Автор: Перунова Наталия Романовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Песчано-Ковалинский детский сад "Золотой ключик" Лаишевского муниципального района РТ
Населённый пункт: Село Песчаные Ковали
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников через экспериментальную деятельность"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование экологической культуры у дошкольника через
экспериментальную деятельность»
Автор:
Перунова
Наталия
Романовна,
воспитатель
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения
Песчано
–
Ковалинский детский сад «Золотой ключик» Лаишевского муниципального
района Республики Татарстан, e-mail: natusik
4969@
.
ru
.
Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из
элементов нравственности, частица мировоззрения.
К. Паустовский
В условиях современной экологической обстановки в мире громадное
значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех
возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного
взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую
проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно
относиться к природе, то погубят ее. А для того, чтобы это не случилось,
надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать
экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом
этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о
природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него
формируются
первоосновы
экологического
мышления,
сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в
наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую
актуальность.
Экологическое
образование
дошкольников
непрерывный
процесс
обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование
его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –
положительном
отношении
к
природе,
к
окружающему
миру,
в
ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей
среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных
ориентаций.
Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое
воспитание
и
образование
дошкольников
–
чрезвычайно
актуальная
проблема
настоящего
времени:
только
экологическое
мировоззрение,
экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и
человечество
из
того
катастрофического
состояния,
в
котором
они
прибывают сейчас.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у
ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное
физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные
способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств
личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование
самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и
примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и
уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и
анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и
отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические
позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое
отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в
решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш
мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и
развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать,
что можно делать, а что – нельзя.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами
детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда
новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и
поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых –
помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для
таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на
вопросы «как?», «и «почему?». Знания, полученные во время проведения
опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый
ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только
быть в роли наблюдателя.
Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи – и я
запомню, дай попробовать, и я пойму». Усваивается все крепко и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное
внедрение детского экспериментирования в практику работы детских
дошкольных
учреждений.
Дети
получают
реальные
представления
о
различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими
объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка,
активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и
классификации, обобщения и экстраполяции. Развивается речь ребенка, так
как
ему
необходимо
давать
отчет
об
увиденном,
формулировать
обнаруженные закономерности и выводы.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему
создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные
действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать
выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого
себя.
На современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются
высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным,
физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском
экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.
Опыт
используется
как
способ
решения
познавательных
задач.
Поскольку опыт – это наблюдение в специально созданных условиях, то при
проведении опытов я придерживаюсь следующих требований:
1.
В ходе проведения опытов я стремлюсь просто и четко формулировать
стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать), например, имеет
воздух вес или нет.
2.
Чтобы заметить происходящие изменения, беру два объекта: один -
опытный, другой – контрольный. Например, один ящик с рассадой
стоит на свету, а другой в темноте.
3.
Осуществляю постоянное руководство опытом: продумываю вопросы,
обращаю внимание на существенное, учу рассуждать, сравнивать
факты.
4.
Один и тот же опыт стараюсь проводить дважды, чтобы дети все
осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также,
чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый
раз не проявили к нему интереса.
5.
При организации и проведении опытов делаю все возможное, чтобы не
принести вреда живым объектам.
Моя работа направлена на экологическое воспитание дошкольников,
через опытно-экспериментальную деятельность детей предполагает решение
следующих задач:
- расширять представления детей о физических свойствах окружающего
мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость,
мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомить
с
основными
видами
и
характеристиками
движения
(скорость, направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное
и земное притяжение, отражение и преломление света)
- формировать у детей элементарные географические представления;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении физических экспериментов
- развивать познавательный интерес к миру природы, понимания
взаимосвязей в природе и место человека в ней.
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру
природы и окружающему миру в целом.
Для того, чтобы увлечь детей экспериментальной деятельностью, в
группе создана детская мини-лаборатория, оборудованная необходимым
оборудованием для опытов и экспериментов. В нее помещена картотека
опытов, конспектов НОД по освоению детьми окружающего мира. При
помощи оборудования, хранящегося в лаборатории, дети имеют возможность
проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитами,
камнями. В детском саду функционирует «Экологический кабинет», в
котором дети самостоятельно могут поухаживать за живущими там
красноухими черепахами
и
аквариумными рыбками.
Самостоятельная
детская деятельность наилучшим образом формирует у детей бережное
отношение
к
миру
живой
и
неживой
природы.
В
процессе
экспериментирования дети учатся наблюдать, быть ответственными по
отношению к миру природы и получают реальные представления о
целостной картине мира.
Вместе с детьми составили правила безопасной работы с разными
материалами, которые очень легко запоминаются. Поместили их в уголке
экспериментальной деятельности. Создали картотеку познавательных и
занимательных опытов и экспериментов.
С помощью опытов и экспериментов дети глубже познают мир природы
и происходящие в нем процессы. Опытным путем расширяют свои знания и
закрепляют полученные ранее сведенья.
Дети учатся:
– выделять проблему;
– ставить перед собой определенную цель;
– осуществлять анализ предмета или явления;
– определять существенные признаки и связи;
– выдвигать гипотезы;
– отбирать материал для экспериментальной деятельности;
– резюмировать выводы.
Mетоды реализации экологического воспитания дошкольников через
опытно-экспериментальную деятельность:
– элементарные опыты;
– Блоки экологический занятий «Волшебница - Вода», «Горы, камушки,
песок», «Что, как и почему?», «Воздух - невидимка», «Звук», «Что такое
микроскоп», «Детективная лаборатория» и др.
– проблемные и поисковые ситуации;
– моделирование объектов природы.
Моя
работа
по
экологическому
воспитанию
дошкольников,
с
применением
отытно
-
экспериментальной
деятельности,
детей
даёт
определённые
положительные
результаты.
Экспериментально
исследовательская деятельности в познании экологических и природных
закономерностей, побуждает ребёнка к исследованию природных объектов,
развивает экспериментальные способности (анализ, синтез и др.)
Стимулирует познавательные способности детей, любознательность.
У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе,
что отражается в речи.
Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой
природы,
стали
стараться
подбирать
наиболее
точные
слова
или
словосочетания для выражения своих мыслей.
Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками,
рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Воспитание
правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с
представителями животного и растительного мира может быть полноценно
осуществлено в дошкольный период, в том случае, если система работы в
детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. Очень важно,
чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить
детям.
Подводя итог своему опыту работы по экологическому воспитанию
дошкольников
я
пришла
к
выводу
о
том,
что
поощряя
детскую
любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и
направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем
развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через
опытно-экспериментальную деятельность.
Только
через
действие
ребёнок
сможет
познать
многообразие
окружающего мира и определить собственное место в нём.