Напоминание

«Технология проектной деятельности в педагогическом процессе»


Авторы: Тырина Светлана Витальевна, Ветошкина Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №72"
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: «Технология проектной деятельности в педагогическом процессе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад из опыта работы

воспитателя МАДОУ «Детский сад №72» г. Сыктывкара

Тыриной Светланы Витальевны

«Моя педагогическая находка»

Тема: «Технология проектной деятельности в педагогическом процессе»

В своей работе я стараюсь весь педагогический процесс направлять на создание

благоприятных условий для развития эмоционально-волевых качеств личности детей,

познавательной, двигательной деятельности, а также создание обстановки доверия и

психологического комфорта для детей.

Метод проектов в России стал популярен в конце 90-х годов 20 века. Педагогов привлекла

возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать

решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть её результат.

Слово проект также вошло в жизнь и нашего детского сада. Чем заинтересовал меня

метод проектов? Прежде всего тем, что он связан с развивающим, личностно

ориентированным обучением и его можно использовать в своей группе. Проект позволяет

интегрировать сведения из разных областей, знаний, для решения одной проблемы,

применять их на практике. Изучив методическую литературу, пройдя профессиональное

обучение, участвуя в работе семинаров, я считаю этот метод одним из перспективных для

достижения положительных результатов в ДО, так как он направлен на развитие личности

ребенка, его познавательных и творческих способностей. Основываясь на личностно-

ориентированном

подходе

к

обучению

и

воспитанию,

он

формирует

навыки

сотрудничества, развивает познавательный интерес к различным областям знаний.

В процессе осуществления проектной деятельности создаются такие условия, которые

способствуют

самовыражению

ребёнка,

реализации

его

собственных

замыслов,

формированию социальных качеств детей – социализации детей в обществе. Именно это

является одной из главных задач современного педагогического процесса.

Проектная деятельность позволяет мне свободно и ненавязчиво стать участником

деятельности детей, проникать в их внутренний мир, общаться, совместно обсуждать

какие-либо действия, индивидуализировать работу по разным темам, опираясь на

особенности развития ребёнка в том или ином возрасте.

Также, позволяет улучшить микроклимат в группе.

Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимает участие

дети, воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Работа по методу

проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс её

раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий: составление паспорта

проекта и разработку основных этапов проекта.

Моим открытием стал способ разработки проектов, который называется «Модель трех

вопросов». Он показался мне увлекательным, понятным и, наверное, близким к нашей

деятельности.

. Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса: что мы

знаем? что мы хотим узнать? как узнать?

Сам процесс деятельности состоит из четырех этапов:

1.

Выбор темы.

2.

Планирование.

3.

Реализация проекта.

4.

Завершение проекта с дальнейшей презентацией.

Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для

планирования индивидуальной работы с детьми.

Рассмотрим этапы проекта

I этап. Выбор темы

Главное - в начале должно произойти что-то необычное и интересное, что побудило бы

детей к дальнейшей совместной проектной деятельности. Ведь не секрет, что дети лучше

запоминают то, что привлекло их внимание, заинтересовало и стало для них значимым!

Я ввожу детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулируем совместно

проблему, цели и задачи проекта.

При определении темы и цели важно ориентироваться на знания детей о предмете или

явлении итог: что мы хотим получить, узнать, каковы будут результат и форма его

презентации.

2этап. Планирование

Разрабатываем

план

деятельности по достижению цели:

На данном этапе надо предусмотреть совместно с детьми, с родителями или другими

сотрудниками детского сада:

Кто нам сможет помочь?

В каких источниках можно найти информацию?

Какие предметы использовать?

По мере того, как дети отвечают на вопрос, задача воспитателя — зафиксировать их

ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Ответы детей

определяют задачи и направления познавательной деятельности

Таблица, составленная по модели трех вопросов, — основа для планирования

деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка.

Таким образом, уже на этапе планирования ребенок является непосредственным

участником образовательной деятельности.

Заполненная таким образом, «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там,

где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжат разговор с

детьми дома — будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или

телепередачи. Таким простым образом взрослые будут включены в образовательный

процесс.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить

без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и

педагогами.

3 этап. Реализация проекта .

Что в этот этап входит?

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами (определение поисковой и

исследовательской деятельности). На этом этапе дети старшего возраста исследуют,

экспериментируют, конструируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления я

предлагаю детям решение проблемных ситуаций, головоломок, развивая тем самым

пытливость ума. Среда вокруг ребёнка должна быть незаконченной, незавершённой.

Необходимо,

создание

такой

ситуации,

когда

ребёнок

должен

что-то

познать

самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.

4этап. Завершение

Подведение итогов.

Проводится презентация продуктов проекта и рефлексия, то есть размышления над новым

знанием, приобретённым опытом. В данном проекте были оформлены страницы в книжке

энциклопедии «Мы хотим все знать»

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка

чувство гордости за полученный результат.

Основное предназначение данной образовательной технологии — предоставление детям

возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач

или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то

есть она дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые

качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

В своей работе я реализовала разного вида проекты

1.В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт.

Таким стал проект «Именины у Рябины»

Цель проекта:

Приобщение детей к русскому наследию, традициям, обычаям, приметам. Воспитание

уважения к природе родного края. Развитие экологического сознания.

Для этого в работе с детьми применяла такие виды деятельности, как: наблюдение,

хороводные игры, чтение художественной литературы, слушание и разучивание песен.

Проведена выставка детского творчества.

В проекте «Новогодняя открытка для друга» познакомились с происхождением

новогодней открытки, учили детей оказывать знаки внимания близким людям через

поздравительную открытку.

Итогом проекта стал творческая галерея и развлечение

В творческо-познавательном проекте «Покормите птиц зимой!» целью стало воспитание

у детей любви к птицам и желание им помочь

Для этого с детьми были проведены викторины, занятия. Была собрана библиотека, в

которой были и сказки, и рассказы, и загадки, стихи о птицах. игры, целевые прогулки.

Продуктом проекта стало инсценирование сказки «Птичья столовая», на которую

пригласили ребят другой группы.

2.

Информационные

Участники проекта исследуют предмет проекта и оформляют результат в виде газеты,

книжки, плаката, мини-музея

Пробуждение

интереса

к

деятельности

взрослых,

формирование

положительного

отношения к разным профессиям было применено в информационном проекте

«Профессии наших родителей»

Целью проекта стало:

Знакомство с профессиональной деятельностью родителей.

А продуктом – альбом с фотографиями и рассказами родителей о своей профессии.

Интересно реализован проект «Мой папа патриот!», который был посвящен дню

защитника Отечества, целью которого было формирование мотивационного, целостного

представления детей о защитниках Отечества.

Мотивацией к теме проекта стала знакомство с новым словом «патриот», о смысле

которого они узнали у своих пап, дедушек, составили с ними рассказы. А в группе вместе

оформили большую газету на тему. Также создали мини-музей военной атрибутики.

3.

Игровые проекты

Организация проектной деятельности детей, результатом которой становится сюжетно-

ролевая игра, а продуктом - создание атрибутов и обстановки для игры, накопление

содержания для отражения в игровых сюжетах.

Проект «Мы в профессии играем»

Цель: Обогащение игрового опыта дошкольников

При реализации

игровых проектов

игры становятся более разнообразными, сложно

структурированными, а сами дети стали интересны друг другу

4.

Своеобразие исследовательской проектной деятельности

определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том,

почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения

современного знания.

Дошкольники

проявляют

большой

интерес

к

окружающему

миру

природы,

но

представления о связях и закономерностях в природном мире неглубокие, поверхностные,

что требует нового уровня экологических знаний.

Целью данного проекта было расширение знания детей об объектах неживой природы

встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении;

В своей работе над этим проектом я отдала предпочтение опытам, экспериментам.

т. к. они вызывают у детей восторг.

В ходе реализации проекта «Неизведанное рядом» дети приобрели знания: о воде и её

свойствах, о свойствах воздуха; начали проявлять интерес к экспериментальной

деятельности, которая способствовала развитию познавательной активности детей.

При

дальнейшей работе

над

проектной деятельностью

стала

использовать

формы

профилактической работы по

правилам

безопасного

поведения

дома.

тем

самым

формирую навыки личной безопасности, развивая познавательную активность, обучая

адекватным действиям в разных ситуациях.

Примером стал информационно-исследовательский проект «Электричество вокруг нас».

Проблемой стал вопрос «От чего загорается лампочка?» в ходе реализации проекта дети

узнали, что такое электричество, электрический ток, как электричество попадает в дома.

Опыт моей работы показал, что использование технологии проектной деятельности, как

одного из методов интегрированного образовательного процесса дошкольников позволяет

значительно повысить познавательную активность в условиях сада и семьи, помогает

многим

детям

чувствовать

себя

более

уверенно

среди

сверстников,

успешнее

социализироваться в обществе и адаптироваться к жизни в современном мире.

А для Педагогов - проектирование заставляет постоянно находиться в пространстве

возможностей,

требует

ежедневного

творческого,

личностного

роста.

Позволяет

интересно организовать педагогический процесс.



В раздел образования