Напоминание

Коммуникативные барьеры в общении.


Автор: Кашина Наталья Валентиновна
Должность: психолог, преподаватель психологии
Учебное заведение: Нижнетагильский филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: Нижний Тагил
Наименование материала: доклад
Тема: Коммуникативные барьеры в общении.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Коммуникативные

барьеры в общении.

Коммуникативные барьеры - препятствия, вызванные

естественными, социальными или психологическими

факторами, возникающими в процессе коммуникации.

Абсолютное или относительное препятствие

эффективному общению, субъективно переживаемое или

реально присутствующее в ситуациях общения,

причинами которого являются мотивационно-

операциональные, индивидуально-психологические,

социально- психологические особенности личности».

Барьеры непонимания связаны с

неэффективной вербальной

коммуникацией (трудности в

передаче и понимании информации).

К ним относятся:

1. Семантические барьеры

непонимание значения многозначных

слов или фраз, жаргоны.

2. Невербальные барьеры – связаны с

противоречием смысла, заложенного

в произносимые слова и

невербальных сигналов,

сопровождающих процесс

коммуникации. Обмен взглядами,

выражение лица, поза, интонация –

все это примеры невербальной

коммуникации.

3. Фонетические барьеры – препятствия,

создаваемые особенностями речи

говорящего (наличие дефектов речи,

невнятная речь, речь-скороговорка и др.).

4. Стилистические барьеры – это

нарушения соотношения формы

представления информации с ее

содержанием.

Стиль изложения информации может

быть неуместным, слишком тяжелым или

легковесным, не соответствующим

ситуации и намерениям партнера.

Использование в речи слов и звуков-

паразитов: «это самое», «так сказать»,

«ну», «так», «как бы», «э-э», «м-м» и

т.д.).

5. Логические барьеры – коммуникативные

помехи, возникающие вследствие

несовпадения логических действий и

умозаключений партнеров по общению.

Каждый человек видит коммуникативную

ситуацию со своей точки зрения.

Одни и те же слова в разных ситуациях

могут иметь совершенно иной смысл.

6. Коммуникативные перегрузки связаны с

трудностью или невозможностью

переработать и упорядочить большой объем

информации.

В настоящее время появляется все больше и

больше профессий, где человек вынужден

перерабатывать очень большой объем

поступающей информации.

Часто такие люди не в состоянии эффективно

реагировать на всю информацию

Личностные барьеры

связаны с психологической

несовместимостью собеседников и с их

негативными установками, которые

создают помехи в общении. К

личностным барьерам относят:

1. Индивидуальные различия в

характере, темпераменте,

эмоциональных состояниях.

2. Идеологические барьеры

формирующиеся при наличии у

партнеров различных стереотипов,

мировоззрений, ценностных

ориентаций; несовпадения социальных

установок.

3. Негативный прошлый опыт общения

страх вступления в коммуникацию,

нежелание испытать негативные эмоции в

процессе общения.

4. Барьеры предвзятости

человек без видимых весомых причин

начинает отрицательно относиться к тому

или иному человеку, что существенно

затрудняет коммуникацию. Обычно это

связано с негативным восприятием внешнего

облика или манеры поведения собеседника.

5. Барьеры отрицательных установок.

Часто такие барьеры порождаются другими

людьми. Вам сообщили отрицательную

информацию о ком-то, и складывается

негативная установка по отношению к

человеку, о котором вам мало что известно,

поскольку нет опыта личного

взаимодействия с ним.

Культурные барьеры – это

коммуникативные помехи, возникающие

вследствие культурных различий

отправителя и получателя, незнания

национальных обычаев, традиций, норм

и этикета общения, системы жизненных

ценностей. Культурные различия

проявляются как при вербальном, так и

при невербальном общении. К ним

относятся:

1. Национальные барьеры возникают

между представителями двух разных

культур и проявляются, например, в

пунктуальности, в установлении

дистанции между общающимися, в

манере держаться, использовании

различных жестов, тона, громкости

голоса, принятых в качестве нормы в

различных странах.

2. Религиозные барьеры – это

проявление в деловом общении

религиозной неприязни, предвзятости

к людям другого вероисповедания,

интерпретация определенных

поступков человека на основе

религиозных различий.

3. Этические барьеры – результат

несовпадения этических ценностей и

норм собеседников. Например, один

партнер следует в общении нормам

морали, нравственности,

порядочности, честности, а другой

проявляет «нечистоплотность», лжет,

манипулирует.

4. Эстетические барьеры

проявляются в несовпадении вкусов,

манер, взглядов собеседников на

эстетическую составляющую.

Организационные барьеры – коммуникационные помехи,

обусловленные характеристиками любой организации:

числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей

между ними, распределением прав, обязанностей и

ответственности в системе управления. Среди

организационных коммуникативных барьеров выделяют:

1. Излишняя централизация в системе управления. Слабая

информированности структурных подразделений.

2. Излишняя дифференциация подразделений, в результате

которой сотрудники замыкаются в решении проблем

собственного подразделения.

3. Неопределенность обязанностей и прав, которая приводит к

ситуации, когда в организации никто ни за что не отвечает, а

коммуникации становятся либо слишком формальными, либо

конфликтными.

4. Нежелание делиться информацией.

Социальные барьеры – несовпадение социальных ценностей,

установок, противоборства социальных ролей:

1. Когнитивные барьеры: различный уровнь профессиональной

компетенции; неразвитость абстрактного мышления, памяти,

навыков восприятия.

2. Различия в статусе. Лицо более низкого уровня иерархии может

воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает

общению и даже прерывает его (человек боится высказать свое

мнение, задать вопрос, не желая выглядеть некомпетентным).

3. Профессиональные барьеры могут возникнуть между

представителями различных профессий, негативно настроенных

или плохо отзывающихся о профессиональных качествах

собеседника

4. Барьеры образования – это барьеры информационного

несоответствия, разности социального опыта партнеров, из-за

различия уровней образования.

Физические барьеры – объективные помехи,

возникающие в материальной среде

коммуникаций:

1. Пространственные барьеры возникают в случае

неудобного расположения мебели и оргтехники в

помещениях, мешающих эффективному общению;

нерационального расстояния между людьми во

время коммуникаций; наличия множества

отвлекающих деталей в интерьере (яркие картины,

фотографии, элементы декора).

2. Временные барьеры обусловлены дефицитом

времени, отведенного на общение.

3. Технические барьеры вызваны временными

трудностями коммуникации, связанными с

неисправностью технических средств

(компьютера, телефона, микрофона, помех во

время селекторного совещания); а также

отвлекающим шумом, временно заглушающим

голос говорящего.



В раздел образования