Автор: Наталья Алексеевна Елиава
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Карельский филиал МБОУ Устьинской СОШ
Населённый пункт: с. Карели
Наименование материала: статья
Тема: Педагогический опыт
Раздел: дополнительное образование
Педагогический опыт
Елиава Натальи Алексеевны, педагога дополнительного образования
Карельского филиала МБОУ Устьинской СОШ
Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и
развиваются в творческой деятельности, и для всех взрослых, родителей и педагогов
важно поддерживать его пусть маленький, но ежедневный творческий рост, создавая для
этого все необходимые условия.
Я считаю, задача дополнительного образования – выявить и развить творческие
способности детей в доступной и интересной детям деятельности.
Моя задача заключается в том, чтобы развить интерес детей к декоративно-прикладному
творчеству, приобщить их к рукоделию, заложить основы нравственных
ценностей, научить ощущать мир своими руками, через красоту художественного
изделия.
Воспитание духовно-нравственных, эстетических начал личности – важнейшая
задача педагогики. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную
воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в
современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее
молодежи. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности
школьников состоит в том, чтобы помогать продвигаться от элементарных навыков
поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения
и нравственный выбор.
Я представляю вашему вниманию образовательную программу художественно-
эстетической направленности «Работа с тканью».
Данная программа разработана мною с учетом содержания Типовых программ и
учебников общеобразовательных учреждений по технологии для 5-6 классов, на основе
собственного опыта, использования практических советов из популярных печатных
изданий и Интернет-ресурсов.
Актуальность данной образовательной программы заключается в приобщении детей к
декоративно-прикладному творчеству, воспитании уважения к истории своего народа.
Цель программы – развитие творческих способностей детей, через приобщение
к одному из видов декоративно-прикладного искусства – лоскутному шитью.
Задачи:
Обучающие.
1. Формирование знаний о лоскутном шитье, ассортименте изделий, их функциональном
назначении, способах изготовления лоскутных изделий.
2. Приучить детей своевременно и тщательно готовить к занятию все необходимое, а во
время занятия поддерживать порядок на рабочем месте.
3. Учить детей бережно относиться к оборудованию, экономить материалы, соблюдать
технику безопасности.
Развивающие.
1. Развивать интерес к народному творчеству, работать достаточно свободно, творчески и
безбоязненно.
2. Развивать личность детей, активность, самостоятельность, коммуникабельность.
3. Развивать стремление добиваться высоких результатов в работе.
Воспитывающие.
1. Воспитывать в детях аккуратность, опрятность, терпение, культуру поведения.
2. Воспитывать умение ценить красоту художественного изделия.
Содержание программы рассчитано на три года обучения (216 часов) и
направлено на детей 8 – 13 лет.
Моя программа содержит увлекательный материал по изучению техники лоскутного
шитья. Первые шаги по ней настолько просты, что не требуют от детей больших
усилий. Они с удовольствием открывают для себя разнообразные возможности работы с
тканью., в том числе и печворка.
Пэчворк - это мозаика из ткани. Создается такая прелесть из кусочков ткани и
основы (в основном, пенопласта). Суть этой техники: переводят картинку на основу
(например, с помощью копировальной бумаги), потом канцелярским ножом (обычным
ножом или ножницами) делают надрезы по контуру.
Стиль пэчворк не забыт и в наши дни. С помощью этой техники можно
изготовить практически все — от постельного белья до панно, детских игрушек,
неувядающих цветов и модной дизайнерской одежды.
Новизна программы в предоставлении возможности детям обучиться не только
лоскутному шитью, но и другим способам работы с тканью.
Методика работы с детьми по программе «Работа с тканью» предполагает использование
различных приёмов, способов, принципов педагогической деятельности.
Мой опыт подтверждает, что многие сложные теоретические положения при умелом
использовании наглядности становятся более доступными и понятными для детей.
Разработанный мною учебно-методический комплект содержит множество наглядных
пособий: это иллюстративные пособия (картины, рисунки, фотографии), различные
информационно-технические пособия (учебные презентации и буклеты, сменяемые
выставки готовых изделий, а также графические пособия (схемы, таблицы, лекала).
В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства
наглядности, как компьютер.
Несколько мультимедийных мастер - классов "Карандашница", "Шкатулка в технике
Канзаши" и работа с лентами "Георгиевская ленточка" наиболее полно и интереснее
знакомит детей с изучаемым материалом.
Методика организации работы детей основывается по принципу последовательности
действий. Для правильной выработки навыков работы необходимы показ и объяснение.
Каждая тема программы основана на знаниях предыдущей темы и даётся с усложнением:
от несложных приемов аппликации, до изготовления сложных лоскутных изделий
(лоскутные одеяла, кухонные комплекты, объёмные мягкие игрушки, лоскутные сумки и
др.).
Для того чтобы достичь этого, нужно в процесс обучения включать сначала то, что близко
и понятно для детей, а потом – то, что требует обобщения и анализа, для начала я
предлагаю детям легкие задачи, а потом – более сложные (но обязательно доступные для
выполнения).
Например: с целью доступности излагаемого материала и развития познавательного
интереса к изучаемой теме я рассказываю истории о возникновении утюга, пуговиц,
швейной машины, ткани, простого карандаша, матрёшки.
На занятиях детям с различной подготовкой даются разноуровневые задания, которые
включают в себя базовые, упрощенные или усложненные задачи: более сильным
детям интересно и доступно выполнение более сложной поделки, менее подготовленным
предлагаю выполнить упрощенный вариант. При этом обучающий и развивающий
смысл работы для каждого воспитанника сохраняется. Например, при изучении темы
«Мягкая игрушка» используется 2 комплекта выкроек (сложной и простой игрушки). Это
способствует устойчивому психологическому состоянию ребенка, а это важно для
развития его познавательной активности и поддержания творческой атмосферы на
занятии.
Реализуя один из принципов социализации воспитанников, активно включаю их в
общественно-полезную деятельность в Центре дополнительного образования детей и за
его пределами. Воспитанники помогают в оформлении интерьера нашего Центра,
участвуют в акциях помощи детям с ограниченными возможностями, детям сиротам,
делают подарки для ветеранов войны, пожилых людей и конечно же для своих друзей и
близких.
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы
обучения (словесные, наглядные, практические) чаще всего их сочетание. В процессе
занятия сочетается групповая и индивидуальная работа. Каждое занятие по темам
программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических
знаний, полученных воспитанниками. Постоянно развивая интерес к занятиям, я выбираю
такую форму проведения занятий, при которой ребёнку предоставляется возможность
самостоятельного творческого подхода.
Для каждой практической работы выбирается та форма, которая больше всего подходит с
учетом конкретных условий, уровня знаний учащихся, развития их умений и навыков,
самостоятельности и имеющихся средств обучения.
Форма взаимообучения необходима на наших занятиях, так как при помощи её
обучающиеся могут на практике проявить свои знания и умения. Обучение проводится по
типу семьи. Старшие помогают младшим - присутствует дух взаимовыручки,
взаимопонимания, ответственности - это положительно влияет на сплоченность
коллектива и формирование личностных качеств. А так же позволяет рационально
использовать время на занятии.
Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование
у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их
самопознание. Подведение итогов на занятиях лоскутным шитьём строится на
доброжелательном оценивании изделия: результат оценивает сам ребенок, затем – его
товарищи.
Проверка результатов происходит в виде анкетирования, тестирования, самоанализа,
игровой диагностики. Наиболее подходящая форма оценки знаний, умений, навыков,
организованный просмотр выполненных работ в виде выставки.
В результате освоения программы « Работа с тканью » воспитанники получают целый
комплекс знаний и умений.
Результатом для меня как педагога является то, что мои воспитанники – постоянные
участники всевозможных выставок и конкурсов муниципального и регионального уровня
и ежегодно являются их призёрами и дипломантами.