Напоминание

Формирование семейных традиций у дошкольников.


Автор: Салтыкова Юлия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ОГКОУ "Шуйский детский дом"
Населённый пункт: г. Шуя Ивановская область
Наименование материала: Проект "Семейные традиции"
Тема: Формирование семейных традиций у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОГКОУ «Шуйский детский дом».

Проект на тему:

«Формирование семейных традиций у младших

дошкольников».

Выполнила:

Салтыкова. Ю.В.

Шуя 2020.

«Формирование семейных традиций».

Участники проекта: дети, воспитатели.

Тип проекта: практико – ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный (год).

Направление проекта: комплексное (разные виды деятельности).

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное

развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»,

«Познавательное развитие».

Актуальность.

Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь.

Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко

признаются как наиболее важные. Каждый человек придерживается своей

личной шкалы ценностей, характерной только для него.

У детей понятие семейных ценностей в основном нечеткие, неясные, не

сформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей

семьи. Семейные традиции — основа любой семьи, она проявляет ту

атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад жизни,

привычки членов семьи- это и создает аромат семьи, который выросшие дети

уносят с собой и он греет им сердце вдали от родного дома.

Лучший воспитатель ребенка- традиции. Поскольку они дают самое главное

ребенку-уверенность,что так будет всегда, что семья всегда, при любых

условиях соберется, и будут все вместе. Традиции формируют у ребенка

воспоминания о детстве-о маме, о бабушке, об отце, дедушке, о близких

людях. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволяют ощутить

гордость за свою семью. Если в семье царит дух взаимоуважения, если

взрослые почитают своих родителей и формируют у ребенка уважение к

дедушкам и бабушкам, то более надежное вложение чувств трудно себе

представить.

Проблема:

Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению

семейных

обычаев

и

традиций

неустойчив

или

отсутствует.

У

младших

школьников

в

основном

нечеткие,

неясные,

не

сформированные

представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие

дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека.

Цель проекта:

Формирование духовно – нравственных качеств личности через приобщение

детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи проекта:

Вызвать

положительные

эмоции

в

беседе

о

семье,

развивать

умение

выражать свои чувства (радость, нежность);

Продолжать знакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять

заботу о родных людях;

Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой

работы совместно с воспитателями;

Создать

эмоционально

благополучную

атмосферу,

где

взаимоотношения

между

взрослыми

и

детьми

построены

на

основе

доброжелательности

и

взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя защищенным.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (сентябрь)

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и дидактических

пособий по теме «Семья»;

Подбор литературных произведений;

Составление перспективного плана;

II Основной (октябрь-март)

Работа с детьми:

- Коммуникация;

- Игровая деятельность и социализация;

- Художественное творчество;

- Познание;

- Чтение художественной литературы;

III Заключительный (апрель-май)

Оформление результатов работы по проекту:

- фотоматериалы.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Дети владеют понятием семья, семейные традиции;

Знают свои права и обязанности;

Сформировать уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях

семьи и ее ценностях.

Проанализировать

позитивные

изменения

в

отношении

воспитанников

к

семье, улучшить морально-нравственный климат в детском доме.

Сформируется умение управлять своим эмоциональным состоянием.

Методы и приемы:

1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

- метод вопросов - постановка вопросов детям; воспитание умения и

потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.

- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения

которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей

при усвоении знаний:

- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала

и способствуют закреплению чувств.

- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают

ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или

просто порадоваться.

3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными

видами деятельности:

- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только

эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание

у детей самим попробовать свои силы в исследовании.

- беседа – является связующим звеном.

4. Методы коррекции и уточнения:

- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет

выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и

помочь в правильном понимании этих знаний.

- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, разъяснение,

совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Результативность:

Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми

семейных традиций, возрастет интерес, проявится эмоционально –

положительное отношение к семье.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никто.

Отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности

мы ставим основными и стараемся обеспечивать формирование

социальности ребенка.

Календарно-тематическое планирование.

Месяц.

Число.

Тема занятия.

Цель.

Сентябрь.

2 занятия

07.09.

14.09.

Беседа: «Моя семья»

(рассматривание

иллюстраций из альбома

«Развитие речи).

Ввести понятие семья. Дать

первоначальные представления о

родственных отношениях в

семье( мама, папа, брат, сестра,

дедушка, бабушка).

Сентябрь

21.09.

Разучивание пальчиковой

гимнастики: «Моя семья»

Учить детей запоминать слова,

учить показывать движения в

соответствии с текстом.

Сентябрь

28.09.

05.10.

Сюжетно-ролевая игра:

«Семья».

Поощрять самостоятельность

детей в создании игровой среды.

Способствовать развитию

гармоничных отношений с

окружающими.

Октябрь

12.10.

Изготовление подарков ко

дню рождения. Открытка.

Учить детей аккуратно

наклеивать готовые формы на

листок бумаги, вызвать

эмоциональный отклик.

Октябрь

19.10.

Сюжетно-ролевая игра:

«Отмечаем день рождения

Мишки»

Формировать умение обыгрывать

день рождение, вести ролевые

беседы с товарищем.

Октябрь

26.10.

Рассматривание фотографий.

Формировать чувство

сплоченности в детском

коллективе.

Ноябрь

02.11.

Чтение: А. Барто: «Младший

брат»

Учить детей слушать

произведение, беседа о

прочитанном.

Ноябрь

09.11.

Коллективная работа:

Учить детей рисовать цветы

«Красивый букет

воспитателю»

ладошками, создать радостное

настроение от работы.

Ноябрь

16.11

Беседа «Как я могу помочь

маме».

Учить детей вести диалог с

воспитателем и между собой.

отвечать на вопросы, правильно

строить предложения.

Ноябрь

23.11.

Чтение: «Солнце в доме».

Учить эмоционально

воспринимать и осознавать

образное содержание

поэтического текста. Отвечать на

вопросы.

Ноябрь

30.11.

Словесная игра: «Какие

ласковые слова ты скажешь

кукле Кате».

Воспитывать любовь к

окружающим, доброе отношение.

Ноябрь

07.11.

«Бусы для куклы»

Учить выкладывать из пуговиц

бусы, развивать интерес детей к

ручному труду, воспитывать

чувство ритма, восприятия.

Декабрь.

14.12.

Пальчиковая гимнастика:

«Раз уселась на скамейку

наша дружная семейка».

Учить показывать движения в

соответствии с текстом.

Декабрь.

21.12.

«Праздник-Новый год»-

наряжаем елку.

Способствовать созданию

атмосферы приближающегося

праздника, сплочению детского

коллектива.

Декабрь.

28.12.

Беседа: « Как отмечают

новый год»

Рассказать детям о празднике, как

встречают, рассматривание

иллюстраций.

Январь.

04.01.

Аппликация: «Новогодний

шарик»

Учить детей украшать готовые

форты, круг, вырезанный из

бумаги.

Январь.

11.01.

Беседа: «Рождество»

Развивать познавательный

интерес к празднику Рождество.

Январь.

18.01.

Сюжетно-ролевая игра:

«Накроем на стол»

Учить детей сервировки стола,

правильно раскладывать

столовые приборы, умение

распределить роли,

способствовать развитию

дружеских взаимоотношений.

Январь.

25.01.

Лепка: «Раз комок, два комок

вот у нас снеговичек»

Учить детей лепить из

пластилина круговыми

движениями, соединять детали.

Февраль.

01.02.

Игровое упражнение:

«Читаем сказки кукле»

Учить детей рассказывать

знакомые сказки. Умение вести

диалог дополнять друг друга.

Февраль.

08.02.

Изготовление поделок к 23

февраля.

Учить детей изготовлять

открытки к празднику 23

февраля.

Февраль.

15.02.

Чтение: А. Барто: «В пустой

квартире».

Учить детей слушать

произведение, отвечать на

вопросы воспитателя.

Февраль.

22.02.

01.03.

Изготовление открыток к 8

марта.

Учить детей изготовлять

открытку к празднику.

Март.

08.03.

15.03.

Сюжетно-ролевая игра:

«Идем в магазин»

Учить детей распределять роли,

играть дружно, воспитывать

дружеские взаимоотношения.

Март.

22.03.

Беседа: «»Ты мой друг и я

твой друг».

Учить детей взаимопомощи,

проявлять заботливое отношение

друг к другу.

Март.

29.03.

Чтение. Т. Агибалова. «В

семейном кругу».

Учить слушать произведение.

Понимать смысл прочитанного.

Апрель.

05.04.

Пальчиковая гимнастика

«Кто в домике живет»

Учить показывать движения в

соответствии с текстом.

Проговаривать слова.

Апрель.

12.04.

26.04.

Игровое упражнение:

«Готовим ужин».

Упражнять детей накрывать на

стол, выбирать продукты,

дружеские взаимоотношения.

Май.

03.05.

Отмечаем день рождения.

Учить водить и петь каравай,

поздравлять, правильно строить

предложения.

Май.

10.05.

Чаепитие. “ В кругу друзей».

Подарить детям радость от

общения друг с другом.

Май.

17.05.

Рассматривание фотографий.

Подарить радость от общения

друг с другом.



В раздел образования