Автор: Волосникова Ксения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад№443"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: нетрадиционная техника рисования
Раздел: дошкольное образование
Рисуют дети на стекле
Рисуют дети на асфальте,
Возводят город на песке, -
Такого нет еще на карте.
В руках мелки, карандаши...
Детишки - маленькие маги
Но столько вложено души
В их мир прекрасный на бумаге!
Рисование является одним из любимых видов деятельности маленьких
детей. Яркие краски дают приятные ощущения. Изодеятельность необходима
детям для полноценного развития. К ней не надо принуждать, но надо
поддерживать, стимулировать детей. Наряду с традиционными способами и
приёмами можно использовать нетрадиционные; они привлекают простотой и
доступностью. Существует множество нетрадиционных техник, обучать
которым детей надо с раннего возраста, постепенно усложняя их.
Рисование нетрадиционной техникой в раннем возрасте:
- способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цвета - восприятия;
- чувство фактурности и объёмности;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Каждая из техник – это весёлая игра. Детям доставляет огромное
удовольствие сам процесс выполнения работы, они готовы многократно
повторять то или иное действие, и в результате получаются самые
настоящие шедевры. Правильнее будет, если взрослый садится рядом с
детьми и будет рисовать на отдельном листе, показывая тот или иной
элемент, а дети будут смотреть и повторять, рисуя свою картинку.
ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕХНИК НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ
Рисование пальчиками.
Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная с двухлетнего
возраста. Для проведения занятия понадобятся пальчиковые краски или
гуашь, салфетки и плотная бумага небольшого размера с нанесённым на
неё рисунком или аппликацией, т. к. дети младшего возраста могут лишь
дополнить работу недостающими деталями. Это может быть мухомор без
пятнышек на шляпке, ветка рябины без ягод или Новогодняя ёлка без
праздничных шаров и т. д. Детям предлагается опустить пальчик в краску
и нанести точки, пятнышки на бумагу для завершения рисунка. Рисовать
можно как одним цветом, так и несколькими, причём краски разного цвета
можно набирать на разные пальчики. После работы пальчики вытирают
салфеткой, а затем легко смывают краску.
Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и
повышает их самооценку.
Многие родители отрицательно относятся к желанию ребенка творить с помощью пальцев и
ладоней. Однако этот способ поистине хорош, поскольку он дает малышу полную свободу
действий. А ведь пальцы слушаются детей намного лучше, чем кисти и карандаши, поэтому
результат такого творчества получается гораздо более эффектным. Гораздо лучше, если мы
научим детей обращаться не только указательным пальцем, но и всеми остальными, и даже
ладонями. Это поможет им открывать новые границы творчества, развивать воображение и
учиться создавать новые образы. Не пренебрегайте возможностью поработать вместе с
детьми. Коллективное творчество позволит детям почувствовать себя частью команды,
увидеть свою значимость и важность, влиться в коллектив и осознать вашу любовь. Не
переживайте за испачканные руки или одежду, поскольку это не главное, ваша основная
задача – обеспечить гармоничное развитие малыша.
Рисование ватными палочками.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном
случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его
перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются
точечные рисунки красками. Вот как это делается. Берутся ватные палочки и окунаются в
густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же
заинтересовать ребенка.
Точечное рисование станет удовольствием для любого малыша. Макайте вату в краску,
наносите точки на бумагу, пока не получите результат. Обычно совместный труд ребенка и
родителей приводит к созданию яркой и красочной картины, которая не только нравится всем
участникам процесса, но и напоминает о единстве семьи. Точечное рисование развивает
способность замечать незначительные вещи, мелкие детали, которые являются очень
важными. Кроме того, ребенок в процессе творчества становится терпеливым и усидчивым.
Кляксография.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и
разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и
видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или
моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень
полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не
принуждая детей, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу -
обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый
сюжет.
Это один из самых популярных способов развития творческого воображения у детей. Также
он способствует активации мыслительных процессов, включению способности размышлять
логически. Рисование-кляксография – это способ творческого самовыражения. Чтобы его
освоить, научите детей делать разноцветные кляксы на бумаге. После этого вместе с ним
рассмотрите полученные художества. Научите детей замечать в кляксах различные образы.
Задавайте им наводящие вопросы. Например, спросить малышей, что им напоминает
полученный рисунок, что они видят на нем. Волшебная клякса также может превратиться в
полноценный рисунок. Когда малыш без труда будет говорить, с чем у него ассоциируется
образ на бумаге, можно освоить более сложный вариант данной техники. Для этого вместе с
ребенком обведите кляксы или дорисуйте некоторые детали. Если серьезно подойти к этому
процессу, можно получить в результате целый сюжет.
Поролон и метод штампов
Большинство людей считает, что для рисования обязательно иметь кисти и карандаши. Это
далеко не так. Поролон – это орудие, которое поможет вам провести занятие по рисованию с
ребенком, которое вам надолго запомнится. Чтобы дети не скучали и реализовывали свои
творческие способности, вам нужно изготовить специальную кисть. Сделайте из поролона
разные геометрические фигурки, после чего прикрепите их к ручкам или карандашам. Далее
макайте самостоятельно изготовленные кисти в краску и методом штампов создавайте
картину. Когда вы освоите начальный уровень этой техники, позвольте ребенку
самостоятельно придумать, какие фигурки он хочет использовать в процессе рисования.
Помните о том, что дети только учится создавать шедевры. Поэтому не критикуйте детский
рисунок. Укажите на его достоинства, чтобы у малышей появилось желание работать дальше.
Нетрадиционное рисование по возрастам
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и
техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать
себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу
для самовыражения.
Памятка для
родителей
"Нетрадиционные
техники рисования для
детей раннего
возраста"
ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
с маленькими художниками!
"Рисование пальчиками"
Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу.
На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
"Рисование ладошкой"
Ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки
и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками,
окрашенными разными цветами.
"Рисование ватными палочками"
Ребенок опускает в гуашь палочку и наносит точки, пятнышки. Сначала
можно нарисовать по контуру, а затем заполнить весь рисунок точками.
Для каждой новой краски берите новую палочку.
"Оттиск поролоном"
Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит
оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и
поролон.
"Оттиск пробкой"
Ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит
оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и
пробка.
"Тычок жесткой полусухой кистью"
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа
вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом,
заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация
фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование "крупой,песком,солью".
0
ГАЛЕРЕЯ РИСУНКОВ