Напоминание

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей комбинированной группы для детей с ТНР 6-7 лет по лексической теме "Космос"


Авторы: Конькова Наталья Васильевна, Новикова Лариса Васильевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 388
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей комбинированной группы для детей с ТНР 6-7 лет по лексической теме "Космос"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы Новиковой Ларисы Васильевны и Коньковой Натальи

Васильевны учителей-логопедов высшей квалификационной категории МКДОУ

д/с № 388 г. Новосибирска.

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы для

детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет.

Данный материал представляет собой практическое пособие для

непосредственной образовательной деятельности воспитателей комбинированной

группы для детей 6-7 летнего возраста с тяжелыми нарушениями речи. Оно

включает в себя материал на развитие общих речевых навыков, мелкой и общей

моторики по лексической теме «Космос». Здесь подобраны упражнения на

развитие лексико-грамматических категорий, фонематических процессов,

развитие слухового и зрительного внимания, памяти и логического мышления.

Подобран материал на развитие связной речи и лексики, лексико-грамматических

процессов, слоговой структуры слова. Все это поможет педагогу в организации

занятий в течение недели.

Данный материал ориентирован на выполнение Программы воспитания и

обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.

Комаровой и программ коррекционного обучения и воспитания детей

с нарушениями речи под редакцией Г.В. Чиркиной. Соответствует ФГОС.

Лексическая тема: «Космос»

подготовительная группа

Развитие общих речевых навыков

Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи и

звукопроизношением.

Стихотворение «Астроном» Считалка

Астроном наморщил лоб, Космонавтами мы будем,

Астроном – ученый. Нами пусть гордятся люди.

Он на звезды в телескоп На ракетах серебристых

Смотрит ночью темной. Полетим мы в небе чистом.

Далеко они от дома, Ты не веришь? Выходи!

К ним лететь сто тысяч лет. На ракеты не гляди!

Интересно астроному:

Есть там люди или нет?

В. Степанов

Развитие мелкой моторики

Пальчиковые гимнастики «Планеты»

По порядку все планеты Четыре — Марс. Он восьмым идёт по счёту.

Назовёт любой из нас: Пять — Юпитер, А за ним уже, потом,

Раз — Меркурий, Шесть — Сатурн, И девятая планета

Два — Венера, Семь — Уран, Под названием Плутон.

Три — Земля, За ним — Нептун.

Два грецких ореха дети держат в одной руке и вращают их одним вокруг другого (по

типу китайских шариков):

Вокруг Земли Луна летает,

А вот зачем – сама не знает.

Развитие общей моторики

Подвижная игра с речевым сопровождением «Космонавты».

Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты, На какую захотим, Но в игре один секрет:

Для прогулок по планетам. На такую полетим! Опоздавшим места нет!

(разбегаются по своим местам).

Игра малой подвижности «Космический ветер»

Космический ветер корабль качает. Корабль качается – раз,

Земля голубая в дали тихо тает. Корабль качается – два,

А мы в невесомости дальше летим. Корабль качается – три,

Мы космос увидеть, конечно, хотим! Фигура на месте замри!

Психогимнастика. Пластические этюды

Под «космическую музыку» дети закрывают глаза и приседают («ракеты на старте»). «Все

системы включены. Идет отсчет времени: десять, девять…один. Старт!» Дети встают,

поднимают руки вверх «И вот вы уже летите в открытый космос. Представьте, что вы оказались

в невесомости и можете свободно перемещаться по ракете. Что вы видите вокруг себя? Что вы

слышите? Что ощущаете? Путешествие заканчивается, вы приземляетесь.»

Фонопедическое упражнение «Ракета»

Проверяем топливо Дети произносят «ш-ш-ш…» Открываем и закрываем люки А-а, А-а, А-а…

(дети произносят звук А низким и высоким голосом). Проверяем радио Дети произносят

короткие и острые звуки У в разных регистрах. Логопед показывает высоту голоса рукой

Включаем двигатель. Произносят звук Р и вращают кулачками перед грудью.

Развитие связной речи

Художественная литература и иллюстративный материал:

Рассматривание иллюстративного материала с изображением космоса, космонавтов и

космической техники, загадки. Чтение рассказов о космосе: М. Бул «Солнце», «Почему солнце

всходит и заходит?», Р. Скейчел и М. Булл «Искусственные спутники», А. Баруздин «Первый в

космосе», К. Булычев «Тайна третьей планеты» (главы). Составление рассказа о космонавте по

плану.

Лексика

Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми.

Ввести в активный словарь: существительные: город, страна, планета, Вселенная, космос,

Солнечная система, Земля, Солнце, Луна, Марс, Венера, звезды, невесомость, космодром,

ракета, корабль, спутник, космонавт, астронавт, скафандр, землянин, инопланетянин,

марсианин; прилагательные: земной, космический, солнечный, звездный, лунный,

межпланетный, искусственный; глаголы: строить, готовиться, запускать, летать, вращаться,

прилуниться, приземлиться.

Развитие лексико-грамматических процессов

«Сосчитай до пяти» Согласование существительных с числительными и

прилагательными в роде, числе. Искусственный спутник, космическая станция, одно

яркое солнце, космический корабль, бесстрашный космонавт.

«Один – много». Образование существительных множественного числа в

именительном и родительном падежах: ракета – ракеты – много ракет и т.д.

«Скажи наоборот». Слова антонимы. Далеко – близко, высоко, улетать, взлетать,

темно, ярко, тесно.

«Подбери парное слово». Активизация словаря по теме. Самолет – летчик, ракета - …

Вверх – взлет, вниз - … Самолет – аэродром, космический корабль - …

«Измени по образцу». Образование прилагательных. Солнце – солнечный, космос,

спутник, земля, звезда, луна, орбита.

«Исправь ошибку». На небе появился первая звезда. Искусственая спутник облетел

Землю. В космосе есть необитаемая планеты. Звездочет наблюдал звезды на телескопе.

«Собери предложение». Астроном, звездами, за, наблюдает. Луна, спутник, это, Земли.

Космонавт, открытый, в, вышел, космос.

«Измени по образцу». Лететь – улететь – улетели. Падать, бежать.

«Много». Образование существительных множественного числа в родительном

падежах. В космосе много планет, спутников, комет….

«Российский космонавт», Употребление словосочетания в нужной форме. Кто? –

Российский космонавт. Нет кого? … Обращаться к кому? … Видеть кого? … Гордиться

кем? … Рассказать о ком? …

«Объясни словечко». Луноход, звездочет, космодром, скафандр.

«Что общего и чем отличаются друг от друга?» Земля и Марс. Космонавт и летчик.

Космический корабль и самолет. Солнце и лампа.

«Цепочка слов». Чтение цепочки слов, связь слов по смыслу, составление рассказа.

Воспроизведение цепочки слов. Земля, космодром, космонавт, скафандр, ракета, взлет,

изучать, открытие.

«Добавь нужное слово». Активизация словаря по теме. В космос летает … (космонавт).

Звезды наблюдает … (астроном). Предсказывает судьбу по звездам …(астролог).

Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления

«Найди отличия».

«Что лишнее». Земля, Марс, планета, Юпитер. Корабль, ракета, станция, звезда.

«Что не так?» Земля – спутник Луны. В космос летают на вертолете. Скафандр – это

зимняя одежда.

«Подскажи словечко».

«Найди две одинаковые ракеты».

«Какое слово не подходит?» Солнце, сон, солнечный, солнышко. Космос, косматый,

космонавт, космический. Луна, лунный, полночь, прилуниться.

«Хитрые вопросы». Чего больше – космических кораблей или кораблей. Что тяжелее –

космонавт или скафандр? Куда лететь дальше – с Земли на Луну или с Луны на Землю?

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

«Разложи по рядам». Воспитатель раскладывает буквы, а дети определяют первый звук в

названии картинок и кладут в ряд под соответствующей буквой.

Звуковой анализ слов: «Какое слово самое длинное?»: Земля, луна, отсек, планета. Комета,

созвездие, ракета, Луна. Невесомость, космос, корабль, Земля.

«Подбери слово». Определить, какие слова соответствуют изображаемой схеме (Марс, Луна,

небо).

Грамота

«Составь слово». Составление слова из первых букв названий каждого ряда картинок.

Чтение слогов и слов с новой буквой.

«Прочитай слово, расположив буквы по росту».

М

р

с

а.

«Дружные звуки». Составление слов из звуков.

Работа в тетради с буквами и словами.

Работа над слоговой структурой слова

Работа над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой

(космодром, космонавт, скафандр).

Задания по самокоррекции

Повтори рисунок по клеточкам. Обводка. Штриховка. Выкладывание фигуры из палочек по

образцу «Ракета». Игра «Найди инопланетянина».

Коллективная работа «Звездное небо».



В раздел образования