Напоминание

Исследование слова "звезда"


Автор: Газизуллина Зульфия Мухаметовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №31" г. Стерлитамак РБ
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Стерлитамак
Наименование материала: конспект урока русского языка 2 класс
Тема: Исследование слова "звезда"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока
Исследование слова "звезда". 2 класс
Место урока в серии других уроков Урок раздела «Как устроен наш язык» Урок развития речи. Тип урока Систематизация и обобщение знаний и умений Опорное понятие Лексическое значение слова, многозначные слова Цель Уточнение представлений и совершенствование знаний о многозначных словах Задачи -развивать речь: составлять и записывать предложения на определённую тему; -развивать орфографическую зоркость; -пополнять словарный запас учащихся; -развивать умение учащихся пользоваться толковым словарём словарем; -прививать интерес к изучению русского языка, показать детям лексическое богатство русского языка; -воспитывать активность, самостоятельность Планируемый результат Предметные умения Универсальные учебные действия (УУД) Сформировать умение объяснять лексическое значение слов; наблюдать за использованием многозначных слов; уточнить лексическое значение слова "звезда". Расширить словарный запас учащихся.
Личностные:
развитие познавательных интересов; выражение положительного отношения к процессу познания;
Регулятивные:
умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные:
освоение умения находить многозначные слова в тексте;
Коммуникативные
: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра. Формы работы Фронтальная, парная, групповая. Оборудование урока «Русский язык. 2 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных школ. Климанова, Бабушкина; мультимедийная презентация. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

1. Организационный момент.
Быстренько проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку пять!
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? "Не стыдно не знать, Стыдно не учиться."
3. Актуализация знаний учащихся.
- На прошлых уроках мы говорили о значении слова. - Мы узнали, что у слов есть значение, у некоторых даже несколько значений. Словарная работа. - Попытайтесь угадать слово по его значениям. Запишите это слово. К каждому слову я даю 3 значения, 3 подсказки. / Самостоятельно записывают в тетрадь/ 1) Они обычно для шитья, И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на елке А называются ... /иголки/ 2) - Орган в ротовой полости человека и животных, орган вкуса; - средство общения; - металлический стержень в колоколе, который ударяясь о стенку, производит звон. / Язык / 3) В тетради я бываю Косая и прямая В другом своем значении Я - планка для черчения И, наконец, порою В шеренгу вас построю. / Линейка / - Прочитайте, какие слова вы написали. Поставьте ударение. Проверьте, правильно ли вы записали эти слова? /Открываются слова на доске/ - Назовите "опасные" места. Как проверить? - Что общего у всех этих слов? /Несколько значений, 2-ой слог ударный/ - Как называются слова, у которых несколько значений? /Многозначные/.
4. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
-Это всё, что мы знаем о слове? -Что мы можем ещё рассказать о слове? Составление плана работы над словом: - Я предлагаю организовать нашу работу по следующему плану: 1) Слово (значение). 2) Звуки, буквы. 3) Приставка, корень, суффикс, окончание.
5) Предложение, текст. - Что мы сейчас делали? /Планировали свою работу./
5. Развитие умений - применение знания.
- А слово, которое мы. будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку: С неба солнышко ушло Захотело спать оно А теперь- ка, посмотри В темном небе огоньки.. - Итак, сегодня мы будем исследовать слово
звезда
по нашему плану. 1) Значение. /Фронтальная работа/ - У каждого слова есть значение. - Объясните мне значение слова звезда. - Итак, у этого слова есть несколько значений. Обратимся к толковому словарю Ожегова. / Учитель читает значение / - Для того, чтобы вы яснее поняли значение слова - звезда, я приготовила слайды. - Подумайте, какое из этих значений является прямым? - А остальные значения какими являются? /Переносными / 2) Физминутка для глаз. 3) Звуковой анализ. /1 ученик работает у доски/ - Из чего состоит слово? / Из звуков, которые записываются буквами/ - Запишите это слово: а) произнеси слово по частям и определи количество слогов; б) определи количество букв; в) определи ударный слог; г) произнеси и послушай слово. Протяни первый звук в полном слове. Охарактеризуй, обозначь условным знаком; д) произнеси слово по звуковой модели, получилось ли слово? - Сколько звуков в этом слове? . звезда - 2 сл. , 6 б. /зв , изда/ - 6 зв. - В каком месте написание расходится с произношением. В этом месте можно допустить ошибку. Почему? Как проверить это слово? 4) Состав слова /Работа по плану/ - Из каких частей может состоять слово? - Мы познакомились с главной частью - корнем. - Что такое корень? - Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень. /Подобрать родственные слова/ Звезда - звездочка, звездный, звездочет, звездопад, созвездие, звездолет. - Устно объясните значение этих слов. /Записать с комментированием / 5) Грамматические признаки - Какой частью речи является слово звезда? Докажите, что звезда- это имя существительное. - В каком значении это слово будет отвечать на вопрос кто? 6) Физминутка, сидя за партами.
7) Составление и запись предложений . /Работа по рядам/ - Если рассматривать звезду в прямом значении, расскажите, что она делает / Учитель записывает на доске / Горит, сверкает, блестит, светит, летит, падает. - Какие из этих слов близки по значению? Как называются близкие по смыслу слова, но разные по написанию / синонимы / - Придумайте предложение со словом звезда с разными значениями по рядам. Проверьте друг друга.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.

7. Итог урока. Рефлексия
- Закончите фразу: Сегодня я узнал новое.... Сегодня я научился..... Сегодня на уроке я поработал с настроением.... – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения?
8. Домашнее задание.
-Рассмотрите дома слово иголка по нашему плану.


В раздел образования