Напоминание

"Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся музыкального отделения ДШИ"


Автор: Смирнова Ирина Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им. Е.М. Беляева"
Населённый пункт: г. Клинцы Брянская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся музыкального отделения ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Е.М. Беляева»

г. Клинцы Брянской области

Методический доклад на тему:

«Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся

музыкального отделения ДШИ»

Составитель: преподаватель

Смирнова Ирина Михайловна

2022 г.

Повторяю: недостаточно, чтобы ученик был внимательным, воспринимал

изучаемый предмет, его запоминал и был в состоянии его

воспроизвести. Нет! Заставь ученика работать, работать самодеятельно,

приучи его к тому, чтобы для него немыслимо иначе, как собственными

силами, что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял

себя, развивал свои дремлющие силы.

А. Дистерверг (немецкий педагог, философ)

Чем больше занимаешься с детьми, тем больше понимаешь, какое

огромное значение имеет привитие им навыков самостоятельной рабо-

ты, умение научить их рационально заниматься дома, наиболее целесообраз-

но использовать каждую минуту, выделенную на подготовку заданного.

При этом следует особенно подчеркнуть, что навыки самостоятель-

ной работы надо прививать учащимся с первых шагов обучения игры на му-

зыкальном инструменте. Практика показывает, что прививать эти навыки в

последующие годы обучения музыке значительно труднее. Для успешных за-

нятий музыкой, для развития навыков самостоятельной работы учащихся

чрезвычайно важна трудоспособность ученика.

Развивая у учащихся любовь к труду, мы не должны перегружать их,

ставить перед ними непосильные задачи в области исполнительства. Вполне

понятно, что непосильные задачи могут привести к потере веры в свои силы

и возможности, к ослаблению целеустремленности, к небрежности в работе.

Итак, с одной стороны, нужна систематическая работа с учащимися над

развитием трудовых навыков, а с другой, - осторожность в дозировке трудно-

стей и объема заданий. При соблюдении этих условий труд ученика будет

наиболее целенаправленным.

Русский пианист, педагог, композитор А.Б. Гольденвейзер справедли-

во указывает на важность целенаправленного труда при обучении музыке:

«Необходимо резко различать игру и работу на инструменте. Учащиеся

большей частью этого различия не понимают и вместо работы просто сидят

за инструментом и играют, а это величайшая ошибка, с которой необходимо

вести борьбу. Работа должна проводиться тщательно, детально. Работая,

необходимо всегда держать ноты открытыми, постоянно проверять текст по

нотам».

Более подробного рассмотрения требует вопрос о навыках и привыч-

ках. Как известно, навык – это действие, которое путем повторения соответ-

ствующих упражнений, становится автоматизированным, т.е. может осуще-

ствляться и без особого контроля сознания. В навыке осуществляется

единство сознательного и автоматического, так как навык может быть и осо-

знанным. Привычка – это особый вид автоматизма, при котором действие

протекает без активного участия воли. Навыки делают работу более точной

и аккуратной.

Как же надо воспитывать навыки трудолюбия, трудовой дисциплины

у учащихся, обучающихся музыке? На первых уроках преподаватель, пока-

зывая тот или иной прием звукоизвлечения, объясняя нотную грамоту, рабо-

тая над развитием слуха, ритма, музыкальной памяти, должен терпеливо и

настойчиво разъяснять ученику, как надо работать над усвоением всех основ

обучения музыки, как закреплять дома те навыки, которые прививаются на

уроках.

В процессе обучения музыке мы иногда встречаемся и с плохими при-

вычками. Если преподаватель своевременно не устраняет их, они приобрета-

ют стойкий характер и не только мешают успешному продвижению учащих-

ся, но могут привести к бесполезности дальнейшего обучения. Плохие при-

вычки у учащихся – это несистематические занятия музыкой, небрежность в

работе над нотным текстом, несобранность внимания, отсутствие слухового

контроля, неправильные приемы звукоизвлечения.

Большое значение для развития трудолюбия имеет поощрение. Оно

вселяет бодрость в учащихся, повышает веру в свои силы, создает радостный

тонус для работы, желание трудиться, добиться еще больших результатов.

Даже подчеркивание небольших удач в усвоении правильного приема звуко-

извлечения, красиво сыгранной фразе, решении отдельных технических за-

дач, безусловно, принесет пользу в будущем. Когда ученика хвалят, он часто

сравнивает свои успехи с успехами других учеников, соревнуется с ними.

Если ученику что-либо не удается, преподаватель должен тщательно

разобраться в причине его неудачи, прежде чем делать вывод о том, что

она происходит от нежелания работать.

Сравнивая занятия по общеобразовательным предметам с уроками в

специальных классах, часто можно наблюдать, что учащиеся, усвоив какое-

либо правило правописания, математическую формулу, правильно пишут и

решают задачи, не делают ошибок. А вот в специальных классах музыкаль-

ных школ педагогам-музыкантам часто бывает очень трудно добиться абсо-

лютно точного разбора учащимися нотного текста музыкального произведе-

ния. Нередко ученики при разборе музыкальных произведений как бы бродят

в потемках, не видят смены ключей, знаков альтерации, не обращают внима-

ния на ритм, аппликатуру, штрихи. У таких учащихся урок обычно проходит

в бесчисленных исправлениях нотного текста. Применение на уроках метода

«попутных поправок» часто указывает на неумение учащихся самостоятель-

но работать, неумение использовать в практической работе навыки созна-

тельного, не механического разбора нотного текста.

Удивительней всего то, что ученик, зачастую прекрасно зная ноты,

знаки альтерации, ключи, разбираясь в динамике, основных принципах ап-

пликатуры, умея просчитать ритм, все же постоянно ошибается. В связи с

этим целесообразно остановиться на некоторых примерах обучения игры на

музыкальном инструменте, способствующих развитию навыков самостоя-

тельных занятий.

Прежде всего, целесообразно остановиться на умении ученика слушать

себя. Уметь себя слушать - это первое условие правильного отношения к сво-

ей работе и ее результатам – без чего нельзя говорить о развитии навыков

самостоятельной работы. Великая русская пианистка и педагог А.Н. Есипова

говорила: «Во время своей игры все время к ней прислушивайтесь, как будто

вы слушаете чужую игру и должны критиковать её».

Практика показывает, что многие учащиеся плохо слышат свое испол-

нение. Из их слухового контроля выпадают не только отдельные детали му-

зыкального произведения, но даже общие контуры, вследствие чего музы-

кальные образы остаются непонятными. Большей частью это происходит от-

того, что учащиеся слишком заняты игровыми движениями, находятся в пле-

ну двигательных функций и поэтому музыки не слышат.

Надо быть очень осторожным в работе с начинающим музыкантом, не

выхолащивать музыку так называемой постановкой рук. Конечно, очень важ-

но, чтобы исполнительские движения учащихся были свободны, не требова-

ли концентрации внимания. Ученик, усвоивший правильные исполнитель-

ские приемы, играющий свободно и непринужденно, всегда имеет возмож-

ность лучше и ярче слышать свое исполнение, так как не нуждается в чрез-

мерной фиксации внимания на сугубо двигательной сфере, на изолированном

решении технических задач.

Очень важна для правильного развития учащихся методика изучения

музыкальной грамоты. Преподаватель не должен отвлеченно объяснять уче-

нику музыкальную «азбуку». Все, что объясняется, должно увязываться с

конкретным музыкальным звучанием, подкрепляться показом музыкальных

примеров.

Очень важно, чтобы учащийся, знакомясь с новой пьесой или этюдом,

сам умел правильно разобраться в ритме. Здесь, как и в других элементах му-

зыкальной речи, важно добиться сознательного усвоения учеником рит-

ма. Учащийся должен усвоить и твердо знать, что ритм – это не просто

счёт вслух, а то, что дает звукам жизнь.

На занятиях часто приходиться наблюдать безразличное отношение

учащихся к динамике. Преподаватель, играя с учеником на начальном этапе

обучения даже самые простые мелодии, песенки и пьесы, должен добиваться

выразительности исполнения. Ученик никогда не должен играть безразлично.

В процессе обучения музыке динамические оттенки следует увязывать с му-

зыкальными образами.

Часто ученики невнимательны к паузам. Если паузы длинные, то уча-

щиеся часто их сокращают, более короткие – не замечаются вовсе. Паузы

имеют огромное выразительное значение. Если ученик поймет, что пауза яв-

ляется элементом содержания музыкального произведения, то таких ошибок

не будет.

Изучение штрихов также сопровождается определенными трудностя-

ми. Знакомя учащихся со штрихами, следует объяснять, что штрихи способ-

ствуют передаче музыкального образа и характера музыкального произведе-

ния.

Беседуя с учащимися об аппликатуре, педагоги должны отметить, что

в выборе аппликатуры, прежде всего, имеют значение художественные зада-

чи. Необходимо добиваться от учащихся точного выполнения расставленной

в нотах аппликатуры.

Для развития навыков самостоятельной работы учащихся огромное

значение имеет умение свободно читать нотный текст. Поэтому на протяже-

нии всего времени в детской музыкальной школе должно уделяться серьез-

ное внимание работе чтению с листа.

Рабочее время юного музыканта, необходимое для достижения желае-

мых результатов, зависит во многом от его дарования, ума и восприимчиво-

сти, от особенностей его рук и пальцев; оно зависит в значительной степени

и от того, как используется время, проведенное за музыкальным инструмен-

том. Если работа сознательна, систематична и методична, - результаты будут

лучшими, и времени для их достижения требуется меньше.

Учащимся детских музыкальных школ, которые, кроме того, загруже-

ны в средней школе, или посещают другие школы дополнительного образо-

вания, очень важно научиться экономить каждую минуту, добиваться того,

чтобы все время домашних занятий было рационально использовано.

Если необходимо, преподаватель должен помочь составить ученику

трудовой режим дня, исходя из его возрастных особенностей, музыкальных

способностей, с учетом успеваемости в общеобразовательной школе, домаш-

них условий. Очень важно добиваться развития у учащихся привычки играть

в определенные часы, уделяя музыкальным занятиям установленное препода-

вателем время. Точное соблюдение этих указаний приучает детей к система-

тическим занятиям и закладывает хорошую основу развития трудовых навы-

ков.

Рабочее время нужно всегда делить на несколько частей. Когда оно

длиться два часа, можно играть два раза по часу – перед обедом и после обе-

да. Для детей, которые быстро утомляются, - три, даже четыре раза. Не реко-

мендуется упражняться более одного часа непрерывно. Играть лишь по 20-30

минут, после чего следует перерыв. Разнообразие работы – одно из средств

предотвратить утомление.

Правильная и систематическая работа над развитием навыков само-

стоятельной

работы

учащихся

способствует

качественным

занятиям

дома. Воспитав у учащихся волю и любовь к труду, научив их планомерно

работать над музыкальными произведениями, мы научим их достигать поло-

жительных результатов.

Список литературы

1.

«Воспитание пианиста в детской музыкальной школе» Г.Д. Бучинский

2.

«Обучение игре на фортепиано» Г.М. Цыпин

3.

«Искусство пианиста» А. Стоянов



В раздел образования