Напоминание

"Разносклоняемые имена существительные"


Автор: Бочкарева Светлана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ имени М.И.Калинина
Населённый пункт: г. Бугуруслан Оренбургской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Разносклоняемые имена существительные"
Раздел: среднее образование





Назад




Название предмета: русский язык

Класс: 5

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Разносклоняемые имена существительные

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Место урока в системе уроков по теме: 1

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей разносклоняемых существительных.

Задачи урока:

1. Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать

выбор гласных в суффиксах.

2.Развивать логическое мышление; совершенствовать умение делать выводы; совершенствовать приемы учебной деятельности.

3.Повышать мотивацию к изучению

законов русского языка; формировать личностные качества обучающихся, необходимые для

саморазвития и самообразования, такие, как уверенность в своих силах.

Планируемые результаты:

Личностные : развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Предметные: умение находить разносклоняемые имена существительные, правильно их склонять и писать гласные в суффиксах.

Метапредметные: использование знаний в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Коммуникативные: уметь анализировать свою работу.

Техническое обеспечение урока: мультимедийный комплекс,

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал, презентация, видеоролик, интернет-ресурсы

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Формируемые способы деятельности

Личностные

Регулятивные

Коммуникативн

ые

Познавательные

Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа,

пишите аккуратно, следите за осанкой.

Осуществляемы

е действия:

-эмоциональный

настрой на урок

положительный;

Формируемые

способы

деятельности:

-проявление

эмоционального

Осуществляемы

е действия:

-помощь

учителю в

проверки явки на

урок;

Формируемые

способы

деятельности:

-выявление

Осуществляемые

действия:

-слушание

собеседника;

Формируемые

способы

деятельности:

-построение

понятных для

Осуществляемы

е действия:

-активное

слушание

учителя;

-выдвижение

предложений о

теме урока.

Формируемые

способы

отношения в

учебно-

познавательной

деятельности.

готовности к

уроку.

собеседника

высказываний.

деятельности:

-

формулирования

собственных

ожиданий.

Актуализация знаний

Подготовка к ВПР: определение темы и идеи текста.

Просмотр видеоролика.

- Какова тема этого видеоролика? (Ценность времени.)

- Какую идею до нас хотели донести авторы? (Нужно

ценить каждую минуту.)

- Согласны ли вы с авторами ролика, действительно ли

нужно ценить время?

- Я предлагаю слово время сделать словом дня.

- Тогда не будем тратить ни минутки и возьмем в руки

пликерсы. Проверим ваши знания по теме «Склонение

существительных».

-Спрогнозируйте, сколько баллов из 5 возможных вы

получите за тест. Баллы запишите карандашом на полях

тетради.

Онлайн-тестирование.

- Поднимите руку те, у кого прогноз совпал. Кто

переоценил свои возможности? Недооценил?

Осуществляемы

е действия:

-активизация

имевшихся ранее

знаний;

-активное

погружение в

тему;

-высказывание

различных

вариантов ре-

шения данной

проблемы.

Формируемые

способы

деятельности:

-умение слушать

в соответствии с

целевой

установкой;

-принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу;

-дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.

Осуществляемы

е действия:

-аргументация

своего мнения и

позиции в

коммуникации.

Формируемые

способы

деятельности:

- принимать и

сохранять

учебную задачу,

соответствующу

ю этапу

обучения,

-адекватно

воспринимать

оценки учителя,

товарищей.

Осуществляемые

действия:

-аргументация

своего мнения и

позиции в

коммуникации.

Формируемые

способы

деятельности:

-Прогнозирование

– предвосхищение

результата и

уровня усвоения

материала.

Осуществляемы

е действия:

- развитие и

углубление

потребностей и

мотивов учебно-

познавательной

деятельности.

Формируемые

способы

деятельности:

-задавать

вопросы,

адекватно

использовать

средства устного

общения для

решения

коммуникативны

х задач.

Изучение нового материала

Осуществляемы

Осуществляемы Осуществляемые

Осуществляемы

- Как вы думаете, к какому склонению вы отнесёте наше

слово дня – время?

- Проверим ваши предположения. Просклоняйте слово

время.

Падеж

Склонение

1-е

2-е

3-е

И.п.

папа

поле

ночь

время

Р.п.

папы

поля

ночи

времен..

Д.п.

папе

полю

ночи

времен..

В.п.

папу

поле

ночь

врем..

Т.п.

папой

полем

ночью

времен..

П.п.

о папе

о поле

о ночи

о времен..

– Сравните окончания слова время с окончаниями

разных склонений. Найдите общее. Какое склонение

считает его своим?

Р., Д., П. п. склоняются по 3 скл., а Т.п. по 2 скл. Можем

ли мы отнести это слово к какому-то одному склонению?

( Нет).

- Предположите, как могут называться подобные слова?

- Проверьте ваши предположения, открыв учебник на с.

130.

-Какова же тема урока? Какие задачи будем решать?

- Как вы думаете, много ли разносклоняемых

существительных в русском языке?

- У нас сегодня урок-открытие, поэтому я предлагаю вам

е действия:

- восприятие,

осмысление,

запоминание

учебного

материала;

Формируемые

способы

деятельности:

- Способствовать

проявлению

самостоятельност

и в разных видах

деятельности.

-Установление

учащимися связи

между целью

учебной

деятельности и ее

мотивом.

е действия:

-

самостоятельное

определение

темы урока;

- осознание

целей и задач

обучения;

- восприятие,

осмысление,

запоминание

учебного

материала;

- осмысление

темы нового

материала и

основных

вопросов,

подлежащих к

усвоению.

Формируемые

способы

деятельности:

-формирование

умения учиться

высказывать своё

предположение

на основе работы

с материалом

учебника;

-формирование

умения

оценивать

учебные

действия в

соответствии с

действия:

-Запись

орфограммы в

тетрадь теории.

Формируемые

способы

деятельности:

-владение

умениями

совместной

деятельности и

координации

деятельности с

другими её

участниками.

е действия :

- развитие и

углубление

потребностей и

мотивов учебно-

познавательной

деятельности

- развитие умения

получать

информацию из

рисунка, текста и

строить

сообщения в

устной форме

- развитие умения

проводить

сравнение

изученных

объектов по

самостоятельно

выделенным

основаниям

- развитие умения

осуществлять

поиск не-

обходимой

информации,

используя до-

полнительные

источники

информации

- развитие умения

строить простые

рассуждения.

Формируемые

способы

деятельности:

самим ответить на этот вопрос.

Работа в группах.

- Поработаем в малых группах. Вставьте подходящие по

смыслу слова в стихотворение на листочках, посчитайте,

сколько слов у вас получилось.

Есть история про …

Лишь весной наступит …,

Племя мирно сеет ….,

Хоть пахать и сеять - ….

У коровы полно ….

Папуаске нужно…

для сынишки сочинить

И корову подоить.

Но вожак их - ногу в …,

Прилепив перо на …,

Над собою поднял …,

Раздувает распри …:

Призывает все опять

не работать - воевать.

Но не хочет племя вновь

проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный ….

Сказку нашу не забудь.

Выбери нужные слова из слов для справок (не попади

в ловушку: есть лишние слова!)

Слова для справок: вымя, племя, темя, дорога, знамя,

имя, стремя, путь, пламя, время, бремя, семя, память.

Проверка.

Есть история про ПЛЕМЯ

Лишь весной наступит ВРЕМЯ,

Племя мирно сеет СЕМЯ,

Хоть пахать и сеять - БРЕМЯ.

У коровы полно ВЫМЯ.

Папуаске нужно ИМЯ

для сынишки сочинить

И корову подоить.

поставленной

задачей;

- формирование

умения

прогнозировать

предстоящую

работу

(составлять

план);

-формирование

умения слушать

и понимать

других;

-формирование

умения

формулировать

свои мысли в

устной форме;

-формирование

умения работать

в парах, в

группах.

-формирование

умения

осуществлять

познавательную

и личностную

рефлексию.

Но вожак их - ногу в СТРЕМЯ,.

Прилепив перо на ТЕМЯ,

Над собою поднял ЗНАМЯ,

Раздувает распри ПЛАМЯ:

Призывает все опять

не работать - воевать.

Но не хочет племя вновь

проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный ПУТЬ.

Сказку нашу не забудь.

- Чем схожи эти слова?

– Ребята, значения каких слов вам не понятно? (Бремя,

стремя, темя.)

– Какой словарь нам поможет выяснить лексическое

значение? («Толковый словарь»).

- Я дала накануне задание найти ЛЗ этих слов Юле

Абрамовой.

БРЕМЯ, -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен.

Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.)

ВРЕМЯ - Продолжительность, длительность чего-н.,

измеряемая секундами, минутами, часами т.д

ВЫМЯ, -мени, (редко) мн. вымена, -ен, -енам, ср.

Молочные железы усамок млекопитающих животных.

ЗНАМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср.

Определенного цвета широкое полотнище на древке,

принадлежащее воинской части, какой-н.организации,

государству.

ИМЯ, имени, мн. имена, имен, именам, ср. 1. Личное

название человека, даваемое при рождении, часто вообще

личное название живого существа.

ПЛАМЯ–огонь

ПЛЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1.

Этническая и социальнаяобщность людей, связанных

родовыми отношениями, территорией, культурой,языком

и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен.

Кочевые племена.2. перен. Народ, народность

СЕМЯ, -мени,мн. -мена, -мян, -менам, ср. 1. Орган

размножения у растений, зерно.

СТРЕМЯ,род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена,

-мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к

седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена.

ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между

лобными,затылочными и височными костями.

ПУТЬ дорога

Динамическая пауза

- Где мы можем посмотреть время?

- Покажите, как двигается маятник у часов. (Наклон

головы вправо-влево.)

- Покажите движение головы по часовой стрелки, против

часовой.

- Покажите глазками, как работают электронные часы.

- Установка на

здоровый образ

жизни и ее

реализация на

уроке.

-Выполнение

действий по

образцу.

-Выполнение

действий по

образцу.

-Выполнение

действий по

образцу.

Закрепление изученного

Работа в парах.

– Составьте словосочетания, использовав в качестве

зависимых слов разносклоняемые существительные на -

мя. Не повторяйтесь!

Законы_______________________________

Цвет_________________________________

Происхождение________________________

Потеря_______________________________

– Определите падежную форму, выделите окончание. (Р.

п.)

– Выполните морфемный разбор вставленных слов и

скажите, какую ещё особенность в этих словах заметили?

(при склонении, к основе слов добавляется суффикс -ЕН.

(Он появляется не в новом слове, а в форме слова).

– Мы с вами сделали очередное открытие.

- А теперь внимание! Многие из вас решали олимпиадные

задания, встречали словесные пропорции. Давайте

попробуем решить еще одни.

Осуществляемы

е действия

- осмысление

темы нового

материала и ос-

новных вопросов,

подлежащих

усвоению

- применение на

практике и

последующее

повторение

нового

материала.

Формируемые

способы

деятельности

-формирование

умения

выказывать своё

отношение к

новому

материалу,

Осуществляемы

е действия

-самостоятельное

выполнение

упражнения с

взаимопроверкой

по образцу.

Формируемые

способы

деятельности

-учиться

проявлять

самостоятельнос

ть в разных

видах

деятельности

Осуществляемые

действия

-формирование

умения учитывать

позицию

собеседника,

осуществлять

сотрудничество и

кооперацию с

учителем и

сверстниками.

Формируемые

способы

деятельности

-формирование

умения строить

речевое

высказывание в

соответствии с

поставленным

вопросом.

Осуществляем

ые действия

-самостоятельное

выполнение

упражнения с

взаимопроверкой

по образцу.

Формируемые

способы

деятельности

-грамотное

построение

устного

высказывания;

-читают и

слушают,

извлекая

необходимую

информацию.

– В какой форме мы употребили наши существительные

(мн. ч. Р.п.), какое открытие сделали? (эти слова любят

суффикс ЯН.).

- Посмотрите на слайд. Известны ли вам эти выражения,

как они называются?

Гореть синим пламе__, под брем_нем забот, без роду и

плем_н__, до поры до врем н___, со врем__н царя

Гороха, называть вещи своими им_нами_, в кои-то

врем на.

– Ребята, чем интересны для нас эти фразеологизмы? В

них есть разносклоняемые существительные.

– Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам

поможет узнать их? («Фразеологический словарь»)

Гореть синим пламен__м – пусть гибнет, пропадает

кто-то или что-то.

Под брем__нем забот - под моральной тяжестью,

гнётом чего-либо.

Без роду и плем__н__ - быть одиноким, без родных

или незнатного происхождения.

До поры до врем___н___ - пока, временно, до известно

срока.

Со врем_н царя Гороха (шутл.) - издавна, с давних

пор.

Называть вещи своими им_нами_ - говорить прямо,

откровенно.

В кои-то врем__на (шутл.) – хоть иногда, когда

представилась возможность.

Дифференцированное задание.

- Много времени утекло с тех пор, как появились эти

фразеологизмы, но мы до сих пор ими пользуемся.

– Вы можете вписать свою строку в историю, выбрав

выражать свои

эмоции

-формирование

мотивации к

обучению и

целенаправленно

й познавательной

деятельности

-формирование

умения

оценивать

поступки в

соответствии с

определённой

ситуацией

свой уровень и выполнив задания на листочке.

1 уровень: списать фразеологизмы, вставив пропущенные

буквы.

2 уровень: составить с данными фразеологизмами

предложения, записать, вставив пропущенные буквы.

Подведение итогов. Рефлексия.

– Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые

смелые и необъяснимые становятся известны всем.

Давайте и мы с вами подведём итог и сообщим друг

другу, какие же открытия мы с вами сегодня совершили.

Контроль

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:

а) ж.р. с нулевым окончанием;

и) ср.р. на – мя;

о) м.р. с окончанием – а

2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

л) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

м) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед.

числе;

н) окончание – им в Т.п. ед. числа

3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

у) воля; доля, поле

я) стремя; племя, путь

е) шимпанзе, купе, пальто.

- Какое слово у вас получилось?

– Обратите внимание на то, что в списке

разносклоняемых существительных слова ИМЯ и

ВРЕМЯ выделено особенно крупно.

Совсем скоро, на часе общения, мы начнём работу над

проектом «Имя в реке времен», в котором расскажем о

своих прадедах, героях Великой Отечественной войны,

которые навсегда вписали свое имя в историю и

приблизили победу.

Осуществляемы

е действия:

Проговаривают

орфограммы, с

которыми

работали на

уроке.

Формируемые

способы

деятельности:

Установление

учащимися связи

между целью

учебной

деятельности и ее

мотивом.

Формируемые

способы

деятельности

-принимать и

сохранять

учебную задачу.

Формируемые

способы

деятельности

-Смысловое

чтение;

-умение выражать

свои мысли в

соответствии с

задачами и

условиями

коммуникации.

Формируемые

способы

деятельности

- подводить

языковой факт

под понятия

разного уровня

обобщения.

Рефлексия

Осуществляемы

е действия:

Осуществляемы

е действия:

Осуществляемые

действия:

Осуществляемы

е действия:

– С каким настроением вы сегодня уходите с урока?

– Понравилось вам делать открытия?

– Что вам в этом помогло?

– Что было трудно выполнять?

– Думаю, мы с вами совершим открытия еще не раз.

Возможно, даже при выполнении домашнего задания.

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью

разносклоняемых существительных:

1. Урок был для меня тяжким бременем, я ничего не

понял(а) – красная карточка.

2. Урок зародил во мне семя знаний, но нужно, чтобы оно

проросло – желтая карточка.

3. Сегодня я был впереди всех со знаменем в руках –

зеленая карточка.

Фиксируют

материал,

изученный на

уроке, выявляют

недостаток тех

знаний и умений,

которых им не

хватает для

решения новых

проблем,

оценивают

личный вклад в

результаты

коллективной

деятельности.

Формируемые

способы

деятельности:

Адекватное

понимание

причин

успеха/неуспеха

в учебной

деятельности

Понимать

личную

ответственность

за результаты

деятельности

Самооценка на

основе критерия

успешности.

Фиксируют

материал,

изученный на

уроке, выявляют

недостаток тех

знаний и умений,

которых им не

хватает для

решения новых

проблем,

оценивают

личный вклад в

результаты

коллективной

деятельности.

Формируемые

способы

деятельности:

Формулировать и

аргументировать

своё мнение,

учитывать

мнения

одноклассников

при выработке

коллективного

решения.

Фиксируют

материал,

изученный на

уроке, выявляют

недостаток тех

знаний и умений,

которых им не

хватает для

решения новых

проблем,

оценивают личный

вклад в результаты

коллективной

деятельности.

Формируемые

способы

деятельности:

Выражать свои

мысли с

достаточной

полнотой и

точностью.

Фиксируют

материал,

изученный на

уроке, выявляют

недостаток тех

знаний и умений,

которых им не

хватает для

решения новых

проблем,

оценивают

личный вклад в

результаты

коллективной

деятельности.

Формируемые

способы

деятельности:

Самооценка на

основе критерия

успешности.

Домашнее задание

Страница 130

упражнение 188

или подобрать пословицы с разносклоняемыми

существительными.

Формируемые

способы

деятельности:

Конкретизирует

и комментирует

Формируемые

способы

деятельности:

Конкретизирует

и комментирует

Формируемые

способы

деятельности:

Конкретизирует и

комментирует

Формируемые

способы

деятельности:

Конкретизирует и

комментирует

Одну из пословиц я могу вам назвать уже сейчас. От

доброго семени – добрый всход.

Оттого как вы работали на уроке, будет и зависеть и

добрый результат вашего домашнего задания. Удачи!

учебный

материал для

домашней

работы.

Фиксируют

домашнее

задание в

дневниках.

учебный

материал для

домашней

работы.

Фиксируют

домашнее

задание в

дневниках.

учебный материал

для домашней

работы.

Фиксируют

домашнее задание

в дневниках.

учебный

материал для

домашней

работы.

Фиксируют

домашнее

задание в

дневниках.



В раздел образования