Автор: Исаева Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Детский сад" №274
Населённый пункт: г. .Барнаул
Наименование материала: консультация
Тема: Огород на окне
Дата публикации: 13.05.2022
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Огород на подоконнике»
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию
любознательности и наблюдательности у детей, это помогает
лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить
представления детей о растениях, как живых организмах, об
условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое
чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и
результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и
последующем уходе за растениями. Раньше в программах давались
точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в
каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГОС строгих
требований к перечню растений нет. Огород на подоконнике
прежде всего должен помогать в развитии детей. Поэтому для
воспитанников младших групп целесообразно высаживать более
крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп.
Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для
посадки, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5.
Предлагаю примерный перечень растений для посадки: лук-репку,
дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Все, что
прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду.
Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца,
томата, горошка.
За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией
результатов в дневнике. В младших группах воспитатель
зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – дети
помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок –
зеленые листья). В старших и подготовительных группах
результаты наблюдений зарисовывают дети. Такая работа развивает
наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в
окружающую природу, устанавливать последовательность и связь
явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята
наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму
и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия,
необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и
великолепный последовательный материал.
Ещё рекомендуется проводить опытническую деятельность,
проводить занимательные опыты и эксперименты, они побуждают
детей к самостоятельному поиску причин, способов действия,
проявлению творчества, поддерживает у детей инициативу,
сообразительность, критичность и самостоятельность.
Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут
высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в
вату, в камни. Можно высаживать луковицы, создавая для них
разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой —
тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя
такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные
наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием
результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель
достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей
в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и
развития растений.
Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в
группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп –
веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями).
Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных
детям и легко различимых внешне). Для старших и
подготовительных – ветки нескольких пород (растущих на
территории детского сада).
Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее
проводить поэтапно.
1. Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями
и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за
растениями. Подбор художественной литературы про посаженные
растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.
2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов,
экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание
коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе.
Знакомство с художественной литературой, создание картотеки
художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение
бесед, игр.
3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе
исследовательской деятельности детей. Оформление выставки
рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как
ухаживать за растениями.
Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп,
обладает большими воспитательно-образовательными
возможностями.