Напоминание

Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики


Автор: Деликатная Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ ОСШ №3
Населённый пункт: Нягань
Наименование материала: статья
Тема: Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики
Дата публикации: 10.05.2022
Раздел: начальное образование





Назад




«Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках

математики»

Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что

сильной стороной российских обучающихся является овладение предметными

знаниями на уровне их воспроизведения или применения в знакомой ситуации,

но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях

незнакомых, приближенных к жизненным. Это подтверждают результаты ВПР.

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек,

функционально

грамотный,

умеющий

работать

на

результат,

способный

к

определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются

в школе.

ФГОС утверждают, что предметные результаты освоения основной образовательной

программы начального общего образования должны отражать:

1) «использование начальных математических знаний для описания и объяснения

окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и

пространственных отношений;

2) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения

учебно-познавательных и учебно-практических задач».

ФГОС НОО, с.11

Состояни

е математической грамотности учеников оценивается развитием «математической

компетентности». Математическая компетентность определяется как «сочетание

математических

знаний,

умений,

опыта

и

способностей

человека»,

которые

обеспечивают решение разных проблем, нуждающихся в применении математики.

Что же такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть

достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность

человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни

Слайд 2

Математическая грамотность как компонент предметной функциональной

грамотности включает следующие характеристики:

− понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной

жизни (для чего, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными

знаниями);

оценка

разнообразных

учебных

ситуаций

(контекстов),

которые

требуют

применения математических знаний, умений, т.е. потребность и умение применять

математику в повседневных (житейских) ситуациях. Рассчитывать стоимость, массу,

количество необходимого материала и т.д. Находить, анализировать математическую

информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость

(протяженность, массу);

− способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с

математической информацией: применять умственные операции, математические

методы;

− владение математическими фактами (принадлежность, истинность, контрпример),

использование математического языка для решения учебных задач, построения

математических суждений.

Слайд 3

Формирование понимания учеником необходимости математических знаний для

решения учебных и жизненных задач обеспечит комплекс из шести групп

упражнений:

1)

учебные

задачи

(задания,

упражнения),

показывающие

перспективу

их

практического использования в повседневной жизни;

Используя данные таблицы, ответь, как с помощью ложек отмерить продукты

для приготовления одной порции манной каши, если для нее надо 45 г крупы, 5 г масла

и 5 г сахара.

Название продукта

Масса в

граммах

в 1 столовой

ложке

в 1 чайной

ложке

Сахар (песок)

25

10

Манная крупа

30

15

Масло сливочное

20

5

Слайд 4

2) упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем,

возникающих в повседневной жизни;

Пример:

- Проезд в автобусе 15 рублей. Сколько необходимо Артёму денег в месяц, чтобы

каждый день приезжать в школу и три раза в неделю в с/к «Юность» на занятия в

секции?

Слайд 5

3) упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на

плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их

измерении;

Пример.

3

класс.

Задание.

Рома

хочет

вырезать

подставку

под

горячее

прямоугольной формы со сторонами 8 и 11 см, как написано в журнале «Помощь

маме». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 10 см. Рома

приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Рома? Не поспешил ли он с началом

работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку?

Слайд 6

4) упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми и

жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

Пример. Задание. Масса трёх учащихся нашего класса 1 центнер 2 кг. Какова может

быть масса каждого? Приведи варианты.

Слайд 7

5) задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских

представлений (оценка достоверности, логичности хода решения);

Выполнение таких заданий заканчивается сопоставлением поставленного

вопроса и полученного ответа.

Пример. Может ли быть расстояние между городами Смоленск и Брянск – 540 км.

Если на поездку требуется 19 литров бензина, автомобиль расходует 8 литров бензина

на 100 км?

Слайд 8

6)

задания

на

распознавание,

выявление,

формулирование

проблем,

которые

возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами

математики.

Пример. Численность населения Нягани в 2010 году составляла 54 890 человек, а в

2021 году – 58 733 человек. На сколько человек увеличилось количество жителей

города за 11 лет?

Слайд 9

Для формирования умения оценивать разнообразные учебные ситуации (контексты),

которые требуют применения математических знаний, умений, необходимо обратить

внимание

на

группы

упражнений,

способствующих

развитию

следующих

характеристик:

1) упражнения на установление связей и закономерностей между разными объектами

окружающего мира;

- 18 человек нашего класса идут в цирк. Какую сумму денег классный руководитель

должна собрать, если билет стоит 120 рублей, а на проезд необходимо 30 рублей?

- В 1981 году простой карандаш стоил 3 коп. Сколько карандашей можно было купит на

1 рубль?

Слайд 10

2) упражнения на понимание и интерпретация различных отношений между

математическими понятиями – работа с математическими объектами;

Пример. 3 класс.

Постройте прямоугольники, площадь которых равна 12 см². Рассмотрите разные

случаи.

3) упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации

о математических объектах – числах, величинах, геометрических фигурах;

Подчеркни, какую единицу длины ты выбрал, чтобы измерить:

1.

Расстояние между Няганью и Ханты-Мансийском (мм, м, км).

2.

Толщину монеты (мм, м, км).

3.

Высоту дома (мм, м, км).

4.

Длину реки (мм, м, км).

5.

Толщину карандаша (мм, м, км).

6.

Высоту горы (мм, м, км).

Успешное

выполнение

таких

заданий

активизирует

работу

младших

школьников с математической информацией, способствует формированию

отдельных аспектов математической функциональной грамотности.

Слайд 12

4) выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин (третья группа),

упражнений на овладение математическими методами для решения учебных задач.

( Составление схем к задаче, кратких записей, занесение данных в таблицу, отметка

стрелками направление на схеме и т. п.)

Слайд 13

Для формирования навыков владения математическим языком, применением его для

решения

учебных

задач,

построением

математических

суждений,

работы

с

математическими фактами (установление истинности, приведение контрпримера)

рекомендуется использовать группы математических заданий:

1) задания на понимание и применение математической символики и терминологии;

( Применение знаков и символов +, -, больше, меньше; умение понимать разницу между

понятиями « увеличить (уменьшить) на…», «увеличить (уменьшить) в …»; единицы

измерения длины, меры объема, веса.

Пример.

Выбери запись, которая читается так: «Разность чисел 12 и 3».

12 + 3 12 – 3 12 ·3 12 : 3

2) задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений).

Пример. Докажи с помощью примера следующие утверждения:

1.

Существуют четырехугольники, у которых все стороны равны;

2.

Некоторые однозначные числа не делятся на 2;

3.

Докажи, что это треугольник.

Слайд 14

Раздел в курсе математики «Работа с информацией» позволяет формировать у

младших школьников информационную грамотность. Примером могут служить

несколько групп упражнений:

1) упражнения на поиск информации, обладающей заданными свойствами;

2) упражнения на работу с информацией, представленной в разных формах: поиск,

отбор, представление, интерпретация данных.

Слайд 15

Для формирования читательской грамотности

при изучении математики могут

использоваться разные типы учебных текстов: информационно-содержательный,

инструктивный (инструкции), справочный.

В процессе работы над информационно-содержательными текстами важно учить

младших школьников ставить перед собой цель чтения учебного текста, предлагать

обучающимся предвосхищать содержание текста по названию темы и с опорой на

предыдущий опыт.

Работа строится в несколько этапов:

1) восприятие информации, представленной в форме текста: «Прочитайте содержание

текста – объяснения учебного материала. Выделите все непонятные слова и

выражения, выясните их значение (в справочнике, словаре)»;

2) Выделение существенного (главного); определение главной мысли текста; выбор

ключевых слов: «Прочитайте текст. Какие слова встречаются в тексте

наиболее часто? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? Выделите

главное предложение (фразу) голосом)»;

3) поиск в тексте ответа на поставленный вопрос;

4) нахождение требуемой информации; нахождение фактического материала: ответы

на

вопросы:

«Кто

(что)?

Где?

Когда?»;

поиск

доводов

(доказательства)

в

подтверждение

выдвинутых

гипотез;

выбор

утверждений,

соответствующих/не

соответствующих содержанию текста; нахождение в тексте данных, иллюстрирующих

определенную мысль; использование информации из текста для подтверждения своей

точки зрения.

Слайд 16

На уроках математики формируется также социальная грамотность

у младших

школьников, имеющая общекультурное направление. Рекомендуется включать в курс

математики упражнения на применение исторических фактов

и сведений для

решения математических задач поискового характера. Это сведения из истории

математики: старинные меры длины (вершок, аршин, морская миля, верста),

массы (пуд, фунт); история возникновения названий Месяцев года

и др.

Содержание таких заданий направлено на расширение эрудиции, на воспитание

потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям

математикой, формирование стремления использовать математические знания при

изучении других школьных предметов и в повседневной жизни. Важно включать в

уроки математики разнообразную познавательную информацию, связанную с той

или иной изучаемой темой: индексы городов; исторические события (даты); тиражи

книг, газет, журналов; численность населения; номера проездных документов; высоту

гор,

глубину

морей

и

океанов,

длину

рек;

количество

слов

в

словаре

(энциклопедическом и др.); расстояния между населенными пунктами; материалы

краеведческого

характера;

данные

спортивных

достижений;

производственные

показатели и т. д.

Слайд 17

В содержание обучения математики необходимо также включать упражнения,

направленные на развитие финансовой грамотности младших школьников:

1) упражнения на различение монет, купюр разного достоинства; на перевод рублей в

копейки и обратно;

2) упражнения на расчет стоимости покупки (цена, количество, стоимость), на подсчет

сдачи от покупки;

3) упражнения на ориентировку в ценах некоторых товаров (школьный обед,

продукты питания, канцелярские принадлежности, транспорт и др.) и способах

экономии денег.

Формула, раскрывающая принцип функциональной грамотности:

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их

в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе

полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые

педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной

активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний

каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.



В раздел образования