Напоминание

Математика


Авторы: Бурбу Чейнеш Михайловна, Чейнеш Михайловна Бурбу
Должность: Преподаватель математики и инфоматики
Учебное заведение: АНОО ПК Кызылский техникум экономики и права ПК
Населённый пункт: Кызыл
Наименование материала: СТАТЬЯ «РОЛЬ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»
Тема: Математика
Раздел: среднее профессиональное





Назад




СТАТЬЯ

«РОЛЬ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

Бурбу Чейнеш Михайловна

Преподаватель математики АНОО ПО Кызылского техникума экономики

и права потребительской кооперации.

Математика – это одна из жизненно важных областей знания современного

общества,

необходимая для

существования человека современном обществе.

Вопрос

о

связи

между

математикой и

естественнонаучными дисциплинами

веками ставил в затруднение философов и историков науки.Математика является

одним из опорных предметов: она обеспечивает изучение других дисциплин. В

первую

очередь,

это

относится

к

физике,

к

химии,

к

информатике

и

вычислительной

технике.

Развитие

логического

мышления

студентов

при

обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла.

Практические умения и

навыки математического характера необходимы для

трудовой и профессиональной подготовки студентов.

Интерес, способности, привычки в процессе жизнедеятельностичеловека

формируют характер, способности. Многих, которых считали неспособными к

математике,

попадая

в

новые

незнакомые

условия,

при

необходимости

самостоятельно действовать, мыслить, искать, под влиянием этих новых условий

успешно овладевают математическими законами, правилами, теоремами. В таких

условиях обеспечиваются умственное саморазвитие обучающегося.

Требуя от

обучающихся умственных и

волевых усилий,

концентрации

внимания, активности воображения, математика развивает нравственные черты

личности:

настойчивость,

целеустремленность,

творческую

активность,

самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность

мышления.

Основной задачей обучения математике является обеспечение прочного и

сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений,

необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену

современного

общества,

достаточных

для

изучения

смежных

дисциплин

и

продолжения образования.

Наряду

с

этой

задачей перед

преподавателем стоит

острая

проблема:

научить студентов рассуждать, научить мыслить. Ни один другой предмет не

может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей

личности.

Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике

возможно

на

базе

реализации

творческого подхода, который направлен

на

развитие каждого студента, на формирование индивидуальных способностей

обучающихся.

Исследования

психологов

и

педагогов

показывают:

чтобы

научить

студентов самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально

организованную

деятельность,

сделать

«хозяевами»

этой

деятельности.

Для

этого нужно выработать у

студентов мотивы и

цели

учебной деятельности

(«зачем

учиться

математике»),

обучить

способам

ее

осуществления

(«как

учиться»). Необходимо освободить обучающегося от боязни наказания за не

сделанное, за невыученное. В большинстве своем именно эта причина является

«движущей силой» современного обучения. Сегодня учить, делая ставку на

сухое

объяснение,

ошибочно

и

малоэффективно.

Получать

удовольствие от

занятий математикой студент может лишь при условии, если информация ему

доступна и интересна. В противном случае один студент будет учиться налегке,

не напрягаясь, другой - пытаясь осилить непосильное. Первый из них не найдет

применения имеющимся способностям и не разовьет потенциальные, второй

будет чувствовать постоянное унижение, на каждом шагу ощущать собственную

неполноценность, что приведет к отвращению от математики.

Если внешних побуждений к учению у студента почти нет, если способов к

принуждению совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к

предмету, и если мы реалисты и не хотим прятаться от действительности, то

перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать студентов в общий труд

обучения творчески, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед

и развития.

Взаимоотношения

преподавателей

состудентами

основываются

на

профессиональном

долге

и

чувстве

ответственности,

педагогическом такте.

Педагогический

такт

-

соблюдение

толерантности,

дифференцированного

подхода в общении со студентами в самых разнообразных сферах деятельности,

как умение выбрать правильный подход к студентам, исходя из их личностных

особенностей и отношений с ними.

Поэтому в своей педагогической деятельности наши

придерживаются

следующих принципов работы с обучающимися:

от творчества преподавателя к творчеству студента;

предупредить, а не наказать незнание;

мотивация, а не констатация;

студент должен испытать учебный успех;

обучать студентов на эмоциях радости;

развивать мотивацию к самостоятельному поиску решений;

педагогический такт;

Понятно, что далеко не всем обучающим в будущем придётся пользоваться

логарифмами, составлять уравнение сферы и далее, а способность логически

рассуждать потребуется каждому. И делать это будет каждый человек не по

общей

схеме,

а

в

индивидуальной,

присущей

лично

ему

манере.

Поэтому,

подбирая

задачи

к

занятиям,

необходимо

наряду

с

обучающей

целью

одновременно

задаваться

и

вопросом

о

качестве,

способе

конструирования

рассуждения

каждым

и,

конечно,

о

той

подструктуре

мышления,

которую

посредством этих заданий наиболее удобно и эффективно можно сформировать.

Именно

здесь

преподавателю

необходимо применять

творческий

подход

в

обучении,

используя

разнообразные

методы

и

средства

при

подготовке

к

занятиям по уровням усвоения материала:

Использовать игровой метод;

Игры

развивают

познавательный

интерес,

активизируют

умственную

деятельность.

Игра

развивает

наблюдательность,

учит

делать

выводы,

сопоставлять

отдельные факты.

Во

время

игры

студенты лучше

усваивают

материал, учатся применять полученные знания в новых ситуациях. Игра требует

от обучающихся принятия конкретных решений в рамках своей роли. Каждая

игра имеет четко разработанный сценарий, главную часть которого необходимо

доработать студентам.

Создать проблемно-поисковую ситуацию.

На

таких

занятиях

возникает

дискуссия,

исследование.

Это

обсуждение

общего

вопроса,

проблемы

с

целью

нахождения

правильного

решения.

Проблемная

ситуация,

наряду

с

интеллектуальными

трудно стями

сопровождается

повышением

познавательной

активности

и

желанием

разобраться в проблеме.

Моделировать учебную ситуацию с помощью компьютернойанимации.

Например,

наибольшую

трудность

вызывает

у

обучающихся

построение

геометрических фигур, графиков. С целью иллюстрации процесса построения на

занятиях используются компьютерные анимации для моделирования учебных

ситуаций.

Система

подсказок,

направленных

на

активизацию

мыслительной

деятельности обучающихся;

Занятия такого типа интересны тем, что обучающимся предлагается самим

найти приём или способ решения задач, а затем составить свою задачу, которая

решалась бы этим способом. Такой прием позволяет доводить обучение до

продуктивного уровня.

Метод проектов;

Почти в каждой группе есть от природы одаренные студенты, но если не

заботиться постоянно об их развитии, не поставлять им достаточную пищу для

ума, то они не могут состояться как творческие личности. Поэтому проектно-

исследовательская

деятельность

является

одной

из

перспективных

форм

развития творческих способностей личности. Увлечение наукой в студенческие

годы оказывает огромное воспитывающее влияние, воспитывает трудолюбие и

ответственность за порученное дело.

Основная задача, которая ставится перед студентами - научиться мыслить и

овладевать фундаментальными знаниями. Это не набор некоторых правил и

умений решать стандартные задачи, а

глубокое понимание сути изучаемого

материала. В процессе исследовательской работы студенты сами ищут способы

решения

поставленной

задачи,

учатся

обобщать

полученные

результаты,

применять их для решения новых проблем.

Проектный

метод

широко

используется

на

уроках

математики,

информатики,

физики

и

химии.

Результатом

проектной

деятельности

обучающихся может быть текстовый документ или компьютерная презентация.

Математика

основана

на

естественных

законах

окружающей

действительности, в ней исключены пространные рассуждения. Ее стержнем

являются порядок и четкая логика. По сути, на тех же принципах построены все

процессы, действующие в природе. Являясь одновременно инструментом для их

познания, математика отражает их как зеркало.

Благодаря математическим

вычислениям еще до активного освоения космоса человеком ученым удалось

составитьточную картину законов вселенной, и описать процессы, которые в ней

действуют.

Но

зачем

математика

обывателю?

Без

знания

науки

о

числах

невозможны технический прогресс и развитие цивилизации. Великий русский

ученый М. В. Ломоносов подчеркивал важность математики для формирования

личности и призывал изучать ее потому, что «…она ум в порядок приводит».

Математика оказывает серьезное

воздействие на

развитие

интеллекта.

Ее

влияние

на

интеллектуальный

потенциал

человека

выражается

в

развитии

следующих личностных качеств и навыков:

умение

анализировать

сложные

жизненные

ситуации,

принимать

взвешенные решения в условиях тяжелого выбора;

способность

к

обобщению и

навык рассмотрения частного события в

качестве составного элемента общего порядка;

способность находить закономерности;

умение рассуждать и мыслить логически, точно формулировать мысли.

Совершенствовать свои математические способности можно в любом возрасте. А

для детей арифметические упражнения имеют особое значение, так как нет

другого подобного предмета, оказывающего столь сильное влияние на развитие

интеллектуальных способностей ребенка. Работа с числами поможет с юных лет

начать мыслить рационально и воспитает остроту ума.



В раздел образования