Напоминание

"Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми с ОВЗ"


Автор: Шмидт Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №21 "Сказка" комбинированного вида
Населённый пункт: г.Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми

дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ

Еще Максим Горький говорил: «Мы живем в эпоху, когда расстояние от

самых

безумных

фантазий

до

совершенно

реальной

действительности

сокращается

с

невероятной

быстротой».

И

сейчас,

в

век

сплошной

компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно

актуально остаются его слова «В карете никуда не уедешь».

С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят

в нашу жизнь. В наше время дети уже с самого рождения попадают в очень

насыщенную информационную среду, где первыми игрушками становятся пульты

от

телевизора,

мобильные

телефоны,

а

потом

уже

куклы,

машинки

и

дидактические игры. Уже сейчас двухлетний малыш со смартфоном в руках не

вызывает особого удивления, а в скором времени вполне могут появиться

специальные «гаджеты» для новорожденных.

Как правило, знакомство детей с техникой происходит незаметно для самих

родителей: вначале ребенок наблюдает, как мама и папа работают на компьютере

или смотрят телевизор, потом пытается сам дотянуться до ярко мигающей

кнопочки «Power», стащить со стола пульт дистанционного управления, мышку

или постучать по клавиатуре. А уж если малышу в ручки попадет планшет с

сенсорным экраном…

Компьютерные технологии коррекции речевых нарушений в настоящее

время считаются вспомогательными средствами в логопедической работе. Однако

они являются достаточно уникальными и чрезвычайно эффективными.

Коррекция недостатков речи у детей с ограниченными возможностями

здоровья требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у

детей. Отсюда зачастую наблюдается снижение познавательного интереса,

нежелание посещать занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать

детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы,

индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии,

соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути

обучения данной категории детей. Если же ребенок не пассивно поглощает поток

информации, а динамично с ним взаимодействует, т.е. интерактивен, тактильно

связан с этой культурной средой, то мы можем предположить иной результат, а

значит, и иную перспективу.

Использование интерактивных технологий сегодня – это не дань моде, а

требование закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), именно в этот

период

важно

адаптировать

ребенка

к

информационно-коммуникативной

деятельности для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые

возможности для последующего успешного обучения в школе.

В связи с изменениями в системе образования (введение Федерального

государственного

образовательного

стандарта) меняется

и

модель

образовательной деятельности, установлены нормы и положения, обязательные

при

реализации

основной

и

адаптированной

образовательных

программ дошкольного образования, определены требования к предметно-

развивающей среде, к оснащению средствами обучения и воспитания, в том числе

техническими.

Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение

его

современной

техникой: интерактивная

доска, интерактивный

стол,

компьютеры

(ноутбуки),

планшеты,

видеопроектор,

фотоаппаратура,

компьютерные игры и т.д.

Работая

с

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

мы

наблюдаем что у детей:

– практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению,

– трудности удержания внимания,

– фонетико-фонематическое недоразвитие речи,

– быстрая утомляемость,

– лексико-грамматическое недоразвитие речи,

– гипо- или гиперактивность.

Сегодня

решать

эти

проблемы

помогают

именно

информационные

технологии. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго

удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.

В моей логопедической работе особое место занимает интерактивный

стол.

Но из-за ограниченной площади кабинета логопеда, мы используем стол

большую часть времени как интерактивный экран.

Использование

интерактивного стола/экрана

помогает

сделать

коррекционно-развивающую работу увлекательной, динамичной, красочной,

получить обратную связь с обучающимися. Интерактивный стол/экран (ИС)

– полифункциональное

устройство,

позволяющее

на

одном

занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в

состав комплектации ИС, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики,

компьютерные игры и т. д.

Появление у нас в арсенале такого устройства помогает решать мне многие

коррекционные-образовательные

задачи

в

обучении

детей

с

особыми

потребностями:

задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

– ознакомление детей с интерактивным столом и правилами поведения

при работе с ним;

– знакомство детей с компьютерными программами;

задачи коррекционно-образовательного цикла:

– формирование

и

развитие

у

детей

речевых

и

языковых

средств:

звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа

и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

– формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели,

самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели,

оценка результатов деятельности;

– развитие знаковой функции сознания;

– развитие психических функций;

задачи творческого цикла:

– развитие воображения;

– развитие познавательной активности.

Интерактивный стол/экран – еще один инструмент, данный в продолжение

коррекционной

работы

по

развитию

и мелкой

моторики, тактильного

восприятия; по преодолению моторной неловкости, неточности движений.

Конечно, следует отметить, что время на предварительную подготовку к

занятиям при использовании интерактивного стола на первом этапе, несомненно,

увеличивается, однако постепенно накапливается создаваемая мною медиа-

методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

В своей работе я использую готовые программы («Развитие речи. Учимся

говорить правильно», «Логоша» «Игры для тигры», «Помоги Мише»). Игры

подбираю как по лексическим темам, так и по направлениям коррекционно-

развивающей работы.

Но иногда нам недостаточно готовых игровых упражнений из специальных

программ по определенной лексической теме. Тогда, используя программу

SMART NOTEBOOK, мы можем создать свою игру для решения коррекционно-

развивающих задач. Использование ярких картинок, элементов анимации и

сюрпризных

моментов

позволяет

заинтересовать

детей

и

разнообразить

коррекционный процесс.

Игровые упражнения в SMART NOTEBOOK

1) Развитие фонематического слуха «Дифференциация звуков (Р-Л)

Предлагаю детям представить, что они садовники и им нужно посадить

цветы со звуком (Р) на коричневую клумбу, а со звуком (Л) на зеленую клумбу.

2) В конце года в подготовительной группе детям можно предложить более

сложные задания, в которых они сами могут составлять слова по заданным

ребусам. Ребенку предлагаются картинки, по первым звукам в названии этих

картинок ребенок составляет слово. Если ребенок верно составил слово, педагог

предлагает нажать на знак вопроса, и вместо этого знака появится картинка-ответ.

3) Автоматизация звука [Ш]. На экране появляется несколько картинок.

Ребенку предлагается среди этих картинок выбрать и нажать на те, в которых

слышится звук [Ш]. В случае правильного выбора и в случае ошибки звучат

разные виды сигналов.

Я убедилась в высокой результативности занятий с использованием

интерактивных игр. Использование интерактивного стола позволяет сделать

процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным,

мобильным,

эмоционально-привлекательным,

доступным,

многофункциональным, что в процессе обучения ведет к положительной

динамике речевого развития. Мою работу компьютер не заменяет, а дополняет и

делает ее более эффективной, качественной и разнообразной.



В раздел образования