Автор: Елена Анатольевна Конева
Должность: МБОУ"Средняя общеобразовательная школа 3 г. Льгова" "
Учебное заведение: МБОУ"Средняя общеобразовательная школа 3 г. Льгова" "
Населённый пункт: город Льгов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Связь слов в предложении. Словосочетание
Раздел: начальное образование
Класс: 4
Учебный предмет: русский язык
Тема урока: Связь слов в предложении. Словосочетание.
Тип урока: открытие нового знания
Цели и урока: сформировать понятие « словосочетание» , развить умение выделять из предложения
словосочетание.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи; - умение проводить самооценку учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимать и
сохранять учебную задачу; планировать (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые
действия, операции, действовать по плану.
Познавательные УУД:- осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читать и
слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника.
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной плотностью и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации: задавать вопросы, слушать и отвечать на
вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывает свою точку зрения,
аргументируя её; работать в парах, группах.
Предметные результаты
:
- устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании;
-находить словосочетания в предложении; -- -выделять главное и зависимое слово в словосочетании.
Методическое обеспечение: учебник «Русский язык» 4 класс, автор С.В.Иванов
Техническое обеспечение: интерактивная доска; конверт с заданием, алгоритм;
Ход урока
1.Этап мотивации к деятельности.
Здравствуйте, уважаемые члены жюри.
Здравствуйте, ребята.
Я рада вас видеть и очень хочу начать с вами работу.
-Какое нужно настроение , чтобы урок получился удачным? Давайте
подарим друг другу хорошее настроение- улыбнемся.
Садитесь
Прочтите запись.
Не бойся когда не знаешь: страшно , когда знать не хочется.
-Что скажите? Что это за выражение? ( пословица, народная мудрость)
-Какой смысл скрыт в этой пословице?
- Так пусть эта народная мудрость научит нас ничего не бояться, на уроке
идти вперед к новым знаниям.
-А вы готовы получить новые знания?
Тогда откройте тетради и запишите : 23 марта. Классная работа
2. этап выявления затруднения в деятельности
Прочитайте запись на доске.
Неторопливая река отражает ясное небо.
- Как называется эта запись? ( предложение)
Докажите, что это предложение.( есть грамматическая основа, законченная
мысль.)
Прочитайте выписанные из этого предложения пары слов.
Неторопливая река
Отражает небо
Река небо
Ясное небо
Неторопливая небо
Река ясное
- Во всех ли парах слова, связаны по смыслу и своими грамматическими
формами?
- Перечислите пары , где слова связаны по смыслу и грамматическими
формами.( неторопливая река, отражает небо, ясное небо)Докажите .
-Перечислите пары слов не связанные по смыслу и грамматическими
формами.(река небо, неторопливая небо, река ясное)докажите
- Правильно. С какой проблемой мы сегодня столкнулись?
( Слова которые связаны и не связаны по смыслу)
Давайте сформулируем цель нашего урока. Что мы сегодня должны узнать?(
как найти слова по смыслу и как называются такие пары слов).
Прочтите еще раз вслух пары слов , которые связаны по смыслу и своими
грамматическими формами. Запишите их.
- А знаете ли вы как называются такие пары? ( словосочетание)
Сформулируйте тему урока.
Откройте учебник на странице 106. Прочитайте тему урока.
В каком разделе изучается эта тема?( как устроен наш язык)
Давайте узнаем тайну о словосочетании на страницах учебника, прочитав
правило. Что же такое словосочетание? С каким новым понятием вы
встретились?( подчинительная связь) Откройте толковые словари. Найдите .
что значит подчинение.
Как вы поняли подчинительная связь? Что же это значит? ( в паре слов одно
слово подчиняется другому?
Какое слово в словосочетании будет главным? как обозначается?
Прочтите словосочетания.
Красивый цветок
Шумная река
Идти в школу
Запишите и обозначьте в каждом словосочетании главное слово.
Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями.
Посмотрите на доску. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
3.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
Найдите упражнение №1 на странице 107. Прочтите задание.
Найдите выделенные предложения, прочтите.
Зима дарит нам пышные снега, прозрачный лед, сильные морозы. Весна
радует звонкими капелями и ярким солнцем.
Найдите в 1 предложении словосочетания. ( пышные снега, прозрачный лед,
сильные морозы, дарит снега, дарит лед, дарит морозы)
Обозначьте главное слово в каждом словосочетании.
Посмотрите на пару слов зима дарит. Является ли это пара словосочетанием?
Мальчик Витя считает пары слов зима дарит и весна радует
словосочетанием. Прав ли он? Давайте обратимся к правилу на странице 108.
4. Этап включения изученного материала в систему знаний.
У вас на партах карточки.
Возьмите карточку №1 . Прочитайте задание, выполните самостоятельно.
Обменяйтесь тетрадями. Посмотрите на доску, проверьте, правильно ли вы
его выполнили.
Карточка №2. Объединитесь в пары. Выполните задание. Проверим.
5.этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
-Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока.
-Удалось ли достигнуть поставленной цели?
-Что на уроке вызвало у вас затруднение?
- Что у вас получалось хорошо?
В конце урока я бы хотела вам рассказать притчу.
Жил мудрец, который все знал. Один человек засомневался в этом и решил
проверить. Зажав бабочку в руке пришел к мудрецу и спросил:
« скажи, какая у меня в руке бабочка живая или мертвая.»
А сам думает , как его обхитрить: скажет мудрец,что мертвая, он ее и
отпустит.
Мудрец, подумав .сказал : « Все в твоих руках.»
В наших руках быть грамотными, успешными. Для этого нужно хорошо
учиться. Вы меня очень порадовали сегодня. Спасибо !