Напоминание

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов


Автор: Мазур Елена Игоревна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №24"
Населённый пункт: г. Кемерово,Кемеровская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24» г. Кемерово

Согласовано на методическом объединении

учителей

протокол № 3 от » марта 20 г. Руководитель

м/о ___________

Утверждаю.

Директор МБОУ «СОШ №24»

________________

приказ от … мая 20 .

Рабочая программа

по русскому языку для 5-9 классов

Составитель:

Мазур Елена Игоревна, учитель

русского языка

1

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Русский язык и литература

Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы,

лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской,

этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать

внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств

коммуникации, должно обеспечить:

включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры,

воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как

государственному

языку

Российской

Федерации,

языку

межнационального

общения народов России;

осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным,

духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам

отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным

свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры

владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных

возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами

русского речевого этикета;

получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о

его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение

базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении

языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного

общего образования должны отражать:

1)

воспитание

российской

гражданской

идентичности:

патриотизма,

уважения

к

Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей

этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего

края,

основ

культурного

наследия

народов

России

и

человечества;

усвоение

гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального

российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2)

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и

познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

образования

на

базе

ориентировки

в

мире

профессий

и

профессиональных

предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе

формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально

значимом труде;

3)

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

2

развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,

языковое, духовное многообразие современного мира;

4)

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к

истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов

мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем

взаимопонимания;

5)

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в

группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в

школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций

с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6)

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на

основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного

поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7)

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками,

детьми

старшего

и

младшего

возраста,

взрослыми

в

процессе

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и

других видов деятельности;

8)

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил

индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,

угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9)

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню

экологического

мышления,

развитие

опыта

экологически

ориентированной

рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной

жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы

основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для

себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы

своей познавательной деятельности;

2) умение

самостоятельно

планировать

пути

достижения

целей,

в

том

числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных

и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия

в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности

ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

3

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основания

и

критерии

для

классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое

рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать

выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для

решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и

разрешать

конфликты

на

основе

согласования

позиций

и

учета

интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10)

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей

деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной

речью;

развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими

поисковыми системами.

11)

формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

12)

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в

познавательной,

коммуникативной,

социальной

практике

и

профессиональной

ориентации;

Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература"

должны отражать:

Русский язык:

1)

совершенствование

видов

устной

и

письменной

речевой

деятельности

(говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств

устной и письменной коммуникации):

создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в

зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского

литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и

полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;

развитие

навыков

чтения

на

русском

языке

(изучающего,

ознакомительного,

просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение

выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и

выразительности;

овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием

основного содержания, с выборочным извлечением информации);

понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-

смысловых

типов

речи

(повествование,

описание,

рассуждение)

и

функциональных

разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла

в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы,

смысловой цельности, последовательности изложения;

4

умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их

эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного

словоупотребления;

выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной

речи;

умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью

и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план

(включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

2)

понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и

творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования:

осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для

выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского

литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и

развитие;

3)

использование

коммуникативно-эстетических

возможностей

русского

языка:

распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и

синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола,

олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы)

в речи;

уместное использование фразеологических оборотов в речи;

корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;

использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке его единицах и категориях;

осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению

и основным грамматическим признакам;

распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных

разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и

наречия;

распознавание

глаголов,

причастий,

деепричастий

и

их

морфологических

признаков;

распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков

частиц ;

распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей

междометий;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического

анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных

этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа

словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли

самостоятельных частей речи в предложении;

5

анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему,

основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные

элементы текста;

определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков

слова;

определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической

окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;

деление

слова

на

морфемы

на

основе

смыслового,

грамматического

и

словообразовательного анализа слова;

умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы

словообразования;

проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;

характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных

частей речи, определение их синтаксической функции;

опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); умение

выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в

словосочетании, определение его вида;

определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

определение грамматической основы предложения;

распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений

осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;

распознавание второстепенных членов предложения, однородных: членов предложения,

обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;

опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений

с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного

предложения;

определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из

них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и

соблюдение норм их построения;

определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи

предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема

используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и

чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач

построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и

оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и

способах конструирования информационных запросов;

пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего

- для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его

группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения,

особенностей употребления;

пользование

орфоэпическими,

орфографическими

словарями

для

определения

нормативного написания и произношения слова;

6

использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей

употребления фразеологизмов;

использование морфемных,

словообразовательных,

этимологических словарей для

морфемного и словообразовательного анализа слов;

использование словарей д ля подбора к словам синонимов, антонимов;

7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,

грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого

этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании

устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение

основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; освоение правил

правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;

применение правильного переноса слов;

применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в

сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;

соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного

языка, определение места ударения в слове в соответствии с ащентологаческими нормами;

выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с

учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

нормативное

изменение

форм

существительных,

прилагательных,

местоимений,

числительных, глаголов;

соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при

употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении

предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и

частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной

соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;

2. Содержание учебного предмета

5-9 класс (714 часов)

Коммуникативная компетенция

Речь

и

речевое

общение.

Речь

устная

и

письменная,

диалогическая

и

монологическая.

Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка (разговорная речь,

функциональные

стили:

научный,

публицистический,

официально-деловой;

язык

художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения.

Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия),

публицистического

(выступление,

статья,

интервью,

очерк),

официально-делового

(расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор)

речи. Культура речи. Критерии культуры речи.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста:

повествование,

описание,

рассуждение.

Структура

текста.

Основные

виды

информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки

зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-

смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному

стилю.

7

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием),

говорением, чтением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией

речевого общения. Создание устных монологических и диалогических высказываний на

актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в

соответствии с целями и ситуацией общения.

Овладение

различными

видами

чтения

(ознакомительное,

изучающее,

просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными

источниками, включая ресурсы Интернета.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное,

сжатое, выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных

стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо; расписка,

доверенность, заявление.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык

русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального

общения. Русский язык – язык русской художественной литературы. Русский язык как

развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.

Понятие о русском литературном языке и его нормах. Основные лингвистические

словари. Извлечение необходимой информации из словарей.

Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся

отечественных лингвистах.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение

звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Правильное произношение слов и интонирование предложений. Оценка собственной и

чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Состав слова (Морфемика) и словообразование

Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка,

суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова.

Основные способы образования слов.

Основные выразительные средства морфемики и словообразования.

Применение

знаний

и

умений

по

морфемике

и

словообразованию

в

практике

правописания.

Лексика и фразеология

Слово – основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное

значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и

крылатые слова как явления фразеологической системы.

Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.

8

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией

общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного

словоупотребления.

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки,

синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Основные выразительные средства морфологии.

Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного

русского литературного языка.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные,

полные и неполные.

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства синтаксиса.

Употребление

синтаксических

конструкций

в

соответствии

с

нормами

русского

литературного языка.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при

прямой речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания.

Употребление пунктуационных знаков.

Культуроведческая компетенция

Отражение в языке культуры и истории народа.

Русский речевой этикет.

9

Выявление

единиц

языка

с

национально-культурным

компонентом

значения

в

произведениях

устного

народного

творчества,

в

художественной

литературе

и

исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей

(толковых, этимологических и др.)

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на

освоение каждой темы

5 класс

урока

Тема

Количес

тво

часов

1.

Язык и человек. Язык и речь. Особенности речи народов Сибири.

1

2.

Звуки и буквы. Произношение и правописание

1

3.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

4.

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

1

5.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

6.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Правописание букв И, У,

А после шипящих.

1

7.

Разделительные Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

8.

Р.Р. Текст. Языковой анализ текста о Кузбассе.

1

9.

Р.Р. Подготовка к обучающему изложению (По Г.А. Скребицкому, упр. 70).

1

10.

Р.Р. Обучающее изложение (подробное) (По Г.А. Скребицкому, упр. 70).

1

11.

Части речи.

1

12.

Глагол. Раздельное написание НЕ с глаголами. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в

глаголах

1

13.

Р.Р. Тема текста. Составление текста о Кемерово.

1

14.

Правописание гласных в личных окончаниях глаголов

1

15.

Имя существительное как часть речи.

16.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.

1

17.

Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в тексте описания по

теме «Кузбасс».

1

18.

Местоимение как часть речи.

1

19.

Р.Р. Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом».

1

20.

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение

изученного в начальных классах».

1

21.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

22.

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание.

1

23.

Р.Р. Контрольное сжатое изложение (упр.127).

1

24.

Виды предложений по цели высказывания. Конструирование предложений разных

видов по цели высказывания о родном городе.

1

25.

Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.

1

26.

Тире между подлежащим и сказуемым. Постановка тире в тексте о Кузбассе.

1

27.

Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство

1

28.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

1

29.

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

1

30.

Предложения с обращениями.

1

31.

Р.Р. Письмо. Письмо-обращение к кемеровчанам.

1

32.

Р.Р. Контрольное сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки».

1

10

33.

Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого

предложения.

1

34.

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.

1

35.

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

36.

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

37.

Диалог.

1

38.

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Проверочная работа

1

39.

Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и

пунктуация».

1

40.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

41.

Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие.

1

42.

Позиционные чередования гласных и согласных. Фонетические особенности речи

сибиряков.

1

43.

Р.Р. Повествование. Языковой анализ и определение типа речи фрагмента текста

шорской легенды.

1

44.

Р.Р. Подготовка к обучающему изложению с элементами описания (К.Г.

Паустовский «Шкатулка»).

1

45.

Р.Р. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский

«Шкатулка»).

1

46.

Согласные звонкие и глухие. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не

имеющие парных звуков.

1

47.

Графика как раздел науки о языке. Алфавит.

1

48.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

49.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

1

50.

Р.Р. Описание. Языковой анализ и определение типа речи фрагмента текста

шорской сказки.

1

51.

Орфоэпия. Фонетический разбор слова.

1

52.

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

1

53.

Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

1

54.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

1

55.

Р.Р. Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображенных на картине Ф.И.

Толстого «Цветы, фрукты, птица».

1

56.

Р.Р. Сочинение. «Описание предметов, изображенных на картине Ф.И. Толстого

«Цветы, фрукты, птица»».

1

57.

Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение.

1

58.

Однозначные и многозначные слова. Контрольный диктант.

1

59.

Прямое и переносное значение слова.

1

60.

Омонимы. Омонимы в речи.

1

61.

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

1

62.

Р.Р. Контрольное сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская

лазурь».

1

63.

Синонимы, их роль в речи, в текстах кузбасских авторов.

1

64.

Р.Р. Подготовка к подробному изложению от 3 лица (К.Г. Паустовский «Первый

снег»).

1

65.

Р.Р. Написание подробного изложения от 3 лица (К.Г. Паустовский «Первый снег»).

1

66.

Антонимы. Антонимы, их роль в речи, в текстах кузбасских авторов.

1

67.

Повторение по теме «Лексика. Культура речи».

1

68.

Контрольный тест №2 по теме «Лексика. Культура речи».

1

69.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

1

70.

Морфема. Изменение и образование слов.

1

71.

Р.Р. Выборочное изложение с изменением лица.

1

72.

Окончание. Основа слова. Корень слова. Приставка.

1

73.

Контрольный словарный диктант.

1

74.

Р.Р. Сочинение-рассуждение «Секрет названия».

1

11

75.

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

1

76.

Суффикс. Суффиксы топонимов Кузбасса.

1

77.

Чередование звуков. Беглые гласные О - Е.

1

78.

Варианты морфем. Морфемный разбор слова (анализ региональной лексики).

1

79.

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

80.

Буквы З и С на конце приставок.

1

81.

Буквы А-О в корне -ЛАГ- - -ЛОЖ-.

1

82.

Буквы А-О в корне -РАСТ---РОС_.

1

83.

Буквы И – Ы после Ц.

1

84.

Буквы Ё – О после шипящих.

1

85.

Повторение по теме «Морфемика».

1

86.

Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Морфемика».

1

87.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

88.

Р.Р. Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» с

последующим анализом работы.

1

89.

Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевленные и

неодушевленные.

1

90.

Р.Р. Доказательства в рассуждении. Устное рассуждение «Береги природу

Кузбасса!».

1

91.

Имена существительные собственные и нарицательные. Собственные

наименования Кемеровской области.

1

92.

Р.Р. Элементы рассуждения. Контрольное сжатое изложение (упр. 513).

1

93.

Род существительных. Три склонения существительных.

1

94.

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

1

95.

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

1

96.

Падеж имен существительных. Употребление падежных форм имен

существительных кузбассовцами.

1

97.

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в

единственном числе.

1

98.

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1

99.

Морфологический разбор имени существительного. Разбор существительных из

текста кузбасского автора.

1

100.

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Г. Нисского «Февраль.

Подмосковье».

1

101.

Р.Р. Сочинение-описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

1

102.

Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Имя

существительное».

1

103.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

104.

Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени

прилагательного в речи, в текстах кузбасских авторов.

1

105.

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

1

106.

Р.Р. Описание животного.

1

107.

Р.Р. Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю»).

1

108.

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

1

109.

Прилагательные полные и краткие.

1

110.

Р.Р. Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова

«Наводнение».

1

111.

Морфологический разбор имени прилагательного. Разбор прилагательных из

стихотворения кузбасского автора.

1

112.

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

1

113.

Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя

прилагательное».

1

114.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

115.

Глагол как часть речи.

1

12

116.

Неопределенная форма глагола. Правописание – тся, - ться , ь в глаголах в

текстах кузбасских авторов.

1

117.

Виды глагола. Виды глаголов в текстах В. Баянова, В. Федорова.

1

118.

Буквы е — и в корнях с чередованием.

1

119.

Р.Р. Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой.

1

120.

Прошедшее время. Использование форм прошедшего времени глагола в текстах

кузбасских поэтов.

1

121.

Спряжение глагола. Гласные е — и в окончаниях глаголов в текстах кузбасских

авторов.

1

122.

Настоящее время. Будущее время.

1

123.

Правописание безударных личных окончаний глагола.

1

124.

Морфологический разбор глагола. Разбор глаголов из стихотворения Г.Е. Юрова.

1

125.

Р.Р. Сжатое изложение с изменением формы лица «Шоколадный торт».

1

126.

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа.

1

127.

Употребление времен. Употребление «живописного настоящего» в речи. Анализ

глаголов в стихотворениях Г. Юрова, И. Киселева.

1

128.

Повторение по теме «Глагол». Анализ примеров из текстов кузбасских авторов.

1

129.

Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Глагол».

1

130.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

131.

Р.Р. Сочинение – рассказ по рисунку (упр. 701).

1

132.

Орфограммы в корне слова. Анализ орфограмм в корне слова в стихотворении

Г.Е. Юрова.

1

133.

Орфограммы в приставках.

1

134.

Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. Работа с

орфограммами в окончаниях текста И. Киселева

1

135.

Итоговый контрольный тест.

1

136.

Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном тесте.

1

6 класс

Тема

Кол-во

часов

1

Русский язык - один из развитых языков мира.

1

2

Язык, речь, общение. Языки народов Сибири.

1

3

Фонетика. Орфоэпия. Фонетические особенности речи кузбассовцев.

1

4

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.

1

5

Части речи.

1

6

Орфограммы в окончаниях слов.

1

7

Словосочетания. Словосочетания в топонимике Кемерово.

1

8

Простое предложение. Знаки препинания.

1

9

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор

предложений.

1

10

Прямая речь. Диалог. Использование диалога в тексте о Кемерово.

1

11

Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение».

1

12

Текст и его особенности.Тема и основная мысль текста. Заглавие текста (на

примере анализа шорской легенды).

1

13

Начальные и конечные предложения текста (на примере шорской сказки).

1

14

Ключевые слова. Основные признаки текста. Анализ ключевых слов в

стихотворении Г.Е. Юрова.

1

15

Слово и его лексическое значение.

1

16

Собирание материалов к сочинению по картине А. Герасимова «После дождя».

1

17

Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Профессионализмы в речи

кузбассовцев.

1

18

Диалектизмы. Диалектизмы в речи жителей Кузбасса.

1

13

19

Исконно – русские и заимствованные слова. Заимствования в речи кузбассовцев.

1

20

Неологизмы.

1

21

Устаревшие слова. Устаревшие слова, связанные с развитием региона.

1

22

Словари. Составление словарной статьи с использованием регионального

материала.

1

23

Повторение по теме «Лексика».

1

24

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика».

1

25

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

26

Фразеологизмы.

1

27

Источники фразеологизмов. Фразеологизмы в речи кузбассовцев.

1

28

Повторение по теме «Фразеология».

1

29

Тест по теме «Фразеология».

1

30

Морфемика и словообразование.

1

31

Описание помещения. Устное описание помещения музея г. Кемерово.

1

32

Основные способы образования слов в русском языке. Словообразование в

Сибири.

1

33

Диагностическая работа по теме «Словообразование».

1

34

Этимология слов. Этимология топонимов Кузбасса.

1

35

Систематизация материалов к сочинению (описание помещения). Сложный план.

1

36

Анализ ошибок, допущенных при написании сочинения. Редактирование текста.

1

37

Буквы А и О в корне-КАС-, -КОС-.

1

38

Буквы А и О в корне- ГАР-, -ГОР-

1

39

Буквы А и О в корне- ЗАР-, -ЗОР-

1

40

Буквы А и О в корнях с чередованием. Закрепление

1

41

Повторение написания букв А и О в корнях с чередованием.

1

42

Диктант с грамматическим заданием «Буквы А и О в корнях с чередованием»

1

43

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

1

44

Буквы И и Ы после приставок.

1

45

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

1

46

Правописание приставки ПРИ-.

1

47

Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Выборочное изложение.

1

48

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование».

1

49

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

50

Соединительные гласные О и Е в сложных словах. Сложные слова в речи

кузбассовцев.

1

51

Сложносокращённые слова.

1

52

Написание плана сочинения – описания по картине Т. Яблонской «Утро».

1

53

Написание сочинения – описания по картине Т. Яблонской «Утро».

1

54

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

1

55

Имя существительное как часть речи. Род имён существительных. Родовая

принадлежность топонимов Сибири.

1

56

Разносклоняемые имена существительные.

1

57

Буква Е в суффиксе – ЕН – существительных на -МЯ.

1

58

Суффикс - ЕН- существительных на –МЯ.

1

59

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных

1

60

Имена существительные общего рода. Имена существительные общего рода и их

употребление в речи кузбассовцев

1

61

Морфологический разбор имён существительных.

1

62

Письмо. Письмо другу «Я живу в Кузбассе».

1

63

НЕ с существительными.

1

64

Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

1

14

65

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием.

1

66

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

67

Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –ЧИК- и –ЩИК-.

1

68

Гласные в суффиксах существительных –ЕК и -ИК.

1

69

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

1

70

Повторение по теме «Имя существительное».

1

71

Итоговый тест по теме «Имя существительное»

1

72

Анализ ошибок, допущенных в тесте

1

73

Имя прилагательное как часть речи

1

74

Описание природы родного края.

1

75

Написание сочинения-описания природы родного края.

1

76

Степени сравнения имён прилагательных

1

77

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

1

78

Качественные прилагательные

1

79

Относительные прилагательные

1

80

Относительные прилагательные. Роль прилагательных в тексте кузбасского поэта.

1

81

Притяжательные прилагательные. Суффиксы притяжательных прилагательных в

фамилиях сибиряков.

1

82

Тест по теме «Имя прилагательное».

1

83

Анализ ошибок, допущенных в тесте. Морфологический разбор имени

прилагательного.

1

84

НЕ с прилагательными.

1

85

НЕ с прилагательными и существительными.

1

86

Буквы Е и О после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

1

87

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

1

88

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

1

89

Выборочное изложение по теме «Имя прилагательное».

1

90

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

1

91

Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-.

1

92

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1

93

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных, употребляемых в речи

жителей региона.

1

94

Повторение по теме «Имя прилагательное».

1

95

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» с грамматическим заданием.

1

96

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

97

Имя числительное как часть речи.

1

98

Простые и составные числительные.

1

99

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

100

Порядковые числительные.

1

101

Разряды количественных числительных

1

102

Числительные, обозначающие целые числа.

1

103

Дробные числительные.

1

104

Собирательные числительные.

1

105

Морфологический разбор числительных. Использование числительных в

собственных наименованиях Кемерово.

1

106

Тест по теме «Числительное»

1

107

Анализ ошибок, допущенных в тесте.

1

108

Составление текста объявления.

1

109

Составление текста выступления на тему «Берегите природу Сибири!»

1

110

Повторение по теме «Имя числительное».

1

111

Контрольный диктант по теме «Имя числительное» с грамматическим заданием.

1

15

112

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

113

Местоимение как часть речи.

1

114

Личные местоимения.

1

115

Составление рассказа от первого лица.

1

116

Возвратное местоимение СЕБЯ.

1

117

Вопросительные и относительные местоимения.

1

118

Неопределённые местоимения.

1

119

Отрицательные местоимения.

1

120

Притяжательные местоимения.

1

121

Подготовка к сочинению- рассуждению.

1

122

Написание сочинения- рассуждения

1

123

Указательные местоимения.

1

124

Определительные местоимения.

1

125

Местоимения и другие части речи. Тест.

1

126

Морфологический разбор местоимения. Местоимения в текстах кузбасских авторов.

1

127

Повторение по теме «Местоимение».

1

128

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение».

1

129

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

130

Глагол как часть речи.

1

131

Повторение изученного о глаголе.

1

132

Спряжение глагола. Личные окончания глаголов.

1

133

Правописание гласных в окончаниях и в суффиксах глаголов.

1

134

Разноспрягаемые глаголы.

1

135

Написание сжатого изложения.

1

136

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

1

137

Переходные и непереходные глаголы.

1

138

Глаголы переходные и непереходные.

1

139

Наклонение глагола.

1

140

Изъявительное наклонение глагола.

1

141

Условное наклонение глагола.

1

142

Правописание глаголов в условном наклонении.

1

143

Повелительное наклонение глагола.

1

144

Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.

1

145

Тест по теме «Глагол».

1

146

Анализ ошибок, допущенных в тесте.

1

147

Употребление наклонений в текстах поэтов- кузбассовцев.

148

Безличные глаголы.

1

149

Безличные и личные глаголы.

1

150

Морфологический разбор глагола.

1

151

Повторение по теме «Наклонение глагола».

1

152

Тест по теме «Наклонение глагола».

1

153

Анализ ошибок, допущенных в тесте.

1

154

Рассказ на основе услышанного.

1

155

Суффиксы глаголов -ова- (-ева-), -ива- (-ыва-).

1

156

Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ива- (-ыва-).

1

157

Повторение по теме «Глагол».

1

158

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».

1

159

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

160

Разделы науки о языке.

1

161

Орфография. Правописание гласных и согласных в корнях слов.

1

16

162

Орфография. Правописание Н-НН в разных частях речи.

1

163

Пунктуация. Пунктуация при прямой речи (на примере текста Ю. Лавряшиной).

1

164

Лексика. Лексический анализ стихотворения «Рабочая мелодия Кузбасса».

1

165

Лексика и фразеология. Словообразование.

1

166

Морфемный и словообразовательный разбор.

1

167

Морфология. Морфологический разбор (на примере стихотворения В. Баянова).

1

168

Синтаксис простого предложения в стихотворениях кузбасских поэтов.

1

169

Синтаксис сложного предложения в тексте Ю. Лавряшиной.

1

170

Итоговый тест.

1

7 класс

Тема урока

Кол-во

часов

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

2

Повторение изученного в 5-6 классах. Синтаксис. Синтаксический разбор

1

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

4

Лексика и фразеология. Диалекты Сибири.

1

5

Фонетика и графика.

1

6

Фонетический разбор. Анализ текста.

1

7

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный

разборы

1

8

Морфология и орфография. Самостоятельные части речи.

Морфологический разбор

1

9

Морфология и орфография. Служебные части речи. Морфологический

разбор.

1

10

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Повторение

изученного в 5-6 классах»

1

11

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

12

Тексты и стили. /,Развитие речи. Текст Тип речи

1

13

Развитие речи. Стили литературного языка

1

14

Развитие речи. Диалог как текст. Виды диалогов.

1

15

Развитие речи. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности

СМИ г. Кемерово

1

16

Морфология и орфография. Культура речи. Причастие как часть речи

1

17

Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль

причастий в предложении

1

18

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях

причастий.

1

19

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях

причастий

1

20

Причастный оборот

1

21

Выделение причастного оборота запятыми

1

22

Развитие речи. Контрольное сочинение. Описание внешности человека

1

23

Анализ ошибок, допущенных в сочинении

1

24

Действительные и страдательные причастия

1

25

Полные и краткие страдательные причастия

1

26

Действительные причастия настоящего времени

1

27

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1

28

Действительные причастия прошедшего времени

1

29

Гласные в суффиксах действительных причастий прошедшего времени

1

17

30

Страдательные причастия настоящего времени

1

31

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

32

Страдательные причастия прошедшего времени

1

33

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

1

34

Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных,

образованных от глаголов

1

35

Условия написания одной и двух букв н в суффиксах полных причастий и

отглагольных прилагательных

1

36

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в

кратких отглагольных прилагательных

1

37

Гласные перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях

1

38

Развитие речи. Употребление страдательных причастий прошедшего

времени в тексте

1

39

Морфологический разбор причастия

1

40

Слитное и раздельное написание не с причастиями

1

41

Развитие речи. Выборочное изложение с использованием причастий

1

42

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий

прошедшего времени

1

43

Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени

1

44

Повторение по теме: «Причастие»

1

45

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Причастие»

1

46

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

47

Деепричастие как часть речи. Глагольные и наречные свойства

деепричастий

1

48

Синтаксическая роль деепричастий в предложении

1

49

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

1

50

Раздельное написание не с деепричастиями

1

51

Деепричастия совершенного вида

1

52

Деепричастия несовершенного вида

1

53

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида

1

54

Морфологический разбор деепричастия

1

55

Развитие речи. Составление рассказа по картине. Подготовка к сочинению

1

56

Развитие речи. Сочинение-рассказ по картине

1

57

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме:

«Деепричастие»

1

58

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

59

Наречие как часть речи

1

60

Смысловые группы наречий

1

61

Образование степеней сравнения наречий

1

62

Степени сравнения наречий

1

63

Морфологический разбор наречий

1

64

Проверочная тестовая работа по теме: «Наречие»

1

65

Анализ ошибок, допущенных в тестировании

1

66

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е

1

67

Правописание не с наречиями на –о и -е

1

68

Буквы е и и в приставках не -и ни- отрицательных наречий

1

69

Правописание не и ни в наречиях

1

70

Буквы е и и в приставках не - и ни- отрицательных наречий

1

71

Буквы е и и в приставках не - и ни- отрицательных наречий

1

72

Практикум по теме: «Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е»

1

18

73

Проверочная работа по теме: «Одна и две буквы н в наречиях на -о,-е»

1

74

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками

1

75

Развитие речи. Описание действий как вид текста, его языковые

особенности

1

76

Правописание о и е после шипящих на конце наречий

1

77

Буквы о и а на конце наречий

1

78

Условия написания дефиса между частями слова в наречиях

1

79

Дефис между частями слова в наречиях

1

80

Слитные и раздельные написания наречий

1

81

Условия слитного и раздельного написания наречий

1

82

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

83

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Наречие»

1

84

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

85

Развитие речи. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.

1

86

Категория состояния как часть речи. Отличие категории состояния от

наречий

1

87

Синтаксическая роль слов категории состояния

1

88

Морфологический разбор категории состояния

1

89

Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по картине

1

90

Развитие речи. Сочинение-рассуждение по картине

1

91

Служебные части речи. Предлог как часть речи

1

92

Употребление предлогов

1

93

Производные и непроизводные предлоги

1

94

Отличие производных предлогов от наречий и существительных с

предлогом

1

95

Слитное и раздельное написание производных предлогов

1

96

Слитное и раздельное написание производных предлогов

1

97

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

1

98

Развитие речи. Составление текста впечатления от картины А. В. Сайкиной

«Детская спортивная школа»

1

99

Проверочная работа по теме: «Слитное и раздельное написание

производных предлогов»

1

100

Контрольное тестирование по теме: «Предлог»

1

101

Анализ ошибок, допущенных в тестировании

1

102

Союз как часть речи. Простые и составные союзы.

1

103

Союзы сочинительные и подчинительные

1

104

Развитие речи. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в

художественной речи.

1

105

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном

предложении

1

106

Сочинительные союзы. Употребление сочинительных союзов в простом

предложении

1

107

Употребление сочинительных союзов в сложном предложении

1

108

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза

1

109

Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы. Отличие на письме

союзов тоже, также, зато, чтобы от местоимений и наречий с предлогами и

частицами

1

110

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Предлог.

Союз»

1

111

Частица как часть речи. Разряды частиц

1

19

112

Формообразующие частицы. Грамматические признаки формообразующих

частиц

1

113

Смыслоразличительные частицы. Грамматические признаки

смыслоразличительных частиц

1

114

Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор

частицы

1

115

Отрицательные частицы не и ни. Различение на письме частиц не и ни

1

116

Различение приставки не- и частицы не. Частица ни, приставка ни-, союз

ни…ни

1

117

Проверочная работа по теме: «Не и ни с разными частями речи»

1

118

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Частица»

1

119

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

120

Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова и их отличие от

междометий

1

121

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

1

122

Повторение и систематизация изученного в 7 классе.

Разделы науки о языке

1

123

Текст. Приёмы сжатия текста. Подготовка к сжатому изложению

1

124

Развитие речи. Сжатое изложение на морально-этическую тему

1

125

Фонетика. Фонетический разбор. Фонетика. Фонетические нормы

1

126

Лексика и фразеология

1

127

Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный

разборы

1

128

Морфология. Морфологический разбор

1

129

Итоговое тестирование

1

130

Развитие речи. Сжатое изложение на морально-этическую тему

1

131

Фонетика. Фонетический разбор. Фонетика. Фонетические нормы

1

132

Лексика и фразеология

1

133

Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный

разборы

1

134

Морфология. Морфологический разбор

1

135

Итоговое тестирование

1

136

Анализ ошибок, допущенных в тестировании.

1

8 класс

Тема

Количес

тво

часов

1

Русский язык в современном мире. Функции языка.

1

2

Повторение. Знаки препинания.

1

3

Знаки препинания в сложном предложении.

1

4

Правописание букв Н-НН в разных частях речи.

1

5

Правописание букв Н-НН в разных частях речи. Тренировочные упражнения.

1

6

Подготовка к сжатому изложению (по упр. 26).

1

7

Сжатое изложение.

1

8

Слитное и раздельное написание НЕ в различных частях речи.

1

9

Контрольный тест по теме « Слитное и раздельное написание НЕ в

различных частях речи».

1

10

Анализ ошибок теста.

1

11

Основные единицы синтаксиса: текст, предложение, словосочетание.

1

20

12

Виды словосочетаний.

1

13

Синтаксический разбор словосочетаний.

1

14

Грамматическая основа предложения.

1

15

Порядок слов в предложении.

1

16

Интонация.

1

17

Сочинение «Описание памятника культуры родного края»

1

18

Подлежащее.

1

19

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

20

Составное именное сказуемое.

1

21

Составное глагольное сказуемое

1

22

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

23

Подготовка к сжатому изложению «Моя малая родина».

1

24

Сжатое изложение «Моя малая родина».

1

25

Второстепенные члены предложения. Прямые и косвенные дополнения.

1

26

Согласованные и несогласованные определения.

1

27

Приложение. Знаки препинания при приложениях.

1

28

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

1

29

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

30

Подготовка к сочинению – рассуждению на тему «С чего начинается

Родина».

1

31

Сочинение-рассуждение на тему «С чего начинается Родина».

1

32

Обобщение и повторение материала по теме «Второстепенные члены

предложения».

1

33

Главный член односоставного предложения.

1

34

Назывные предложения, их роль в текстах различных стилей.

1

35

Определенно-личные предложения.

1

36

Обобщенно-личные предложения.

1

37

Безличные предложения.

1

38

Неопределенно-личные предложения.

1

39

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения».

1

40

Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Кузбасс – красота, которую

нужно беречь».

1

41

Сочинение-рассуждение на тему «Кузбасс – красота, которую нужно

беречь».

1

42

Неполные предложения.

1

43

Обобщение по теме «Неполные предложения».

1

44

Контрольное тестирование по теме «Односоставные предложения».

1

45

Работа над ошибками теста по теме «Односоставные предложения».

1

46

Понятие об однородных членах.

1

47

Итоговая контрольная работа за I полугодие.

1

48

Анализ контрольной работы.

1

49

Однородные определения.

1

50

Однородные и неоднородные определения.

1

51

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами.

1

52

Закрепление

темы

«

Однородные

члены

предложения,

связанные

подчинительными союзами».

1

53

Обособленные слова при однородных членах.

1

54

Знаки препинания при обобщающих словах и однородных членах.

1

55

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения».

1

56

Закрепление темы «Однородные члены предложения».

1

21

57

Тестирование по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания

при них»

1

58

Анализ ошибок тестирования по теме «Однородные члены предложения и

знаки препинания при них»

1

59

Понятие об обособленных членах предложения.

1

60

Обособление согласованных нераспространённых определений.

1

61

Обособление

согласованных

распространённых

и

нераспространённых

определений.

1

62

Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление

несогласованных определений.

1

63

Обособление

определений

и

приложений,

относящихся

к

личному

местоимению.

1

64

Обособление согласованных определений

1

65

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

1

66

Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК.

1

67

Обобщение по теме «Предложения с обособленными определениями»

1

68

Контрольный диктант по теме «Обособленные определения».

1

69

Анализ ошибок диктанта.

1

70

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и

одиночными деепричастиями.

1

71

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогом.

1

72

Обособление уточняющих членов предложения.

1

73

Повторение и систематизация по теме «Обособленные и уточняющие члены

предложения»

1

74

Обобщение по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»

1

75

Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, его

языковые особенности

1

76

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»

1

77

Обращения и знаки препинания при них.

1

78

Вводные слова и знаки препинания при них.

1

79

Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них.

1

80

Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них.

1

81

Вводные предложения

1

82

P.p. Подготовка к сочинению - рассуждению публицистического характера

на тему «Природа родного края»

1

83

P.p. Сочинение - рассуждение публицистического характера на тему

«Природа родного края»

1

84

Вставные конструкции

1

85

Междометия в предложении

1

86

Роль обращений, вводных слов и междометий

1

87

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий

1

88

P.p. Подготовка к контрольному сжатому изложению по отрывку из романа

Ю. Лавряшиной «Невозможная музыка».

1

89

P.p. Контрольное сжатое изложение по отрывку из романа Ю. Лавряшиной

«Невозможная музыка».

1

90

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

1

91

Знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами

автора.

1

92

Диалог.

1

93

Предложения с косвенной речью.

1

22

94

Цитаты и знаки препинания при них. Способы цитирования.

1

95

Тестирование по теме «Прямая и косвенная речь».

1

96

P.p. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц

1

97

Повторение в конце года.

Словосочетание и предложение. Односоставные предложения.

1

98

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

99

Итоговое контрольное тестирование

1

100

Предложения с однородными членами.

1

101

Предложения с обособленными членами.

1

102

Вводные слова и предложения.

1

9 класс

урока

Тема

Количес

тво

часов

1.

Международное значение русского языка.

1

2.

Устная и письменная речь.

1

3.

Устная и письменная речь.

1

4.

Монолог. Диалог.

1

5.

Монолог. Диалог.

1

6.

Стили речи.

1

7.

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

8.

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

9.

Предложения с обособленными членами.

1

10.

Предложения с обособленными членами.

1

11.

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

1

12.

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

1

13.

Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием

1

14.

Понятие о сложносочиненном предложении.

1

15.

Понятие о сложносочиненном предложении.

1

16.

Понятие о сложносочиненном предложении.

1

17.

Сложные и бессоюзные предложения.

1

18.

Сложные и бессоюзные предложения.

1

19.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного

предложения.

1

20.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного

предложения.

1

21.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1

22.

Анализ ошибок, допущенных в сочинении-рассуждении.

1

23.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного

предложения.

1

24.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного

предложения.

1

25.

Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием

1

26.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

27.

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложно-

сочиненных предложениях

1

28.

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

1

29.

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

1

30.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами

1

23

31.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинен-ного

предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного

предложения

1

32.

Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием

1

33.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

34.

Понятие о сложно подчиненном предложении

1

35.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

1

36.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

1

37.

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

1

38.

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

1

39.

Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием

1

40.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

41.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

1

42.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

1

43.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

1

44.

Сложноподчиненные

предложения с придаточными изъяснительными.

1

45.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

1

46.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

1

47.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

1

48.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

1

49.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

1

50.

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия,

уступки, следствия.

1

51.

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия,

уступки, следствия.

1

52.

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия,

уступки, следствия.

1

53.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры,

степени и сравнительными.

1

54.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры,

степени и сравнительными.

1

55.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры,

степени и сравнительными.

1

56.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки пре-

пинания при них.

1

57.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки пре-

пинания при них.

1

58.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки пре-

пинания при них.

1

59.

Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием

1

60.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

61.

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

1

62.

Синтаксический разбор сложно- подчиненного предложения

1

63.

Синтаксический разбор сложно- подчиненного предложения.

1

64.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1

65.

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

1

66.

Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

1

67.

Сочинение по картине.

1

68.

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

1

24

69.

Контрольное тестирование № 1 по теме «Сложнподчиненное предложение»

1

70.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании

1

71.

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

1

72.

Интонация в бессоюзном сложном предложении.

1

73.

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и

точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.

1

74.

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и

точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.

1

75.

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, до-

полнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

76.

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, до-

полнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

77.

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления,

времени, условия и следствия.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

78.

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления,

времени, условия и следствия.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

79.

Сочинение по картине.

1

80.

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

1

81.

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного пред-

ложения.

1

82.

Контрольное тестирование №2 по теме «Бессоюзное сложное предложение».

1

83.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании.

1

84.

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной

связи в сложных предложениях.

1

85.

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной

связи в сложных предложениях.

1

86.

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной

связи в сложных предложениях.

1

87.

Подробное изложение.

1

88.

Анализ ошибок, допущенных в подробном изложении. Компрессия текста.

89.

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1

90.

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1

91.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с раз-

личными видами связи.

1

92.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с раз-

личными видами связи.

1

93.

Публичная Речь.

1

94.

Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием.

1

95.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

96.

Фонетика и графика.

1

97.

Лексикология (лексика), фразеология.

1

98.

Морфемика. Словообразование

1

99.

Синтаксис.

1

100.

Орфография.

Пунктуация.

1

101.

Итоговое тестирование.

1

102.

Анализ ошибок, допущенных в итоговом тестировании.

1

25

26



В раздел образования