Автор: Конькова Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №63"
Населённый пункт: УР, город Ижевск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Зимние превращения воды"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №63»
«Лучшая методическая разработка»
Конспект занятия «Зимнее превращение воды» по экспериментированию
с использованием программы Tux Paint в подготовительная к школе группе.
Конькова
Татьяна Леонидовна,
воспитатель
Ижевск, 2022
Тема: Зимнее превращение воды.
Цель: Выяснить, что происходит с водой на морозе и тонет ли лед в воде.
Задачи:
Образовательные:
1. С помощью опыта показать детям, что вода на морозе переходит в твердое
состояние-лед; в твердом состоянии вода занимает больше места, чем в
жидком;
2. Посредством опыта выяснить, что лед не тонет в воде, объяснить, как это
сказывается на жизни обитателей водоемов зимой.
Развивающиеся:
1.Развитие познавательной активности;
2.Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение слушать и слышать выступающего;
2.Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Материалы: проектор, компьютеры, пинцеты, прозрачные емкости с водой,
кусочки льда с емкостью, прозрачные стаканы с замерзшей водой, листочки
бумаги с нарисованными стаканчиками, карандаши голубого цвета, подносы,
салфетки.
Ход занятия:
В.: Ребята, на прошлом занятии мы с вами проводили опыт с водой.
Предлагаю вспомнить. Буду прикреплять фотографии на доску, а вы
говорить наши действия. (Прикрепляю фото: ставим метку на стаканчике)
Д.: Приклеиваем метку, до которой будем наливать воду.
В.: Что делали потом? (Прикрепляю фото: наливаем воду в стаканчик)
Д.: Налили в стаканчик воду.
В.: Дальше что делали? (Прикрепляю фото: вынесли на улицу и оставляем на
морозе)
Д.: Вынесли и оставили на улице.
В.: Как вы думаете, что произошло с водой? (Открываю, накрытый
салфеткой поднос, на котором расставлены емкости с замерзшей водой)
Д.: Вода замерзла. Превратилась в лед.
В.: Почему замерзла вода?
Д.: От мороза, от низкой температуры.
В.: Какой стала вода(лед) на морозе?
Д.: Становится твердой и холодной.
В.: Ребята, что произошло с замерзшей водой в стакане?
Д.: Поднялась выше отметки.
В.: Как думаете почему? (Выслушать все версии детей)
В.: Ребята, когда вода замерзает, она увеличивается, потому что в воду
попадают частички воздуха. Если вы нальете воду в металлическое ведро и
оставите его на морозе, то лед может выдавить дно ведра.
В.: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг плечом друг к другу- мы частица
воды. Сейчас приглашаю встать в наш круг двум взрослым, они будут
частичками воздуха.
В.: Что произошло с частицей воды, соединившейся с частичками воздуха?
Д.: Вода расширилась и увеличилась.
В.: Ребята, точно также происходит с водой на морозе.
В.: Прошу присесть за столы и наш опыт зарисовать. На листочках бумаги
нарисованы стаканчики с меткой, раскрасьте голубым цветом стаканчик с
водой и стаканчик с замершей водой- льдом.
В.: Как раскрасили стаканчик с водой?
Д.: До метки.
В.: Почему?
Д.: Потому что воду наливали до метки.
В.: Почему вы раскрасили во втором стаканчике замерзшую воду выше
отметки?
Д.: Вода увеличивается и расширяется при замерзании, поэтому ей не хватает
места в емкости.
В.: Ребята, мы с вами узнали, что вода при замерзании увеличивается. А как
вы думаете, тонет ли в воде сама вода в ее твердом состоянии- в виде льда?
Как вы считайте?
Д.: Выдвигают свои предположения.
В.: Предлагаю провести опыт. Подойдите к столу. Возьмите стакан с водой и
поставьте его перед собой. Теперь осторожно возьмите пинцетом кусочек
льда и опустите его в воду. Что происходит со льдом? (Если не смогут
ответить, то задаю вопрос: опускается ли кусочек льда на дно или остается на
поверхности воды?)
Д.: Лед не тонет?
В.: Почему?
Д.: Потому что он легче воды.
В.: Да, ребята, вода в своем твердом состоянии легче, чем в жидком. Вода-
единственное вещество на нашей планете, которое обладает таким
свойством. Лед в воде не тонет.
В.: Предлагаю снова зафиксировать наш опыт. Присаживайтесь за
компьютеры. Перенесите картинку емкости на главный экран, расположите
кубик льда на картинку с емкостью так, чтобы он не тонул в воде.
В.: Как расположили кусочек льда?
Д.: На поверхность воды.
В.: Почему?
Д.: Потому что лед легче воды.
В.: Да, ребята, благодаря тому, что лед легче воды, в водоемах зимой
возможна жизнь. Об этом нам расскажет Арина. Приглашаю вас присесть на
стулья.
Рассказ Арины про жизнь в водоемах зимой.
Сегодня я хочу вам рассказать «Почему не погибают растения и
животные под льдом зимой».
Когда наступает зима, реки и озера сковывает лед. (Картинка)
Сначала в воде образуется очень мелкие кристаллики, затем они становятся
все больше, срастаются друг с другом, поднимаются наверх, создают на
поверхности сплошную пленку льда. И лед не тонет, потому что он легче
воды. (Картинка) Благодаря этой особенности льда, вода в водоемах
замерзает только на поверхности. Если бы лед тонул, то на поверхности
водоемов образовывались бы все новые и новые слои льда, которые
опускались бы вниз, и водоем бы промерзал до самого дна.
Оказывается, разные виды живых организмов приспособились к
холодам и вполне успешно зимуют под льдом. Прежде всего это различные
рыбы, раки, улитки, пиявки. Например, рыбы собираются в огромные стаи и
отправляются в зимовальные ямы. Там они проводят 3 месяца без движения.
Лягушки и раки зарываются в ил. (Картинка рыб подо льдом)
Водные растения тоже приспособились к зиме. У растений отмирает вся
надземная часть, зимуют только корни и почки в воде. (Картинка растений
подо льдом)
В результате, все обитатели водоема и растения спокойно зимуют
подо льдом. Не зря говорят: «Рыбам зиму жить тепло, крыша-толстое окно».
В.: Спасибо, Арина за интересную информацию.
В.: Ребята, какими интересными свойствами обладает замерзшая вода?
Д.: При замерзании расширяется. Лед не тонет в воде.
В.: Ребята, спасибо за работу.