Напоминание

Педагогический опыт


Автор: Наталья Алексеевна Елиава
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Карельский филиал МБОУ Устьинской СОШ
Населённый пункт: с. Карели
Наименование материала: статья
Тема: Педагогический опыт
Раздел: дополнительное образование





Назад




Педагогический опыт

Елиава Натальи Алексеевны, педагога дополнительного образования

Карельского филиала МБОУ Устьинской СОШ

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и

развиваются в творческой деятельности, и для всех взрослых, родителей и педагогов

важно поддерживать его пусть маленький, но ежедневный творческий рост, создавая для

этого все необходимые условия.

Я считаю, задача дополнительного образования – выявить и развить творческие

способности детей в доступной и интересной детям деятельности.

Моя задача заключается в том, чтобы развить интерес детей к декоративно-прикладному

творчеству, приобщить их к рукоделию, заложить основы нравственных

ценностей, научить ощущать мир своими руками, через красоту художественного

изделия.

Воспитание духовно-нравственных, эстетических начал личности – важнейшая

задача педагогики. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную

воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в

современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее

молодежи. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности

школьников состоит в том, чтобы помогать продвигаться от элементарных навыков

поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения

и нравственный выбор.

Я представляю вашему вниманию образовательную программу художественно-

эстетической направленности «Работа с тканью».

Данная программа разработана мною с учетом содержания Типовых программ и

учебников общеобразовательных учреждений по технологии для 5-6 классов, на основе

собственного опыта, использования практических советов из популярных печатных

изданий и Интернет-ресурсов.

Актуальность данной образовательной программы заключается в приобщении детей к

декоративно-прикладному творчеству, воспитании уважения к истории своего народа.

Цель программы – развитие творческих способностей детей, через приобщение

к одному из видов декоративно-прикладного искусства – лоскутному шитью.

Задачи:

Обучающие.

1. Формирование знаний о лоскутном шитье, ассортименте изделий, их функциональном

назначении, способах изготовления лоскутных изделий.

2. Приучить детей своевременно и тщательно готовить к занятию все необходимое, а во

время занятия поддерживать порядок на рабочем месте.

3. Учить детей бережно относиться к оборудованию, экономить материалы, соблюдать

технику безопасности.

Развивающие.

1. Развивать интерес к народному творчеству, работать достаточно свободно, творчески и

безбоязненно.

2. Развивать личность детей, активность, самостоятельность, коммуникабельность.

3. Развивать стремление добиваться высоких результатов в работе.

Воспитывающие.

1. Воспитывать в детях аккуратность, опрятность, терпение, культуру поведения.

2. Воспитывать умение ценить красоту художественного изделия.

Содержание программы рассчитано на три года обучения (216 часов) и

направлено на детей 8 – 13 лет.

Моя программа содержит увлекательный материал по изучению техники лоскутного

шитья. Первые шаги по ней настолько просты, что не требуют от детей больших

усилий. Они с удовольствием открывают для себя разнообразные возможности работы с

тканью., в том числе и печворка.

Пэчворк - это мозаика из ткани. Создается такая прелесть из кусочков ткани и

основы (в основном, пенопласта). Суть этой техники: переводят картинку на основу

(например, с помощью копировальной бумаги), потом канцелярским ножом (обычным

ножом или ножницами) делают надрезы по контуру.

Стиль пэчворк не забыт и в наши дни. С помощью этой техники можно

изготовить практически все — от постельного белья до панно, детских игрушек,

неувядающих цветов и модной дизайнерской одежды.

Новизна программы в предоставлении возможности детям обучиться не только

лоскутному шитью, но и другим способам работы с тканью.

Методика работы с детьми по программе «Работа с тканью» предполагает использование

различных приёмов, способов, принципов педагогической деятельности.

Мой опыт подтверждает, что многие сложные теоретические положения при умелом

использовании наглядности становятся более доступными и понятными для детей.

Разработанный мною учебно-методический комплект содержит множество наглядных

пособий: это иллюстративные пособия (картины, рисунки, фотографии), различные

информационно-технические пособия (учебные презентации и буклеты, сменяемые

выставки готовых изделий, а также графические пособия (схемы, таблицы, лекала).

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства

наглядности, как компьютер.

Несколько мультимедийных мастер - классов "Карандашница", "Шкатулка в технике

Канзаши" и работа с лентами "Георгиевская ленточка" наиболее полно и интереснее

знакомит детей с изучаемым материалом.

Методика организации работы детей основывается по принципу последовательности

действий. Для правильной выработки навыков работы необходимы показ и объяснение.

Каждая тема программы основана на знаниях предыдущей темы и даётся с усложнением:

от несложных приемов аппликации, до изготовления сложных лоскутных изделий

(лоскутные одеяла, кухонные комплекты, объёмные мягкие игрушки, лоскутные сумки и

др.).

Для того чтобы достичь этого, нужно в процесс обучения включать сначала то, что близко

и понятно для детей, а потом – то, что требует обобщения и анализа, для начала я

предлагаю детям легкие задачи, а потом – более сложные (но обязательно доступные для

выполнения).

Например: с целью доступности излагаемого материала и развития познавательного

интереса к изучаемой теме я рассказываю истории о возникновении утюга, пуговиц,

швейной машины, ткани, простого карандаша, матрёшки.

На занятиях детям с различной подготовкой даются разноуровневые задания, которые

включают в себя базовые, упрощенные или усложненные задачи: более сильным

детям интересно и доступно выполнение более сложной поделки, менее подготовленным

предлагаю выполнить упрощенный вариант. При этом обучающий и развивающий

смысл работы для каждого воспитанника сохраняется. Например, при изучении темы

«Мягкая игрушка» используется 2 комплекта выкроек (сложной и простой игрушки). Это

способствует устойчивому психологическому состоянию ребенка, а это важно для

развития его познавательной активности и поддержания творческой атмосферы на

занятии.

Реализуя один из принципов социализации воспитанников, активно включаю их в

общественно-полезную деятельность в Центре дополнительного образования детей и за

его пределами. Воспитанники помогают в оформлении интерьера нашего Центра,

участвуют в акциях помощи детям с ограниченными возможностями, детям сиротам,

делают подарки для ветеранов войны, пожилых людей и конечно же для своих друзей и

близких.

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы

обучения (словесные, наглядные, практические) чаще всего их сочетание. В процессе

занятия сочетается групповая и индивидуальная работа. Каждое занятие по темам

программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических

знаний, полученных воспитанниками. Постоянно развивая интерес к занятиям, я выбираю

такую форму проведения занятий, при которой ребёнку предоставляется возможность

самостоятельного творческого подхода.

Для каждой практической работы выбирается та форма, которая больше всего подходит с

учетом конкретных условий, уровня знаний учащихся, развития их умений и навыков,

самостоятельности и имеющихся средств обучения.

Форма взаимообучения необходима на наших занятиях, так как при помощи её

обучающиеся могут на практике проявить свои знания и умения. Обучение проводится по

типу семьи. Старшие помогают младшим - присутствует дух взаимовыручки,

взаимопонимания, ответственности - это положительно влияет на сплоченность

коллектива и формирование личностных качеств. А так же позволяет рационально

использовать время на занятии.

Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование

у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их

самопознание. Подведение итогов на занятиях лоскутным шитьём строится на

доброжелательном оценивании изделия: результат оценивает сам ребенок, затем – его

товарищи.

Проверка результатов происходит в виде анкетирования, тестирования, самоанализа,

игровой диагностики. Наиболее подходящая форма оценки знаний, умений, навыков,

организованный просмотр выполненных работ в виде выставки.

В результате освоения программы « Работа с тканью » воспитанники получают целый

комплекс знаний и умений.

Результатом для меня как педагога является то, что мои воспитанники – постоянные

участники всевозможных выставок и конкурсов муниципального и регионального уровня

и ежегодно являются их призёрами и дипломантами.



В раздел образования