Авторы: Конькова Наталья Васильевна, Новикова Лариса Васильевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 388
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей комбинированной группы для детей с ТНР 6-7 лет по лексической теме "Космос"
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы Новиковой Ларисы Васильевны и Коньковой Натальи
Васильевны учителей-логопедов высшей квалификационной категории МКДОУ
д/с № 388 г. Новосибирска.
Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы для
детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет.
Данный материал представляет собой практическое пособие для
непосредственной образовательной деятельности воспитателей комбинированной
группы для детей 6-7 летнего возраста с тяжелыми нарушениями речи. Оно
включает в себя материал на развитие общих речевых навыков, мелкой и общей
моторики по лексической теме «Космос». Здесь подобраны упражнения на
развитие лексико-грамматических категорий, фонематических процессов,
развитие слухового и зрительного внимания, памяти и логического мышления.
Подобран материал на развитие связной речи и лексики, лексико-грамматических
процессов, слоговой структуры слова. Все это поможет педагогу в организации
занятий в течение недели.
Данный материал ориентирован на выполнение Программы воспитания и
обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.
Комаровой и программ коррекционного обучения и воспитания детей
с нарушениями речи под редакцией Г.В. Чиркиной. Соответствует ФГОС.
Лексическая тема: «Космос»
подготовительная группа
Развитие общих речевых навыков
Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи и
звукопроизношением.
Стихотворение «Астроном» Считалка
Астроном наморщил лоб, Космонавтами мы будем,
Астроном – ученый. Нами пусть гордятся люди.
Он на звезды в телескоп На ракетах серебристых
Смотрит ночью темной. Полетим мы в небе чистом.
Далеко они от дома, Ты не веришь? Выходи!
К ним лететь сто тысяч лет. На ракеты не гляди!
Интересно астроному:
Есть там люди или нет?
В. Степанов
Развитие мелкой моторики
Пальчиковые гимнастики «Планеты»
По порядку все планеты Четыре — Марс. Он восьмым идёт по счёту.
Назовёт любой из нас: Пять — Юпитер, А за ним уже, потом,
Раз — Меркурий, Шесть — Сатурн, И девятая планета
Два — Венера, Семь — Уран, Под названием Плутон.
Три — Земля, За ним — Нептун.
Два грецких ореха дети держат в одной руке и вращают их одним вокруг другого (по
типу китайских шариков):
Вокруг Земли Луна летает,
А вот зачем – сама не знает.
Развитие общей моторики
Подвижная игра с речевым сопровождением «Космонавты».
Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты, На какую захотим, Но в игре один секрет:
Для прогулок по планетам. На такую полетим! Опоздавшим места нет!
(разбегаются по своим местам).
Игра малой подвижности «Космический ветер»
Космический ветер корабль качает. Корабль качается – раз,
Земля голубая в дали тихо тает. Корабль качается – два,
А мы в невесомости дальше летим. Корабль качается – три,
Мы космос увидеть, конечно, хотим! Фигура на месте замри!
Психогимнастика. Пластические этюды
Под «космическую музыку» дети закрывают глаза и приседают («ракеты на старте»). «Все
системы включены. Идет отсчет времени: десять, девять…один. Старт!» Дети встают,
поднимают руки вверх «И вот вы уже летите в открытый космос. Представьте, что вы оказались
в невесомости и можете свободно перемещаться по ракете. Что вы видите вокруг себя? Что вы
слышите? Что ощущаете? Путешествие заканчивается, вы приземляетесь.»
Фонопедическое упражнение «Ракета»
Проверяем топливо Дети произносят «ш-ш-ш…» Открываем и закрываем люки А-а, А-а, А-а…
(дети произносят звук А низким и высоким голосом). Проверяем радио Дети произносят
короткие и острые звуки У в разных регистрах. Логопед показывает высоту голоса рукой
Включаем двигатель. Произносят звук Р и вращают кулачками перед грудью.
Развитие связной речи
Художественная литература и иллюстративный материал:
Рассматривание иллюстративного материала с изображением космоса, космонавтов и
космической техники, загадки. Чтение рассказов о космосе: М. Бул «Солнце», «Почему солнце
всходит и заходит?», Р. Скейчел и М. Булл «Искусственные спутники», А. Баруздин «Первый в
космосе», К. Булычев «Тайна третьей планеты» (главы). Составление рассказа о космонавте по
плану.
Лексика
Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми.
Ввести в активный словарь: существительные: город, страна, планета, Вселенная, космос,
Солнечная система, Земля, Солнце, Луна, Марс, Венера, звезды, невесомость, космодром,
ракета, корабль, спутник, космонавт, астронавт, скафандр, землянин, инопланетянин,
марсианин; прилагательные: земной, космический, солнечный, звездный, лунный,
межпланетный, искусственный; глаголы: строить, готовиться, запускать, летать, вращаться,
прилуниться, приземлиться.
Развитие лексико-грамматических процессов
«Сосчитай до пяти» Согласование существительных с числительными и
прилагательными в роде, числе. Искусственный спутник, космическая станция, одно
яркое солнце, космический корабль, бесстрашный космонавт.
«Один – много». Образование существительных множественного числа в
именительном и родительном падежах: ракета – ракеты – много ракет и т.д.
«Скажи наоборот». Слова антонимы. Далеко – близко, высоко, улетать, взлетать,
темно, ярко, тесно.
«Подбери парное слово». Активизация словаря по теме. Самолет – летчик, ракета - …
Вверх – взлет, вниз - … Самолет – аэродром, космический корабль - …
«Измени по образцу». Образование прилагательных. Солнце – солнечный, космос,
спутник, земля, звезда, луна, орбита.
«Исправь ошибку». На небе появился первая звезда. Искусственая спутник облетел
Землю. В космосе есть необитаемая планеты. Звездочет наблюдал звезды на телескопе.
«Собери предложение». Астроном, звездами, за, наблюдает. Луна, спутник, это, Земли.
Космонавт, открытый, в, вышел, космос.
«Измени по образцу». Лететь – улететь – улетели. Падать, бежать.
«Много». Образование существительных множественного числа в родительном
падежах. В космосе много планет, спутников, комет….
«Российский космонавт», Употребление словосочетания в нужной форме. Кто? –
Российский космонавт. Нет кого? … Обращаться к кому? … Видеть кого? … Гордиться
кем? … Рассказать о ком? …
«Объясни словечко». Луноход, звездочет, космодром, скафандр.
«Что общего и чем отличаются друг от друга?» Земля и Марс. Космонавт и летчик.
Космический корабль и самолет. Солнце и лампа.
«Цепочка слов». Чтение цепочки слов, связь слов по смыслу, составление рассказа.
Воспроизведение цепочки слов. Земля, космодром, космонавт, скафандр, ракета, взлет,
изучать, открытие.
«Добавь нужное слово». Активизация словаря по теме. В космос летает … (космонавт).
Звезды наблюдает … (астроном). Предсказывает судьбу по звездам …(астролог).
Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления
«Найди отличия».
«Что лишнее». Земля, Марс, планета, Юпитер. Корабль, ракета, станция, звезда.
«Что не так?» Земля – спутник Луны. В космос летают на вертолете. Скафандр – это
зимняя одежда.
«Подскажи словечко».
«Найди две одинаковые ракеты».
«Какое слово не подходит?» Солнце, сон, солнечный, солнышко. Космос, косматый,
космонавт, космический. Луна, лунный, полночь, прилуниться.
«Хитрые вопросы». Чего больше – космических кораблей или кораблей. Что тяжелее –
космонавт или скафандр? Куда лететь дальше – с Земли на Луну или с Луны на Землю?
Развитие навыков языкового анализа и синтеза
«Разложи по рядам». Воспитатель раскладывает буквы, а дети определяют первый звук в
названии картинок и кладут в ряд под соответствующей буквой.
Звуковой анализ слов: «Какое слово самое длинное?»: Земля, луна, отсек, планета. Комета,
созвездие, ракета, Луна. Невесомость, космос, корабль, Земля.
«Подбери слово». Определить, какие слова соответствуют изображаемой схеме (Марс, Луна,
небо).
Грамота
«Составь слово». Составление слова из первых букв названий каждого ряда картинок.
Чтение слогов и слов с новой буквой.
«Прочитай слово, расположив буквы по росту».
М
р
с
а.
«Дружные звуки». Составление слов из звуков.
Работа в тетради с буквами и словами.
Работа над слоговой структурой слова
Работа над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой
(космодром, космонавт, скафандр).
Задания по самокоррекции
Повтори рисунок по клеточкам. Обводка. Штриховка. Выкладывание фигуры из палочек по
образцу «Ракета». Игра «Найди инопланетянина».
Коллективная работа «Звездное небо».