Автор: Курносова Наталья Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №77
Населённый пункт: г. Калининград,
Наименование материала: Проект "Мой Пушкин"
Тема: Логопедический проект "Мой Пушкин"
Раздел: дошкольное образование
ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
«МОЙ ПУШКИН»
Автор проекта: Курносова Н.К. - учитель - логопед
База проектной деятельности:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа
город Калининград центр развития ребенка – детский сад №77, старший дошкольный
возраст, дети логопедического пункта
.
Сроки реализации: июнь-июль 2021 г. (7 недель)
ПРОГРАММА ПРОЕКТА
Актуальность проекта
Проблема развития речи в дошкольном детстве наиболее актуальна, с учетом современной
тенденции к закрытию логопедических групп и открытию логопедических пунктов.
Особенно остро стоит проблема реализации коррекционной работы в летний период,
когда отсутствуют коррекционный занятия, но остается необходимость развития речи
дошкольников-логопатов. Возникает потребность в поиске новых форм и тем
коррекционной работы через познавательную активность дошкольников.
Вид проекта: Познавательно-речевой.
Участники проекта: Дети, педагоги, родители.
Сфера использования: коррекционно- образовательная система ДОУ.
Круг пользователей: педагоги ДОУ, родители.
Цель: разработка и реализация коррекционно-образовательной работы по развитию речи
посредством сказок Пушкина А.С.
Задачи:
способствовать более высоким темпам общего и речевого развития детей;
преодолевать имеющиеся у детей дефекты через тесное сотрудничество педагогов;
применять единые требования в коррекционно – развивающей работе всеми
педагогами ДОУ;
обеспечить комплексность работы установлением связей между разными сферами
деятельности ребенка;
Ожидаемые результаты от внедрения:
повышение уровеня речевого и познавательного развития детей;
привлечение педагогов ДОУ, специалистов к совместном решению коррекционных
и профилактических речевых задач;
повышение удовлетворенности от совместного взаимодействия всех педагогов
ДОУ и родителей воспитанников.
Новизна проекта
Для полноценной коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами необходимы
особые условия коррекционно-развивающего процесса, которые создает проект
определенной тематики, где дети не только получают коррекционную помощь в
нетрадиционной интересной форме, но и знакомятся со сказками Пушкина А.С. с
творчеством великого поэта в целом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.Подготовительный (1неделя)
Формулировка основополагающей темы проблемных вопросов.
Изучение имеющегося материала по данной теме.
Разработка коррекционно-образовательного проекта.
Привлечение организаций, родителей и специалистов к реализации основных
задач проекта
2. Формирующий (2-6 неделя)
- Организация коррекционно- развивающего процесса.
- Разработка конспектов занятий.
- Проведение диагностики детей, анкетирования родителей.
- Консультирование педагогов ДОУ.
Тематический план формирующего этапа проекта
2 этап
тема, сроки
содержание
материал
2 неделя
«Пушкин – великий сказочник»
1.Литературная гостиная «В
гостях у поэта»
Цель: знакомство с творчеством
поэта
2. Экскурсия в областную
детскую библиотеку им. А.П
Гайдара
презентация,
портрет А.С.
Пушкина, книги
со сказками
3 неделя
«Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебедь»
1.Чтение сказки в группе;
Цель: знакомство со сказкой
2.Прослушивание сказки на CD;
3.Упражнение «Ветер, ветер, ты
могуч…» (прослушивание СD
записи диска «Шум ветра»)
Цель: развитие фонематического
восприятия
4.Упражнение «Опиши героя» -
по тексту
Цель: развитие связной речи.
5.Упражнение «Какое слово самое
длинное в предложении
(короткое) – по тексту Цель:
развитие дифференциации по
заданному признаку, восприятия,
сравнение слоговой структуры
слова, слухового внимания;
6. Упражнение «Скажи наоборот»
- по тексту
Цель: развитие грамматических
категорий, мыслительных
операций, обогащение словаря
антонимов;
7.Акция «Рукописная книга.
Герои сказки» Цель: развитие
мелкой моторики пальцев
8. Разучивание наизусть отрывков
Цель: развитие памяти,
автоматизация
звукопроизношения,
формирование интонационной
выразительности речи
9. Театрализованная деятельность:
инсценировка отрывков сказки,
подготовка атрибутов
Книги со
сказками, CD-
диски,
иллюстрации
героев сказок,
изобразительные
материалы
4 неделя
«Сказка о рыбаке и рыбке»
1.Чтение сказки в группе,
рассматривание иллюстраций;
2.Прсмотр отрывков мультфильма
по мотивам сказки;
3.Упражнение «Взволновалось
синее море…» Прослушивание
записи шума моря,
дифференциация с другими
звуками. Цель: развитие
фонематического восприятия;
4. Оформление книжного уголка
творческими работами;
5.Акция «Рукописная книга.
Герои сказок»;
6. Подготовка атрибутов к новым
Тексты сказки,
иллюстрации к
сказке, запись
мультфильма,
аудио-запись
шума моря,
изобразительные
материалы,
изображения
героев сказки,
палочки.
спектаклям;
7.Упражнения на развитие
грамматических категорий по
тексту:
- «Один-много» (старик, старуха,
рыбка, сеть, барыня) Цель:
преобразование существительных
единственного и множественного
числа;
- «Угадай героя по описанию»
Цель: развитие связной речи,
развитие предикативного словаря;
- «Назови слово с заданным
звуком» - по тексту. Цель:
развитие звукового анализа.
- «Исправь ошибку» - по тексту
Цель: нахождение ошибки в
согласовании частей речи в
предложении;
8.Разучивание отрывков из сказки
с элементами драматизации
Цель: развитие памяти,
автоматизация
звукопроизношения,
формирование интонационной
выразительности речи
9. Выкладывание из палочек
плоскостного изображения рыбки
по схеме Цель: развитие мелкой
моторики
5 неделя
«Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях»
1. 1.Чтение сказки в группе,
рассматривание иллюстраций;
2.Прсмотр отрывков мультфильма
по мотивам сказки;
3. Оформление книжного уголка
творческими работами;
4.Акция «Рукописная книга.
Герои сказок»;
5. Подготовка атрибутов к новым
спектаклям;
6.Упражнения на развитие
грамматических категорий по
тексту:
- «Угадай по интонации» («Ты
прекрасна, спору нет…») Цель:
развитие просодической стороны
речи, интонационной
выразительности;
- «Какое слово лишнее»
Цель: развитие слухового
внимания, мышления;
- «Что не так» - по тексту. Цель:
Текст или книга
с
иллюстрациями,
изобразительные
материалы для
декораций,
пластилин
нахождение смысловой ошибки в
предложении
- «Назови ласково героя»
(царевна, яблоко, зеркало, братья,
жених) - по тексту Цель: развитие
функций словообразования;
7.Разучивание отрывков из сказки
с элементами драматизации
Цель: развитие памяти,
автоматизация
звукопроизношения,
формирование интонационной
выразительности речи
8. Лепка «Кто герои этой сказки»
Цель: развитие мелкой моторики
6 неделя
«Сказка о попе и о работнике его
Балде»
1.Чтение сказки в группе,
рассматривание иллюстраций;
2.Прсмотр отрывков мультфильма
по мотивам сказки;
3.Упражнение «Угадай, чей
голосок» Цель: развитие
фонематического восприятия;
4. Оформление книжного уголка
творческими работами;
5.Акция «Рукописная книга.
Герои сказок»;
6. Подготовка атрибутов к новым
спектаклям;
7.Упражнения на развитие
грамматических категорий по
тексту:
- «Подбери действие» Цель:
развитие глагольного словаря,
расширение активного словаря
- «Сосчитай до пяти»
Цель: согласование
числительного и
существительного;
- «Подбери картинку по
описанию» - по тексту. Цель:
развитие связной речи,
мыслительных функций;
- «Что общего и чем отличаются
герои» - по тексту Цель:
нахождение и объяснение сходств
и различий предметов и явлений с
опорой на представления;
8.Разучивание отрывков из сказки
с элементами драматизации
Цель: развитие памяти,
автоматизация
звукопроизношения,
Текст сказки и
иллюстрации
формирование интонационной
выразительности речи;
9. Упражнение лабиринт «Помоги
сказочному герою» Цель:
развитие мелкой моторики,
зрительно-моторной координации
3 этап
3. Обобщающий (7неделя)
- Презентация проекта перед родителями: инсценировка отрывков сказок, «Рукописной
книги»
- Разработка выводов и рекомендаций;
-Презентация проекта на педсовете