Напоминание

"Логопедический массаж"


Автор: Савельева Любовь Ивановна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 27 д⁄с "Микки–Маус"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Логопедический массаж"
Дата публикации: 14.05.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №27 «Микки- Маус».

Логопедический массаж для детей в домашних условиях.

Детям со значительными

речевыми расстройствами

необходим логопедический

массаж.

Задачи логопедического массажа:

- нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях -

уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной

мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии);

- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была

недостаточная сократительная способность (или включение в процесс

артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);

- стимуляция проприоцептивных ощущений;

- подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений

органов артикуляции;

- уменьшение гиперсаливации;

- укрепление глоточного рефлекса;

- афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого

развития при задержке формирования речи).

В каких случаях нужен логопедический массаж.

Массаж назначается при следующих логопедических проблемах:

Задержке речевого развития.

Разных формах дизартрии, в том числе стертой органической — нарушениях

произношения, связанных с ограниченной подвижностью органов речи из-за

поражения ЦНС.

Усиленном слюноотделении (гиперсаливации).

Спастичности артикуляционных мышц (повышенном тонусе).

Гипотонии артикуляционной мускулатуры (пониженном тонусе).

Разных формах заикания

.

Функциональных нарушениях голоса.

Гиперкинезах

(дрожаниях)

языка

и

голосовых

связок,

нарушениях

согласованности движений органов артикуляции.

В зависимости от состояния тонуса мышц логопедический массаж может быть

расслабляющим, активизирующим или дифференцированным. Чтобы определить

тактику его проведения, сначала необходимо провести диагностику состояния мышц

артикуляционной мускулатуры и выяснить логопедический диагноз. Поэтому маме,

решившей самой делать логопедический массаж своему ребенку, необходима

предварительная консультация специалиста.

Расслабляющий логопедический массаж в домашних условиях.

Спастичность артикуляционной мускулатуры выражается постоянным повышением

тонуса в мышцах языка и губ, лица и шеи. Она характерна для спастической формы

псевдобульбарной дизартрии. Язык ребенка изогнут горкой, напряжен, оттянут назад;

губы

плотно

смыкаются,

напряжены;

наблюдается

ограниченность

активных

движений языка и губ. Повышение тонуса может быть неявно выраженным (при

стертых формах дизартрии), распространяться только на мышцы языка. Во всех этих

случаях родителям следует проводить расслабляющий массаж, который выполняется

поглаживающими

и

легкими

вибрирующими

движениями,

не

вызывающими

болезненных ощущений. Ребенок может лежать на прямой поверхности с валиком под

шеей или сидеть на стуле. Для усиления расслабляющего эффекта можно сначала на 5

минут положить на лицо ребенка махровое полотенце, смоченное теплой водой и

хорошо отжатое.

Дифференцированный логопедический массаж в домашних условиях.

При смешанном характере нарушений может наблюдаться понижение тонуса в одних

группах мышц и повышение в других группах. В этом случае нужно проводить

дифференцированный логопедический массаж, сочетающий расслабляющие движения

в спастичных мышцах с тонизирующими движениями в области вялых мышц.

Логопедический массаж в домашних условиях при правильном и регулярном

проведении позволяет быстро добиться значительных улучшений, хороших

результатов при исправлении звукопроизношения.

Однако родителям детей со сложными речевыми нарушениями следует помнить, что

коррекционная работа отнюдь не ограничивается логопедическим массажем, даже

самым качественным, ведется в разных направлениях, поэтому детям обязательно

требуется помощь квалифицированных специалистов.

Составила:

Учитель-логопед

Савельева Л. И.



В раздел образования