Автор: Розова Вера Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Детский сад № 99
Населённый пункт: Ярославская область, город Рыбинск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Речевые проблемы у ребёнка. Что делать?"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Речевые проблемы у ребёнка. Что делать»
Одним из основных условий полноценного развития личности
ребенка является правильная и красивая речь.
Поэтому, так важно
заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее
чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные
нарушения.
К сожалению в последние годы отмечается увеличение
числа детей с дефектами речи и поэтому сегодня я решила
привлечь ваше внимание к данной проблеме и разъяснить причины
и пути исправления речевых нарушений.
Многие из вас спросят:
Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки
родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время
беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может
и то и другое. Безусловно все эти факторы являются причинами
речевых нарушений. Но опыт работы показывает, что в наш век,
когда родители постоянно заняты, им просто некогда общаться с
детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде
всего, в постоянном общении со взрослыми. Своевременное и
полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из
основных условий его успешного обучение в школе. Поэтому
именно вы должны стать главными помощниками для своих детей.
Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах –
делайте вместе с ними и обязательно просите их рассказывать, что
изображено, описать игрушку. Педагоги отмечают, что самым
трудным на занятиях по развитию речи для ребенка является
описание картины, составление рассказа по серии картин,
творческого рассказа, это следствие того, что у ребенка
недостаточный словарный запас. Необходимо научить ребенка
пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в
которых много повторений. Читайте до тех пор, пока ребенок
сможет сам хорошо пересказать, но помните, что детям читать надо
выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять
разговорную речь. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются
и развивают память, что способствует расширению активного и
пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать
правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить
ребенка слышать и дифференцировать звуки.
Если речевое нарушение не удалось предотвратить и родители не
могут самостоятельно его исправить, то следует обратиться к
логопеду. Вы спросите, а как нам понять, когда бить тревогу? Для
этого я познакомлю вас с возрастными показателями речевого
развития детей.
К 3 годам
ребенок хорошо понимает обращенную речь и
содержание сказок, может отгадать простые загадки, знает названия
многих предметов: игрушек, посуды, одежды, т.е. объектов из его
ближайшего окружения, начинает шире пользоваться глаголами,
прилагательными, обозначающими не только размеры предметов,
но и их цвет, форму, качество. Ребенок произносит, хотя и не
всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: м, мь, н,
нь, п, пь, б, бь, ф,фь,в, вь, т, ть, д, дь, к, кь, г, гь, х,хь, й, сь, ль. При
этом допустимо, что некоторые согласные звуки произносятся
смягченно или заменяются похожими. Нарушена слоговая
структура многосложных сло
К 4 годам словарный запас характеризуется не только словами
чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения,
слова обобщения (Примерный объём словаря детей в это время
составляет 1500-2000 слов). Слова со сложной слоговой структурой
и со стечениями согласных могут произноситься искаженно. К
четырем годам в речи ребенка должны появиться свистящие звуки:
С, З и Ц.
К 5 годам словарный запас обогащается за счет наречий,
обозначающих пространственные и временные признаки и
достигает 2500-3000 слов. В активной речи ребенка появляются
более сложные обобщения. В речи все меньше ошибок на
словоизменение основных частей речи. К пяти годам в речи
ребенка должны появиться шипящие звуки: Ш, Ж, Ч и Щ. У части
детей могут наблюдаются смешения свистящих и шипящих,
Допускается отсутствие сонорных звуков Р, РЬ, Л
К 6 годам качественный скачок в овладении связной речью:
ребенок способен составить рассказ по картинке, пересказать текст
в нужной временной и логической последовательности. Ребенок
активно пользуется обобщающими словами. Грубых
аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении
сложных предложений. К 5, 5 годам должны появиться последние
недостающие звуки Р, РЬ, Л. Появляется способность к выделению
звука из слова, т.е. формируются навыки звукового анализа слов.
На седьмом году жизни ребенок свободно общается со взрослыми и
сверстниками, может поддержать разговор на любую доступную
его возрасту тему.
В речи использует синонимы, антонимы,
начинает использовать отвлеченные понятия и сложные слова.
Звукопроизношение в норме.Совершенствуется диалогическая и
монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и
задавать их. Формируется культура речевого общения. Ребенок
должен освоить звуко-слоговой анализ слов.
Если речь ребёнка не соответствует данным показателям, то с
уверенностью можно говорить о задержке речевого развития. Чем
раньше вы обратите внимание на проблему, тем эффективнее и
быстрее она будет решаться.
Давайте рассмотрим какие бывают речевые нарушения и какую
специализированую помощь вы можете получить.
-фонетическое недоразвитие речи. Пи этом заключении ребёнок как
правило не выговаривает одну группу сонорных звуков (Р.Рь,Л,Ль)
Данное нарушение встречается чаще всего и коррекционную
работу по исправлению звукопроизношения ведёт логопед,
который работает на логопункте вашего детского сада.
-фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ребёнок не
выговаривает или искажает несколько групп звуков: свистящие,
шипящие и сонорные.
Это нарушение так же может исправить логопед на логопункте, но
для этого потребуется больше времени. Есть другой вариант: вы
можете перейти в логопедическую группу другого д/с. Как это
сделать? Для этого необходимо пройти ПМПК (психолого-медико-
педагогическую комиссию) которая выдаст вам заключение, вы
несёте его в Департамент образования и встаёте на очередь в
выбранный вами д/сад с логопедической группой. Он может
находиться в вашем микрорайоне. Но если у вас есть возможность
возить, можете выбрать и любой другой д/сад. Ваше желание
обязательно учтут. Где находиться и что нужно для прохождения
ПМПК.? Центр помощи детям находится на ул. Крестовой, 9.
Чтобы пройти ПМПК вам надо взять направление из своего д/с или
пройти самостоятельно по своему желанию. Перечень документов
представлен на сайте учреждения.
Если вы не хотите уходить из своего д/с то можете обратиться за
помощью в Реабилитационный центр Здоровья, который находится
на ул. 50 лнт ВЛКСМ, 52. В этом центре существует своя комиссия,
после прохождения которой вас зачисляют на курс коррекционных
занятий сроком 1-2 месяца. Потом ребёнок возвращается в свой д/с
на 1-3 месяца. Далее курс повторяется.
-Общее недоразвитие речи ставят тогда, когда нарушено
формирование всех компонентов речевой системы: звуковой,
лексико-грамматической, семантической. С учётом степени ОНР
выделяют 4 уровня речевого развития. Если ребёнку поставили
данное логопедическое заключение, то однозначно ему показана
логопедическая группа. Так как на исправление данного нарушения
уйдёт не один год. Поэтому необходимо пройти ПМПк и далее по
ранее описанному маршруту.
-Заикание (логоневроз)- это нарушение ритмического течения речи,
для которого характерно повторение слов, слогов, частые
остановки или нерешительность в речи, а также неумышленное
удлинение звуков. Грамотную коррекцию заикания осуществляют
специалисты д/с № 13. Это единственный д/с, где оказывается
специализированная помощь по преодолению заикания. Если вы
заметили признаки логоневроза: то вам следует сначала обратиться
в консультационный пункт этого детского сада, где специалисты
проведут обследование. Телефоны указаны на сайте д/с № 13. Если
логопедическое заключение подтвердится, то необходимо будет
пройти ПМПК, чтобы попасть в этот д/с. Учителя-логопеды д/с
№13 осуществляют профилактические рейды по всем садам г.
Рыбинска с целью выявления у детей признаков заикания и если
обнаруживают признаки выдают родителям направление на
консультацию.
При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с
проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом
воздействии можно добиться положительных результатов.
Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к
работе над речью, стремление преодолеть свой дефект. Из опыта
работы можно отметить, что взаимодействие всех участников
процесса – это залог успешной коррекционно-образовательной
деятельности, то есть «совместное творчество» является наиболее
продуктивным и результативным.
И хочется закончить нашу встречу словами Д. Волтли «Результаты,
которые ты получаешь, находятся в прямой зависимости от усилий,
которые ты прикладываешь»
Ещё раз хочу сказать, что речь не является врожденной
способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит
от многих причин.
1.
Зрелость коры головного мозга (особенно двигательного и
речеслухового анализаторов)
2.
Правильное речевое дыхание.
3.
Развитый фонематический слух.
4.
Хорошая подвижность и переключаемость органов
артикуляционного аппарата.
5.
Наличие социальной языковой среды и грамотного
педагогического воздействия взрослых.
Если соблюдены все эти условия, то у ребенка будет правильное
произношение.
В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития
возникает чувство неполноценности.
На отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное
влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как
они настраивают ребенка по отношению к своему дефекту, какие
установки ему дают, является основным формирующим
компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.
Установка может быть попустительской: «Много детей
говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четверки и
пятерки» и т.д.
Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со
стороны других детей, он придет к выводу, что его собственная
речь нормальна, а небольшой дефект – это проявление
индивидуальности.
Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а
говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в
семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут
в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут
смеяться. Неужели трудно произнести нормально, как все?!»
Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится еще
больше, если ребенок слышит насмешки со стороны сверстников.
Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой
дефект (например, заикание).
При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с
проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом
воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо
сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью,
стремление преодолеть свой дефект.