Автор: Шмидт Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №21 "Сказка" комбинированного вида
Населённый пункт: г.Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми
дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ
Еще Максим Горький говорил: «Мы живем в эпоху, когда расстояние от
самых
безумных
фантазий
до
совершенно
реальной
действительности
сокращается
с
невероятной
быстротой».
И
сейчас,
в
век
сплошной
компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно
актуально остаются его слова «В карете никуда не уедешь».
С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят
в нашу жизнь. В наше время дети уже с самого рождения попадают в очень
насыщенную информационную среду, где первыми игрушками становятся пульты
от
телевизора,
мобильные
телефоны,
а
потом
уже
куклы,
машинки
и
дидактические игры. Уже сейчас двухлетний малыш со смартфоном в руках не
вызывает особого удивления, а в скором времени вполне могут появиться
специальные «гаджеты» для новорожденных.
Как правило, знакомство детей с техникой происходит незаметно для самих
родителей: вначале ребенок наблюдает, как мама и папа работают на компьютере
или смотрят телевизор, потом пытается сам дотянуться до ярко мигающей
кнопочки «Power», стащить со стола пульт дистанционного управления, мышку
или постучать по клавиатуре. А уж если малышу в ручки попадет планшет с
сенсорным экраном…
Компьютерные технологии коррекции речевых нарушений в настоящее
время считаются вспомогательными средствами в логопедической работе. Однако
они являются достаточно уникальными и чрезвычайно эффективными.
Коррекция недостатков речи у детей с ограниченными возможностями
здоровья требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у
детей. Отсюда зачастую наблюдается снижение познавательного интереса,
нежелание посещать занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать
детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы,
индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии,
соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути
обучения данной категории детей. Если же ребенок не пассивно поглощает поток
информации, а динамично с ним взаимодействует, т.е. интерактивен, тактильно
связан с этой культурной средой, то мы можем предположить иной результат, а
значит, и иную перспективу.
Использование интерактивных технологий сегодня – это не дань моде, а
требование закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), именно в этот
период
важно
адаптировать
ребенка
к
информационно-коммуникативной
деятельности для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые
возможности для последующего успешного обучения в школе.
В связи с изменениями в системе образования (введение Федерального
государственного
образовательного
стандарта) меняется
и
модель
образовательной деятельности, установлены нормы и положения, обязательные
при
реализации
основной
и
адаптированной
образовательных
программ дошкольного образования, определены требования к предметно-
развивающей среде, к оснащению средствами обучения и воспитания, в том числе
техническими.
Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение
его
современной
техникой: интерактивная
доска, интерактивный
стол,
компьютеры
(ноутбуки),
планшеты,
видеопроектор,
фотоаппаратура,
компьютерные игры и т.д.
Работая
с
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
мы
наблюдаем что у детей:
– практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению,
– трудности удержания внимания,
– фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
– быстрая утомляемость,
– лексико-грамматическое недоразвитие речи,
– гипо- или гиперактивность.
Сегодня
решать
эти
проблемы
помогают
именно
информационные
технологии. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго
удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.
В моей логопедической работе особое место занимает интерактивный
стол.
Но из-за ограниченной площади кабинета логопеда, мы используем стол
большую часть времени как интерактивный экран.
Использование
интерактивного стола/экрана
помогает
сделать
коррекционно-развивающую работу увлекательной, динамичной, красочной,
получить обратную связь с обучающимися. Интерактивный стол/экран (ИС)
– полифункциональное
устройство,
позволяющее
на
одном
занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в
состав комплектации ИС, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики,
компьютерные игры и т. д.
Появление у нас в арсенале такого устройства помогает решать мне многие
коррекционные-образовательные
задачи
в
обучении
детей
с
особыми
потребностями:
задачи ознакомительно-адаптационного цикла:
– ознакомление детей с интерактивным столом и правилами поведения
при работе с ним;
– знакомство детей с компьютерными программами;
задачи коррекционно-образовательного цикла:
– формирование
и
развитие
у
детей
речевых
и
языковых
средств:
звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа
и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;
– формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели,
самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели,
оценка результатов деятельности;
– развитие знаковой функции сознания;
– развитие психических функций;
задачи творческого цикла:
– развитие воображения;
– развитие познавательной активности.
Интерактивный стол/экран – еще один инструмент, данный в продолжение
коррекционной
работы
по
развитию
и мелкой
моторики, тактильного
восприятия; по преодолению моторной неловкости, неточности движений.
Конечно, следует отметить, что время на предварительную подготовку к
занятиям при использовании интерактивного стола на первом этапе, несомненно,
увеличивается, однако постепенно накапливается создаваемая мною медиа-
методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.
В своей работе я использую готовые программы («Развитие речи. Учимся
говорить правильно», «Логоша» «Игры для тигры», «Помоги Мише»). Игры
подбираю как по лексическим темам, так и по направлениям коррекционно-
развивающей работы.
Но иногда нам недостаточно готовых игровых упражнений из специальных
программ по определенной лексической теме. Тогда, используя программу
SMART NOTEBOOK, мы можем создать свою игру для решения коррекционно-
развивающих задач. Использование ярких картинок, элементов анимации и
сюрпризных
моментов
позволяет
заинтересовать
детей
и
разнообразить
коррекционный процесс.
Игровые упражнения в SMART NOTEBOOK
1) Развитие фонематического слуха «Дифференциация звуков (Р-Л)
Предлагаю детям представить, что они садовники и им нужно посадить
цветы со звуком (Р) на коричневую клумбу, а со звуком (Л) на зеленую клумбу.
2) В конце года в подготовительной группе детям можно предложить более
сложные задания, в которых они сами могут составлять слова по заданным
ребусам. Ребенку предлагаются картинки, по первым звукам в названии этих
картинок ребенок составляет слово. Если ребенок верно составил слово, педагог
предлагает нажать на знак вопроса, и вместо этого знака появится картинка-ответ.
3) Автоматизация звука [Ш]. На экране появляется несколько картинок.
Ребенку предлагается среди этих картинок выбрать и нажать на те, в которых
слышится звук [Ш]. В случае правильного выбора и в случае ошибки звучат
разные виды сигналов.
Я убедилась в высокой результативности занятий с использованием
интерактивных игр. Использование интерактивного стола позволяет сделать
процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным,
мобильным,
эмоционально-привлекательным,
доступным,
многофункциональным, что в процессе обучения ведет к положительной
динамике речевого развития. Мою работу компьютер не заменяет, а дополняет и
делает ее более эффективной, качественной и разнообразной.