Напоминание

Средства и методы воспитания координационных способностей у юных дзюдоистов


Автор: Кузнецова Наталья Михайловна
Должность: тренер
Учебное заведение: ГБУ СШОР по видам единоборств
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: Методический материал
Тема: Средства и методы воспитания координационных способностей у юных дзюдоистов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Средства и методы воспитания координационных

способностей у юных дзюдоистов

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.

Сущность и значение координационных способностей в

управлении движениями.

1.1 Понятие о ловкости и её значение в управлении

движением……………………………………………………………………....6

1.2 Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего

школьного возраста………………………………………………….……….

1.3. Средства и методы воспитания координационных способностей

…………………………………………………………………………………...9

1.4. Методика воспитания координационных способностей………11

1.5.

Средства и методы воспитания координационных способностей

используемых в дзюдо………………………………………………………..23

1.6. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня

развития ловкости……………………………………………………………..28

ГЛАВА 11. Воспитание координационных способностей у детей

младшего школьного возраста занимающихся дзюдо……………….…32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…45

ПРИЛОЖЕНИЯ (предлагаемые упражнения для воспитания координации)

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность исследования. Построение тренировки в спортивных

единоборствах и ее реализация всегда привлекали внимание специалистов,

работающих в детско-юношеских спортивных школах и в спорте высших

достижений. В настоящее время в спортивных единоборствах накоплены

достаточно обширный экспериментальный материал и большой практический

опыт, которые обусловливают возможность более основательной и детальной

разработки этой проблемы (Трутнев П.В., 2006).

В последнее десятилетие существенно изменяется методика тренировки,

совершенствуется техническое и тактическое мастерство борцов, повышается

уровень развития физических и психических качеств. Борьба становится

более агрессивной и темповой, что требует повышения технико-тактической,

психологической и физической подготовленности спортсменов, одним из

основных

качеств

которой

являются

координационные

способности

(Зекрин Ф.Х., 2007; Мешавкин А.С., 2007).

Развитие и совершенствование координационных способностей следует

рассматривать как один из важных разделов подготовки спортсменов разного

уровня мастерства, что обусловлено переменной деятельности единоборства,

а

сопротивление,

оказываемое

соперником,

значительно

затрудняет

проведение

технических

действий.

Во

время

спортивного

поединка

атакующие и защитные действия могут быть использованы в различных

комбинациях и последовательности, поэтому само единоборство требует

проявления координационных способностей .[ 3;12 ]

Координационная

тренировка

представляет

собой

сложный

педагогический процесс, обеспечиваемый функциями различных систем

организма

и

разделов

подготовки.

Особое

значение

имеет

выбор

направленности педагогических воздействий и подбора средств тренировки.

Вопросы средств тренировки при развитии координационных способностей в

спортивных видах единоборств изучались многими специалистами [2; 4]

поэтому мы решили изучить их более подробно.

В младшем школьном возрасте происходит "закладка фундамента" для

развития этих способностей,

а также приобретение знаний,

умений и

навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной

период называется "золотым возрастом", имея в виду темп развития

координационных

способностей.

Ведущую

роль

при

трактовке

координационных способностей отводят к координационным функциям

центральной нервной системы. Возможность качественно координировать

движения. Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы

движений в наибольшей мере требуется в видах спорта,

имеющих

периодически

обновляемую

и

произвольную

программы

состязаний

(спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее). От

этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со

сложным составом двигательных действий.

Объект - воспитание координационных способностей у начинающих

дзюдоистов.

2

Предмет

-

средства

и

методы

воспитания

координационных

способностей у детей, занимающихся дзюдо.

В нашей работе мы преследуем следующую цель: выявить наиболее

эффективные средства и методы воспитания координационных способностей

у детей младшего школьного возраста занимающихся дзюдо и применить их

на практике.

Перед работой поставлены следующие задачи:

1.

Проанализировать

научно-методическую

литературу

по

теме

квалификационной работы.

2. Раскрыть понятие ловкость.

3. Ознакомиться с особенностями воспитания ловкости в младшем школьном

возрасте.

3.

Выявить наиболее эффективные средства и методы воспитания

координационных способностей в дзюдо у детей школьного возраста.

Методы исследования: теоретические, эмпирические.

ГЛАВА 1.

Сущность и значение координационных способностей в

управлении движениями.

1.1 Понятие о ловкости и её значение в управлении движением

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие

двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф.

Лесгафт,

говоря о задачах физического образования,

отмечал важность

"умение изолировать отдельные движения,

сравнивать между собой,

сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать

их с возможно большей ловкостью".

Координационные способности человека выполняют в управлении его

движениями важную функцию,

а именно согласование, упорядочение

разнообразных двигательных движений в единое целое соответственно

поставленной задачи.

Значимость воспитания координационных способностей объясняется

четырьмя основными причинами:

1.

Хорошо

развитые

координационные

способности

являются

необходимыми

предпосылками

для

успешного

обучения

физическим

упражнениям. Они влияют на темп,

вид и способ усвоения спортивной

техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное

разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей

плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению

двигательного опыта.

2.

Только

сформированные

координационные

способности

необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии.

Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при

постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности,

повышают возможности человека в управлении своими движениями.

3.

Координационные

способности

обеспечивают

экономное

расходование энергетических ресурсов детей,

влияют на величину их

3

использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по

степени

наполнения

мышечное

усилие

и

оптимальное

использование

соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию

сил.

4.

Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития

координационных способностей - гарантия того, что можно избежать

монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в

спортивной деятельности.

Под координационными способностями понимаются способности чело-

века к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую,

целостную двигательную деятельность.

Для

эффективного

формирования

координационных

способностей

необходимо на базе общего подхода к физическому воспитанию выработать

конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов

координационных способностей с учетом их места и роли в общей системе

двигательной деятельности человека.

Отсюда и вытекает необходимость

классификации координационных способностей.

Применительно к детскому спорту можно выделить следующие наиболее

значимые, фундаментальные координационные способности человека в

процессе управления двигательными действиями:

- способность к реагированию;

- способность к равновесию;

- ориентационная способность;

- дифференцированная способность, разновидностями которой является

способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых

параметров движения;

- ритмическая способность.

Способность к реагированию - это способность быстро и точно начать

движения соответственно определенному сигналу. Различают зрительно-

моторную реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки служит

время реакции на различные сигналы. Например, старт по свистку, отмашки

флажка или сигнал, поданный голосом.

Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положения тела

в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и

динамическое равновесие. Первыми применять так называемые упражнения

на "равновесия", то есть движения и позы в условиях, затрудняющих

сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды

равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом,

бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее.

Ориентационная способность –

это способность к определению и

изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом

изменяющихся ситуации или движущегося объекта. Например, выход после

прыжка в три оборота,

акробатические прыжки,

вольные упражнения в

спортивной гимнастике и так далее.

Способность к дифференцированию – это способность к достижению

высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а

4

также движения в целом. Например, бросок в кольцо с различных точек,

ритмическая способность при броске.

Ритмическая

способность –

это

способность

определять

и

реализовывать

характерные

динамические

изменения

в

процессе

двигательного акта.

Ритмический характер работы организма позволяет

выполнять наиболее эффективно каждое двигательное действие с относитель-

но маленькими наполнениями. Например, выполнение вольных упражнений

под музыку.

Из этого следует, что помимо физических качеств, в младшем возрасте не

менее важно совершенствование координационных способностей детей и

подростков.

1.2 Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего

школьного возраста

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7 до 11 лет

(I-IV

классы).

Педагогическая

эффективность

воспитания

и

обучения

находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитывается анатомо-

физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для

которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или

иных факторов, а так же периоды повышенной чувствительности и

понижение

сопротивляемости

организма.

Знание

физиологии

ребенка

особенно

необходимо

при

физическом

воспитании

для

определения

эффективных

методов

обучения

двигательным

действиям

на

уроках

физической культуры и тренировках, для разработки методов формирования

двигательных навыков, развития двигательных качеств, для определения

содержания физкультурно-оздоровительной работы в школе.

В младшем школьном возрасте происходят значительные изменения в

организме детей и их нужно учитывать в процессе физического воспитания.

Интенсивно развивается нервная система. Удваивается спинной мозг. В

головном мозге происходит значительный скачек в развитии височно-

теменно-затылочной и лобной областей.

Происходит развитие условных рефлексов. К 6-7 годам улучшается.

Развитие процессов коркового торможения создает условие для быстрого

формирования условных связей. В процессе развития ребенка происходят

изменения взаимоотношений коры больших полушарий и подкорковых

структур. Это обуславливает особенности возбудительного и тормозного

процессов в детском возрасте, а следовательно и специфику проявления

типологических

особенностей.

В

младшем

школьном

возрасте

идет

интенсивное созревание сенсорных систем. Помимо корковых отделов

переработку поступающей информации вовлекаются и другие корковые зоны

-

ассоциативные

отделы,

участвующие

в

опознание

стимулов,

их

классификации, выработке эталонов. Эти структуры созревают в течение

длительного времени, вплоть до подросткового возраста и во время его.

Постоянность их созревания определяет специфику процесса воспитания в

школьном возрасте. В зрительном анализаторе в возрасте 6-8 лет зрачки

широкие

вследствие

преобладания

тонуса

симпатических

нервов,

5

иннервирующих мышцы радужной оболочки. В 8-10 лет зрачок вновь

становится узким и очень живо реагирует на свет. Повышается острота зрения

от 0,86% в 5-6 лет до 0,98% в 9-10 лет.

В это время идет развитие

вестибулярного анализатора, который отвечает за координацию движений.

Поэтому при развитии ловкости нужно, прежде всего, развивать возможности

вестибулярного анализатора. Умственная и физическая работоспособности

возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6-8

лет могут выполнить 38 -53 % объема заданий, выполняемые 15-17 летними

учащимися.[5; 21]

Опорно-двигательный аппарат в младшем школьном возрасте так же

претерпевает изменения. Наблюдается усиление роста позвоночного столба,

продолжается окостенение его костей, появляется шейный и грудной изгиб. В

этом возрасте позвоночник обладает большой подвижностью и гибкостью за

счет незначительного окостенения. Именно в это время нужно развивать

ловкость и гибкость.

К шести годам устанавливаются свойственные

взрослому относительные величины верхней и нижней части грудной клетки,

резко увеличивается наклон ребер.

На форму грудной клетки большое

влияние оказывает физические упражнения и посадка. Под влиянием

физических упражнений она может стать шире и объемистее. К семи годам

становятся ясно видимыми кости запястья, происходит сращивание костей

тазового пояса, наблюдается рост костей черепа.

К восьми годам идет

накопление мышечной массы. Она составляет примерно 27% от массы тела.

Рост мышечных волокон продолжается в связи с увеличением сухожилий и за

счет структурных преобразований самого волокна. Увеличивается сила

отдельных групп мышц. Но все же младшие школьники обладают низкими

показателями силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывает у

них быстрое утомление. Дети этого возраста более приспособленные к

кратковременным корыстно-силовым упражнениям. Отсюда видно, что при

таких показателях наиболее целесообразно развивать в этом возрасте

координационные способности. К тому, же в этом возрасте проявляется

способность к точному воспроизведению движений по заданной программе.

Детям доступны такие двигательные акты, как бег, прыганье, катание на

коньках, плаванье, гимнастические упражнения.

Итак, младший школьный возраст особенно благоприятен для развития

ловкости. Педагогические воздействия, направленные на развитие ловкости

дают наибольший эффект, если систематически и целенаправленно применять

именно в этом возрасте, который является ключевым для координационно-

двигательного совершенствования.

1.3

Средства и методы воспитания координационных способностей.

Основным средством для воспитания координационных способностей

являются физические упражнения повышенной координационной сложности

и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно

увеличивать

за

счет

изменения

пространственных,

временных

и

динамических параметров,

а также за счет внешних условий,

изменяя

порядок расположения средств, их вес, высоту; изменяя площадь опор или

6

увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее;

комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю

предметов; выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время.

Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на

представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или

ориентиров

для

контроля

движения

облегчает

освоение

навыка.

Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации

(очки, закрывание глаз, затемненное помещение) значительно усложняют

выполнение двигательных действий.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания

координационных

способностей

составляют

общеподготовительные

гимнастические

упражнения

динамического

характера,

одновременно

охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с

предметами (мячами,

гимнастическими палками,

скакалками и другие),

относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных

условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны

элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие), упражнения в

равновесии.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать

двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой,

высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры,

кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности.

Специальные упражнения для совершенствования координационных

движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта. Это

координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в

данном виде спорта.

На стартовой тренировке применяют две группы таких средств:

1. Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того

или иного вида спорта.

2.

Развивающие,

направленные

на

непосредственно

воспитание

координационных способностей, проявляющихся конкретных видах спорта

(например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях

-

ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую

скамейку).

Упражнения, направленные на развитие координационных способнос-

тей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически.

Зятем, они теряют свою ценность, так как любое, основанное до навыка и

выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие,

не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Таким образом необходимо вводить в тренировочный процесс как можно

больше разнообразных упражнений для развития ловкости.

1.4 Методика воспитания координационных способностей

Для развития двигательно-координационных способностей (ловкости)

7

Л.П.Матвеев,

Е.Н.Вавилов

и

др.

рекомендуют

разнообразные

методические приемы:

1.Применение необычных исходных положений.

2.Изменение скорости или темпа движений, введения разных ритмичных

сочетаний, различной последовательности элементов.

3.Смена способов выполнения упражнений:

-метание сверху, снизу, сбоку;

-прыжки на одной, двух ногах, с поворотом;

-использование предметов различной формы и массы и т.д.

Выполнение согласованных действий

Для развития КС в физическом воспитании и спорте используют

следующие методы:

-стандартно-повторного упражнения;

-вариативного упражнения;

-игровой;

-соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий

применяют стандартно-повторный метод, т.к. овладеть такими движениями

можно только после большого количества повторений их в относительно

стандартных условиях.

По мнению многих исследователей [11; 19], главным методом развития

КС

является

метод

вариативного

(переменного)

упражнения.

Его

подразделяют на два варианта:

-метод строго регламентированного;

-не строго регламентированного упражнения.

К методам строго-регламентированного упражнения, можно отнести

(условно) 3 группы методических приемов, (выше указанных):

1) Приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или

всей формы привычного двигательного действия;

2)Приемы

выполнения

привычных

двигательных

действий

в

непривычных сочетаниях:

а) «зеркально» выполнение упражнений (смена и маховой ноги в прыжках

в высоту и длину с разбега; броски в ведение мяча «не ведущей» рукой и т.д.;

б) усложнение привычного действия;

в) комбинирование двигательных действий.

3) Приемы введения внешних условий, строго регламентирующих

направлений и пределы варьирования:

а)

Использование

сигнальных

раздражителей,

требующих

срочной

перемены действий;

б) Усложнение движений с помощью заданий;

в)

Совершенствование

техники

двигательных

действий

после

дозированной физической нагрузки

г)

Выполнение

упражнений

в

условиях

ограничивающих

или

исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в

кольцо и т.д.)

8

Методы не строго регламентированного варьирования предполагают

такие приемы:

а) Игровое варьирование, связанное с использованием игрового и

соревновательного методов;

б) Варьирование, связанное с использованием необычных условий

естественной среды (бег, бег по пересеченной местности, прыжковые

упражнения и др.

При применении методов вариативного (переменного) упражнения

необходимо учитывать следующие правила:

использовать

небольшое

количество

(8-12)

повторений

разнообразных

физических упражнений;

многократное

их

повторение,

изменяя

отдельные

характеристики

и

двигательные действия в целом, изменяя условия осуществления этих

действий.

Методы строго регламентированного варьирования должны занимать

больше места при формировании ловкости в младшем школьном возрасте.

Для развития ловкости у детей этого возраста очень эффективны игровой

и соревновательный методы. Игровой метод с дополнительными заданиями и

без них, предусматривает выполнение упражнений либо в ограниченное

время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными

действиями. Поэтому целесообразно включать регулярно разные подвижные

игры, эстафеты с направленным развитием ловкости и др. физических

качеств.

Необходимо учитывать особенности регулирования нагрузок и отдыха в

упражнениях, специально ориентированных на улучшение развития ловкости:

их число и частоту повторений в рамках каждого отдельного занятия

целесообразно доводить лишь до таких величин, которые не исключают

успешного преодоления координационных трудностей. [4;33]

Выполнение

упражнений,

направленных

на

создание

новых

или

преобразование уже сложившихся форм координации движений, лучше всего

проводить в начале основной части занятия.

В количественном процессе воспитания способностей, от которых

зависит точность движений, лишь условно выделить отдельные стороны. Л.П.

Матвеев

выделяет

особенности проявления «чувства пространства» в

двигательной деятельности. Он подчеркивает, что «восприятие пространства»

и оценка пространственных параметров движений тесно связаны с активным

включением «мышечного чувства», отсюда понятно, что совершенствование

«чувства пространства» в процессе физического воспитания осуществляется в

единстве

с

совершенствованием

способности

соблюдать

заданные

пространственные параметры движений. Автор отмечает ведущую роль в

совершенствование

«чувства

пространства»

и

повышении

степени

пространственной точности движений:

- четкую постановку и реализацию системы заданий с последовательно

возрастающими требованиями к точности дифференцировок (различий) при

оценке пространственных условий действий и к точности управления

движениями в пределах заданных пространственных параметров. Иначе

9

говоря, чтобы выполнить действие в точном соответствии с заданными

пространственными параметрами, надо чтобы движения были точными:

а) по времени;

б) по величине прилагаемых усилий

Профессор В.И.Лях в своих работах выделяет основной методический

подход на совершенствование этой способности:

системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие

требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве.

Автор предлагает наиболее типичные упражнения на ориентирование:

-ходьба, бег, ведение мяча (рукой, ногой) по линии и разметкам;

-прыжки через гимнастические круги, палки, расположенные на различном

расстоянии друг от друга;

-бег с преодолением препятствий и т.д.,

-почти все игровые упражнения (особенно с несколькими мячами и

участками).

Одним из слагаемых комплексного процесса воспитания ловкости

является

воспитание

способности

поддерживать

равновесие

тела,

балансировать в статических и динамических положениях, обусловленных

жизненными различными ситуациями (статистические упражнения- стойки в

спортивной гимнастике; динамические - бег, прыжки и др.).

В физическом воспитании существует несколько методических приемов

для совершенствования статистического и динамического равновесия:

а) для поздно статического равновесия;

-удлинение времени сохранения позы;

-исключение зрительного анализатора;

-уменьшение площади опоры;

-введение неустойчивой опоры;

-введение сопутствующих движений;

б) для динамического равновесия:

-упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, расположение

и др.)

-упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (качели). Основной

путь совершенствования способности сохранять равновесие, выполнения

последовательно усложняющихся заданий.

Нужно

обучать

учащихся

элементами

самостраховки,

научить

правильным,

элементам

игры

и

соревнования

(кто

больше

удержит

равновесие в положении «ласточка», чья команда добьется более устойчивого

соскока т.д.) - все это повышает качество движений.

Для закрепления разучиваемых упражнений следует выполнять: [9; 16]

а) движения не только в начале, но и в конце урока, после значительной

нагрузки;

б) упражнения в играх, эстафетах, соревнованиях, комплексах утренней

зарядки и домашних заданиях;

в) правильно освоенные движения на «результат».

Ребенок быстрее и эффективнее перестраивает двигательные действия в

одних условиях, способен так же эффективно перестраивать их в других,

10

подобных условиях, внезапно изменившейся обстановки. Наряду с этим

следует различать специфические проявления в данной способности. Для

формирования этой способности наиболее пригодны упражнения, требующие

быстрого, подчас мгновенного реагирования на внезапно меняющуюся

обстановку.

Это

аналитические

и

синтетические

координационные

упражнения подвижных и спортивных игр.

При выполнении определенных двигательных действий, в частности,

сложных в координационном отношении, непривычных или осуществляемых

впервые,

непроизвольно

повышается

напряжение

мышц,

которые

непосредственно не участвуют в данных движениях. Поэтому необходимо

систематически давать установки на расслабление, а также применять

специальные

упражнения

на

расслабление.[11;

34]

Упражнения

на

расслабление можно разделить на 4 группы:

1-включает упражнения, требующие быстрейшего перехода мышц от

напряженного к расслабленному состоянию;

2-упражнения,

в

которых

напряжение

одних

мышц

сочетается

с

расслаблением других (например, напрячь мышцы правой ноги и расслабить

левой, напрячь мышцы правой руки и левой ноги и т.п.);

3-упражнения, в которых требуется поддерживать движения по инерции

расслабленной части тела за счет движений других частей;

4-упражнения,

в

процессе

выполнения,

которых

рекомендуется

самостоятельно определять моменты отдыха для расслабления мышц,

участвующих в работе.

Выполняя упражнения на расслабление, необходимо следить, чтобы

напряжение

мышц

сочеталось

со

вздохом

и

задержкой

дыхания,

расслабление-с активным выдохом.

В.И.Лях рекомендует уменьшить координационную напряженность с

помощью таких приемов:

-заострять внимание учащихся на необходимости выполнять движения

легко;

-применять специальные дыхательные упражнения;

-сознательно контролировать технику движений;

-переключать внимание с контроля за ходом и качеством движений на

внешнюю обстановку.

Для преодоления скоростной напряженности, которая проявляется в

недостаточно быстром расслаблении мышц после их быстрого сокращения,

можно рассматривать как частный случай координационной напряженности,

рекомендуется

упражнения

с

быстрым

чередованием

напряжения

и

расслабления (прыжки, метания, ловля, броски набивных мячей и т.п.).

Для снятия тонической напряженности, которой характерен повышенный

тонус мышц, проявляющийся не только во время работы, но и в условиях

относительного покоя, рекомендуется упражнения на расслабление в виде

свободных движений конечностями и туловищем (потряхивание, махи и т.п.)

Кроме них целесообразны упражнения на растягивание, выполняемые в

промежутках между силовыми и скоростными нагрузками. Эффективными

средствами являются плавание, купание в теплой воде, сауна, массаж...

11

В подготовительной и заключительной части целесообразно проведение

некоторых специально-подготовительных координационных упражнений,

проводящих

и развивающих ловкость. В этих частях урока основным

способом

организации

занятий

является

фронтальный.

Рекомендуется

проводить координационные упражнения ближе к началу или середине

основной части занятия, пока у детей сохраняется оптимальная психическая и

общая работоспособность.

Ряд координационных упражнений можно проводить в середине, во

второй половине или в конце основной части (соответственно упражнения,

направленные на одновременное развитие ловкости и скоростно-силовых

способностей, КС и выносливости). Упражнения, с помощью которых

происходит одновременное развитие КС и гибкости, можно включать в любое

время основной и даже заключительной части урока, где традиционно

представлены задания на дыхание, внимание, восстановление и расслабление

мышц.

В основной части урока, где фронтальный способ организации сохраняет

свое

значение,

необходимо

шире

применять

поточный,

групповой и

индивидуальный способы.

Поточный способ организации занятий при развитии ловкости позволяет

наблюдать

за

индивидуальным

выполнением

достаточно

основных

координационных упражнений и вносить соответствующие коррективы. Этот

способ хорош при выполнении циклических и ациклических локомоций,

акробатических упражнений, заданий с длинной скакалкой, на равновесие,

проведение эстафет. Работу можно организовать в 2-3 потока.

Групповая форма занятий (деление на несколько групп) предлагает

выполнение определенных координационных упражнений каждой группой.

Закончив упражнение, группы по часовой или против часовой стрелки,

переходят на следующие место занятий. По сигналу учащиеся начинают

очередное задание и так до тех пор, пока не пройдут все станции.

Координационные упражнения должны быть разнообразными.

Суть индивидуального подхода состоит в обучении двигательным

действиям на основе глубокого знания особенностей и возможностей

учащихся учитывать уровень развития психофизиологических функций

ребенка. Такие задания могут быть направлены на улучшение слабо развитых

общих чувств движений (пространства, времени, степени проявляемых

мышечных усилий) и т. д.

Организация занятий, направленная на развитие ловкости, включает и

контрольные упражнения (тесты). Они проводятся для того, чтобы установить

уровень развития КС детей, темпы изменения этих способностей.

Очень эффективны для развития ловкости подвижные игры и эстафеты,

спортивные игры. В каждое занятие целесообразно включать следующие

упражнения для развития ловкости: общеразвивающие упражнения на

согласованность движений; бег в сочетании с поворотами и прыжками; бег

спиной вперед, боком, с изменением направления движения. Метание мяча из

различных исходных положений, после прыжков, поворотов; метание в цель в

12

ускоренном темпе; метание в цель по переменно обеими руками; прыжки в

длину, высоту различными способами, прыжки с поворотом и т. д.

Итак при организации занятий следует применять выше описанные

методические приемы и способы. А так же предупреждать и устранять

излишнюю мышечную напряженность.

1.4 Средства и методы развития координационных способностей,

используемых в дзюдо.

Ловкость (координационные способности) проявляется у дзюдоистов в

умении рационально согласовывать движения частей тела при решении

двигательных задач.

Координационные

способности

в

большей

мере

наследственно

обусловлены, чем тренируемы. Н. И. Бернштейн писал о том, что из всех

физических качеств ловкость является «козырной картой» и бьет все

остальные масти. Тренеры-преподаватели по дзюдо при спортивном отборе

занимающихся и переводе дзюдоистов на последующие этапы подготовки

должны отдавать приоритет спортсменам, имеющим более высокий уровень

координационных способностей. Эти дзюдоисты потенциально способны

усваивать больше технических действий, комбинировать их между собой, а

также перестраивать движения в зависимости от изменения ситуации.

Координационные

способности

у

новичков,

занимающихся

дзюдо,

проявляются в быстрой обучаемости и умении изменять свои действия в

зависимости от условий противоборства.

У дзюдоистов координационные способности имеют несколько видов

проявления:

а) ритм (сочетание акцентированных и неакцентированных фаз движения)

при выполнении технических действий;

б) равновесие при проведении атакующих и защитных действий;

в) ориентирование в пространстве и времени;

г) управление кинематическими параметрами движений (временными,

пространственными

и

пространственно-временными),

динамическими

(силовыми), качественными (энергичность, пластичность).

Развитие

координационных

способностей

дзюдоистов

зависит

от

различных факторов. Важнейший — двигательная память (запоминание и

воссоздание движений) охватывает у дзюдоистов диапазон двигательных

умений и навыков любой сложности, проявляемых в вариативных условиях

деятельности и в различных состояниях утомления. Важный фактор —

межмышечная и внутримышечная координация (переход от напряжения к

расслаблению, взаимодействие мышц антагонистов и синергистов). Высокий

уровень

координационных

способностей

обеспечивается

также

пластичностью

центральной

нервной

системы,

уровнем

физической

подготовленности дзюдоистов (развитие скоростных и скоростно-силовых

способностей, гибкости), антиципация действий партнера или соперника

(предвосхищение его атакующих или защитных действий), установка на

решение двигательной задачи в вариативных условиях.

Отмечено, что чувствительные периоды развития координации движений

у дзюдоистов наблюдаются в 8–9 и 11–12 лет, у дзюдоисток в возрасте от 8–9

13

и до 10–11 лет. Средние темпы прироста координации — в 13–14 лет

(дзюдоисты) и в 11–12 (дзюдоистки). В учебно-тренировочном процессе

можно акцентировать развитие равновесия у всех занимающихся дзюдо с 7 до

14 лет. В отдельных случаях показатели координационных способностей

одаренных дзюдоистов детского и подросткового возраста практически не

уступают результатам взрослых спортсменов.

Задачи координационной подготовки дзюдоистов:

1. Совершенствовать

способность

к

освоению

новых

двигательных

действий дзюдо и других видов спорта.

2. Научиться

перестраивать

свою

деятельность

в

зависимости

от

изменяющихся условий противоборства.

3. Осваивать сложные движения и составлять комбинации из ранее

изученных приемов дзюдо.

Средствами развития координационных способностей являются новые,

недостаточно

освоенные

упражнения

или

известные

упражнения,

выполняемые в усложненных условиях (дефицит пространства, времени,

недостаточная информация о сопернике). К ним относятся все упражнения,

содержащие элементы новизны, спортивные и подвижные игры.

Основные методы развития координационных способностей — игровой,

соревновательный,

повторный

интервалами

отдыха

до

полного

восстановления).

В процессе повышения координационных способностей следует избегать

методических

ошибок.

Поскольку,

координационные

способности

дзюдоистов проявляются в тесной взаимосвязи с другими физическими

качествами, то практически все вышеуказанные недостатки в организации

или в методике развития других качеств могут быть причинами травм и при

развитии координационных способностей.

В процессе повышения уровня координационных способностей у

дзюдоистов детско-юношеского возраста необходимо учитывать следующие

рекомендации:

— перед выполнением упражнений на развитие координации движений

необходимо тщательно проводить разминку с применением упражнений,

имеющих сходство с тренировочным как по форме, так и по содержанию;

— скорость выполнения упражнений, их амплитуду и координационную

сложность необходимо увеличивать постепенно, как в 1 занятии, так и в

системе смежных занятий;

— при выполнении упражнений с дополнительными отягощениями нужно

согласовывать

их

величину

с

индивидуальными

возможностями

занимающихся, выполнять только хорошо освоенные упражнения.

На этапе предварительной подготовки 10-12-летних дзюдоистов важно

развивать

равновесие

(статическое,

динамическое),

совершенствовать

способность к управлению кинематическими и динамическими параметрами

движений.

Для развития равновесия рекомендуется применять общеразвивающие

упражнения на уменьшенной площади опоры (ходьба по лежащему шпагату,

по рейке гимнастической скамейки); изменять исходные положения — стоя

14

на одной ноге, упражнения с различными положениями рук, туловища;

круговые движения рук, ног, туловища; выполнять общеразвивающие

упражнения по сигналу, с изменением темпа, ритма, амплитуды движения;

стойки на голове с различными движениями ног.

Совершенствование способности управления движениями производится

путем оценки дзюдоистами собственных двигательных действий и регуляции

параметров движений. У юных дзюдоистов важно заострять мышечные

ощущения, возникающие при выполнении приемов. Для этого им необходимо

отрабатывать технику с партнерами своего веса и более легкими (на 2–4 кг),

на месте и в движении, в начале основной части учебно-тренировочного

урока и в конце (когда наступило легкое утомление). Также рекомендуется

развивать способность к расслаблению мышц, применяя элементарные

упражнения: напрячь-расслабить мышцы кисти, предплечья, плеча, спины,

живота, бедра, голени, стопы (на 5-10 с).

Для совершенствования вестибулярной устойчивости юных дзюдоистов

рекомендуется применять разные кувырки с изменением положения рук и

ног. Например, кувырок вперед со скрещенными ногами, кувырок вперед

руки в стороны, кувырок вперед с теннисными мячами в руках.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей

дзюдоистов 10–12 лет, рекомендуется включать в разминку или выполнять в

начале

основной

части

учебно-тренировочного

урока

до

наступления

утомления.

Средства

координационной

подготовки

для

дзюдоистов

необходимо применять с учетом принципов дидактики — от простых

упражнений к сложным, от легких к трудным, от известных к неизвестным.

На этапе начальной специализации у дзюдоистов 12–14 лет координация

движений стабилизируется и даже несколько снижается. Независимо от этого

подтверждается необходимость продолжать развитие координации движений.

Основу методики совершенствования точности движений у дзюдоистов этого

возраста составляют упражнения, требующие дифференцирования усилий,

оценки техники движений, воспроизведения известных приемов в новых

сочетаниях.

Наиболее трудными для дзюдоистов 12–14 лет являются задания на

точность дифференцирования кинематических и динамических параметров

движений. Рекомендуется применение «контрастных» заданий: броски и

удержания, выполняемые в обе стороны; совершенствование техники

обусловленного броска на высоком и низком партнере (или более легком и

тяжелом);

выполнение

«сближаемых

заданий»,

предполагающих

преследование

партнера

после

различных

бросков

обусловленным

удержанием; совершенствование техники с партнером на обусловленной

дистанции (средней, ближней).

Совершенствование пространственной точности движений дзюдоистов

12–14 лет имеет 2 направления: совершенствование эталона движения и

изменение движения с учетом заданных параметров. Для дзюдоистов детско-

юношеского возраста первое направление реализуется при изучении техники

ученических

поясов

(кю).

Второе

предполагает

применение

целевых

установок: броски только на «иппон», броски в неудобную сторону,

15

применение обусловленных тактических действий при проведении бросков

(повторная атака, выведение из равновесия в разных направлениях).

Совершенствование

точности

силовых

характеристик

движений

у

дзюдоистов возможно, применяя для этого анализ собственных усилий (на

силовом динамометре), выполняя упражнения с амортизатором, специальные

упражнения на выведение партнера из равновесия.

Для развития координации движений у дзюдоистов регламентируются

параметры тренировочных нагрузок.

Параметры нагрузок при развитии координации движений у дзюдоистов

10–17-летнего возраста

В процессе повышения координационных способностей у дзюдоистов

следует

избегать

следующих

методических

ошибок:

применение

однообразных упражнений, несоответствие сложности упражнения уровню

подготовленности занимающихся.

1.5

Контрольные упражнения и тесты для

определения уровня

развития ловкости

Некоторые

контрольные

упражнения

для

определения

уровня

координационных способностей:

1) бег «змейкой»;

2) челночный бег 3×10 м;

3) челночный бег 4×9 м с последовательной переноской двух кубиков за

линию старта;

4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных

положений. [14; 7]

5) Прыжки на месте на правой, левой, на двух ногах с поворотами на

90, 180 и 360 градусов.

6) Кувырки вперед, назад, через правое и левое плечо в различных

сочетаниях.

16

ГЛАВА II. Практическое воспитание координационных способностей у

детей младшего школьного возраста занимающихся дзюдо

Проанализировав источники научной и методической литературы по

особенностям подготовки дзюдоистов, занимающихся в детско-юношеских

спортивных школах и методике развития координационных способностей у

дзюдоистов, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах, с

целью

поиска

эффективных

средств

и

методов

для

развития

координационных способностей у дзюдоистов, занимающихся в СДЮСШОР

по видам единоборств в группах начальной подготовки мы выбрали средства

и методы воспитания координационных способностей оптимальные для

младшего школьного возраста.

Ознакомившись с методикой воспитания координационных способностей

у детей, занимающихся дзюдо в группах начальной подготовки второго года

обучения

мы

внедрили

ее

в

учебно-тренировочный

процесс

для

практического использования с целью обосновать эффективность воздействия

методики на показатели координационных способностей у дзюдоистов,

занимающихся в ДЮСШ в группах начальной подготовки второго года

обучения.

Анализ

научной

и

методической

литературы

показал,

что

координационная тренировка представляет собой сложный педагогический

процесс, обеспечиваемый функциями различных систем организма и разделов

подготовки. Особое значение имеет выбор направленности педагогических

воздействий

и

подбора

средств

тренировки.

Однако

направленность

педагогических воздействий тренировки при развитии координационных

способностей у дзюдоистов, занимающихся в детско-юношеских спортивных

школах в группах начальной подготовки, изучена на сегодняшний день

недостаточно. Сложившееся в настоящее время положение сдерживает

возможность направленно воздействовать на процесс ведения борьбы в

дзюдо, которая в значительной мере связана с проявлением координационных

способностей.

Для обоснования эффективности воздействия методики на показатели

координационных способностей у дзюдоистов, занимающихся в СДЮСШОР

в группах начальной подготовки второго года обучения мы перед началом

применения протестировали координационные способности занимающихся

на

базе

специализированной

детско-юношеской

спортивной

школы

олимпийского резерва (ГБОУ ДОД СДЮСШОР) по видам единоборств г.

Твери ул. Краснофлотская д. 3 в сентябре 2012. Для тестирования выбраны

пять занимающихся случайным образом..

Педагогическое тестирование проводилось на основе следующих тестов

[21, 38] (см. прил. 2 ). Результаты тестирования занесены в протоколы (прил.

№ 4)

В резльтате тстирования олучены следющие результаты: см. таб.1.

17

Т.

Результаты предварительного тестирования координационных способностей

дзюдоистов 2-го года обучения

1-тест(см.)

баллы

Коэфф-т (см)

1. И.И.

2

3

4

5

ХСред.

Первый тест показал, что …..

Второй тест …..

3-тест…

На основании тестов прыжков в длину с места из исходных положений

лицом и спиной вперед был рассчитан коэффициент сбивающего воздействия

по формуле: в приложение

К = П1: П2, где

П1 - прыжок в длину с места из исходного положения лицом вперед по

направлению движения;

П2 - прыжок в длину с места из исходного положения спиной вперед по

направлению движения.

На втором этапе (сентябрь-декабрь 2012 года) – практически и

целенаправленно

применялись

средства

воспитания

координационных

способностей по методике шестакова ( приложение № 1.)

Специализированные

упражнения

для

развития

координационных

способностей применялись в начале основной части учебно-тренировочного

занятия. На их выполнение давалось от 10-15 до 20минут учебного времени с

учетом возрастных особенностей и с учетом периодов годичного цикла

тренировки.

На третьем этапе (январь 2013 года) - подведены итоги практического

использования

средств

воспитания

координационных

способностей

у

дзюдоистов, занимающихся в СДЮСШОР в группах начальной подготовки

второго года обучения и оформлены полученные результаты см. таб 2.

ТАБЛИЦУ ВСТАВИТЬ

После таб. Описать результаты по каждому тесту

Первый тест показал …. Рез. Что на 15% лучше первоначального.

Второй тест

Сводная таблица результатов воспитания коордиоционных спобностей

1- тест

до

после

1

2

3

18

4

Таким образом, практическое применение средств и методов воспитания

коордиоционных способностей показало, что данное качество тренируемо.

На современном этапе в тренировках не уделяется должного внимания

воспитанию данного качества. Цель наше работы достигнута. Задачи решены.

Повышение

коордиоционных

способностей

после

целенаправленной

тренировки дало результат в соревновательной деятельности. Возросло число

побед. Сократились необоснованные пропуски тренировок. Повысилась

мотивация к занятиям.

Заключение

Рекомендации

1)

уделять

внимание

целенап.

Воспитанию

коордиоционных

способностей. как ведущему качеству в борьбе

2)

– изучать современные подходы в воспитании данного качества

3)

– регулярно

проводить тестирование и отслеживать результаты

соревновательной деятельности

Объект - воспитание координационных способностей у начинающих дзюдоистов.

Предмет - средства и методы воспитания координационных способностей у детей, занимающихся дзюдо.

В нашей работе мы преследуем следующую цель: выявить наиболее эффективные средства и методы воспитания координационных

у детей младшего школьного возраста занимающихся дзюдо и применить их на практике.

Перед работой поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме квалификационной работы.

2. Раскрыть понятие ловкость.

3. Ознакомиться с особенностями воспитания ловкости в младшем школьном возрасте.

3. Выявить наиболее эффективные средства и методы воспитания координационных способностей в дзюдо у детей школьного возраста.

Методы исследования: теоретические, эмпирические.

2-й тест.

Ф.И.

Результат (сек)

1. А.П.

3

2. И.М.

3.7

3. К.А.

2.5

4. С.М.

3.5

5. Л.Е.

4

Хср.

3.34

Испытуемый встает у края матов, уложенных в длину, и принимает

исходное положение - основная стойка. По команде «Марш!» испытуемый

принимает положение упор присев и последовательно, без остановок

выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать их за минимальный отрезок

времени. Результат учитывается в секундах.

3-й тест (можно не брать)

Ф.И.

Результат (баллы)

1. А.П.

5 4

2. И.М.

4 4

3. К.А.

5 4

4. С.М.

3 3

5. Л.Е.

3 3

19

Хср.

4 3.6

Испытуемый выполняет метание теннисного мяча на точность на

расстоянии 15 метров правой и левой рукой из положения стоя. Результат

определяется в баллах.

4-й тест

Ф.И.

Результат (см)

1. А.П.

110 95

2. И.П.

120 81

3. К.А.

115 89

4. С.М.

118 81

5. Л.Е.

95 75

Хср.

111.6 81

Испытуемый выполняет прыжок в длину с места из исходных положений

лицом вперед и спиной вперед. Результат определяется в сантиметрах.

После

4-х

месячного

применения

упражнений

воспитывающих

координационные способности

мы получили следующие результаты(см.

прил. 2)

Результаты тестов показали, что среднее значение по всем четырем

тестам улучшилось. Отсюда вывод, что при систематичном и

спланированном применении упражнений, направленных на развитие

координационных способностей, дети быстрее и качественнее

справляются с заданиями. А так же быстрее осваивают новую технику

борьбы. В дальнейшем соревнования показали, что у большинства

детей увеличилось количество побед, то есть они стали лучше

ориентироваться в сложных условиях поединка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дзюдо

-

сложный

ситуационный

вид

единоборства,

в

котором

встречается множество самых разнообразных положений и движений

спортсменов. Абсолютно одинаковые ситуации встречаются в дзюдо крайне

редко, а широкая вариативность действий борцов зависит от многих причин,

среди которых основными являются особенности соперника в каждом

конкретном поединке - уровень мастерства, морфологические данные, манера

ведения схватки собственных приемов, турнирное положение.

Столь широкий диапазон факторов, от которых зависит успешность

внешней стороны соревновательной деятельности борца, предопределяет

особую важность совершенствования механизмов адаптации и перестроения

моторики

спортсмена

в

соответствии

с

требованиями

меняющейся

обстановки поединка. Такая адаптация, в свою очередь, является одним из

проявлений ловкости человека. В связи с этим становится очевидным, что

ловкость (координационные способности) следует считать ведущим для

борца двигательным качеством.

20

Работая над развитием координационных способностей у юных борцов

необходимо вводить специальные упражнения во все части тренировочного

занятия. В зависимости от уровня подготовленности и периода тренировки

общее время выполнения всех упражнений направленное на развитие

координационных

способностей

следует

доводить

до

50%

общей

продолжительности занятий.

При развитии координационных способностей чаще других используют

следующие методы:

-метод переменного упражнения, который обеспечивает непрерывную

работу с меняющейся интенсивностью;

- метод «перенос по навыку», который позволяет проводить двигательные

действия из однообразных положений и по элементам как можно меньшее

количество раз, добиваясь лишь рациональной структуры и не автоматизируя

навык;

- соревновательно-игровой метод, который заключается в том, что знания,

умения,

навыки

развития

двигательных

и

морально-волевых

качеств

приобретается в ходе игры или соревнований

- круговой метод это один из комбинированных методов упражнения.

Основу

его

составляет

последовательное

выполнение

специально

подобранного комплекса физических упражнений с использованием ряда

методов. Юные борцы переходят от одного снаряда к другому, от одного

места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Выполнив

последнее упражнение в серии, они вновь возвращаются к первому, как бы

замыкая круг.

К

числу

основных

координационных

способностей

борца,

способствующих

развитию

ловкости

относятся:

способность

к

дифференцированию временных, пространственных, силовых параметров

движения; способность к ориентации в пространстве; способность к

перестраиванию движений; способность приспосабливаться к изменяющейся

ситуации и к необычной постановке задач; способность предугадывать ход

изменения ситуации; способность сохранять и поддерживать равновесие.

В результате анализа литературных источников по особенностям

подготовки дзюдоистов, занимающихся в детско-юношеских спортивных

школах и методике развития координационных способностей у дзюдоистов,

занимающихся в детско-юношеских спортивных школах было выявлено, что

в

настоящее

время

до

сих

пор

существует

недостаточная

научная

обоснованность направленности педагогических воздействий при развитии

координационных способностей в дзюдо; поэтому тренерам необходимо

работать в этом направлении постоянно.

Решение задач физического воспитания по направленному развитию

координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми младшего

возраста и другими занимающимися приводит к тому, что они:

-значительно

быстрее

и

на

более

высоком

качественном

уровне

овладевают различными двигательными действиями;

-постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает

успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в

21

координационном

отношении

двигательными

навыками

(спортивными,

трудовыми и др.);

- приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы

в процессе двигательной деятельности; испытывают в психологическом

отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных

формах новых и разнообразных движений.

При применении на практике специальных упражнений на развитие

координационных способностей мы выяснили, что дети впоследствии

успешнее и качественней справляются с заданиями. Это было выяснено

методом тестирования.

Итак в современных условиях необходимо больше времени уделять

целенаправленному развитию координационных способностей в младшем

школьном возрасте. Так как дети впоследствии успешнее выполняют задания

по овладению сложной техникой дзюдо. Обязательно использовать средства и

методы описанные в этой работе. Так же упражнения и тесты позволяют

выявить наиболее перспективных учеников, а значит будет возможность

улучшить спортивные показатели на соревнованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абашин А.И., Конаков А.В. Исследование подходов к построению технико-

тактических комбинаций в комплексных видах единоборств //Теория и

практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2008. № 2 (14). С. 64-66.

2. Блях В.Я., Елисеев С.В., Табаков С.Е., Селуянов В.Н. Принцип построения

биологически обоснованной концепции физической подготовки борцов

(самбо и дзюдо) //Теория и практика физической культуры. 2005. № 5. С. 30-

35.

3.Васильков А.А. Теория и методика спорта. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 177-

179 с.

4. Гожин В. Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы:

монография. М.: Физкультура и спорт, 2005. 168 с.

5. Горбунов А.В., Орлов В.В. Соревновательная деятельность борцов как

фактор

целенаправленного

совершенствования

технико-тактической

подготовки сотрудников ОВД //Теория и практика физической культуры.

1998. № 7. С. 6.

6. Дзюдо. Учебная программа для учреждений дополнительного образования /

И.Д. Свищев, В.Э. Жердев, Л.Ф. Кабанов, В.Л. Кабанов, Н.Г. Михайлов, С.И.

Крищук. М.: Советский спорт, 2003. 112 с.

7. Дзюдо (система и борьба): учебник /Под общ.ред. Ю.А. Шулики, Я.К.

Коблева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 800 с.

8. Евтух А.В. Приоритетные направления рационализации многолетней

спортивной

подготовки

(обзор

современных

исследований)

//Вестник

спортивной науки. 2009. № 6. С. 26-31.

22

9.

Ерегина

С.В.,

Тарасенко

К.Н.

Комплексная

оценка

физической

подготовленности дзюдоистов //Детский тренер. 2007. № 2. С. 10-14.

10. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в

физической культуре и спорте. М.: Академия, 2005. 115-118 с.

11. Зекрин Ф.Х. Динамика совершенствования средств общей и специальной

физической подготовки дзюдоистов на различных этапах многолетней

тренировки //Детский тренер. 2006. № 2. С. 71-74.

12. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.:

ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.

13. Левицкий А.Г. Управление процессом подготовки дзюдоистов с учетом

уровня

индивидуальной

готовности

к

соревновательной

деятельности:

автореф. дис. д-ра пед.наук. СПб, 2003. 50 с.

14. Мешавкин А.С. Методика обучения технико-тактическим действиям

дзюдоистов на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис.

канд. пед.наук. Тюмень, 2007. 25 с.

15. Панков В.А., Гунько И.Н. К вопросу об организации тренировочного

процесса на этапах начальной подготовки в спортивной борьбе //Вестник

спортивной науки. 2008. № 4. С. 34-36.

16. Путин В.В., Шестаков В.Б., Левицкий А.Г. Учимся дзюдо с Владимиром

Путиным. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 6-10 с.

17. Середа В.В., Ананченко К.В., Гринь Л.В. Структурные компоненты

соревновательной деятельности юных дзюдоистов //Физическое воспитание

студентов. 2009. № 7. С. 23-26.

18.

Трутнев

П.В.

Экспериментальное

обоснование

повышения

работоспособности

дзюдоистов

высокой

квалификации

перед

соревнованиями: автореф. дис. канд.пед.наук. Красноярск, 2006. 24 с.

19.

Туманян

Г.С.,

Гожин

В.В.,

Микрюков

В.Ю.

Теория,

методика,

организация

тренировочной,

внетренировочной

и

соревновательной

деятельности: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2002. 53-57 с.

20. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта:

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е издание. М.:

Академия, 2004. 242-244 с.

21. Шестаков В.Б., Ерегина С.В. Теория и методика детско-юношеского

дзюдо. М.: Олма Медиа Групп, 2008. 216 с.

23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Упражнения для развития координационных способностей.

1. Упражнения на ориентирование:

а) ходьба, бег, ведение мяча (рукой, ногой) по линии и разметкам;

б) прыжки через гимнастические круги, палки, расположенные на различном

расстоянии друг от друга;

в) бег с преодолением препятствий и т.д.,

г) почти все игровые упражнения (особенно с несколькими мячами и

участками).

2. Упражнения на расслабление можно разделить на 4 группы:

1-включает упражнения, требующие быстрейшего перехода мышц от

напряженного к расслабленному состоянию;

2-упражнения,

в

которых

напряжение

одних

мышц

сочетается

с

расслаблением других (например, напрячь мышцы правой ноги и расслабить

левой, напрячь мышцы правой руки и левой ноги и т.п.);

3-упражнения, в которых требуется поддерживать движения по инерции

расслабленной части тела за счет движений других частей;

4-упражнения,

в

процессе

выполнения

которых

рекомендуется

самостоятельно определять моменты отдыха для расслабления мышц,

участвующих в работе.

3. Упражнения на согласованность движений:

а) бег в сочетании с поворотами и прыжками;

б) бег спиной вперед, боком, с изменением направления движения;

в) метание мяча из различных исходных положений, после прыжков,

поворотов;

г) метание в цель в ускоренном темпе;

д) метание в цель по переменно обеими руками; прыжки в длину, высоту

различными способами, прыжки с поворотом и т. д.

1.

Контрольные упражнения:

а) бег «змейкой»;

б) челночный бег 3×10 м;

3) челночный бег 4×9 м с последовательной переноской двух кубиков за

линию старта;

в) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных

положений. [14, 7]

г) Прыжки на месте на правой, левой, на двух ногах с поворотами на 90, 180

и 360 градусов.

д) Кувырки вперед, назад, через правое и левое плечо в различных

сочетаниях.

4. Специализированные упражнения:

-Равновесие на правой и левой ноге.

-Челночный бег с прыжками и поворотами.

-Рывковое движение прямыми или согнутыми руками в стороны, вверх, назад.

-Вращательные движения в плечевых суставах прямыми или согнутыми

руками.

24

-Прыжки на месте на правой, левой, на двух ногах с продвижением вперед,

назад.

-Прыжки на месте на правой, левой, на двух ногах с поворотами на 90, 180 и

360 градусов.

-Челночный бег с прыжками и поворотами.

-Кувырки вперед, назад, через правое и левое плечо в различных сочетаниях.

-Выход на удержание из различных исходных положениях (сидя спиной к

друг другу, лежа на спине, лежа на животе).

-Имитационные упражнения с набивным мячом.

-Боковой переворот.

-Подвижная игра «Пятнашки».

-Лазание по гимнастической стенке с набивным мячом.

-Прыжки со скакалкой вдвоем.

-Челночный бег с прыжками и поворотами.

-Стойка на голове.

-Стойка на руках.

-Кувырки вперед, назад (вдвоем, втроем).

- Поединок с более опытным противником, используя в поединке вновь

изученные технико-тактические действия;

- Подвижная игра «Метание набивного мяча в мишень»

(В поединке разрешается атаковать только вновь изученными бросками,

упражнениями, удушающими, комбинациями, повторными атаками);

- упражнения, направленные на развитие координационных способностей:

(Партнеры стоят лицом друг к другу, на расстоянии одного шага. Руки

соединены глубоким хватом. Между партнерами проведена черта. По сигналу

каждый стремится перетянуть другого за эту черту);

- Боковой переворот, рондат.

- Партнеры стоят в произвольной стойке лицом друг к другу и держатся

руками за набивной мяч массой 1 килограмм. По сигналу каждый стремится

вырвать мяч у другого различными способами: а) силой, рывком на себя б)

скручиванием в сторону большого пальца руки, расположенной сверху на

мяче; в) рывком с одноименным поворотом туловища и шагом в сторону

стоящей сзади ноги.

- Стоя спиной друг к другу с захватом за локтевые сгибы - поочередные

наклоны вперед.

- Падение на бок, при этом вставая, не распускать захват.

- Подвижная игра «Особая чехарда».

Моделирование ситуации с элементами противоборства.

И.п. - о.с. 1 - правую ногу вперед, правую руку вперед; 2 - и.п.; 3-4 - то же

другой ногой и рукой. 6-8 раз.

-Чередование бега с переносом предметов.

-Переворот на одной руке.

-Подъем с разгибом.

-Подвижная игра «Вытеснение из круга»

25

- Партнеры находятся в стойке ноги врозь на скамейке, правая (левая) нога

впереди. Расстояние между ними полшага. Ударяя правой (левой) рукой по

ладони, каждый партнер пытается вывести другого из равновесия.

- Партнеры находятся в упоре лежа с опорой на одну руку, упираясь другой

рукой в плечо друг друга. По сигналу требуется вытолкнуть партнера за

контрольную отметку. То же, но другой рукой партнеры берутся за набивной

мяч, который следует вырвать.

- Партнеры стоят вплотную друг к другу, взявшись под локти. По сигналу

каждый стремится вытолкнуть другого за контрольную точку.

-Партнеры находятся в положении глубокого приседа на всей ступне лицом

друг

к

другу

на

расстоянии

одного

шага,

руки

ладонями

вперед.

Одновременно ударяя ладонью о ладонь или увертываясь от толчков,

партнеры стремятся вывести друг друга из равновесия. То же в приседе на

носках.

-Подвижная игра «Метание набивного мяча в мишень».

-Партнеры стоят на одной ноге, руки за спиной. Толчками плеча и туловища

каждый пытается вытолкнуть другого за контрольную отметку или с

определенной площадки.

-Партнеры стоят лицом друг к другу. По сигналу партнер стремится зайти за

спину партнера.

-Партнеры лежат на спине разноименным боком друг к другу. По сигналу

каждый старается оказаться сверху и прижать партнера лопатками к ковру.

-Подвижная игра «Гусеница».

Кратковременные схватки (интервальные).

Схватки с форой.

Схватки с нарастанием времени (прогрессивные).

Схватки с соперником меньшего веса.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

тесты разработаны Шестаковым для заним. Дзюдо. нормативная база по

тестам находится в разработке (оценочные нормативы окончательно не

определены).

Тесты.

Тест № 1 - развитие координационных способностей при воздействии на

вестибулярный анализатор. Тест выполняется на борцовском ковре, на

расстоянии 1,5 метра от ковра на полу наносится десять вписанных друг в

друга окружностей радиусом от 5 до 50 сантиметров. Испытуемый из

положения упора присев на дальнем краю ковра выполняет пять кувырков

вперед в группировке с открытыми глазами. После выполнения последнего

кувырка, испытуемый выпрямляется, встает в центр круга и выполняет 10

подскоков на одной ноге, старясь удержаться в центре круга.

Результат определяется по наибольшему отклонению от центра круга в

сантиметрах.

Тест № 2 - развитие координационных способностей при воздействии на

вестибулярный анализатор. Испытуемый встает у края матов, уложенных в

26

длину, и принимает исходное положение - основная стойка. По команде

«Марш!» испытуемый принимает положение упор присев и последовательно,

без остановок выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать их за

минимальный отрезок времени. Результат учитывается в секундах.

Тест № 3

- развитие координационных способностей при сбивающем

воздействии на двигательный анализатор. Метание теннисного мяча на

точность на расстоянии 15 метров правой и левой рукой из положения стоя в

цель. Результат определяется в баллах. Испытуемому дается 3 попытки.

Результаты суммируются. (1-бал попадание в цель. О-бал . )

Тест № 4

- развитие координационных способностей при сбивающем

воздействии на двигательный анализатор. Прыжок в длину с места из

исходных положений лицом вперед и спиной вперед. Результат определяется

в сантиметрах.+ методика выполнения см.как в тест 1+формула

Таблица 1

Таблица 2

Ф.И.

Тест 1 (см.)

Тест 2 (сек.)

Тест 3 (балл)

Тест 4 (см.)

1.А.П.

15

3

5; 4

110; 95

2.И.М.

18

3.7

4; 4

120; 81

3.К.А.

12

2.5

5; 4

115; 89

4.С.М

20

3.5

3; 3

118; 81

5.Л.Е.

25

4

3; 3

95;75

Х ср.

18

3.34

4; 3.6

111.6; 81

Приложение 3

Протоколы результатов тестирования.

Тест 4 . прыжок в длину с

места..

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок в длину с места

спиной вперед (см)

до

В конце

до

В конце

2

3

4

27



В раздел образования