2 класс
Место урока в
серии других
уроков
Урок раздела «Как устроен наш язык» Урок развития речи.
Тип урока
Систематизация и обобщение знаний и умений
Опорное
понятие
Лексическое значение слова, многозначные слова
Цель
Уточнение представлений и совершенствование знаний о многозначных
словах
Задачи
-развивать речь: составлять и записывать предложения на определённую
тему;
-развивать орфографическую зоркость;
-пополнять словарный запас учащихся;
-развивать умение учащихся пользоваться толковым словарём словарем;
-прививать интерес к изучению русского языка, показать детям
лексическое богатство русского языка;
-воспитывать активность, самостоятельность
Планируемый
результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
Сформировать умение
объяснять лексическое
значение слов; наблюдать за
использованием многозначных
слов; уточнить лексическое
значение слова "звезда".
Расширить словарный запас
учащихся.
Личностные: развитие познавательных
интересов; выражение положительного
отношения к процессу познания;
Регулятивные: умение принимать и
сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в
соответствии с поставленной задачей и
искать средства её осуществления;
умение контролировать и оценивать свои
действия, высказывать своё
предположение.
Познавательные: освоение умения
находить многозначные слова в тексте;
Коммуникативные : формировать умение
сотрудничать с учителем и сверстниками
при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за
результат своих действий; учить
наблюдать за действиями партнёра.
Формы работы
Фронтальная, парная, групповая.
Оборудование
урока
«Русский язык. 2 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных
школ. Климанова, Бабушкина; мультимедийная презентация.
Ожегов. Толковый словарь русского языка.
1. Организационный момент.
Быстренько проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку пять!
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
"Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться."
3. Актуализация знаний учащихся.
- На прошлых уроках мы говорили о значении слова.
- Мы узнали, что у слов есть значение, у некоторых даже несколько значений.
Словарная работа.
- Попытайтесь угадать слово по его значениям. Запишите это слово. К каждому слову я
даю 3 значения, 3 подсказки.
/ Самостоятельно записывают в тетрадь/
1) Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на елке
А называются ... /иголки/
2) - Орган в ротовой полости человека и животных, орган вкуса;
- средство общения;
- металлический стержень в колоколе, который ударяясь о стенку, производит звон.
/ Язык /
3) В тетради я бываю
Косая и прямая
В другом своем значении
Я - планка для черчения
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. / Линейка /
- Прочитайте, какие слова вы написали. Поставьте ударение. Проверьте, правильно ли вы
записали эти слова? /Открываются слова на доске/
- Назовите "опасные" места. Как проверить?
- Что общего у всех этих слов? /Несколько значений, 2-ой слог ударный/
- Как называются слова, у которых несколько значений? /Многозначные/.
4. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
-Это всё, что мы знаем о слове?
-Что мы можем ещё рассказать о слове?
Составление плана работы над словом:
- Я предлагаю организовать нашу работу по следующему плану:
1) Слово (значение).
2) Звуки, буквы.
3) Приставка, корень, суффикс, окончание.
5) Предложение, текст.
- Что мы сейчас делали? /Планировали свою работу./
5. Развитие умений - применение знания.
- А слово, которое мы. будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:
С неба солнышко ушло
Захотело спать оно
А теперь- ка, посмотри
В темном небе огоньки..
- Итак, сегодня мы будем исследовать слово звезда по нашему плану.
1) Значение. /Фронтальная работа/
- У каждого слова есть значение.
- Объясните мне значение слова звезда.
- Итак, у этого слова есть несколько значений. Обратимся к толковому словарю Ожегова.
/ Учитель читает значение /
- Для того, чтобы вы яснее поняли значение слова - звезда, я приготовила слайды.
- Подумайте, какое из этих значений является прямым?
- А остальные значения какими являются? /Переносными /
2) Физминутка для глаз.
3) Звуковой анализ. /1 ученик работает у доски/
- Из чего состоит слово? / Из звуков, которые записываются буквами/
- Запишите это слово:
а) произнеси слово по частям и определи количество слогов;
б) определи количество букв;
в) определи ударный слог;
г) произнеси и послушай слово. Протяни первый звук в полном слове. Охарактеризуй,
обозначь условным знаком;
д) произнеси слово по звуковой модели, получилось ли слово?
- Сколько звуков в этом слове? .
звезда - 2 сл. , 6 б. /зв
,
изда/ - 6 зв.
- В каком месте написание расходится с произношением. В этом месте можно допустить
ошибку. Почему? Как проверить это слово?
4) Состав слова /Работа по плану/
- Из каких частей может состоять слово?
- Мы познакомились с главной частью - корнем.
- Что такое корень?
- Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень. /Подобрать родственные слова/
Звезда - звездочка, звездный, звездочет, звездопад, созвездие, звездолет.
- Устно объясните значение этих слов. /Записать с комментированием /
5) Грамматические признаки
- Какой частью речи является слово звезда? Докажите, что звезда- это имя
существительное.
- В каком значении это слово будет отвечать на вопрос кто?
6) Физминутка, сидя за партами.
7) Составление и запись предложений . /Работа по рядам/
- Если рассматривать звезду в прямом значении, расскажите, что она делает / Учитель
записывает на доске /
Горит, сверкает, блестит, светит, летит, падает.
- Какие из этих слов близки по значению? Как называются близкие по смыслу слова, но
разные по написанию / синонимы /
- Придумайте предложение со словом звезда с разными значениями по рядам. Проверьте
друг друга.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.
7. Итог урока. Рефлексия
- Закончите фразу:
Сегодня я узнал новое....
Сегодня я научился.....
Сегодня на уроке я поработал с настроением....
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
8. Домашнее задание.
-Рассмотрите дома слово иголка по нашему плану.