Напоминание

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей комбинированной группы для детей с ТНР 6-7 лет по лексической теме "Насекомые"


Авторы: Новикова Лариса Васильевна, Конькова Наталья Васильевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 388
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей комбинированной группы для детей с ТНР 6-7 лет по лексической теме "Насекомые"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы Новиковой Ларисы Васильевны и Коньковой Натальи

Васильевны учителей-логопедов высшей квалификационной категории МКДОУ

д/с № 388 г. Новосибирска.

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы

для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет.

Данный материал представляет собой практическое пособие для

непосредственной образовательной деятельности воспитателей комбинированной

группы для детей 6-7 летнего возраста с тяжелыми нарушениями речи. Оно

включает в себя материал на развитие общих речевых навыков, мелкой и общей

моторики по лексической теме «Насекомые». Здесь подобраны упражнения на

развитие лексико-грамматических категорий, фонематических процессов,

развитие слухового и зрительного внимания, памяти и логического мышления.

Подобран материал на развитие связной речи и лексики, лексико-грамматических

процессов, слоговой структуры слова. Все это поможет педагогу в организации

занятий в течение недели.

Данный материал ориентирован на выполнение Программы воспитания и

обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.

Комаровой и программ коррекционного обучения и воспитания детей

с нарушениями речи под редакцией Г.В. Чиркиной. Соответствует ФГОС.

Лексическая тема: «Насекомые»

подготовительная группа

Развитие общих речевых навыков

Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи и

звукопроизношением.

Стихотворение «Муравьи» Считалки

Муравьишки-торопышки Пчелы в поле полетели, зажужжали,

загудели.

Не лентяи, не глупышки. Сели пчелы на цветы, мы играем –

водишь ты.

Друг за другом по дорожке

Тащат зернышки и крошки. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я летаю и жужжу!

Муравью нельзя лениться, Я – большой веселый шмель,

Муравей живет трудом: Мне жужжать весь день не лень!

Всё, что только он увидит, Ты ко мне не подходи, а иди-ка,

поводи!

Тащит в свой подземный дом.

А. Бабаджан

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Соты»

Рисуем соты на бумаге, пальцы ребенка «ходят» - «летают» по сотам на ударные

слоги:

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкой: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?

Пальчиковая гимнастика «Жуки»

«Жу» да «жу» - слетались в круг

Майский жук, июньский жук, жук-носорог, жук-плавунец, жук-сынок и жук-отец.

Жужелица, жук-жучок – все попались в мой сачок.

Развитие общей моторики

Подвижная игра с речевым сопровождением «Со словами мы играем»

Со словами мы играем,

и слова мы удлиняем:

стре-ко-за, за-за-за (6 хлопков),

му-ра-вей, вей-вей-вей.

Свер-чок, чок-чок (4 хлопка),

Ба-боч-ка, ка-ка-ка. И т.д.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Бабочки весной»

Бабочки проснулись, Друг за другом, друг за другом

К солнцу потянулись. Кружат бабочки над лугом.

Крылышками машут, Беззаботные, летают,

Над цветами пляшут. Над цветочками порхают.

Психогимнастика. Пластические этюды

Представить себя муравьем, несущим тяжелую соломинку в муравейник;

перелетающей с цветка на цветок пчелой; куколкой, превращающейся в

прекрасную бабочку.

Развитие связной речи

Беседа по теме. Чтение художественной литературы. Стихи. Чтение и пересказ

рассказа «Как бабочка летала». Экологическая сказка по Н.В. Нищевой «Как

девочка еще раз встретила кузнечика». Загадки. Пословицы и поговорки. На всяк

цветок пчела садится, да не со всякого поноску берет. Невелик сверчок, а громко

поет.

Лексика

Активизировать словарь по теме. Существительные: бабочка, водомерка,

гусеница, жук, комар, короед, кузнечик, куколка, личинка, муравей, муравейник,

муха, оса, паук, паутина, пасека, пчела, рой, сверчок, слепень, стрекоза, улей,

улитка, укус, шмель; крылья, туловище, усики, лапки, глаза, хоботок. Глаголы:

жалить, жужжать, зимовать, кусать, летать, ползать, порхать, прыгать, роиться.

Прилагательные: водяной, комариный, майский, мохнатый, полосатая,

прозрачный, пчелиный, трудолюбивый. Наречия: больно, вредно, ярко.

Развитие лексико-грамматических процессов

«Сосчитай до пяти» Согласование существительных с числительными и

прилагательными в роде, числе. Пчелиный рой, мохнатая гусеница,

трудолюбивый муравей.

«Один – много». Образование существительных множественного числа в

именительном и родительном падежах: комар – комары – много комаров и

т.д.

«Подбери слово». Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают,

ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят,

гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают,

просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

«Кто как передвигается?» Составление сложных предложений со

значением противопоставления. Муравей ползает, а бабочка … Гусеница

ползает, а кузнечик … Бабочка летает, а улитка … Бабочка порхает, а муха

«Четвертый лишний». Употребление сложных предложений с союзом

потому что. Лишняя оса, потому что это насекомое.

«Насекомые-великаны». Употребление слов с увеличительными

оттенками. Составление предложений по образцу. Это не паук, а паучище.

«Исправь ошибку». Усвоение предлогов и словаря по теме. Рядом с

цветком огромный жучок. Возле пенька маленький червячище. Под кустом

малюсенький комарище. Около ветки громадный комарик.

«Сколько насекомых на цветке?» Согласование числительных с

существительными. Развитие логического мышления. На цветке 3 черных

муравья. На цветке 2 зеленых кузнечика.

«Измени по образцу» Образование притяжательных прилагательных.

Комар – комариный, пчела - пчелиный, муравей – муравьиный, оса –

осиный.

«Что сделать?» Образование глаголов с помощью приставок. Ползать –

уползти, переползти, выползи, отползти, заползти. Прыгать – упрыгать,

допрыгать, запрыгать, перепрыгать.

«Сложи слова». Образование сложных слов. Стрекоза с большими глазами

– большеглазая. Бабочка с яркими крыльями – яркокрылая. Кузнечик с

длинными ногами – длинноногий.

«Майский жук». Употребление словосочетания в нужной форме. Кто? –

Майский жук. Нет кого? … Навредить кому? … Вижу кого? … Наблюдать

за кем? … Составить рассказ о ком?

Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления

«Какие насекомые спрятались на картинке?», «Найди одинаковые»,

«Кто лишний в каждом ряду?»: улитка, кузнечик, ласточка, стрекоза;

гусеница, муравей, улитка, бабочка; оса, пчела, шмель, паук.

«Какое слово отличается от других?» Муха, уха, муха, муха. Комар, комар,

пожар, комар. Шмель, мель, шмель, шмель.

«Что общего и чем отличаются друг от друга?» Рой и стая. Птица и бабочка.

Улей и муравейник.

«Кто в какой части поля?» - развитие пространственной ориентировки.

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

«Подбери слово». Определить, какие слова соответствуют изображаемой

схеме (оса, комар, муха).

«Вспомни названия насекомых со звуком «Р».

Придумывание предложений о насекомых по данным схемам.

Слоговой анализ слов – название насекомых.

«Какое слово самое длинное?» Комар, вода, укус, стрекоза. Оса, муха,

гусеница, паук. Рой, муравейник, улей, шмель.

Грамота

Кроссворд «Насекомые».

«Поставь ударение».

Работа над слоговой структурой слова

Работа над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой

структурой.

Задания по самокоррекции

«Дорисуй по образцу». Выкладывание мозаики, лото. Штриховка. Оригами.

Коллективная работа «На лесной полянке».



В раздел образования