Напоминание

Огород на окне


Автор: Исаева Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Детский сад" №274
Населённый пункт: г. .Барнаул
Наименование материала: консультация
Тема: Огород на окне
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Огород на подоконнике»

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию

любознательности и наблюдательности у детей, это помогает

лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить

представления детей о растениях, как живых организмах, об

условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое

чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и

результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и

последующем уходе за растениями. Раньше в программах давались

точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в

каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГОС строгих

требований к перечню растений нет. Огород на подоконнике

прежде всего должен помогать в развитии детей. Поэтому для

воспитанников младших групп целесообразно высаживать более

крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп.

Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для

посадки, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5.

Предлагаю примерный перечень растений для посадки: лук-репку,

дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Все, что

прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду.

Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца,

томата, горошка.

За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией

результатов в дневнике. В младших группах воспитатель

зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – дети

помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок –

зеленые листья). В старших и подготовительных группах

результаты наблюдений зарисовывают дети. Такая работа развивает

наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в

окружающую природу, устанавливать последовательность и связь

явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята

наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму

и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия,

необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и

великолепный последовательный материал.

Ещё рекомендуется проводить опытническую деятельность,

проводить занимательные опыты и эксперименты, они побуждают

детей к самостоятельному поиску причин, способов действия,

проявлению творчества, поддерживает у детей инициативу,

сообразительность, критичность и самостоятельность.

Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут

высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в

вату, в камни. Можно высаживать луковицы, создавая для них

разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой —

тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя

такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные

наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием

результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель

достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей

в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и

развития растений.

Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в

группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп –

веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями).

Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных

детям и легко различимых внешне). Для старших и

подготовительных – ветки нескольких пород (растущих на

территории детского сада).

Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее

проводить поэтапно.

1. Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями

и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за

растениями. Подбор художественной литературы про посаженные

растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.

2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов,

экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание

коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе.

Знакомство с художественной литературой, создание картотеки

художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение

бесед, игр.

3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе

исследовательской деятельности детей. Оформление выставки

рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как

ухаживать за растениями.

Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп,

обладает большими воспитательно-образовательными

возможностями.



В раздел образования