Автор: Наталья Владимировна Книгина
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ ТШИ
Населённый пункт: ЯНАО Тазовский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с использованием методов игротерапии.
Раздел: начальное образование
в
озрастные особенности младшего школьного возраста и причин
проявления агрессивного поведения
Младшее школьное детство - это период, когда происходит процесс
дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования
основных социально-нравственных качеств личности.
С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда
дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом
развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что
сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются
повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в
движениях.
Младший школьный возраст – период впитывания, накопление знаний,
период усвоения социального опыта.
Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют
характерные особенности детей. Младшие школьники очень
эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их
психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети
наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально
окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют
сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они
очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя,
печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-
третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной
неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам,
кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.
Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам
эмоций на окружающих его взрослых и детей, его желаниям сделать то,
что хочется, к капризам.
Психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение
детей:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое
превосходство.
Существуют разные формы и разные причины агрессивного
поведения младших школьников: недеструктивная агрессивность и
враждебная деструктивность.
Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и
способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в
окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для
развития познания и способности положиться на себя.
Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание
причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого
поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как
черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.
Основные причины проявления детской агрессивности:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого, с целью подчеркнуть свое
превосходство.
Факторы, обуславливающие появление агрессивного поведения у
младших школьников:
индивидуальный фактор — психобиологические предпосылки
асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в
обществе;
психолого-педагогический фактор — дефекты школьного и семейного
воспитания;
социально-психологический фактор — неблагоприятные особенности
взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в
коллективе сверстников;
личностный фактор — активно-избирательное отношение ребенка к
предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего
окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы,
общественности, а также личные ценностные ориентации и личная
способность к саморегулированию поведения;
социальный фактор, определяющийся социально-экономическими
условиями.
Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи
взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего
дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него
события, накопленный гнев.
Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается
потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать,
что проявление гнева — недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам
внушают эту мысль взрослые — родители, бабушки, дедушки, педагоги. Однако
психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку
таким образом мы можем стать своеобразной “копилкой гнева”. Кроме того,
загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует
необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на
“подвернувшегося под руку” или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.
Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает,
что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и
научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.
Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение
вставать на его позицию.
Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они
даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и
плохо. Считается, что, если агрессор сможет посочувствовать “жертве”, его
агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по
развитию у ребенка чувства эмпатии.
Уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от
ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы.
Причин тому много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему
сверстников, взаимодействие с учителями и родителями.
Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с
первых дней жизни ребенка.
Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у
своих детей, вопреки своим ожиданиям” не устраняют это качество, а напротив,
взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность,
которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло
порождает только зло, а агрессия — агрессию.
Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что
на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:
1) Образец отношений и поведения родителей;
2) Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны
окружающих.
Описание методов игротерапии в коррекции
агрессивного поведения детей младшего школьного
возраста
С каждым годом растет число детей с различными трудностями в
поведении. Справиться с этим можно лишь применяя различные методы
воздействия на детей. Если ребенка понимают и принимают, он легче
преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к
личностному росту. На сегодняшний день наука и практика располагает
большим арсеналом доступных в применении коррекционных приемов и
техник, овладев которыми педагоги смогут оказывать своевременную
помощь агрессивным детям.
Изучив возрастные особенности детей младшего школьного возраста,
когда идет развитие индивидуально-психологических и формирования
основных социально-нравственных качеств личности, мы решили
использовать игротерапию, как метод коррекционной работы с
агрессивным поведением детей.
Игра - это эмоционально насыщенный вид деятельности, в котором
ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает
систему человеческих отношений, окружающую действительность. В
современных исследованиях Н. Я. Безбородовой, И. П. Воропаевой, А.
И. Захарова, В. С. Мухиной, А. С. Спиваковской, О.А.Карабановой и
других обоснована возможность стимулирования личностного развития и
реконструирования поведения в условиях организации игры [3,5,14,11].
Игра способствует повышению уверенности в себе, уровня
самосознания, отработке новых форм поведения, снятию напряжения,
развитию воображения, благодаря которому ребенок начинает понимать
смысловую сторону своего поведения и поступков.
Ребенок в условиях игры имеет возможность активно и непринужденно
упражняться в правильных поступках- это основное положение игровой
терапии.
Игра, как известно, наиболее естественный способ проникновения в мир
детства, а нередко и единственный способ помочь детям.
Цель игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить
его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность
«прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и
сопереживании взрослого.
Основные функции детской игры определяются ее психологическими
особенностями, раскрытыми в исследованиях Л.С.Выготским,
С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным и другими учеными. Прежде всего, игра -
порождение деятельности, посредством которой человек преобразует
действительность, изменяет мир. В игре впервые проявляется и формируется
потребность ребенка воздействовать на мир, стать субъектом, “хозяином” своей
деятельности. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат,
а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Хотя ситуации,
проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им,
реальны. Специфическая особенность игры несет в себе воспитательные
возможности, так как, управляя содержанием игры, включая в сюжет
определенные роли, педагог может программировать определенные
положительные чувства играющих. Данная функция игры отражена в работах
С.Л.Рубинштейн подчеркивает : “Ребенок, играя ту или иную роль, не просто
фиктивно переносится в чужую личность, он расширяет, обогащает, углубляет
свою собственную личность”.
По форме организации деятельности игротерапию различают на
индивидуальною и групповую.
А.А.Романов разработал следующие методы коррекции агрессивности у детей, с
использованием приемов направленной игровой терапии [26].
Психогимнастические игры. Основываются на теоретических положениях
социально-психологического тренинга, в процессе которого создается особая
среда, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти
изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут – в
состояниях и характеристиках отдельных участников.
Коммуникативные игры. Коммуникативные игры делятся на три группы: игры,
направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его
достоинства и поддерживать его вербально или с помощью прикосновений;
игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры,
обучающие умению сотрудничать [17].
Релаксационные игры. Основываются на понимании релаксационного
состояния как антипода стресса с точки зрения его проявления, особенностей
формирования и механизмов запуска. Обычно в эту технологию включены
упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации
Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники.
Метод нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона предполагает достижение
состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого
расслабления основных мышечных групп тела [23].
Среди дыхательных техник используется глубокое дыхание, ритмичное
дыхание с задержкой.
Ролевые игры. Они основываются на понимании развития человека как его
ролевого развития. При этом под ролью понимается функциональная форма,
принимаемая индивидом при реакции на ситуацию, в которой присутствуют
другие индивиды. Общеизвестно, что для обеспечения психологического
здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. К основным нарушениям
ролевого развития у детей обычно относят:
ролевую ригидность – неумение переходить из роли в роль;
ролевую аморфность – неумение принимать любую роль;
отсутствие ролевой креативности – неумение продуцировать новые образы,
принятие патологических ролей.
Соответственно ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей,
различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных
обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте [22].
Ролевые методы можно разделить на три подгруппы:
ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевые образы);
психодрама;
ролевые ситуации.
Коррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря
установлению положительного эмоционального контакта между детьми и
взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи,
неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает
диапазон доступных ребёнку действий с предметами.
Основные коррекционные механизмы воздействия игры:
1) Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной
форме в особых игровых условиях, следования им ребёнком и ориентировка в
этих отношениях.
2) Изменение позиции ребёнка в направлении преодоления познавательного и
личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему
происходит осознание собственного «я» в игре и возрастает мера социальной
компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
3) Формирование реальных отношений как равноправных партнёрских
отношений сотрудничества и кооперации между ребёнком и сверстником,
обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.
4) Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов
ориентировки ребёнка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.
5) Формирование способности ребёнка к произвольной регуляции деятельности
на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение
роли и правил, а также поведение в игровой комнате.
К использованию игры непосредственно в психокоррекционных целях
обращались многие отечественные исследователи-практики: И.В Дубровина
[19], А.И. Захаров [26], А.С. Спиваковская [18], Л.В. Чернецкая [7] и др.
Диагностика агрессивного поведения младшего школьного возраста
Психодиагностика неотделимая часть решения многих проблем и вопросов
гуманитарного содержания, связанных с развитием личности, организацией
поведения, обеспечение межиндивидуальных взаимодействий в учебной и
трудовой деятельности, позволяющая дать достаточно надежный прогноз
тенденций и направленности возможных изменений.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей
с агрессивным поведением.
Психодиагностика, наряду с консультацией и коррекцией, является одной из
трех специализаций практического психолога [27].
Для подтверждения теоретического материала в практической части
было проведена работа по трем этапам:
- диагностическая работа;
- обработка результатов диагностики детей, анкетирования родителей;
-коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и
коррекцию недостатков в поведенческом развитии детей, способствует
формированию универсальных учебных действий у обучающихся
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- информационно-просветительская работа направлена на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с
особенностями образовательного процесса для данной категории детей,
со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как
имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
На первом этапе были использованы следующие методы диагностики
агрессивных тенденций у детей:
-анкетирование педагога (анкета для педагога «Ребенок глазами
взрослого» автор А.А. Романов);
-наблюдение за поведением ребенка в ходе занятий педагогом-
психологом;
- анкетирование родителей (Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.);
- анкетирование родителей по анкете подготовленной педагогом-
психологом (приложение №1);
- диагностика детей (методика «Несуществующее животное»).
В основной части исследования приняли участие 17 детей младшего школьного
возраста, в возрасте от 7 до 8 лет, 1 педагог и 17 родителей.
Для оценки психических состояний детей младшего школьного возраста была
проведена анкета для педагога «Ребенок глазами взрослого» А.А. Романова.
По результатам исследования можно наблюдать, что агрессивность проявляется
у 66,6% детей, их характеризует агрессивные проявления в мимике (сжимает
губы, краснеет, сжимает кулаки), физическая агрессия (ломает игрушки, рвет
книжки, толкается, кусается и т. д.). Количество вспыльчивых детей составило
33,3% детей, она проявляется в физических действиях и в речи детей.
Демонстративность наблюдается у 40% испытуемых. Обидчивость проявляется
у 80% детей. Одинаковый процент – 46,6% школьников конфликтны и
тревожны, такие дети чувствительны к провокациям, испытывают трудности
переключения внимания и во взаимоотношениях с окружающими (Рисунок1).
А.А. Романова «Ребенок глазами взрослого»
Для оценивания уровня агрессивности в поведении детей была проведена анкета
для родителей «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г.П.,
Титаренко Т.М. Для этого проводится анализ анкет по следующим критериям:
высокая агрессивность, средняя агрессивность и низкая агрессивность.
На основе полученных данных был построен рисунок, который отражает
значения по каждому из параметров (Рисунок 2).
Рисунок 2 - Оценка уровня агрессивности в поведении детей по методике
Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. «Критерии агрессивности у ребенка»
Для выявления особенности семейного воспитания, педагогом-психологом была
разработана и проведена анкета для родителей, которая позволила выявить
уровень коммуникативных умений родителей.
Критериями оценки уровня воспитательной деятельности родителей в семье и
уровня собственных умений общения являются 3 показателя:
1.
понимание необходимости формирования умений межличностного общения;
2.
соблюдение родителями этики общения с ребенком;
3.
соблюдение родителями норм межличностного общения между собой в
присутствии ребенка.
Для выявления наличия признаков агрессивного поведения мы использовали
известную методику «Несуществующее животное». Результаты диагностики
наличия признаков агрессивного поведения у детей по методике
«Несуществующее животное» приведены в таблице 1.
В результате проведенного диагностического исследования можно сделать
вывод, что младшие школьники имеют высокий уровень агрессивности в
поведении и нуждаются в профилактической работе, направленной на
предупреждение и коррекцию агрессивного поведения.
Разработка комплекса игр для коррекции агрессивного поведения детей
младшего школьного возраста, рекомендаций для педагогов и родителей
Коррекционный этап.
Одна из форм профилактической работы, состоящая в недопущении
деструктивных отклонений в развитии ребёнка и устранении причин,
порождающих эти отклонения – это психокоррекция [6].
Психокоррекция – одно из трёх направлений в деятельности практического
психолога (наряду с психодиагностикой и психологическим
консультированием), включающее в себя использование психологических
методов прямого воздействия на клиента для исправления недостатков в его
психологии или поведении [27].
В мировой психологической практике принято считать, что основным и
наиболее эффективным средством коррекции агрессивного поведения у детей
является поведенческая терапия. Эта техника основана на теории научения и
опирается на некоторые положения социальной психологии и теории развития и
предполагает рассмотрение агрессивного поведения не в качестве симптома
какого-либо заболевания, а в качестве определенных типов реагирования. Таким
образом, объектом воздействия в процессе поведенческой терапии является
само поведение ребёнка [6].
Наиболее распространенной формой психокоррекционной работы с детьми,
имеющими агрессивное поведение, является тренинг социальных навыков. Это
обусловлено опорой на результаты исследований, которые свидетельствуют о
взаимосвязи дефицита социальных навыков у детей с их агрессивностью.
Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у
взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и
непослушания не
всегда свидетельствуют о наличии у ребёнка каких-либо психических
отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему
достаточно просто немного помочь, оказать психологическую помощь и
поддержку, т.е. создать необходимые благоприятные условия для коррекции
агрессивного поведения младшего школьника.
После проведения диагностического этапа, мы предлагаем провести для
педагогов учреждения педсовет на тему: “Детская агрессия”.
Цель семинара заключается в повешении профессионального мастерства
педагогов, в области формирования психоэмоциональной структуры личности
ребенка. Рассмотреть роль семьи в возникновении агрессивного поведения
детей, а также ознакомить с новыми методами работы по устранению детской
агрессии.
В качестве рекомендаций мы предлагаем план работы педагога по коррекции
агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с использованием
методов игротерапии (Таблица 2).
Игровая коррекция агрессивного поведения является формой коррекционной
социальной работы с детьми младшего школьного возраста.
Таблица – 2 План работы педагога по коррекции агрессивного поведения детей
младшего школьного возраста с использованием методов игротерапии
п/п
Названием мероприятия
Цель
Задачи
1.
1.Цикл игровых коррекционно-развивающих занятий «Если добрый ты…»
Устранение агрессивного поведения младших школьников.
- осуществить комплексный подход к профилактике и коррекции агрессивного
поведения детей младшего школьного возраста;
- оказать помощь в решении проблем агрессивного ребенка;
- снизить уровень агрессивности детей;
- создать благоприятные условия для адекватного восприятия и принятия детей
с повышенной агрессией.
2.
Родительское собрание на тему «Детская агрессия» (Приложение 3)
Рекомендации для родителей (Приложение 4)
Информировать родителей о значимой роли атмосферы в семье,
взаимоотношений между членами семьи в формировании поведения ребенка.
-обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение
ребенка.
-формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и
пути её преодоления;
-оказать помощь родителям в работе с агрессивными детьми.
Цикл игровых коррекционно-развивающих занятий, выстроен с опорой на игры,
разработки таких отечественных и зарубежных авторов, как:
К. Фопель, Кряжева Н.Л., Карпова Е.В., Лютова Е.К.
Цикл коррекционно-развивающих занятий «Если добрый ты…»
по оказанию психолого-педагогической помощи детям младшего школьного
возраста по преодолению агрессивных тенденций.
Цикл включает 7 занятие. Продолжительность занятий – по 40 минут один раз в
неделю.
Занятия строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи. В
качестве основных методов и приёмов проведения занятие предусматривается
беседы на соответствующую тему, проведение упражнений, ролевые игры и как
закрепляющий этап занятия игра, способствующая фиксации положительных
эмоций и поддержанию интереса к занятиям (Таблица 3).
Таблица – 3 Тематическое планирование занятий
п/п
Тема занятия
Цель
Содержание
(игры и упражнения)
1.
«Мы начинаем!»
Попытаться раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», учить детей
конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.
- Беседа о добрых и злых людях, через знакомство со сказочными персонажами
(просмотр фрагмент мультфильма «Приключение кота Леопольда»);
-Тренинг-эмоций;
-Ролевая игра (фрагмент мультфильма «Приключение кота Леопольда»;
-Игра «Тух-тиби-дух» (Фопель К., 1998) (Приложение2).
2.
«Что делать, если ты злишься?»
(учимся справляться с гневом)
Научить детей различать добрые и злые чувства и поступки, познакомить детей
со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.
-Чтение отрывков из книги Э.Кейри «Я злюсь» (чтение активное: дети по ходу
чтения отвечают на вопросы, додумывают ситуации и знакомятся с новыми
способами саморегуляции своего эмоционального состояния: замесить тесто
«понарощку», высказать свои чувства, попросить помощи, «смыть» дурные
чувства);
-Упражнение-тренинг «Злюка»;
-Ролевая игра «Все сломал…»;
-Игра «Жужа» (Кряжева Н.Л., 1997) (Приложение 2).
3.
«Поговорим о доброте»
Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях,
которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые
поступки, формирование правил доброжелательного поведения в отношении к
другим людям.
- Чтение (слушание) рассказа Л.Н.Толстого «Старик сажал яблони»;
- Упражнение «Выручи из беды»;
-Ролевая игра (фрагмент мультика «Просто так»);
- Игра «Глаза в глаза» (Кряжева Н.Л., 1997) (приложение 2).
4.
«Добрые и злые поступки»
Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях,
формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения,
закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни
-слушание стихотворения Р. Сефа «Доброта»;
-Упражнение «Добрый-злой»;
-Ролевая игра (фрагмент рассказа В. Осеевой «Отомстила»);
-Игра «Доброе животное» (Кряжева Н.Л., 1997) (Приложение2).
5.
«Учимся понимать чувства других людей»
Познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная ) боль,
научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической
и эмоциональной боли, формировать навыки социального поведения.
-Слушание стихотворения
И. Дарина «Лягушонок прыгал по дорожке»;
-Упражнение «Негаданная радость»;
-Ролевая игра (фрагмент рассказа «Мальчики во дворе»);
-Игра «Толкалки» (Фопель К., 1998) (Приложение 2).
6.
«Поведение в конфликтной ситуации»
Развивать умение анализировать поступки, находить причину конфликта,
дифференцировать противоположные эмоциональные переживания:
дружелюбие и враждебность; знакомить детей с конструктивными способами
решения конфликтных ситуаций, способствовать их усвоению, использованию в
поведении
- Слушание рассказа
Ю. Ермалаева «Лучший друг»
-Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
- Ролевая игра (фрагмент из рассказа «Лучший друг);
-Игра «Обзывалки» (Кряжева Н.Л., 1997) (Приложение 2).
7.
«Способы реагирования на гнев взрослых»
Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях,
развивать эмоцианальную произвольность, эмпатию, формировать осознанное
отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я»
-Слушание рассказа
В. Осеевой «Кто наказал его?»;
-Тренинг-эмоций
- Ролевая игра «Антошка разбил вазу»
-Игра «Я вижу…» (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999) (Приложение 2).
Значимую роль в формировании поведения ребёнка играет атмосфера в семье,
взаимоотношения между членами семьи, поэтому для профилактики детской
агрессивности очень важно поддерживать атмосферу теплоты, заботы и
поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви
способствуют более успешному развитию ребёнка. Чем более уверенным в себе
он станет,
тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нём останется
эгоизма.
Вышесказанное позволяет нам утверждать, что в создании условий коррекции
агрессивного поведения младшего школьника должны принимать участие не
только педагог, но и родители ребёнка.
Для работы с родителями провести родительское собрание на тему: «Детская
агрессия» (Приложение 3).
Бывает, что очень вспыльчивый ребёнок старается сдерживаться на людях
(например, в школе), но дома он срывается: устраивает истерики, скандалит,
грубит родным, дерётся с братьями и сестрами. Такое проявление агрессии не
приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует
себя виноватым. Из-за этого напряжение увеличивается еще больше, и
следующий срыв бывает более бурным и продолжительным. В этом случае
самым главным является научить ребёнка разряжаться — избавляться от
накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать
переполняющую его энергию «в мирных целях», научить детей правильно
направлять, проявлять свои чувства.
Ожидаемые результаты.
Дети: нормализация эмоционального состояния; повышение уверенности в себе,
развитие эмпатии; успешная социализация, позитивное отношение к другим
людям; избавление или сведение к минимуму вербальной и невербальной
агрессии.
Родители: повышение информированности об индивидуально -
психологических особенностях агрессивного ребёнка;
выработка единых требований и правил воспитания в семье; отказ от наказаний
как основного метода воспитания; приобретение навыков "ненасильственного
общения - "активное слушание", исключение угроз и приказов и т.д.
Педагоги: распознавание собственных негативных эмоциональных состояний,
возникающих при общении с агрессивным ребёнком; приобретение навыков
"ненасильственного общения" - исключение оценочной в общении.
Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым,
необходима проработка каждой характерологической особенности ребёнка,
чтобы коррекционная работа носила системный, комплексный характер.
Для создания условий коррекции агрессивного поведения детей младшего
школьного возраста родителям следует [6]:
сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на
искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения
(заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.);
быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.
Наибольшую агрессию проявляет тот ребёнок, который никогда не знает, какую
реакцию родителей вызовет его поведение на этот раз. Например, за один и тот
же поступок он в зависимости от настроения отца мог получить либо
подзатыльник, либо поощрение;
предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно
давая понять, чего от них ждут;
избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения
детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на ребёнка формирует у
него аналогичное поведение и может стать
причиной появления в его характере
таких неприятных черт, как злость,
жестокость и упрямство;
помочь ребёнку научиться владеть собой, развивать у него
чувство контроля.
Дети должны знать о возможных последствиях своих
поступков и о том, как их
действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда
должна быть возможность обсудить спорные
вопросы с родителями и объяснить
им причины своих поступков — это
способствует развитию чувства
ответственности за свое поведение;
помнить, что чем больше будет агрессии со стороны взрослого, тем больше
враждебности
зародится в душе ребёнка. Не имея возможности ответить своим
непосредственным обидчикам — родителям, педагогам, ребёнок отыграется на
кошке
или побьёт младшего, поэтому необходимо сразу дать понять младшему
школьнику, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.
Нужно
учить его говорить о своих переживаниях, называть вещи
своими
именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда
взрослый рассержен, важно сдерживать гнев, но высказать свои чувства громко
и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывать
ребёнка
глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми;
очень активным и склонным к агрессии детям создать условия, позволяющие им
удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их
делом. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие
в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать для них разные
игры, длительные прогулки или походы.
Помимо этого, родители могут научиться управлять поведением своих
агрессивных детей, для этого следует [25]:
обратить особое внимание на игры ребёнка. В играх дети осуществляют свои
мечты, фантазии и страхи;
обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера
его привлекают, а какие отталкивают;
следить за тем, какой пример вы подаёте ребёнку. Если ребёнок судит других
людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;
быть готовым внимательно выслушать ребёнка, если он хочет рассказать вам
свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое
внимание обращать на повторяющиеся сюжеты сновидений;
поощрять ребёнка говорить о том, что его волнует, что он переживает;
научить ребёнка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а
что нет.
Иногда ребёнку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово
способно снять его озлобление. В других случаях только принятия и сочувствия
ему бывает недостаточно.
Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять
свои чувства. Бывает, что очень вспыльчивый ребёнок старается сдерживаться
на людях (например, в школе), но дома он срывается: устраивает истерики,
скандалит, грубит родным, дерётся с братьями и сестрами. Такое проявление
агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и
чувствует себя виноватым. Из-за этого напряжение увеличивается еще больше,
и следующий срыв бывает более бурным и продолжительным. В этом случае
самым главным является научить ребёнка разряжаться — избавляться от
накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать
переполняющую его энергию «в мирных целях».
Таким детям необходимо предложить социально приемлемые методы для
выражения подавленного гнева, такие как [20]:
остаться одному в комнате и высказать всё, что накопилось, в адрес того, кто
его разозлил;
бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу,
пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова,
которые хочется высказать в гневе;
несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти. Это помогает
успокоиться;
послушать музыку, громко попеть или покричать под нее;
нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.
Родителям не надо пытаться полностью оградить ребёнка от отрицательных
переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с
жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не
уподобляясь им. Ребёнок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на
провокации окружающих, с юмором относиться к неудачам и знать, что в свои
проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться с ними
самостоятельно. Однако если родители любят смотреть фильмы ужасов и
боевики — ребёнок тоже их полюбит. А если бить собаку на глазах у ребёнка,
нечего удивляться, что через некоторое время он начнет мучить животных, а
потом и людей. Дети - максималисты, и, получив урок цинизма в детстве,
повзрослев, они не станут задумываться о том, что чувствует их жертва [20].