Автор: Кузнецова Людмила Викторовна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 250
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Создание инновационной модели взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя группы на основе технологий программы "Вдохновение".
Раздел: дошкольное образование
СОЗДАНИЕ
ИННОВАЦИОННОЙ
МОДЕЛИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ
НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОГРАММЫ «ВДОХНОВЕНИЕ».
Главная идея современных программ и модернизации образования
направлена на то, чтобы, воспитывая детей, помогать им расти в условиях
естественного и самоценного периода детства. Ребенок имеет право на
детство, имеет право полноценно проживать каждый этап этого периода,
играя,
экспериментируя,
исследуя
мир.
Взрослым,
в
свою
очередь,
необходимо поддерживать ребенка, его интерес к миру.
Одним из основных принципов ФГОС дошкольного образования
является
построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе своего образования.
В основе программы «Вдохновение лежит современное представление
о компетентном ребенке, появляющимся на свет с природной мотивацией к
учению
и
участию
в
окружающей
действительности.
Программа
«Вдохновение» реализует один из главных принципов ФГОС ДО – принципы
уважения к личности ребенка. Задача программы – поддержать и развить
врожденную любознательность и инициативность ребенка.
Принцип программы «Вдохновение» - «Содействие, сотрудничество,
участие» - помогает ребенку, воспитателю и музыкальному руководителю
стать единым целым и успешно реализовать социоконструктивистский
подход в образовательном процессе.
Принцип вариативности форм реализации программы «Вдохновение» и
гибкость планирования помогают выстроить систему работы с детьми,
которая
способствует
успешной
реализации
тех
инновационных
педагогических технологий, которые заложены в программе «Вдохновение».
Целью
программы
«Вдохновение»
является
целостное
и
разностороннее развитие детей дошкольного возраста, их личностное,
социальное, эмоциональное, когнитивное и физическое развитие с учетом
индивидуальных
возможностей
и
ограничений
в
условиях
новой
социокультурной ситуации развития детства, соответствующее требованиям
современного общества и государства к качеству дошкольного образования.
В
соответствии
с
принципами
программы
«Вдохновение»,
музыкальный руководитель совместно с педагогами группы использует
определенные технологии по музыкальному развитию детей.
Использование технологии «План-дело-анализ» позволило нам в
музыкальном зале организовать различные центры активности. Дети по цвету
прищепок на одежде расходятся по центрам, выполняют каждый своё
задание, затем каждая подгруппа презентует результаты своей работы.
В
центре
«4-й
лишний»
дети
проводят
сравнительный
анализ
музыкальных
инструментов,
закрепляют
умение
классифицировать
музыкальные инструменты и доказывать правильность своего решения. Дети
на практике могут изучить и исследовать те материалы, из которых
изготовлены музыкальные инструменты и дифференцировать их со звуком.
В центре «Угадай, на чем играю» дети определяют звучания
инструментов по звуку.
В центре «Ритмические загадки» ребенок
выполняет ритмические
модели, а остальные дети отгадывают знакомую песню по ритмическому
рисунку.
Центр «Придумай танец» детям предлагает на выбор несколько
картинок: вальс, полька, народный танец. Дети договариваются, какой танец
они будут исполнять, и какие движения характерны для того или иного
танца, а затем придумывают рисунок танца.
После работы в центрах активности музыкального зала дети в
групповых
комнатах
могут
самостоятельно
проводить
музыкальные
викторины и музыкально-дидактические игры.
Для того, чтобы музыка ежедневно обогащала жизнь дошкольников,
развивала их в самых разных аспектах, используем в своей работе
технологии
«Утренний
круг»,
в
которые
включаем
музыкальные
приветствия, коммуникативные танцы, использование которых эффективно
влияет
на
психофизический
фон
дошкольника.
Пение
музыкального
приветствия проходит, как под фонограмму, так и а капелла, тем самым
музыкальный
руководитель
дает
образец
чистого
интонирования
и
правильного ведения мелодии.
При подборе музыкально-ритмического репертуара «Утреннего круга»
музыкальный руководитель старается избегать танцев с фиксированной
последовательностью движений, чтобы не ущемлять двигательную фантазию
и, чтобы их можно было свободно использовать в жизни детского сада. В
группе после знакомства с движениями танца на музыкальных занятиях в
«Утреннем круге» в конце мы используем танцы по показу ребенка,
которому досталась фишка определенного цвета.
В своей работе применяем проектные технологии, которые помогли
нам внедрить такую форму работу, как снятие клипов «Музыкальные
открытки». Темы «Музыкальных открыток» разнообразные: «Освобождение
Ростова-на-Дону», «Россия», «Новый год у ворот», «Маму я люблю» и
другие. На детском совете вместе с детьми музыкальный руководитель и
воспитатель обсуждаются, какие декорации для этого необходимы, какие
костюмы потребуются, что дети смогут сделать своими руками и какую
помощь можно попросить у родителей. «Музыкальная открытка» включает в
себя либо тематический танец, либо песню, либо игру на детских
музыкальных инструментах и стихи по теме проекта. Родители включаются в
совместную деятельность со своими детьми и активно участвуют в
предлагаемых мероприятиях.
Реализуя технологию «Детский сад», мы выполняем один из основных
принципов реализации программы музыкального развития детей, а именно
непосредственная личная причастность ребенка к процессу творения,
исполнения, слушания и переживания музыки в своем опыте. Во вторую
половину дня дети приходят в музыкальный зал на музыкальный совет, на
котором обсуждаем прослушанные произведения, обращая внимание на
контрастные
средства
выразительности,
динамику,
темп
и
ритм,
музыкальную
форму,
характерные
для
разных
стилей:
народной,
классической, современной и старинной. А потом в группе эти музыкальные
произведения звучат уже в других видах деятельности: изобразительной,
конструировании,
моделировании,
что
помогает
детям
развивать
музыкальную память и накапливать опыт музыкальных впечатлений. В этом
нам очень помогает создание музыкальной копилки «Музыка на все случаи
жизни», в которую включены музыкальные произведения, пальчиковые игры
по темам, к которым дети чаще всего обращаются: «Чудеса», «Море и
морские обитатели», «Техника», «Дом», «Семья», «Животные», «Россия»,
«Родной город» и другие. Групповая комнаты оборудована необходимой
аппаратурой: компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр. Флеш-
карта у педагога всегда под рукой, что, на наш взгляд, очень удобно.
Технология «Театр, творчество, дети» посвящена театрализованной
деятельности. Юные организаторы предлагают детей - кандидатов на роли,
которые по их мнению лучше всего справятся, продумывают и создают
афишу, пригласительные билеты, придумывают декорации и костюмы,
планируют, что могут сделать своими руками и попросить помощи у
родителей.
В организации праздников и развлечений педагоги ставят перед собой
задачу – поддерживать детскую инициативу. В первую очередь учитываются
желания и интересы детей. Педагоги не навязывают готовые решения, а
помогают реализовать их замыслы и предложения: воспитанники сами
выбирают
музыкальный
репертуар
из
предложенного
музыкальным
руководителем, придумывают движения танцев, атрибуты к ним, украшения
для зала, обсуждают характеры героев на праздничных мероприятиях,
решают, какую роль отведут родителям на празднике.
Для подведения итогов после проведенных праздников и развлечений,
избегая критических высказываний, мы используем такую форму, как «кейс-
технология». Использование этой формы позволяет подвести
итоги,
наметить перспективы, поддерживать стремление детей поделиться своими
достижениями и неудачами, обеспечивает место и время формирования
сложных и очень важных навыков рефлексии. Благодаря использованию этих
технологий дети учатся проводить анализ своих действий, увидеть реальную
картину
происходящего,
определяют
для
себя
лучшие
образцы
для
подражаний.
Подводя
итог, хочется отметить, что использование таких форм
работы в рамках реализации программы «Вдохновение» по музыкальному
развитию,
способствует
достижению,
во-первых,
положительных
результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, есть
понимание между воспитателем и музыкальным руководителем в решении
образовательных задач и в-третьих, родители стали нашими союзниками и
активными участниками педагогического процесса.
Литература:
1.
Основная
образовательная
программа
дошкольного
образования
«Вдохновение»/ под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой.-М.:
Издательство «Национальное образование», 2019;
2.
Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с
детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2015;
3.
Чистякова М. И. «Психогимнастика» М., «Просвещение», 1990 г.;
4.
Каплунова И. А., Новоскольцева И. А. Парциальная программа
музыкального воспитания «Ладушки»;
5.
Каторгина О. П., Каныгина Г. А. Образовательная программа «Играем
в театр» (для детей 5-6 лет).