Автор: Костенко Лариса Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "Видимская СОШ"
Населённый пункт: р.п.Видим Нижнеилимского района Иркутской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Интегрированные уроки географии как форма реализации ФГОС»
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Видимская средняя общеобразовательная школа»
«Интегрированные уроки географии как форма реализации ФГОС»
Автор: Костенко Лариса Юрьевна,
учитель географии
р.п.Видим, 2020г.
Одной из главных задач образования является подготовка ребенка к современной
жизни. Эта подготовка должна проходить через формирование у учащихся ключевых
компетенций. Одним из способов формирования ключевых компетенций является
интеграция учебных дисциплин.
Интеграция в обучении – процесс установления связей между структурными
компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью
формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и
саморазвитие личности.
Интеграция в обучении – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько
это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Цели интегрированного обучения в условиях реализации ФГОС
► Повышение и развитие интереса учащихся к предмету.
► Формирование целостного научного мировоззрения через системно-деятельностный
подход, обнаруживающий межпредметные связи дисциплин.
►Создание оптимальных условий для развития активной, творческой, всесторонне
развитой личности, способной к самореализации.
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной
дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и
одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.
В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению
целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его
познающего.
Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой
активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов,
привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к
явлениям и событиям окружающей жизни.
Преимущества интегрированных уроков для учащихся
- повышают мотивацию;
- способствуют развитию устной и письменной речи;
- способствуют развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти,
мышления учащихся;
- способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций
- способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
- снимают перенапряжение, перегрузку;
- формируют познавательный интерес;
- усиливается тенденция к синтезу знаний
- способствуют формированию целостной научной картины мира;
- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического
восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся;
- позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте
урока
Преимущества интегрированных уроков для учителя:
Более эффективное использование рабочего времени
Увеличение времени на отработку практических умений и навыков
Использование современных форм обучения
Повышение профессионального мастерства учителя
География – наука интеграционная. Без исторических, биологических,
математических, физических, химических знаний, знаний языков и литературы, ученик
не сможет пояснить причинно-следственные связи и закономерности, действующие на
Земле
.
География настолько универсальна, что при желании учителя может
интегрироваться с любым предметом. В каждом классе я предлагаю уч-ся доказательства
универсальности предмета географии: практически любую тему в каждом классе с 5-10
можно интегрировать с любым другим предметом.
В идеальном варианте было бы проведение интегрированных уроков совместно с
другими учителями. Но элементы интеграции можно использовать и самому. В каждом
уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. Богатое содержание
курса географии предоставляет широкие возможности для организации разнообразной
деятельности учащихся, в выборе методов и средств обучения.
География и компьютерные технологии
География и математика
География и история, обществознание, экономика
География и литература, русский язык
География и естественные науки
География и ОБЖ, физическое воспитание
География и изобразительное искусство, музыка
География и английский язык
География и МХК, краеведение
География и компьютерные технологии
Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления
информации прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Применение компьютера дает
положительный эффект и при изучении географии. Компьютерные технологии
направлены не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта
творческой деятельности.
География и математика
Интеграция географии и математики обусловлено тем, что в географии часто
встречаются математические данные и вычисления, построение графиков, таблиц.
География и история, обществознание, экономика
В качестве важной основы географического образования выступает исторический
подход. Ученые древнего мира не разделяли географию и историю. Исторический
подход в географическом образовании позволяет рассматривать географическую среду
через призму истории. В этом случае изучаемые природные и социально-экономические
объекты раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человечества.
География и литература
География как наука имеет дело с объектами и явлениями, большинство которых
невозможно непосредственно наблюдать.
При объяснении физико-географических явлений, процессов и связей литература
облегчает детям их понимание.
География и естественные науки
Географические знания не будут полными, если их не связывать (а в некоторых случаях
и опираться) со знаниями биологии, химии и физики, экологии.
География и ОБЖ, физическое воспитание
Демонстрирует важность быть физически подготовленным в сложной жизненной
ситуации, спасти себя или другого человека, тем самым закрепляет знания, полученные
на уроках географии. Популярные в нашей школе турслеты показывают важность
метапредметности этих предметов на практике.
География и изобразительное искусство, музыка
Воспитанию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру помогают
предметы художественно-эстетического цикла.
Психологи давно доказали, что легче, проще, запоминаются образы, а не абстракции.
Схему образного мышления психологи представляют следующим образом: при
восприятии объекта возникают эмоции. Они в свою очередь рождают чувства. На основе
эмоций и формируется образ у субъекта.
География и английский язык
Интеграция повышает мотивацию при обучении иностранным языком.
География и МХК, краеведение
Краеведческий материал повышает интерес к обучению, к изучению природы и
хозяйства своей области, района, учит самостоятельно добывать различные сведения.
Практическое применение интеграции на уроках географии
Проведение интегрированных уроков совместно с другими учетелями-предметниками:
-
Урок географии и английского языка «США» в 7 классе
-
Урок географии и русского языка «Восточно-Европейская равнина» в 8 классе
- Урок географии, химии, экологии «Топливная промышленность мира» в 10 классе
Интегрированный урок по географии и английскому языку «США» в 7 классе
Интегрированный урок географии, литературы, астрономии и музыки «Мир звёзд» в 5
Интегрированный урок географии, истории и литературы «Обобщающий урок по теме
«Африка» в 7 классе.
Интегрированный урок географии «Природа России» в 8 классе
Интегрированный урок географии, МХК и литературы «Япония» в 10 кл.
Интегрированное занятие по географии, истории, литературе и музыке
«Журавли не знают покоя» в 9 классе
Интегрированный урок географии и истории «Национальный и религиозный состав
населения России» в 9 классе
Интегрированный урок географии и МХК «Индия» в 10 классе
Интегрированный урок географии и геологии «Горные породы» в 6 классе
Интегрированный урок географии, истории, биологии и экологии «Байкал» в 8 классе
Интегрированный урок географии, истории и экономике «Большая семёрка» в 10 классе
Интегрированный урок географии, литературы, астрономии, музыки «Мир звёзд» в 5 кл.
1.) Посмотреть фильм «Звёздный мальчик»
2.) Приготовить сообщение о созвездии
3.) Найти на небе созвездия, указанные на листочках
Интегрированный урок географии и литературе «Обобщающий урок по теме «Африка»
в 7 кл.
Интегрированный урок по географии, истории, литературе «Журавли не знают покоя» в
9 кл.
Интегрированный урок по географии, МХК, литературе, истории «Япония» в 10 классе
1.
Фудзияма
2.
Японская архитектура.
3.
Кимоно.
4.
Веер
5.
Икебана.
6.
Бонсай
7.
Сады
8.
Сакура
9.
Праздники
10. Самураи
11. Письменность.
12. Нэцкэ
13. Еда.
14. Оригами
15. Хокку
16. Японские куклы
В классической педагогике наиболее полное психолого-педагогическое обоснование о дидактической
значимости интеграции дал Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Он считал, что
"знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в
светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь".