Автор: Мазур Елена Игоревна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №24"
Населённый пункт: г. Кемерово,Кемеровская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24» г. Кемерово
Согласовано на методическом объединении
учителей
протокол № 3 от » марта 20 г. Руководитель
м/о ___________
Утверждаю.
Директор МБОУ «СОШ №24»
________________
приказ от … мая 20 .
Рабочая программа
по русскому языку для 5-9 классов
Составитель:
Мазур Елена Игоревна, учитель
русского языка
1
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Русский язык и литература
Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы,
лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской,
этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать
внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств
коммуникации, должно обеспечить:
•
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры,
воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как
государственному
языку
Российской
Федерации,
языку
межнационального
общения народов России;
•
осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
•
приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам
отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным
свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
•
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры
владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами
русского речевого этикета;
•
получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о
его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение
базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1)
воспитание
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
уважения
к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края,
основ
культурного
наследия
народов
России
и
человечества;
усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования
на
базе
ориентировки
в
мире
профессий
и
профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
3)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
2
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4)
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками,
детьми
старшего
и
младшего
возраста,
взрослыми
в
процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
8)
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9)
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического
мышления,
развитие
опыта
экологически
ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
в
том
числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
3
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии
для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать
конфликты
на
основе
согласования
позиций
и
учета
интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами.
11)
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
12)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и
профессиональной
ориентации;
Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература"
должны отражать:
Русский язык:
1)
совершенствование
видов
устной
и
письменной
речевой
деятельности
(говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств
устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и
полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие
навыков
чтения
на
русском
языке
(изучающего,
ознакомительного,
просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение
выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и
выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-
смысловых
типов
речи
(повествование,
описание,
рассуждение)
и
функциональных
разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла
в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы,
смысловой цельности, последовательности изложения;
4
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их
эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной
речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью
и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план
(включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2)
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для
выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского
литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и
развитие;
3)
использование
коммуникативно-эстетических
возможностей
русского
языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и
синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола,
олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы)
в речи;
уместное использование фразеологических оборотов в речи;
корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке его единицах и категориях;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению
и основным грамматическим признакам;
распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных
разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и
наречия;
распознавание
глаголов,
причастий,
деепричастий
и
их
морфологических
признаков;
распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков
частиц ;
распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей
междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных
этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа
словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли
самостоятельных частей речи в предложении;
5
анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему,
основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные
элементы текста;
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков
слова;
определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической
окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
деление
слова
на
морфемы
на
основе
смыслового,
грамматического
и
словообразовательного анализа слова;
умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы
словообразования;
проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;
характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных
частей речи, определение их синтаксической функции;
опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); умение
выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в
словосочетании, определение его вида;
определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
определение грамматической основы предложения;
распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений
осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;
распознавание второстепенных членов предложения, однородных: членов предложения,
обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений
с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного
предложения;
определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из
них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и
соблюдение норм их построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи
предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и
чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач
построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и
оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и
способах конструирования информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего
- для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его
группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения,
особенностей употребления;
пользование
орфоэпическими,
орфографическими
словарями
для
определения
нормативного написания и произношения слова;
6
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей
употребления фразеологизмов;
использование морфемных,
словообразовательных,
этимологических словарей для
морфемного и словообразовательного анализа слов;
использование словарей д ля подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого
этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; освоение правил
правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в
сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного
языка, определение места ударения в слове в соответствии с ащентологаческими нормами;
выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с
учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное
изменение
форм
существительных,
прилагательных,
местоимений,
числительных, глаголов;
соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при
употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении
предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и
частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной
соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;
2. Содержание учебного предмета
5-9 класс (714 часов)
Коммуникативная компетенция
Речь
и
речевое
общение.
Речь
устная
и
письменная,
диалогическая
и
монологическая.
Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка (разговорная речь,
функциональные
стили:
научный,
публицистический,
официально-деловой;
язык
художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения.
Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия),
публицистического
(выступление,
статья,
интервью,
очерк),
официально-делового
(расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор)
речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста:
повествование,
описание,
рассуждение.
Структура
текста.
Основные
виды
информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки
зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-
смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному
стилю.
7
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием),
говорением, чтением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией
речевого общения. Создание устных монологических и диалогических высказываний на
актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в
соответствии с целями и ситуацией общения.
Овладение
различными
видами
чтения
(ознакомительное,
изучающее,
просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными
источниками, включая ресурсы Интернета.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное,
сжатое, выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных
стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо; расписка,
доверенность, заявление.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык
русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального
общения. Русский язык – язык русской художественной литературы. Русский язык как
развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.
Понятие о русском литературном языке и его нормах. Основные лингвистические
словари. Извлечение необходимой информации из словарей.
Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся
отечественных лингвистах.
Система языка
Фонетика. Орфоэпия
Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение
звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции.
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Основные выразительные средства фонетики.
Правильное произношение слов и интонирование предложений. Оценка собственной и
чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Состав слова (Морфемика) и словообразование
Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка,
суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова.
Основные способы образования слов.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Применение
знаний
и
умений
по
морфемике
и
словообразованию
в
практике
правописания.
Лексика и фразеология
Слово – основная единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное
значения слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика русского языка.
Исконно русские и заимствованные слова.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и
крылатые слова как явления фразеологической системы.
Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.
8
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией
общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Морфология
Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки,
синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка.
Основные выразительные средства морфологии.
Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного
русского литературного языка.
Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные,
полные и неполные.
Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связи между ними.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Употребление
синтаксических
конструкций
в
соответствии
с
нормами
русского
литературного языка.
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Правописание Ъ и Ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы.
Перенос слов.
Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при
прямой речи, цитировании, диалоге.
Сочетание знаков препинания.
Употребление пунктуационных знаков.
Культуроведческая компетенция
Отражение в языке культуры и истории народа.
Русский речевой этикет.
9
Выявление
единиц
языка
с
национально-культурным
компонентом
значения
в
произведениях
устного
народного
творчества,
в
художественной
литературе
и
исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей
(толковых, этимологических и др.)
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
5 класс
№
урока
Тема
Количес
тво
часов
1.
Язык и человек. Язык и речь. Особенности речи народов Сибири.
1
2.
Звуки и буквы. Произношение и правописание
1
3.
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
1
4.
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.
1
5.
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
1
6.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Правописание букв И, У,
А после шипящих.
1
7.
Разделительные Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами.
1
8.
Р.Р. Текст. Языковой анализ текста о Кузбассе.
1
9.
Р.Р. Подготовка к обучающему изложению (По Г.А. Скребицкому, упр. 70).
1
10.
Р.Р. Обучающее изложение (подробное) (По Г.А. Скребицкому, упр. 70).
1
11.
Части речи.
1
12.
Глагол. Раздельное написание НЕ с глаголами. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в
глаголах
1
13.
Р.Р. Тема текста. Составление текста о Кемерово.
1
14.
Правописание гласных в личных окончаниях глаголов
1
15.
Имя существительное как часть речи.
16.
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.
1
17.
Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в тексте описания по
теме «Кузбасс».
1
18.
Местоимение как часть речи.
1
19.
Р.Р. Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом».
1
20.
Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение
изученного в начальных классах».
1
21.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
1
22.
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание.
1
23.
Р.Р. Контрольное сжатое изложение (упр.127).
1
24.
Виды предложений по цели высказывания. Конструирование предложений разных
видов по цели высказывания о родном городе.
1
25.
Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.
1
26.
Тире между подлежащим и сказуемым. Постановка тире в тексте о Кузбассе.
1
27.
Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство
1
28.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.
1
29.
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
1
30.
Предложения с обращениями.
1
31.
Р.Р. Письмо. Письмо-обращение к кемеровчанам.
1
32.
Р.Р. Контрольное сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки».
1
10
33.
Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого
предложения.
1
34.
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.
1
35.
Синтаксический разбор сложного предложения.
1
36.
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
1
37.
Диалог.
1
38.
Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Проверочная работа
1
39.
Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и
пунктуация».
1
40.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
1
41.
Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие.
1
42.
Позиционные чередования гласных и согласных. Фонетические особенности речи
сибиряков.
1
43.
Р.Р. Повествование. Языковой анализ и определение типа речи фрагмента текста
шорской легенды.
1
44.
Р.Р. Подготовка к обучающему изложению с элементами описания (К.Г.
Паустовский «Шкатулка»).
1
45.
Р.Р. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский
«Шкатулка»).
1
46.
Согласные звонкие и глухие. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не
имеющие парных звуков.
1
47.
Графика как раздел науки о языке. Алфавит.
1
48.
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
1
49.
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
1
50.
Р.Р. Описание. Языковой анализ и определение типа речи фрагмента текста
шорской сказки.
1
51.
Орфоэпия. Фонетический разбор слова.
1
52.
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
1
53.
Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
1
54.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.
1
55.
Р.Р. Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображенных на картине Ф.И.
Толстого «Цветы, фрукты, птица».
1
56.
Р.Р. Сочинение. «Описание предметов, изображенных на картине Ф.И. Толстого
«Цветы, фрукты, птица»».
1
57.
Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение.
1
58.
Однозначные и многозначные слова. Контрольный диктант.
1
59.
Прямое и переносное значение слова.
1
60.
Омонимы. Омонимы в речи.
1
61.
Р.Р. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
1
62.
Р.Р. Контрольное сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская
лазурь».
1
63.
Синонимы, их роль в речи, в текстах кузбасских авторов.
1
64.
Р.Р. Подготовка к подробному изложению от 3 лица (К.Г. Паустовский «Первый
снег»).
1
65.
Р.Р. Написание подробного изложения от 3 лица (К.Г. Паустовский «Первый снег»).
1
66.
Антонимы. Антонимы, их роль в речи, в текстах кузбасских авторов.
1
67.
Повторение по теме «Лексика. Культура речи».
1
68.
Контрольный тест №2 по теме «Лексика. Культура речи».
1
69.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.
1
70.
Морфема. Изменение и образование слов.
1
71.
Р.Р. Выборочное изложение с изменением лица.
1
72.
Окончание. Основа слова. Корень слова. Приставка.
1
73.
Контрольный словарный диктант.
1
74.
Р.Р. Сочинение-рассуждение «Секрет названия».
1
11
75.
Анализ ошибок, допущенных в сочинении.
1
76.
Суффикс. Суффиксы топонимов Кузбасса.
1
77.
Чередование звуков. Беглые гласные О - Е.
1
78.
Варианты морфем. Морфемный разбор слова (анализ региональной лексики).
1
79.
Правописание гласных и согласных в приставках.
1
80.
Буквы З и С на конце приставок.
1
81.
Буквы А-О в корне -ЛАГ- - -ЛОЖ-.
1
82.
Буквы А-О в корне -РАСТ---РОС_.
1
83.
Буквы И – Ы после Ц.
1
84.
Буквы Ё – О после шипящих.
1
85.
Повторение по теме «Морфемика».
1
86.
Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Морфемика».
1
87.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
1
88.
Р.Р. Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» с
последующим анализом работы.
1
89.
Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевленные и
неодушевленные.
1
90.
Р.Р. Доказательства в рассуждении. Устное рассуждение «Береги природу
Кузбасса!».
1
91.
Имена существительные собственные и нарицательные. Собственные
наименования Кемеровской области.
1
92.
Р.Р. Элементы рассуждения. Контрольное сжатое изложение (упр. 513).
1
93.
Род существительных. Три склонения существительных.
1
94.
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
1
95.
Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
1
96.
Падеж имен существительных. Употребление падежных форм имен
существительных кузбассовцами.
1
97.
Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в
единственном числе.
1
98.
Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
1
99.
Морфологический разбор имени существительного. Разбор существительных из
текста кузбасского автора.
1
100.
Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Г. Нисского «Февраль.
Подмосковье».
1
101.
Р.Р. Сочинение-описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
1
102.
Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Имя
существительное».
1
103.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
104.
Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени
прилагательного в речи, в текстах кузбасских авторов.
1
105.
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.
1
106.
Р.Р. Описание животного.
1
107.
Р.Р. Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю»).
1
108.
Анализ ошибок, допущенных в изложении.
1
109.
Прилагательные полные и краткие.
1
110.
Р.Р. Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова
«Наводнение».
1
111.
Морфологический разбор имени прилагательного. Разбор прилагательных из
стихотворения кузбасского автора.
1
112.
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».
1
113.
Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя
прилагательное».
1
114.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
1
115.
Глагол как часть речи.
1
12
116.
Неопределенная форма глагола. Правописание – тся, - ться , ь в глаголах в
текстах кузбасских авторов.
1
117.
Виды глагола. Виды глаголов в текстах В. Баянова, В. Федорова.
1
118.
Буквы е — и в корнях с чередованием.
1
119.
Р.Р. Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой.
1
120.
Прошедшее время. Использование форм прошедшего времени глагола в текстах
кузбасских поэтов.
1
121.
Спряжение глагола. Гласные е — и в окончаниях глаголов в текстах кузбасских
авторов.
1
122.
Настоящее время. Будущее время.
1
123.
Правописание безударных личных окончаний глагола.
1
124.
Морфологический разбор глагола. Разбор глаголов из стихотворения Г.Е. Юрова.
1
125.
Р.Р. Сжатое изложение с изменением формы лица «Шоколадный торт».
1
126.
Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа.
1
127.
Употребление времен. Употребление «живописного настоящего» в речи. Анализ
глаголов в стихотворениях Г. Юрова, И. Киселева.
1
128.
Повторение по теме «Глагол». Анализ примеров из текстов кузбасских авторов.
1
129.
Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Глагол».
1
130.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
1
131.
Р.Р. Сочинение – рассказ по рисунку (упр. 701).
1
132.
Орфограммы в корне слова. Анализ орфограмм в корне слова в стихотворении
Г.Е. Юрова.
1
133.
Орфограммы в приставках.
1
134.
Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. Работа с
орфограммами в окончаниях текста И. Киселева
1
135.
Итоговый контрольный тест.
1
136.
Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном тесте.
1
6 класс
№
Тема
Кол-во
часов
1
Русский язык - один из развитых языков мира.
1
2
Язык, речь, общение. Языки народов Сибири.
1
3
Фонетика. Орфоэпия. Фонетические особенности речи кузбассовцев.
1
4
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.
1
5
Части речи.
1
6
Орфограммы в окончаниях слов.
1
7
Словосочетания. Словосочетания в топонимике Кемерово.
1
8
Простое предложение. Знаки препинания.
1
9
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор
предложений.
1
10
Прямая речь. Диалог. Использование диалога в тексте о Кемерово.
1
11
Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение».
1
12
Текст и его особенности.Тема и основная мысль текста. Заглавие текста (на
примере анализа шорской легенды).
1
13
Начальные и конечные предложения текста (на примере шорской сказки).
1
14
Ключевые слова. Основные признаки текста. Анализ ключевых слов в
стихотворении Г.Е. Юрова.
1
15
Слово и его лексическое значение.
1
16
Собирание материалов к сочинению по картине А. Герасимова «После дождя».
1
17
Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Профессионализмы в речи
кузбассовцев.
1
18
Диалектизмы. Диалектизмы в речи жителей Кузбасса.
1
13
19
Исконно – русские и заимствованные слова. Заимствования в речи кузбассовцев.
1
20
Неологизмы.
1
21
Устаревшие слова. Устаревшие слова, связанные с развитием региона.
1
22
Словари. Составление словарной статьи с использованием регионального
материала.
1
23
Повторение по теме «Лексика».
1
24
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика».
1
25
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
1
26
Фразеологизмы.
1
27
Источники фразеологизмов. Фразеологизмы в речи кузбассовцев.
1
28
Повторение по теме «Фразеология».
1
29
Тест по теме «Фразеология».
1
30
Морфемика и словообразование.
1
31
Описание помещения. Устное описание помещения музея г. Кемерово.
1
32
Основные способы образования слов в русском языке. Словообразование в
Сибири.
1
33
Диагностическая работа по теме «Словообразование».
1
34
Этимология слов. Этимология топонимов Кузбасса.
1
35
Систематизация материалов к сочинению (описание помещения). Сложный план.
1
36
Анализ ошибок, допущенных при написании сочинения. Редактирование текста.
1
37
Буквы А и О в корне-КАС-, -КОС-.
1
38
Буквы А и О в корне- ГАР-, -ГОР-
1
39
Буквы А и О в корне- ЗАР-, -ЗОР-
1
40
Буквы А и О в корнях с чередованием. Закрепление
1
41
Повторение написания букв А и О в корнях с чередованием.
1
42
Диктант с грамматическим заданием «Буквы А и О в корнях с чередованием»
1
43
Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
1
44
Буквы И и Ы после приставок.
1
45
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
1
46
Правописание приставки ПРИ-.
1
47
Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Выборочное изложение.
1
48
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование».
1
49
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
1
50
Соединительные гласные О и Е в сложных словах. Сложные слова в речи
кузбассовцев.
1
51
Сложносокращённые слова.
1
52
Написание плана сочинения – описания по картине Т. Яблонской «Утро».
1
53
Написание сочинения – описания по картине Т. Яблонской «Утро».
1
54
Анализ ошибок, допущенных в сочинении.
1
55
Имя существительное как часть речи. Род имён существительных. Родовая
принадлежность топонимов Сибири.
1
56
Разносклоняемые имена существительные.
1
57
Буква Е в суффиксе – ЕН – существительных на -МЯ.
1
58
Суффикс - ЕН- существительных на –МЯ.
1
59
Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных
1
60
Имена существительные общего рода. Имена существительные общего рода и их
употребление в речи кузбассовцев
1
61
Морфологический разбор имён существительных.
1
62
Письмо. Письмо другу «Я живу в Кузбассе».
1
63
НЕ с существительными.
1
64
Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».
1
14
65
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием.
1
66
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
1
67
Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –ЧИК- и –ЩИК-.
1
68
Гласные в суффиксах существительных –ЕК и -ИК.
1
69
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
1
70
Повторение по теме «Имя существительное».
1
71
Итоговый тест по теме «Имя существительное»
1
72
Анализ ошибок, допущенных в тесте
1
73
Имя прилагательное как часть речи
1
74
Описание природы родного края.
1
75
Написание сочинения-описания природы родного края.
1
76
Степени сравнения имён прилагательных
1
77
Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные
1
78
Качественные прилагательные
1
79
Относительные прилагательные
1
80
Относительные прилагательные. Роль прилагательных в тексте кузбасского поэта.
1
81
Притяжательные прилагательные. Суффиксы притяжательных прилагательных в
фамилиях сибиряков.
1
82
Тест по теме «Имя прилагательное».
1
83
Анализ ошибок, допущенных в тесте. Морфологический разбор имени
прилагательного.
1
84
НЕ с прилагательными.
1
85
НЕ с прилагательными и существительными.
1
86
Буквы Е и О после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
1
87
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
1
88
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
1
89
Выборочное изложение по теме «Имя прилагательное».
1
90
Анализ ошибок, допущенных в изложении.
1
91
Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-.
1
92
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
1
93
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных, употребляемых в речи
жителей региона.
1
94
Повторение по теме «Имя прилагательное».
1
95
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» с грамматическим заданием.
1
96
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
1
97
Имя числительное как часть речи.
1
98
Простые и составные числительные.
1
99
Мягкий знак на конце и в середине числительных.
1
100
Порядковые числительные.
1
101
Разряды количественных числительных
1
102
Числительные, обозначающие целые числа.
1
103
Дробные числительные.
1
104
Собирательные числительные.
1
105
Морфологический разбор числительных. Использование числительных в
собственных наименованиях Кемерово.
1
106
Тест по теме «Числительное»
1
107
Анализ ошибок, допущенных в тесте.
1
108
Составление текста объявления.
1
109
Составление текста выступления на тему «Берегите природу Сибири!»
1
110
Повторение по теме «Имя числительное».
1
111
Контрольный диктант по теме «Имя числительное» с грамматическим заданием.
1
15
112
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
1
113
Местоимение как часть речи.
1
114
Личные местоимения.
1
115
Составление рассказа от первого лица.
1
116
Возвратное местоимение СЕБЯ.
1
117
Вопросительные и относительные местоимения.
1
118
Неопределённые местоимения.
1
119
Отрицательные местоимения.
1
120
Притяжательные местоимения.
1
121
Подготовка к сочинению- рассуждению.
1
122
Написание сочинения- рассуждения
1
123
Указательные местоимения.
1
124
Определительные местоимения.
1
125
Местоимения и другие части речи. Тест.
1
126
Морфологический разбор местоимения. Местоимения в текстах кузбасских авторов.
1
127
Повторение по теме «Местоимение».
1
128
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение».
1
129
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
1
130
Глагол как часть речи.
1
131
Повторение изученного о глаголе.
1
132
Спряжение глагола. Личные окончания глаголов.
1
133
Правописание гласных в окончаниях и в суффиксах глаголов.
1
134
Разноспрягаемые глаголы.
1
135
Написание сжатого изложения.
1
136
Анализ ошибок, допущенных в изложении.
1
137
Переходные и непереходные глаголы.
1
138
Глаголы переходные и непереходные.
1
139
Наклонение глагола.
1
140
Изъявительное наклонение глагола.
1
141
Условное наклонение глагола.
1
142
Правописание глаголов в условном наклонении.
1
143
Повелительное наклонение глагола.
1
144
Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.
1
145
Тест по теме «Глагол».
1
146
Анализ ошибок, допущенных в тесте.
1
147
Употребление наклонений в текстах поэтов- кузбассовцев.
148
Безличные глаголы.
1
149
Безличные и личные глаголы.
1
150
Морфологический разбор глагола.
1
151
Повторение по теме «Наклонение глагола».
1
152
Тест по теме «Наклонение глагола».
1
153
Анализ ошибок, допущенных в тесте.
1
154
Рассказ на основе услышанного.
1
155
Суффиксы глаголов -ова- (-ева-), -ива- (-ыва-).
1
156
Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ива- (-ыва-).
1
157
Повторение по теме «Глагол».
1
158
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».
1
159
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
1
160
Разделы науки о языке.
1
161
Орфография. Правописание гласных и согласных в корнях слов.
1
16
162
Орфография. Правописание Н-НН в разных частях речи.
1
163
Пунктуация. Пунктуация при прямой речи (на примере текста Ю. Лавряшиной).
1
164
Лексика. Лексический анализ стихотворения «Рабочая мелодия Кузбасса».
1
165
Лексика и фразеология. Словообразование.
1
166
Морфемный и словообразовательный разбор.
1
167
Морфология. Морфологический разбор (на примере стихотворения В. Баянова).
1
168
Синтаксис простого предложения в стихотворениях кузбасских поэтов.
1
169
Синтаксис сложного предложения в тексте Ю. Лавряшиной.
1
170
Итоговый тест.
1
7 класс
№
Тема урока
Кол-во
часов
1
Русский язык как развивающееся явление.
1
2
Повторение изученного в 5-6 классах. Синтаксис. Синтаксический разбор
1
3
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
1
4
Лексика и фразеология. Диалекты Сибири.
1
5
Фонетика и графика.
1
6
Фонетический разбор. Анализ текста.
1
7
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный
разборы
1
8
Морфология и орфография. Самостоятельные части речи.
Морфологический разбор
1
9
Морфология и орфография. Служебные части речи. Морфологический
разбор.
1
10
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Повторение
изученного в 5-6 классах»
1
11
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
1
12
Тексты и стили. /,Развитие речи. Текст Тип речи
1
13
Развитие речи. Стили литературного языка
1
14
Развитие речи. Диалог как текст. Виды диалогов.
1
15
Развитие речи. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности
СМИ г. Кемерово
1
16
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие как часть речи
1
17
Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль
причастий в предложении
1
18
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях
причастий.
1
19
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях
причастий
1
20
Причастный оборот
1
21
Выделение причастного оборота запятыми
1
22
Развитие речи. Контрольное сочинение. Описание внешности человека
1
23
Анализ ошибок, допущенных в сочинении
1
24
Действительные и страдательные причастия
1
25
Полные и краткие страдательные причастия
1
26
Действительные причастия настоящего времени
1
27
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
1
28
Действительные причастия прошедшего времени
1
29
Гласные в суффиксах действительных причастий прошедшего времени
1
17
30
Страдательные причастия настоящего времени
1
31
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
1
32
Страдательные причастия прошедшего времени
1
33
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
1
34
Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных,
образованных от глаголов
1
35
Условия написания одной и двух букв н в суффиксах полных причастий и
отглагольных прилагательных
1
36
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в
кратких отглагольных прилагательных
1
37
Гласные перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях
1
38
Развитие речи. Употребление страдательных причастий прошедшего
времени в тексте
1
39
Морфологический разбор причастия
1
40
Слитное и раздельное написание не с причастиями
1
41
Развитие речи. Выборочное изложение с использованием причастий
1
42
Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени
1
43
Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени
1
44
Повторение по теме: «Причастие»
1
45
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Причастие»
1
46
Анализ диктанта. Работа над ошибками
1
47
Деепричастие как часть речи. Глагольные и наречные свойства
деепричастий
1
48
Синтаксическая роль деепричастий в предложении
1
49
Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте
1
50
Раздельное написание не с деепричастиями
1
51
Деепричастия совершенного вида
1
52
Деепричастия несовершенного вида
1
53
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида
1
54
Морфологический разбор деепричастия
1
55
Развитие речи. Составление рассказа по картине. Подготовка к сочинению
1
56
Развитие речи. Сочинение-рассказ по картине
1
57
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме:
«Деепричастие»
1
58
Анализ диктанта. Работа над ошибками
1
59
Наречие как часть речи
1
60
Смысловые группы наречий
1
61
Образование степеней сравнения наречий
1
62
Степени сравнения наречий
1
63
Морфологический разбор наречий
1
64
Проверочная тестовая работа по теме: «Наречие»
1
65
Анализ ошибок, допущенных в тестировании
1
66
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е
1
67
Правописание не с наречиями на –о и -е
1
68
Буквы е и и в приставках не -и ни- отрицательных наречий
1
69
Правописание не и ни в наречиях
1
70
Буквы е и и в приставках не - и ни- отрицательных наречий
1
71
Буквы е и и в приставках не - и ни- отрицательных наречий
1
72
Практикум по теме: «Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е»
1
18
73
Проверочная работа по теме: «Одна и две буквы н в наречиях на -о,-е»
1
74
Анализ проверочной работы. Работа над ошибками
1
75
Развитие речи. Описание действий как вид текста, его языковые
особенности
1
76
Правописание о и е после шипящих на конце наречий
1
77
Буквы о и а на конце наречий
1
78
Условия написания дефиса между частями слова в наречиях
1
79
Дефис между частями слова в наречиях
1
80
Слитные и раздельные написания наречий
1
81
Условия слитного и раздельного написания наречий
1
82
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
1
83
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Наречие»
1
84
Анализ диктанта. Работа над ошибками
1
85
Развитие речи. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
1
86
Категория состояния как часть речи. Отличие категории состояния от
наречий
1
87
Синтаксическая роль слов категории состояния
1
88
Морфологический разбор категории состояния
1
89
Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по картине
1
90
Развитие речи. Сочинение-рассуждение по картине
1
91
Служебные части речи. Предлог как часть речи
1
92
Употребление предлогов
1
93
Производные и непроизводные предлоги
1
94
Отличие производных предлогов от наречий и существительных с
предлогом
1
95
Слитное и раздельное написание производных предлогов
1
96
Слитное и раздельное написание производных предлогов
1
97
Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога
1
98
Развитие речи. Составление текста впечатления от картины А. В. Сайкиной
«Детская спортивная школа»
1
99
Проверочная работа по теме: «Слитное и раздельное написание
производных предлогов»
1
100
Контрольное тестирование по теме: «Предлог»
1
101
Анализ ошибок, допущенных в тестировании
1
102
Союз как часть речи. Простые и составные союзы.
1
103
Союзы сочинительные и подчинительные
1
104
Развитие речи. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в
художественной речи.
1
105
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном
предложении
1
106
Сочинительные союзы. Употребление сочинительных союзов в простом
предложении
1
107
Употребление сочинительных союзов в сложном предложении
1
108
Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза
1
109
Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы. Отличие на письме
союзов тоже, также, зато, чтобы от местоимений и наречий с предлогами и
частицами
1
110
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Предлог.
Союз»
1
111
Частица как часть речи. Разряды частиц
1
19
112
Формообразующие частицы. Грамматические признаки формообразующих
частиц
1
113
Смыслоразличительные частицы. Грамматические признаки
смыслоразличительных частиц
1
114
Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор
частицы
1
115
Отрицательные частицы не и ни. Различение на письме частиц не и ни
1
116
Различение приставки не- и частицы не. Частица ни, приставка ни-, союз
ни…ни
1
117
Проверочная работа по теме: «Не и ни с разными частями речи»
1
118
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Частица»
1
119
Анализ диктанта. Работа над ошибками
1
120
Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова и их отличие от
междометий
1
121
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях
1
122
Повторение и систематизация изученного в 7 классе.
Разделы науки о языке
1
123
Текст. Приёмы сжатия текста. Подготовка к сжатому изложению
1
124
Развитие речи. Сжатое изложение на морально-этическую тему
1
125
Фонетика. Фонетический разбор. Фонетика. Фонетические нормы
1
126
Лексика и фразеология
1
127
Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный
разборы
1
128
Морфология. Морфологический разбор
1
129
Итоговое тестирование
1
130
Развитие речи. Сжатое изложение на морально-этическую тему
1
131
Фонетика. Фонетический разбор. Фонетика. Фонетические нормы
1
132
Лексика и фразеология
1
133
Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный
разборы
1
134
Морфология. Морфологический разбор
1
135
Итоговое тестирование
1
136
Анализ ошибок, допущенных в тестировании.
1
8 класс
№
Тема
Количес
тво
часов
1
Русский язык в современном мире. Функции языка.
1
2
Повторение. Знаки препинания.
1
3
Знаки препинания в сложном предложении.
1
4
Правописание букв Н-НН в разных частях речи.
1
5
Правописание букв Н-НН в разных частях речи. Тренировочные упражнения.
1
6
Подготовка к сжатому изложению (по упр. 26).
1
7
Сжатое изложение.
1
8
Слитное и раздельное написание НЕ в различных частях речи.
1
9
Контрольный тест по теме « Слитное и раздельное написание НЕ в
различных частях речи».
1
10
Анализ ошибок теста.
1
11
Основные единицы синтаксиса: текст, предложение, словосочетание.
1
20
12
Виды словосочетаний.
1
13
Синтаксический разбор словосочетаний.
1
14
Грамматическая основа предложения.
1
15
Порядок слов в предложении.
1
16
Интонация.
1
17
Сочинение «Описание памятника культуры родного края»
1
18
Подлежащее.
1
19
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
1
20
Составное именное сказуемое.
1
21
Составное глагольное сказуемое
1
22
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
23
Подготовка к сжатому изложению «Моя малая родина».
1
24
Сжатое изложение «Моя малая родина».
1
25
Второстепенные члены предложения. Прямые и косвенные дополнения.
1
26
Согласованные и несогласованные определения.
1
27
Приложение. Знаки препинания при приложениях.
1
28
Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.
1
29
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
1
30
Подготовка к сочинению – рассуждению на тему «С чего начинается
Родина».
1
31
Сочинение-рассуждение на тему «С чего начинается Родина».
1
32
Обобщение и повторение материала по теме «Второстепенные члены
предложения».
1
33
Главный член односоставного предложения.
1
34
Назывные предложения, их роль в текстах различных стилей.
1
35
Определенно-личные предложения.
1
36
Обобщенно-личные предложения.
1
37
Безличные предложения.
1
38
Неопределенно-личные предложения.
1
39
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения».
1
40
Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Кузбасс – красота, которую
нужно беречь».
1
41
Сочинение-рассуждение на тему «Кузбасс – красота, которую нужно
беречь».
1
42
Неполные предложения.
1
43
Обобщение по теме «Неполные предложения».
1
44
Контрольное тестирование по теме «Односоставные предложения».
1
45
Работа над ошибками теста по теме «Односоставные предложения».
1
46
Понятие об однородных членах.
1
47
Итоговая контрольная работа за I полугодие.
1
48
Анализ контрольной работы.
1
49
Однородные определения.
1
50
Однородные и неоднородные определения.
1
51
Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами.
1
52
Закрепление
темы
«
Однородные
члены
предложения,
связанные
подчинительными союзами».
1
53
Обособленные слова при однородных членах.
1
54
Знаки препинания при обобщающих словах и однородных членах.
1
55
Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения».
1
56
Закрепление темы «Однородные члены предложения».
1
21
57
Тестирование по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания
при них»
1
58
Анализ ошибок тестирования по теме «Однородные члены предложения и
знаки препинания при них»
1
59
Понятие об обособленных членах предложения.
1
60
Обособление согласованных нераспространённых определений.
1
61
Обособление
согласованных
распространённых
и
нераспространённых
определений.
1
62
Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление
несогласованных определений.
1
63
Обособление
определений
и
приложений,
относящихся
к
личному
местоимению.
1
64
Обособление согласованных определений
1
65
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них
1
66
Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК.
1
67
Обобщение по теме «Предложения с обособленными определениями»
1
68
Контрольный диктант по теме «Обособленные определения».
1
69
Анализ ошибок диктанта.
1
70
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и
одиночными деепричастиями.
1
71
Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогом.
1
72
Обособление уточняющих членов предложения.
1
73
Повторение и систематизация по теме «Обособленные и уточняющие члены
предложения»
1
74
Обобщение по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»
1
75
Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, его
языковые особенности
1
76
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»
1
77
Обращения и знаки препинания при них.
1
78
Вводные слова и знаки препинания при них.
1
79
Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них.
1
80
Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них.
1
81
Вводные предложения
1
82
P.p. Подготовка к сочинению - рассуждению публицистического характера
на тему «Природа родного края»
1
83
P.p. Сочинение - рассуждение публицистического характера на тему
«Природа родного края»
1
84
Вставные конструкции
1
85
Междометия в предложении
1
86
Роль обращений, вводных слов и междометий
1
87
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий
1
88
P.p. Подготовка к контрольному сжатому изложению по отрывку из романа
Ю. Лавряшиной «Невозможная музыка».
1
89
P.p. Контрольное сжатое изложение по отрывку из романа Ю. Лавряшиной
«Невозможная музыка».
1
90
Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.
1
91
Знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами
автора.
1
92
Диалог.
1
93
Предложения с косвенной речью.
1
22
94
Цитаты и знаки препинания при них. Способы цитирования.
1
95
Тестирование по теме «Прямая и косвенная речь».
1
96
P.p. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц
1
97
Повторение в конце года.
Словосочетание и предложение. Односоставные предложения.
1
98
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
1
99
Итоговое контрольное тестирование
1
100
Предложения с однородными членами.
1
101
Предложения с обособленными членами.
1
102
Вводные слова и предложения.
1
9 класс
№
урока
Тема
Количес
тво
часов
1.
Международное значение русского языка.
1
2.
Устная и письменная речь.
1
3.
Устная и письменная речь.
1
4.
Монолог. Диалог.
1
5.
Монолог. Диалог.
1
6.
Стили речи.
1
7.
Простое предложение и его грамматическая основа.
1
8.
Простое предложение и его грамматическая основа.
1
9.
Предложения с обособленными членами.
1
10.
Предложения с обособленными членами.
1
11.
Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
1
12.
Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
1
13.
Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием
1
14.
Понятие о сложносочиненном предложении.
1
15.
Понятие о сложносочиненном предложении.
1
16.
Понятие о сложносочиненном предложении.
1
17.
Сложные и бессоюзные предложения.
1
18.
Сложные и бессоюзные предложения.
1
19.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного
предложения.
1
20.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного
предложения.
1
21.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
1
22.
Анализ ошибок, допущенных в сочинении-рассуждении.
1
23.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного
предложения.
1
24.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного
предложения.
1
25.
Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием
1
26.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
1
27.
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложно-
сочиненных предложениях
1
28.
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
1
29.
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
1
30.
Сложносочиненные предложения с противительными союзами
1
23
31.
Разделительные знаки препинания между частями сложносочинен-ного
предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного
предложения
1
32.
Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием
1
33.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
1
34.
Понятие о сложно подчиненном предложении
1
35.
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении
1
36.
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении
1
37.
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении
1
38.
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении
1
39.
Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием
1
40.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
1
41.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
1
42.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
1
43.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
1
44.
Сложноподчиненные
предложения с придаточными изъяснительными.
1
45.
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
1
46.
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
1
47.
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
1
48.
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
1
49.
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
1
50.
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия,
уступки, следствия.
1
51.
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия,
уступки, следствия.
1
52.
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия,
уступки, следствия.
1
53.
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры,
степени и сравнительными.
1
54.
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры,
степени и сравнительными.
1
55.
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры,
степени и сравнительными.
1
56.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки пре-
пинания при них.
1
57.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки пре-
пинания при них.
1
58.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки пре-
пинания при них.
1
59.
Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием
1
60.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
1
61.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.
1
62.
Синтаксический разбор сложно- подчиненного предложения
1
63.
Синтаксический разбор сложно- подчиненного предложения.
1
64.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
1
65.
Анализ ошибок, допущенных в сочинении.
1
66.
Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.
1
67.
Сочинение по картине.
1
68.
Анализ ошибок, допущенных в сочинении.
1
24
69.
Контрольное тестирование № 1 по теме «Сложнподчиненное предложение»
1
70.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании
1
71.
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
1
72.
Интонация в бессоюзном сложном предложении.
1
73.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и
точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.
1
74.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и
точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.
1
75.
Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, до-
полнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
1
76.
Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, до-
полнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
1
77.
Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления,
времени, условия и следствия.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
1
78.
Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления,
времени, условия и следствия.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
1
79.
Сочинение по картине.
1
80.
Анализ ошибок, допущенных в сочинении.
1
81.
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного пред-
ложения.
1
82.
Контрольное тестирование №2 по теме «Бессоюзное сложное предложение».
1
83.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании.
1
84.
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной
связи в сложных предложениях.
1
85.
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной
связи в сложных предложениях.
1
86.
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной
связи в сложных предложениях.
1
87.
Подробное изложение.
1
88.
Анализ ошибок, допущенных в подробном изложении. Компрессия текста.
89.
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
1
90.
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
1
91.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с раз-
личными видами связи.
1
92.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с раз-
личными видами связи.
1
93.
Публичная Речь.
1
94.
Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием.
1
95.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
1
96.
Фонетика и графика.
1
97.
Лексикология (лексика), фразеология.
1
98.
Морфемика. Словообразование
1
99.
Синтаксис.
1
100.
Орфография.
Пунктуация.
1
101.
Итоговое тестирование.
1
102.
Анализ ошибок, допущенных в итоговом тестировании.
1
25
26