Автор: Чубчик Татьяна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ "Д/С№10" ЛГО
Населённый пункт: Приморский край г. Лесозаводск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
общеобразовательного типа д/с №10 «Солнышко» ЛГО.
Консультация для родителей на тему: «Взаимосвязь родителей и логопеда в
условиях ДОУ»
Подготовил: учитель-логопед Чубчик Т.В.
г. Лесозаводск.
2021г.
Взаимосвязь родителей и логопеда
в преодолении
речевых нарушений у детей.
Логопедическая
задача
-
сформировать
у
детей
грамматически
правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна
подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет
его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер
ребёнка.
В семье ребёнка понимают с полуслова, он не испытывает неудобств, если
его речь несовершенна.
Но расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром – важно,
чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.
Чтобы добиться хороших результатов в преодолении речевых нарушений,
нужно понять, что одному логопеду, постороннему для малыша взрослому, в
условиях 20 - 25 минутного жестко регламентированного взаимодействия,
сложнее справиться с детским речевым недостатком.
Речевое
недоразвитие
любой
степени
тяжести
у
ребёнка
наиболее
эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных,
терпеливых и знающих родителей, поскольку большее время ребенок
проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению
у ребенка:
не ругать ребенка за неправильную речь;
ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать
ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого
аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители
должны уделять выполнению рекомендаций учителя-логопеда.
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем
быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны
быть ежедневными.
Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но
если домашних занятий будет недостаточно, то заметных продвижений может и
не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со
спортом: результат зависит от тренировок.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители
должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой,
ясной, грамотной, выразительной. Важно, что звучит вокруг ребёнка: какие
слова произносятся, каким голосом, с какой интонацией. Важно, как общаются
взрослые не только с ребёнком, но и между собой, – ведь это их речь
воспринимается, как норма. Дома чаще читайте. У ваших детей должна быть
детская библиотека. В неё входят произведения К. И. Чуковского,
С.Я. Маршака, Н.Н. Носова «Приключения Незнайки в солнечном городе»,
произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка, М.М. Пришвина, Е.И. Чарушина «О
животных», стихи А. Л. Барто, сказки братьев Гримм и т.д.
На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями
природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком,
налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Дидактические игры по развитию речи
«У кого кто?»:
(единственное и множественное число имен существительных)
у утки — утенок, утята, много утят; у гусыни — ..., у индюшки — ....
«Кто чем питается?»:
(употребление творительного падежа имен существительных)
кошка — молоком, корова — травой, коза — ..., собака — ..., лошадь — ... .
«Назовите разные слова»:
Ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по
очереди называют как можно больше признаков (какой? какая? какое? какие?),
соответствующих предложенному объекту.
Например, «собака» большая, лохматая, добрая, старая, веселая…
«Назови ласково»:
(словообразование
с
помощью
уменьшительно-ласкательных
суффиксов)
мяч — мячик, кукла — ... ; белка — ... ; стул — ... ; ворона — ... .
«Исправь ошибку»:
(на логическое мышление):
Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки.
Хоккеисту нужны санки.
Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу,
прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную
крепость.
«Из чего — какой?»:
(образование относительных прилагательных)
из ситца — ситцевый, из льна — льняной, из шелка — шелковый, из шерсти —
..., из меха — ..., из пуха — ..., из резины — ... .
«Пересчет различных предметов»:
(согласование числительных с существительными)
один автобус, два автобуса, 3три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов;
один воробей, 2 воробья, 3 воробья, 4 воробья, 5 воробьёв;
одна липа, 2 липы, 3 липы, 4 липы, 5 лип;
один стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стульев;
одно ведро, 2 ведра, 3 ведра, 4 ведра, 5 вёдер.