Напоминание

"Зимние превращения воды"


Автор: Конькова Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №63"
Населённый пункт: УР, город Ижевск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Зимние превращения воды"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №63»

«Лучшая методическая разработка»

Конспект занятия «Зимнее превращение воды» по экспериментированию

с использованием программы Tux Paint в подготовительная к школе группе.

Конькова

Татьяна Леонидовна,

воспитатель

Ижевск, 2022

Тема: Зимнее превращение воды.

Цель: Выяснить, что происходит с водой на морозе и тонет ли лед в воде.

Задачи:

Образовательные:

1. С помощью опыта показать детям, что вода на морозе переходит в твердое

состояние-лед; в твердом состоянии вода занимает больше места, чем в

жидком;

2. Посредством опыта выяснить, что лед не тонет в воде, объяснить, как это

сказывается на жизни обитателей водоемов зимой.

Развивающиеся:

1.Развитие познавательной активности;

2.Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение слушать и слышать выступающего;

2.Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Материалы: проектор, компьютеры, пинцеты, прозрачные емкости с водой,

кусочки льда с емкостью, прозрачные стаканы с замерзшей водой, листочки

бумаги с нарисованными стаканчиками, карандаши голубого цвета, подносы,

салфетки.

Ход занятия:

В.: Ребята, на прошлом занятии мы с вами проводили опыт с водой.

Предлагаю вспомнить. Буду прикреплять фотографии на доску, а вы

говорить наши действия. (Прикрепляю фото: ставим метку на стаканчике)

Д.: Приклеиваем метку, до которой будем наливать воду.

В.: Что делали потом? (Прикрепляю фото: наливаем воду в стаканчик)

Д.: Налили в стаканчик воду.

В.: Дальше что делали? (Прикрепляю фото: вынесли на улицу и оставляем на

морозе)

Д.: Вынесли и оставили на улице.

В.: Как вы думаете, что произошло с водой? (Открываю, накрытый

салфеткой поднос, на котором расставлены емкости с замерзшей водой)

Д.: Вода замерзла. Превратилась в лед.

В.: Почему замерзла вода?

Д.: От мороза, от низкой температуры.

В.: Какой стала вода(лед) на морозе?

Д.: Становится твердой и холодной.

В.: Ребята, что произошло с замерзшей водой в стакане?

Д.: Поднялась выше отметки.

В.: Как думаете почему? (Выслушать все версии детей)

В.: Ребята, когда вода замерзает, она увеличивается, потому что в воду

попадают частички воздуха. Если вы нальете воду в металлическое ведро и

оставите его на морозе, то лед может выдавить дно ведра.

В.: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг плечом друг к другу- мы частица

воды. Сейчас приглашаю встать в наш круг двум взрослым, они будут

частичками воздуха.

В.: Что произошло с частицей воды, соединившейся с частичками воздуха?

Д.: Вода расширилась и увеличилась.

В.: Ребята, точно также происходит с водой на морозе.

В.: Прошу присесть за столы и наш опыт зарисовать. На листочках бумаги

нарисованы стаканчики с меткой, раскрасьте голубым цветом стаканчик с

водой и стаканчик с замершей водой- льдом.

В.: Как раскрасили стаканчик с водой?

Д.: До метки.

В.: Почему?

Д.: Потому что воду наливали до метки.

В.: Почему вы раскрасили во втором стаканчике замерзшую воду выше

отметки?

Д.: Вода увеличивается и расширяется при замерзании, поэтому ей не хватает

места в емкости.

В.: Ребята, мы с вами узнали, что вода при замерзании увеличивается. А как

вы думаете, тонет ли в воде сама вода в ее твердом состоянии- в виде льда?

Как вы считайте?

Д.: Выдвигают свои предположения.

В.: Предлагаю провести опыт. Подойдите к столу. Возьмите стакан с водой и

поставьте его перед собой. Теперь осторожно возьмите пинцетом кусочек

льда и опустите его в воду. Что происходит со льдом? (Если не смогут

ответить, то задаю вопрос: опускается ли кусочек льда на дно или остается на

поверхности воды?)

Д.: Лед не тонет?

В.: Почему?

Д.: Потому что он легче воды.

В.: Да, ребята, вода в своем твердом состоянии легче, чем в жидком. Вода-

единственное вещество на нашей планете, которое обладает таким

свойством. Лед в воде не тонет.

В.: Предлагаю снова зафиксировать наш опыт. Присаживайтесь за

компьютеры. Перенесите картинку емкости на главный экран, расположите

кубик льда на картинку с емкостью так, чтобы он не тонул в воде.

В.: Как расположили кусочек льда?

Д.: На поверхность воды.

В.: Почему?

Д.: Потому что лед легче воды.

В.: Да, ребята, благодаря тому, что лед легче воды, в водоемах зимой

возможна жизнь. Об этом нам расскажет Арина. Приглашаю вас присесть на

стулья.

Рассказ Арины про жизнь в водоемах зимой.

Сегодня я хочу вам рассказать «Почему не погибают растения и

животные под льдом зимой».

Когда наступает зима, реки и озера сковывает лед. (Картинка)

Сначала в воде образуется очень мелкие кристаллики, затем они становятся

все больше, срастаются друг с другом, поднимаются наверх, создают на

поверхности сплошную пленку льда. И лед не тонет, потому что он легче

воды. (Картинка) Благодаря этой особенности льда, вода в водоемах

замерзает только на поверхности. Если бы лед тонул, то на поверхности

водоемов образовывались бы все новые и новые слои льда, которые

опускались бы вниз, и водоем бы промерзал до самого дна.

Оказывается, разные виды живых организмов приспособились к

холодам и вполне успешно зимуют под льдом. Прежде всего это различные

рыбы, раки, улитки, пиявки. Например, рыбы собираются в огромные стаи и

отправляются в зимовальные ямы. Там они проводят 3 месяца без движения.

Лягушки и раки зарываются в ил. (Картинка рыб подо льдом)

Водные растения тоже приспособились к зиме. У растений отмирает вся

надземная часть, зимуют только корни и почки в воде. (Картинка растений

подо льдом)

В результате, все обитатели водоема и растения спокойно зимуют

подо льдом. Не зря говорят: «Рыбам зиму жить тепло, крыша-толстое окно».

В.: Спасибо, Арина за интересную информацию.

В.: Ребята, какими интересными свойствами обладает замерзшая вода?

Д.: При замерзании расширяется. Лед не тонет в воде.

В.: Ребята, спасибо за работу.



В раздел образования