Напоминание

"Формирование мелкой моторики рук"


Автор: Будаева Надежда Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 96
Населённый пункт: ИРКУТСК
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование мелкой моторики рук"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование мелкой моторики рук.

Решение речевых проблем требует достаточного уровня развития

мелкой моторики. Отмечено, что для ряда детей, имеющих речевую

патологию характерно отставание в развитии двигательной сферы.

Особенно отчетливо это проявляется на специальных занятиях с логопедом,

когда предлагается выполнить задание по словесной инструкции.

Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные

двигательные

способности

его

рук.

Развитие

мелкой

моторики

и,

соответственно, координации движений рук ребенка находится в прямой

зависимости от состояния развития его мышления.

В проведении упражнений по развитию мелкой моторики надо:

1) Начинать с детьми с самого простого, а потом постепенно усложняйте

задания.

2) При объяснении называйте свои действия и добивайтесь этого от детей.

3) Наблюдайте за работой детей, умейте вовремя прийти на помощь: совет,

вопрос, непосредственная помощь.

4) Найдите, за что похвалить ребенка

5) Помните, приобщая ребенка к пальчиковым упражнениям и играм, надо

мотивировать его на интересное задание, выполнение которого способствует

развитию самостоятельности, ручной умелости.

В семье работу по тренировки рук можно и нужно начинать с детьми в

возрасти с 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кисти рук в

направлении от кончиков пальцев к запястью и такое упражнение: брать

каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать

его. Так нужно делать 2-3 минуты ежедневно.

С 10 месячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала

крупные ярко окрашенные предметы, а затем более мелкие предметы. Для

этих целей хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку.

Можно использовать и кольца от пирамидок.

Детям 2ух лет и старше для развития мелкой моторики рук можно

предложить следующие игры:

«Переложи игрушки», «Забей мяч в ворота», «Перебираем крупу», «Разорви

лист по линиям», «Шаловливый котенок», «По кочкам через болото». На

столе рассыпаны мелкие камушки – «кочки». Зажав в щепотку 1,3,5 пальцы

одной руки, ребенок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с

одного края стола к другому, «выбираясь из болота. Следить, чтобы на весу

всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на бумаге.

«Строитель». Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок.

Ребенку дается задание собрать из мелких кубиков один большой, построить

башню, колодец, скамейку, стульчик, диван, домик, поезд, заборчик, машину.

«Шофер» На столе раскладываются мелкие предметы (фигурки животных,

солдатики, кубики) на расстоянии 5-7 см. друг от друга. Понадобится также

фишка – пластмассовый или деревянный кружок. Передвигая фишку одним

пальцем, нужно «объехать»

все препятствия, ничего не задев. Играть

попеременно разными пальцами.

«Играем на балалайке». Между указательным и средним пальцами натянуть

тонкую

резинку.

Перебирать

эту

резинку,

как

струны

балалайки,

указательным и средним пальцами другой руки.

«Барабанщик». Положить руки на стол, кисть приподнята. Взрослый

отстукивает пальцем по столу определенный ритм. Ребенок должен

повторить этот ритмический рисунок поочередно каждым пальцем. Кисть

руки при этом неподвижна. «Поймай рыбку», «Кольцо»…

«Составление фигурок из счетных палочек или спичек», «Шнуровка»,

Развитию мелкой моторики рук способствуют следующие занятия:

- изготовление бус;

- собирание пирамидок, матрешек, мозаики;

- работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков

разной величины,

- лепка;

- аппликация;

- обведение лекал с последующей их штриховкой;

- игра с набором мелких фигурок для развития тактильного восприятия;

- работа с дошкольными прописями.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые

игры. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском

саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность

окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также

процессы, происходящие в природе.

В

ходе

пальчиковых

игр

дети,

повторяя

движение

взрослых,

активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывают ловкость, умение

управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде

деятельности.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории,

потешки. Эти инсценировки могут проводится с детьми как индивидуально,

так и использоваться в ходе физкультминуток.

«Пальчики»

Большой пальчик сливы трясет, Сгибать пальчики по очереди,

Второй их собирает, начиная с большого пальца.

Третий в дом несет,

Четвертый высыпает,

Самый маленький – шалун

Все, все, все съедает.

Пальчиковые игры и упражнения способствуют развитию: памяти,

внимания,

воображения,

мышления,

развивают

пространственные

представления, готовят ребенка к успешному обучению в школе.



В раздел образования