Автор: Салтыкова Юлия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ОГКОУ "Шуйский детский дом"
Населённый пункт: г. Шуя Ивановская область
Наименование материала: Проект "Семейные традиции"
Тема: Формирование семейных традиций у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
ОГКОУ «Шуйский детский дом».
Проект на тему:
«Формирование семейных традиций у младших
дошкольников».
Выполнила:
Салтыкова. Ю.В.
Шуя 2020.
«Формирование семейных традиций».
Участники проекта: дети, воспитатели.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный (год).
Направление проекта: комплексное (разные виды деятельности).
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное
развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»,
«Познавательное развитие».
Актуальность.
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь.
Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко
признаются как наиболее важные. Каждый человек придерживается своей
личной шкалы ценностей, характерной только для него.
У детей понятие семейных ценностей в основном нечеткие, неясные, не
сформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей
семьи. Семейные традиции — основа любой семьи, она проявляет ту
атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад жизни,
привычки членов семьи- это и создает аромат семьи, который выросшие дети
уносят с собой и он греет им сердце вдали от родного дома.
Лучший воспитатель ребенка- традиции. Поскольку они дают самое главное
ребенку-уверенность,что так будет всегда, что семья всегда, при любых
условиях соберется, и будут все вместе. Традиции формируют у ребенка
воспоминания о детстве-о маме, о бабушке, об отце, дедушке, о близких
людях. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволяют ощутить
гордость за свою семью. Если в семье царит дух взаимоуважения, если
взрослые почитают своих родителей и формируют у ребенка уважение к
дедушкам и бабушкам, то более надежное вложение чувств трудно себе
представить.
Проблема:
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению
семейных
обычаев
и
традиций
неустойчив
или
отсутствует.
У
младших
школьников
в
основном
нечеткие,
неясные,
не
сформированные
представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие
дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека.
Цель проекта:
Формирование духовно – нравственных качеств личности через приобщение
детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи проекта:
Вызвать
положительные
эмоции
в
беседе
о
семье,
развивать
умение
выражать свои чувства (радость, нежность);
Продолжать знакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять
заботу о родных людях;
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой
работы совместно с воспитателями;
Создать
эмоционально
благополучную
атмосферу,
где
взаимоотношения
между
взрослыми
и
детьми
построены
на
основе
доброжелательности
и
взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя защищенным.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (сентябрь)
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и дидактических
пособий по теме «Семья»;
Подбор литературных произведений;
Составление перспективного плана;
II Основной (октябрь-март)
Работа с детьми:
- Коммуникация;
- Игровая деятельность и социализация;
- Художественное творчество;
- Познание;
- Чтение художественной литературы;
III Заключительный (апрель-май)
Оформление результатов работы по проекту:
- фотоматериалы.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Дети владеют понятием семья, семейные традиции;
Знают свои права и обязанности;
Сформировать уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях
семьи и ее ценностях.
Проанализировать
позитивные
изменения
в
отношении
воспитанников
к
семье, улучшить морально-нравственный климат в детском доме.
Сформируется умение управлять своим эмоциональным состоянием.
Методы и приемы:
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- метод вопросов - постановка вопросов детям; воспитание умения и
потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения
которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей
при усвоении знаний:
- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала
и способствуют закреплению чувств.
- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают
ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или
просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными
видами деятельности:
- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только
эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание
у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
- беседа – является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения:
- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет
выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и
помочь в правильном понимании этих знаний.
- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, разъяснение,
совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Результативность:
Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми
семейных традиций, возрастет интерес, проявится эмоционально –
положительное отношение к семье.
Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никто.
Отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности
мы ставим основными и стараемся обеспечивать формирование
социальности ребенка.
Календарно-тематическое планирование.
Месяц.
Число.
Тема занятия.
Цель.
Сентябрь.
2 занятия
07.09.
14.09.
Беседа: «Моя семья»
(рассматривание
иллюстраций из альбома
«Развитие речи).
Ввести понятие семья. Дать
первоначальные представления о
родственных отношениях в
семье( мама, папа, брат, сестра,
дедушка, бабушка).
Сентябрь
21.09.
Разучивание пальчиковой
гимнастики: «Моя семья»
Учить детей запоминать слова,
учить показывать движения в
соответствии с текстом.
Сентябрь
28.09.
05.10.
Сюжетно-ролевая игра:
«Семья».
Поощрять самостоятельность
детей в создании игровой среды.
Способствовать развитию
гармоничных отношений с
окружающими.
Октябрь
12.10.
Изготовление подарков ко
дню рождения. Открытка.
Учить детей аккуратно
наклеивать готовые формы на
листок бумаги, вызвать
эмоциональный отклик.
Октябрь
19.10.
Сюжетно-ролевая игра:
«Отмечаем день рождения
Мишки»
Формировать умение обыгрывать
день рождение, вести ролевые
беседы с товарищем.
Октябрь
26.10.
Рассматривание фотографий.
Формировать чувство
сплоченности в детском
коллективе.
Ноябрь
02.11.
Чтение: А. Барто: «Младший
брат»
Учить детей слушать
произведение, беседа о
прочитанном.
Ноябрь
09.11.
Коллективная работа:
Учить детей рисовать цветы
«Красивый букет
воспитателю»
ладошками, создать радостное
настроение от работы.
Ноябрь
16.11
Беседа «Как я могу помочь
маме».
Учить детей вести диалог с
воспитателем и между собой.
отвечать на вопросы, правильно
строить предложения.
Ноябрь
23.11.
Чтение: «Солнце в доме».
Учить эмоционально
воспринимать и осознавать
образное содержание
поэтического текста. Отвечать на
вопросы.
Ноябрь
30.11.
Словесная игра: «Какие
ласковые слова ты скажешь
кукле Кате».
Воспитывать любовь к
окружающим, доброе отношение.
Ноябрь
07.11.
«Бусы для куклы»
Учить выкладывать из пуговиц
бусы, развивать интерес детей к
ручному труду, воспитывать
чувство ритма, восприятия.
Декабрь.
14.12.
Пальчиковая гимнастика:
«Раз уселась на скамейку
наша дружная семейка».
Учить показывать движения в
соответствии с текстом.
Декабрь.
21.12.
«Праздник-Новый год»-
наряжаем елку.
Способствовать созданию
атмосферы приближающегося
праздника, сплочению детского
коллектива.
Декабрь.
28.12.
Беседа: « Как отмечают
новый год»
Рассказать детям о празднике, как
встречают, рассматривание
иллюстраций.
Январь.
04.01.
Аппликация: «Новогодний
шарик»
Учить детей украшать готовые
форты, круг, вырезанный из
бумаги.
Январь.
11.01.
Беседа: «Рождество»
Развивать познавательный
интерес к празднику Рождество.
Январь.
18.01.
Сюжетно-ролевая игра:
«Накроем на стол»
Учить детей сервировки стола,
правильно раскладывать
столовые приборы, умение
распределить роли,
способствовать развитию
дружеских взаимоотношений.
Январь.
25.01.
Лепка: «Раз комок, два комок
вот у нас снеговичек»
Учить детей лепить из
пластилина круговыми
движениями, соединять детали.
Февраль.
01.02.
Игровое упражнение:
«Читаем сказки кукле»
Учить детей рассказывать
знакомые сказки. Умение вести
диалог дополнять друг друга.
Февраль.
08.02.
Изготовление поделок к 23
февраля.
Учить детей изготовлять
открытки к празднику 23
февраля.
Февраль.
15.02.
Чтение: А. Барто: «В пустой
квартире».
Учить детей слушать
произведение, отвечать на
вопросы воспитателя.
Февраль.
22.02.
01.03.
Изготовление открыток к 8
марта.
Учить детей изготовлять
открытку к празднику.
Март.
08.03.
15.03.
Сюжетно-ролевая игра:
«Идем в магазин»
Учить детей распределять роли,
играть дружно, воспитывать
дружеские взаимоотношения.
Март.
22.03.
Беседа: «»Ты мой друг и я
твой друг».
Учить детей взаимопомощи,
проявлять заботливое отношение
друг к другу.
Март.
29.03.
Чтение. Т. Агибалова. «В
семейном кругу».
Учить слушать произведение.
Понимать смысл прочитанного.
Апрель.
05.04.
Пальчиковая гимнастика
«Кто в домике живет»
Учить показывать движения в
соответствии с текстом.
Проговаривать слова.
Апрель.
12.04.
26.04.
Игровое упражнение:
«Готовим ужин».
Упражнять детей накрывать на
стол, выбирать продукты,
дружеские взаимоотношения.
Май.
03.05.
Отмечаем день рождения.
Учить водить и петь каравай,
поздравлять, правильно строить
предложения.
Май.
10.05.
Чаепитие. “ В кругу друзей».
Подарить детям радость от
общения друг с другом.
Май.
17.05.
Рассматривание фотографий.
Подарить радость от общения
друг с другом.