Автор: Кашина Наталья Валентиновна
Должность: психолог, преподаватель психологии
Учебное заведение: Нижнетагильский филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: Нижний Тагил
Наименование материала: доклад
Тема: Коммуникативные барьеры в общении.
Раздел: среднее профессиональное
Коммуникативные
барьеры в общении.
•
Коммуникативные барьеры - препятствия, вызванные
естественными, социальными или психологическими
факторами, возникающими в процессе коммуникации.
•
Абсолютное или относительное препятствие
эффективному общению, субъективно переживаемое или
реально присутствующее в ситуациях общения,
причинами которого являются мотивационно-
операциональные, индивидуально-психологические,
социально- психологические особенности личности».
Барьеры непонимания связаны с
неэффективной вербальной
коммуникацией (трудности в
передаче и понимании информации).
К ним относятся:
1. Семантические барьеры –
непонимание значения многозначных
слов или фраз, жаргоны.
2. Невербальные барьеры – связаны с
противоречием смысла, заложенного
в произносимые слова и
невербальных сигналов,
сопровождающих процесс
коммуникации. Обмен взглядами,
выражение лица, поза, интонация –
все это примеры невербальной
коммуникации.
3. Фонетические барьеры – препятствия,
создаваемые особенностями речи
говорящего (наличие дефектов речи,
невнятная речь, речь-скороговорка и др.).
4. Стилистические барьеры – это
нарушения соотношения формы
представления информации с ее
содержанием.
Стиль изложения информации может
быть неуместным, слишком тяжелым или
легковесным, не соответствующим
ситуации и намерениям партнера.
Использование в речи слов и звуков-
паразитов: «это самое», «так сказать»,
«ну», «так», «как бы», «э-э», «м-м» и
т.д.).
5. Логические барьеры – коммуникативные
помехи, возникающие вследствие
несовпадения логических действий и
умозаключений партнеров по общению.
Каждый человек видит коммуникативную
ситуацию со своей точки зрения.
Одни и те же слова в разных ситуациях
могут иметь совершенно иной смысл.
6. Коммуникативные перегрузки связаны с
трудностью или невозможностью
переработать и упорядочить большой объем
информации.
В настоящее время появляется все больше и
больше профессий, где человек вынужден
перерабатывать очень большой объем
поступающей информации.
Часто такие люди не в состоянии эффективно
реагировать на всю информацию
•
Личностные барьеры
связаны с психологической
несовместимостью собеседников и с их
негативными установками, которые
создают помехи в общении. К
личностным барьерам относят:
1. Индивидуальные различия в
характере, темпераменте,
эмоциональных состояниях.
2. Идеологические барьеры –
формирующиеся при наличии у
партнеров различных стереотипов,
мировоззрений, ценностных
ориентаций; несовпадения социальных
установок.
3. Негативный прошлый опыт общения
страх вступления в коммуникацию,
нежелание испытать негативные эмоции в
процессе общения.
4. Барьеры предвзятости
человек без видимых весомых причин
начинает отрицательно относиться к тому
или иному человеку, что существенно
затрудняет коммуникацию. Обычно это
связано с негативным восприятием внешнего
облика или манеры поведения собеседника.
5. Барьеры отрицательных установок.
Часто такие барьеры порождаются другими
людьми. Вам сообщили отрицательную
информацию о ком-то, и складывается
негативная установка по отношению к
человеку, о котором вам мало что известно,
поскольку нет опыта личного
взаимодействия с ним.
•
Культурные барьеры – это
коммуникативные помехи, возникающие
вследствие культурных различий
отправителя и получателя, незнания
национальных обычаев, традиций, норм
и этикета общения, системы жизненных
ценностей. Культурные различия
проявляются как при вербальном, так и
при невербальном общении. К ним
относятся:
1. Национальные барьеры возникают
между представителями двух разных
культур и проявляются, например, в
пунктуальности, в установлении
дистанции между общающимися, в
манере держаться, использовании
различных жестов, тона, громкости
голоса, принятых в качестве нормы в
различных странах.
2. Религиозные барьеры – это
проявление в деловом общении
религиозной неприязни, предвзятости
к людям другого вероисповедания,
интерпретация определенных
поступков человека на основе
религиозных различий.
3. Этические барьеры – результат
несовпадения этических ценностей и
норм собеседников. Например, один
партнер следует в общении нормам
морали, нравственности,
порядочности, честности, а другой
проявляет «нечистоплотность», лжет,
манипулирует.
4. Эстетические барьеры –
проявляются в несовпадении вкусов,
манер, взглядов собеседников на
эстетическую составляющую.
Организационные барьеры – коммуникационные помехи,
обусловленные характеристиками любой организации:
числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей
между ними, распределением прав, обязанностей и
ответственности в системе управления. Среди
организационных коммуникативных барьеров выделяют:
1. Излишняя централизация в системе управления. Слабая
информированности структурных подразделений.
2. Излишняя дифференциация подразделений, в результате
которой сотрудники замыкаются в решении проблем
собственного подразделения.
3. Неопределенность обязанностей и прав, которая приводит к
ситуации, когда в организации никто ни за что не отвечает, а
коммуникации становятся либо слишком формальными, либо
конфликтными.
•
4. Нежелание делиться информацией.
•
Социальные барьеры – несовпадение социальных ценностей,
установок, противоборства социальных ролей:
1. Когнитивные барьеры: различный уровнь профессиональной
компетенции; неразвитость абстрактного мышления, памяти,
навыков восприятия.
2. Различия в статусе. Лицо более низкого уровня иерархии может
воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает
общению и даже прерывает его (человек боится высказать свое
мнение, задать вопрос, не желая выглядеть некомпетентным).
3. Профессиональные барьеры могут возникнуть между
представителями различных профессий, негативно настроенных
или плохо отзывающихся о профессиональных качествах
собеседника
4. Барьеры образования – это барьеры информационного
несоответствия, разности социального опыта партнеров, из-за
различия уровней образования.
Физические барьеры – объективные помехи,
возникающие в материальной среде
коммуникаций:
1. Пространственные барьеры возникают в случае
неудобного расположения мебели и оргтехники в
помещениях, мешающих эффективному общению;
нерационального расстояния между людьми во
время коммуникаций; наличия множества
отвлекающих деталей в интерьере (яркие картины,
фотографии, элементы декора).
2. Временные барьеры обусловлены дефицитом
времени, отведенного на общение.
3. Технические барьеры вызваны временными
трудностями коммуникации, связанными с
неисправностью технических средств
(компьютера, телефона, микрофона, помех во
время селекторного совещания); а также
отвлекающим шумом, временно заглушающим
голос говорящего.